Приобщение детей к культурному наследию родного края
Приобщение к культуре - это процесс , в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры. Приобщение к культуре и истории родного края играет важную роль в процессе воспитания подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Организация мини – музея в детском саду». | 174.24 КБ |
музей | 2.15 МБ |
музей | 2.84 МБ |
музей | 1.7 МБ |
музей | 1.65 МБ |
muzey_-_5_chast.zip | 938.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Образования г. Братск
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Центр Развития Ребенка – Д./С №9»
«Солнечный город»
МАСТЕР – КЛАСС
« Организация мини – музея
в детском саду »
Подготовил:
Мазур Т.С.
II кв. категория
Братск 2012 г.
Программа МАСТЕР -КЛАССА
воспитателя МБДОУ «ЦРР –ДС№9»
Мазур Татьяны Сергеевны, второй квалификационной категории
по теме: «Организация мини – музея в детском саду»
Этапы | Задачи | Приемы ведения |
1 шаг Презентация педагогического опыта |
| Сообщение Презентация опыта Презентация фотоматериалов |
2 шаг Представления системы занятий |
| Презентация |
3 шаг Имитационная игра |
| Игра со слушателями |
4 шаг Моделирование | Организация самостоятельной деятельности. |
|
5 шаг Рефлексия | Результаты совместной деятельности. | Дискуссия. |
«Организация мини – музея в детском саду».
1 шаг
Презентация педагогического опыта
«Если ребёнок родился и рос
На родной стороне, среди белых берёз.
Слышал русские песни, колядки справляя
С светлым праздником Пасхи родных поздравляя.
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным на Земле
Эту заповедь предков в душе сбережёт,
Только радость и счастье с собой принесёт»
В. Л. Аникин «К мудрости ступенька»
Современный дошкольник получает огромное количество информации из окружающего мира, которая часто не несет в себе полезного зерна знаний, положительных эмоций, ярких впечатлений. Проживая в нашем Сибирском крае, дети зачастую имеют недостаточно информации о самобытной культуре этнических групп, проживающих здесь. А ведь это – собственная богатая культура, обычаи, традиции, предания, бережно хранимые предметы быта, одежды, передающиеся из поколения в поколение легенды, произведения литературы и искусства, праздники. Одна из актуальных проблем – это сохранение национального богатства.
Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Поэтому для расширения знаний воспитанников о жизни людей, населяющих наш северный край, обогащение детского сознания яркими впечатлениями, эмоциональными переживаниями, оставляющими глубокий след в памяти воспитанников, мною был создан мини-музей «Сибирячок».
Грамотно выстроить свою работу мне помогли: методические разработки «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Изучив имеющуюся по данной теме литературу, составила перспективный план на средний - подготовительный дошкольный возраст детей. Где постаралась подобрать наиболее интересные материалы, с учетом дидактических целей и возраста детей. Что в свою очередь и подтолкнуло меня задуматься над созданием предметно - развивающей среды, отвечающей всем требованиям мини - музея и поставленными учебными задачами. Особенностью своего мини – музея считаю то, что многие экспонаты создала своими руками, очень пригодились навыки рукоделия. Благодаря этому наш мини – музей стал не только насыщен интересными экспонатами, но и несет в себе очень важные педагогические функции. Он является частью образовательного пространства детского сада, и тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей. Он явился результатом сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей. Через музей дети познают окружающий мир, приобщаются к культуре родного края, общечеловеческим ценностям. В музее созданы условия для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками. Во время занимательных дел и экскурсий, проводимых в музее, учитываются психофизиологические особенности детей разного возраста, создаются условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка.
2 шаг
Представление системы занятий
На базе музея проходят занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, изо деятельностью, музыкой. Выстраивать гармонично работу помогает тематический план, основанный на «Народном календаре», и насыщенный разнообразными методами и приемами.
При его составлении и подборке дидактического материала учитывала
- возрастные особенности детей
-степень сформированности знаний и навыков
- диагностический прогноз
- методы и формы организации
В настоящее время большая роль отводится нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Поэтому в свете новых педагогических задач и основных педагогических технологий наш мини-музей может, и будет развиваться и дальше, способствуя формированию у детей личностной культуры. На сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря новой системе работы нашего мини-музея к нам и нашим детям возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Музей является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности, он приобщает их к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Разнообразные формы работы помогли достигнуть хороших результатов:
Диагностика за 2009 -2012 уч. год.
Диагностика, Наблюдается динамика по всем критериям.
Наш музей еще совсем молод, хотя и отражает то, что уже было очень давно. Много интересных идей и задумок впереди, и одна из них это разработка собственной программы.
Большую роль я отвожу работе с семьей. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семьи и наполнить их досуг новым содержанием. Стало традицией проводить праздники, семейные посиделки, на которые собираются не только мамы и папы, но с удовольствием приходят бабушки и дедушки, вспоминают традиции и обычаи, поют народные песни и колыбельные, играют с детьми.
«Масленица», «День домового», «Праздник осени», «Народные игры», «В гостях у сказки», «Мы - богатыри», «Вечер с Бабушкой-Загадушкой» - это лишь малая часть всех праздников, проведенных за существования музея. К части этих праздников были оформлены тематические выставки, включающие работы детей, а также работы, выполненные детьми совместно с родителями.
В ходе совместной деятельности воспитателей, детей и родителей на базе мини-музея возникали совместные проекты: «Моя семья», «Мой семейный альбом», «Моя родословная». Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало единению воспитателей, родителей и детей. Что сформировало положительное отношение друг к другу. Кроме того у родителей и детей зародился устойчивый интерес к музеям, экскурсиям, выставкам. Многие стали посещать настоящие музеи, о чем дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям.
Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить, почувствовать целостную картину мира, позволят раскрыть и развить свои способности, поможет стать личностью, гражданином и патриотом своей страны, именно она может представлять собой конструктивную альтернативу традиционной организации образовательного процесса дошкольного учреждения.
3 шаг
Имитационная игра
Береги землю родимую, как мать любимую…Учит нас мудрая пословица. Наши предки уважали и почитали мир, в котором жили, и это очень ярко отражалось в разнообразных фольклорных формах, с которыми я знакомлю своих детей. С одной из них, я хочу вас сегодня познакомить, это обрядовая – хороводная песня «Земелюшка – чернозем». Представьте себя детьми старшего – подготовительного возраста….
4 шаг
Моделирование
А сейчас попробуйте самостоятельно смоделировать некоторые из форм работы в мини – музее: игру – драматизацию и ручной труд, используя представленный материал.
Ваша задача:
- искупать малыша (средний возраст)
- накормить, отмечая пользу предлагаемого блюда(старший возраст)
- презентовать самодельную игрушку (подготовительный возраст)
Желаю успехов!
5 шаг
Рефлексия
Уважаемые коллеги, оцените представленную вам систему работы и наше сотрудничество, используя цветовые символы. Помните, что зеленый цвет выразит ваше удовлетворение.
Подписи к слайдам:
землю родимую, как
мать
любимую…
На первом констатирующем этапе
подготовила
необходимый материал: план, конспекты дидактические игры, предметы быта.
«Если ребёнок родился и рос
На родной стороне, среди белых берёз.
Слышал русские песни, колядки справляя
С светлым праздником Пасхи родных поздравляя.
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным на Земле
Эту заповедь предков в душе сбережёт,
Только радость и счастье с собой принесёт»
В.Л.Аникин
«К мудрости ступенька»
Картотеки:
Экспонаты мини – музея:
Литература:
П./игры, пальчиковые, пословицы, поговорки, частушки, загадки, скороговорки, модели.
Макеты, образцы народных
промыслов, разнообразные театры
Методическая, художественная
Создание условий:
Мастер - класс
« Организация мини – музея в
детском саду »
Мазур
Татьяна Сергеевна,
воспитатель,
2 квалификационная категория
Департамент
Образования г. Братск
Муниципальное Бюджетное Дошкольное
Образовательное
Учреждение
«
Центр Развития Ребенка – Д./С №9»
«
Солнечный город»
Творческая студия
«Сибирячок»
-
средний
- старший
- подготовительный
возраст
Конкурс
«Воспитатель года – 2012»
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
"Центр развития ребёнка –
детский сад № 9"
Департамента образования администрации г. Братска
Актуальность:
Музей
– эффективное средство познания системы ценностей,
традиций, которые передаются из поколения в поколение.
Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной
работы
с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их
культурное
значение и рукотворность,
С
тановится незаменимым помощником
в изучении культуры своего
народа
В
оспитывает патриотические
чувства и творчество.
-
Подписи к слайдам:
Картотека игр для девочек
Картотека и
гр для
мальчиков
Картотеки
Картотека считалок
Картотека поговорок
Картотека
пословиц
Картотека загадок
Картотека
чистоговорок
Картотека
п
одвижных игр
Педагогические функции
мини –музея «
Сибирячок
»
Образовательная
Развитие зрительно- слухового восприятия, усвоение информации;
Использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы , стимулирующих интерес к искусству;
Развивающая
Активация мышления;
Развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
Обогащение словарного запаса;
Просветительская
Формирование умений , навыков;
Формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации
;
Воспитательная
Формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
Становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;
Тише, тише, не шумите!
Нашу
сказку не спугните.
Здесь
бывают чудеса
Где
же прячется она?
Подписи к слайдам:
Образовательная
:
Знакомство детей с фольклором Сибири, показать разнообразие его форм.
Воспитательная:
Воспитывать интерес и любовь к истории, традициям и природе родного края.
Развивающая:
Развивать у детей эстетические, художественные и эмоциональные чувства.
В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей! -
Сказала мне сестра.
С.Михалков
Ц
ель
: Приобщение детей к культуре и
истории родного края.
Формы работы в мини – музее:
занимательные дела
посиделки
в
стречи с интересными людьми
в
ыставки детских работ по ИЗО деятельности и ручному труду
экскурсии
и
гры драматизации
Фольклорный праздник
Технология индивидуального
обучения
и развития
Основные
педагогические
технологии
Проектная технология
- ребёнок находит самостоятельное решение «проблемы».
Технология педагогической поддержки
- обучение сотрудничеству.
Здоровьесберегающая
технология
включает:
арттерапия
(«лечение» музыкой и танцами),
сказкотерапия
,
- арт-фантазия и др.
Технология
интегрированного обучения
в основе лежат интегрированные занятия, раскрывающие содержание через синтез искусств.
Социо
– игровые технологии
Структура плана:
«Народный календарь»
Осень
Зима
Весна
Лето
Сентябрь
Декабрь
Март
Июнь
блоки
разделы
основа
Подписи к слайдам:
Мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей! -
Сказала мне сестра.
С.Михалков
Подписи к слайдам:
Дайте
круг пошире!
Не
одна иду плясать
Нас
идет четыре!