Результативность деятельности педагогического работника по развитию способностей воспитанников
Программа составленная на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_netraditsionnoe_risovanie.docx | 59.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №57 открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
214004, г. Смоленск, ул. Ново-Киевская, д 3а
Программа
“Развитие творческих способностей посредством нетрадиционного рисования для детей
старшего возраста”
на 2017-2018 г.
Составитель: воспитатель Ращенкова Н.В.
Пояснительная записка
Уровень программы: развивающая программа для дошкольных образовательных учреждений
Срок реализации – 1 год
Целевые группы, на которые рассчитана программа: дети старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги.
Актуальность программы: В жизни дошкольника очень важную роль играет воображение. Его проявления в дошкольном возрасте настолько ярки и интенсивны, что дало повод считать воображение изначально заданной детской способностью.
Дети фантазируют по самым различным поводам: сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, разговаривают с предметами и изображают невероятные рисунки. Поэтому и существует мнение, что воображение ребёнка намного богаче, чем у взрослого. Однако такая позиция ошибочна. Воображение – это не данная ребёнку врождённая способность, это центральное новообразование дошкольного возраста. (Выготский Л. С.)
Дети действительно много фантазируют, но все их фантастические комбинации построены на основе реального опыта, на знаниях. А так как знают дети ещё мало, и их жизненный опыт ограничен, то и воображение детей беднее, чем у взрослых. Но для ребёнка воображение играет значительную роль. Работа воображения активно включается там, где дошкольнику не хватает знаний и опыта для освоения действительности. Выходит, что воображение является мощным средством дошкольника в познании окружающего мира, его явлений и закономерностей. Его значение не уменьшается и в школьном возрасте, когда ведущей деятельностью становится деятельность учебная. Как было уже отмечено, воображение – это центральное новообразование дошкольного возраста, а, следовательно, его развитие будет определять ход психического развития в младшем школьном возрасте. Степень развитости воображения будет определять готовность к школьному обучению, поскольку на его работу необходимо опираться для усвоения большинства учебных предметов. Таким образом, хорошо развитое воображение – это путь к успеху в учебной деятельности.
Поэтому воображение можно и нужно развивать. Воображение интенсивно развивается во многих видах деятельности и одна из них – изобразительная. В дошкольном возрасте закладывается фундамент эмоциональных связей между собственной изобразительной деятельностью детей и большим увлекательным миром искусства. Искусство как предмет может быть стимулом для творчества и способствовать развитию умственных способностей детей. Поэтому одна из ведущих задач программ ИЗО- деятельности дошкольника - это творческое развитие личности ребенка, и одно из направлений, это - развитие его воображения, фантазии.
Актуальность темы определена следующими проблемами:
1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний.
4. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.
5. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение оказывается прямо и непосредственно связано с осмыслением. Появление смысла в разных сферах деятельности ребёнка позволяет ему разнообразить свои занятия, добиться нового и оригинального в результатах, т. е. способствует развитию у детей творчества.
Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.
Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.
Цель – создать педагогические условия для развития творческого воображения через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.
Задачи:
1. Проанализировать современное состояние вопросов развития творческого воображения и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческого воображения у детей средствами нетрадиционных техник.
4. Выявить эффективность работы по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник рисования.
Задачи в работе с детьми:
- Развивать воображение и творческие возможности детей
- Обогащать и расширять художественный опыт детей
- Поощрять и поддерживать творческие находки.
- Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
- Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
- Способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
- Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений художественной литературы, изобразительного искусства.
- Развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
- Обращать внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих героев.
В 4-6 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности.
1 Этап. Подготовительный
Цель: Проанализировать состояние вопросов развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста нетрадиционными изобразительными техниками; подобрать диагностические материалы для выявления уровня развития воображения у детей; смоделировать систему работы по изобразительной деятельности с родителями и детьми.
Формы работы:
1.Обогащение предметно-развивающей среды.
2.Работа с родителями (беседы, анкетирование, консультации, практикум для родителей)
3.Выявление состояния проблемы в практике с детьми (диагностика)
4.Индивидуальная работа с детьми, подготовка к дальнейшей работе (по итогам диагностики, через систему игр, упражнений)
2Этап. Основной
Цель: апробировать систему работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, нетрадиционными изобразительными техниками; побуждать детей экспериментировать, поощрять и поддерживать творческие находки.
Формы работы:
1.Вхождение детей в проблему: «Рисовать можно и без кисточки, а чем?».
2.Работа с детьми (беседы, наблюдения, упражнения, обследования, чтение художественной литературы, показ способов изображения).
3. Система занятий по рисованию нетрадиционными техниками .
3 Этап. Творческий
Цель: Развивать воображение и творческие возможности детей, вызвать у детей интерес к нетрадиционным материалам и инструментам для создания необычных образов; побуждать детей экспериментировать с художественными материалами и выявлять их выразительные возможности; развивать художественное восприятие, творческое воображение; учить детей отбирать нетрадиционные техники в соответствии с возрастом; учить детей использовать нетрадиционные техники для создания образов
Формы работы:
1.Работа с детьми
2.Совместная художественная деятельность родителей и детей
3.Заключительный мониторинг
Перспективный план по рисованию нетрадиционными техниками
Сентябрь.
1-я неделя.
Обследование детей. Методика “Дорисовывание фигур”.
Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
Материалы: набор из 10 карточек с изображением неопределённых форм.
2-я неделя.
Обследование детей. Рисование по замыслу.
Цель: определение беглости, гибкости воображения, разработанности и оригинальности рисунка.
Материалы и оборудование: бумага, краски или карандаши по выбору ребёнка.
3-я неделя.
Тема: «Цветик - разноцветик».
Цель занятия: закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами.
Материалы и оборудование: гуашь основных цветов, бумага, кисти, палитра.
4-я неделя.
“Сад короля Палитры”. Смешивание красок на палитре для получения дополнительных цветов.
Цель: учить детей самостоятельно экспериментировать с красками для получения дополнительных цветов. Расширять словарь детей.
Материалы и оборудование: гуашь основных цветов, бумага, кисти, палитра.
Октябрь.
1-я неделя.
“Кисть рябинки, гроздь калинки…”. Модульное рисование (ватными палочками или пальцами).
Цель: учить детей создавать красивую осеннюю композицию с передачей настроения, свободно сочетать художественные материалы, инструменты и техники. Расширять словарь детей.
Материалы и оборудование: гуашь, палитра, ватные палочки, салфетки.
2-я неделя.
“Закружила осень золотая…”. Набрызг, смешивание красок для получения их оттенков.
Цель: познакомить детей с тёплыми цветами, способами получения их оттенков. Учит применять технику набрызга. Активизировать воображение детей с помощью прослушивания аудиозаписи. Развивать мелкую мускулатуру рук, расширять словарь детей.
Материалы и оборудование: гуашь, палитра, бумага, жёсткая кисть, мягкая кисть, картон.
3-я неделя.
“Жизнь осеннего леса”. Отпечатывание листьев с деревьев и кустарников.
Цель: учить детей придумывать и отражать в рисунке образы на основе отпечатков листьев. Активизировать воображение детей с помощью сочинения сказки. Развивать связную речь, моторику пальцев рук.
Материалы и оборудование: листья, гуашь, кисть, бумага.
4-я неделя.
“ Идёт дождь”. Рисование с помощью расчёски с использованием техники “ по - сырому”.
Цель: учить детей передавать грусть поздней осени посредством цвета, продолжать учить рисовать в технике “по сырому”, использовать расчёску для изображения дождя. Активизировать воображение детей с помощью звуков природы. Развивать мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование: акварель, бумага для акварели, кисть, расчёска.
Ноябрь.
1-я неделя.
“Чудесные превращения кляксы”. Кляксография.
Цель: учить детей экспериментировать с различными материалами и инструментами, “оживлять” необычные формы. Развивать фантазию путём придумывания различных историй. Развивать связную речь.
Материалы и оборудование: тушь, бумага, трубочка для коктейлей, акварель, кисти.
2-я неделя.
“ По морям, по волнам”. Рисование с помощью зубной щётки.
Цель: учить создавать образ с помощью нетрадиционного материала – зубной щётки.
Материалы и оборудование: зубная щётка, гуашь, бумага.
3-я неделя.
“Сказочная рыбка”. Рисование пластилином.
Цель: учить рисовать с помощью пластилина. Побуждать ребёнка придумывать “свою” сказочную рыбку, украшать её декоративными элементами. Активизировать воображение детей с помощью сказки. Развивать связную речь.
Материалы и оборудование: картон, пластилин, фломастер.
4-я неделя.
Декабрь.
1-я неделя.
“Царство Снежной королевы”. Рисование с помощью пищевой плёнки, смешивание красок холодных цветов с белилами для получения соответствующих оттенков.
Цель: познакомить детей с холодными цветами, учить смешивать для получения оттенков различной светлоты. Познакомить детей с техникой рисования с помощью пищевой плёнки. Активизировать воображение детей с помощью использования сказочных образов. Расширять словарь детей.
Материалы и оборудование: гуашь, бумага, пищевая плёнка, кисть, губка, вода.
2-я неделя.
“Морозные узоры”. Рисование способом кляксографии с ниточкой.
Цель: учить детей с помощью нитки создавать различные фантазийные узоры. Активизировать воображение детей с помощью сказки.
Материалы и оборудование: шерстяная нить, белая гуашь, цветной фон холодных оттенков.
3-я неделя.
“Пригласительный билет на новогодний праздник”. Рисование с помощью восковых мелков и акварели, использование художественного геля с блёстками.
Цель: учить детей рисовать по замыслу, самостоятельно выбирать сюжет для пригласительного билета, учить использовать восковые мелки, создавать ощущение праздника. Развивать моторику рук.
Материалы и оборудование: бумага, восковые мелки, акварель, гель с блёстками для художественного творчества.
4-я неделя.
“Украшения для новогодней ёлки”. Рисование на фольге.
Цель: учить рисовать на фольге, создавая рельефное украшение для ёлки. Развивать мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование: силуэты игрушек из фольги, простой карандаш, ножницы.
Январь.
1-я неделя.
“Морозное утро”. Рисование свечой.
Цель: учить рисовать свечой, создавая образ покрытых инеем деревьев и кустарников. Создавать соответствующее настроение через прослушивание музыки (А. Вивальди “Зима”). Расширять словарь детей.
Материалы и оборудование: свеча, акварель, бумага, кисть.
2-я неделя.
Тема: «Мы ищем кляксу».
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация, познание.
Цель занятия: развитие творческого воображения через знакомство с нетрадиционными видами изобразительной деятельности (кляксография).
3-я неделя.
Тема: «Зоопарк».
Цель занятия - знакомство детей с техникой аппликации из кругов.
4-я неделя.
“Усатые и полосатые друзья”. Отпечаток поролоновой губки.
Цель: учить детей использовать фактуру поролоновой губки для изображения шерсти животных. Создавать сказочную ситуацию для развития воображения. Развивать моторику рук, совершенствовать звукопроизношение через подражание голосам животных.
Материалы и оборудование: поролоновая губка, вода, кисть, гуашь, палитра, бумага.
Февраль.
1-я неделя.
“Февральская вьюга”. Рисование с помощью соли.
Цель: учить создавать изображение с помощью соли, самостоятельно дорисовывать полученное изображение для получения зимнего пейзажа. Активизировать воображение детей с помощью музыки и звуков природы. Развивать звукопроизношение через звукоподражание.
Материалы и оборудование: акварель, бумага, крупная соль, кисть, поролоновая губка, вода.
2-я неделя.
“Восход солнца зимой”. Рисование цветным мелом по влажной бумаге.
Цель: учить создавать изображение с помощью мела на влажной бумаге, познакомить с приёмом тушёвки. Учить передавать красоту родной природы. Учить фантазировать, дорисовывая образ. Расширять словарный запас детей.
Материалы и оборудование: бумага, вода, поролоновая губка, цветные мелки, кисть, акварель.
3-я неделя.
“Галстук для папы”. Различные техники на выбор ребёнка.
Цель: учить осознанно и целенаправленно отбирать использовать различные техники и материалы. Активизировать воображение детей путём создания игровой ситуации.
Материалы и оборудование: акварель, поролоновая губка, вода, свеча, восковые мелки, зубная щётка, кисти, палитра, бумага разных оттенков.
4-я неделя.
“Сказочная птица”. Рисование с помощью отпечатка ладони.
Цель: учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать птицу, используя разные элементы украшения. Развивать связную речь, придумывая сказку или рассказ.
Материалы и оборудование: гуашь, кисть, тонированная бумага, влажные салфетки для рук.
Март.
1-я неделя.
“Ночной город”. Граттаж.
Цель: учить рисовать в технике граттажа, создавая яркий образ ночного города, самостоятельно придумывать содержание рисунка. Развивать связную речь, придумывая историю на основе рисунка.
Материалы и оборудование: заранее подготовленная основа для рисунка (картон, покрытый воском и чёрной тушью), палочка для процарапывания.
2-я неделя.
“Волшебные цветы для мамы”. Рисование с помощью пищевых красителей.
Цель: учить создавать выразительный образ при помощи акварели и пищевых красителей. Придумывать и дорисовывать сказочные цветы на основе цветных пятен. Развивать связную речь.
Материалы и оборудование: акварель, пищевые красители, кисть, губка, вода.
3-я неделя.
Тема: «Весенние цветы».
Цель: знакомство детей с техникой рисования на сжатой бумаге.
Материалы и оборудование: бумага, акварель, кисти, палитра.
4-я неделя.
“Какого цвета весна?”. Монотипия.
Цель: с помощью техники рисования “монотипия” обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая новые нежные, прозрачные оттенки, характерные для пейзажа ранней весны. Активизировать в речи детей чёткое произношение звука “р”.
Апрель.
1-я неделя.
“Путешествие на другую планету”. Рисование с помощью пищевой плёнки.
Цель: продолжать учить приёмам рисования с помощью пищевой плёнки, продолжать учить видеть в цветовых пятнах различные образы. Активизировать воображение детей с помощью музыки, сказки. Развивать связную речь детей.
Материалы и оборудование: акварель, пищевая плёнка, кисть, вода, губка.
2-я неделя.
“Космос и инопланетяне”. Рисование с помощью мыльных пузырей.
Цель: учить нетрадиционной технике рисования – рисованию мыльными пузырями. Продолжать побуждать детей создавать оригинальные образы из абстрактного рисунка на бумаге. Развивать связную речь.
Материалы и оборудование: мыльные пузыри, коктейльная трубочка, бумага, акварель, кисть.
3-я неделя.
“Весеннее небо”. Рисование в технике “по сырому” (цветовая растяжка, лессировка), рисование отпечатком руки.
Цель: дать детям представление о рисовании способом цветовой растяжки “по сырому”, отпечатком руки изображать деревья. Самостоятельно завершать полученный образ.
Материалы и оборудование: акварель, гуашь, кисть, вода, губка, бумага.
4-я неделя.
Коллективная работа “Бабочки”. Зеркальная монотипия.
Цель: закреплять умение рисовать способом монотипии, учить работать коллективно, создавая общее панно из бабочек.
Материалы и оборудование: силуэты бабочек, акварель, губка, вода, кисть.
Май.
1-я неделя.
“Цветущие фруктовые деревья”. Рисование бумажными салфетками.
Цель: учить изображать цветущие деревья с помощью бумажных салфеток, дорабатывать образ кистью. Расширять словарный запас.
Материалы и оборудование: акварель, бумажные салфетки, кисть, вода, губка.
2-я неделя.
“Цветущий куст сирени”. Рисование манной крупой.
Цель: учить изображать гроздья сирени с помощью манной крупы. Активизировать фантазию с помощью прослушивания аудиозаписи музыкального произведения П.И. Чайковского “Фея сирени”. Развивать синестезию путём вдыхания запаха сирени.
Материалы и оборудование: акварель, гуашь, кисть, манная крупа, вода, губка, бумага.
3-я неделя.
Обследование детей. Методика “Дорисовывание фигур”.
Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
4-я неделя.
Обследование детей. Рисование по замыслу.
Цель: определение беглости, гибкости воображения, разработанности и оригинальности рисунка.
Литература:
1. Белова Е., Ищенко И. «Одарённый ребёнок. Что могут сделать для него родители?» Д\В№7,1992г.
2. Борисова Е. «Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании» Д\В №7-8,1992г.
3.Ветлугина Н.А. «Художественное творчество и ребёнок». «Педагогика» Москва 1972г.
Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология» Москва «Просвещение»1988г.
4. Дьяченко О. М. «Развитие воображения дошкольников». – М., 1996г.
5. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. «Чего на свете не бывает?» Москва «Просвещение» 1991г.
6. Казакова Р.Т. «Рисование с детьми дошкольного возраста» Творческий центр «Сфера» Москва2005г.
7. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество» Москва «Мозаика-Синтез»2005г.
8. Комарова Т.С. «Программа эстетического воспитания дошкольников» Педагогическое общество «Россия»2005г.
9. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю. «Изобразительное искусство детей в детском саду и школе» Педагогическое общество «Россия»1999г.
10. Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования» Педагогическое общество «Россия»2005г.
11. Кудрявцев В., Синельников В. «Ребёнок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей! Д\В №9-10 1995г.
12. Косминская Б.В. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» Москва «Просвещение»1985г.
13. Крылов Е. «Школа творческой личности» Д\В №5-6,1992г.
14. Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» Ярославль «Академия Развития»1996г.
Приложение № 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители, просим Вас ответить на следующие вопросы по теме «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ», выбрав один из ответов «да», «нет», либо «другое» вписав свой ответ.
Ф. И. О. ребёнка____________________________________________
1. Рисует ли Ваш ребёнок дома?
a) Да
b) Нет
c) Другое ______________________________________________
2. Обеспечиваете ли ребёнка материалом для творчества (краски, кисти и т.д.)
a) Да
b) Нет
d) Другое ______________________________________________
3. Есть ли Вы у вас дома место, где Ваш ребёнок может заниматься творчеством?
a) Да
b) Нет
e) Другое ______________________________________________
4. Позволяете ли Вы ребёнку изменять привычный порядок в комнате (по-своему убирать, украшать, развешивать рисунки)
a) Да
b) Нет
c) Другое ________________________________________________
5. Обращается ли к Вам ребёнок за помощью в процессе рисования: необходим совет по теме, выборов материалов, расположению рисунка на листе и прочее?
a) Да
b) Нет
c) Другое _________________________________________________
6. Приобретаете ли Вы книги, игры, игрушки, которые с вашей точки зрения полезны для развития творческой деятельности ребёнка?
a) Да
b) Нет
c) Другое ___________________________________________________
7. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребёнка интерес к изобразительному творчеству?
a) Да
b) Нет
c) Другое____________________________________________________
8. Рассказывает ли ребёнок о своём рисунке, ждёт ли похвалы, поощрения?
a) Да
b) Нет
c) Другое ____________________________________________________
9. Знаете ли Вы какие-нибудь нетрадиционные техники рисования, если да, то какие?
a) Да
b) Нет
c) Другое____________________________________________________
10. Пробовали ли Вы рисовать дома с Вашими детьми нетрадиционными техниками рисования (пальчиками, ладошками и т.д.)
a) Да
b) Нет
c) Другое _____________________________________________________
11. Хотите ли Вы, чтобы в детском саду, для развития изобразительного творчества, с детьми занимались нетрадиционными техниками рисования?
a) Да
b) Нет
c) Другое _____________________________________________________
Спасибо за анкетирование!
Приложение № 2
Консультация для родителей
«Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»
Зачем и почему рисуют наши дети? А потому, что изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Уважаемые родители!
Предлагаю Вам познакомиться с необычными техниками рисования. Ваш ребенок расширит свои возможности и получит массу удовольствия, если вы будете предлагать ему новые, необычные материалы и техники для изобразительного творчества.
Ø Веселые брызги
Набираете полную кисть краски, держите ее над бумагой, а другой рукой ударяете по кисти. Так можно получить интересный фон для будущего рисунка. А можно еще до разбрызгивания положить на бумагу шаблоны - фигурки, вырезанные из картона. Например, силуэты звезд, полумесяца, цветов, зверюшек... Получившиеся "белые пятна" можно оставить пустыми или раскрасить.
Ø Отпечатки листьев…
На прогулке соберите вместе с ребенком листья самых разнообразных форм. Дома разведите в бумажных стаканчиках краски так, чтобы они были достаточной густоты. Покрывайте поверхность листа краской и прижимайте его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и разгладьте рукой или скалкой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что получилось. Может быть, придется сначала немного потренироваться, а потом ребенок сможет составить целую композицию из отпечатков листьев.
Ø ...и отпечатки пальцев
Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек. Конечно, краску нужно взять легко смывающуюся, например, гуашь. С акварелью узоры из отпечатков получатся не такими контрастными и выразительными. Начать можно с простых изображений - цветок, кисть винограда... А необходимые детали можно потом дорисовать карандашом.
Ø Рисование губкой
Вам понадобится несколько губок - для каждого цвета отдельная. Сначала попробуйте сами: обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями. Освоите новую технику сами - научите малыша.
Использование нетрадиционных техник может привить детям желание рисовать, сделать ребенку занятия интересными и познавательными.
Не ждите от ребенка шедевров: цель любой изобразительной деятельности - получить удовольствие. Не увлекайтесь критикой, даже справедливой, иначе рискуете отвратить малыша от этого занятия. Но старайтесь и не захваливать, иначе он перестанет воспринимать похвалы всерьез.
Желаю Вам творческих успехов!