Методическая копилка
Педагогическая находка "Необычная история обычный кубиков" - игровое пособие "Кубик-трансформер" для детей 4 - 7 лет группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_nahodka.pptx | 2.41 МБ |
Дымковская игрушка | 2.93 МБ |
Перелётные птицы | 2.87 МБ |
Лепка Ласточка | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ Нарушение лексических и грамматических компонентов речи занимают ведущее место у детей с тяжелыми нарушениями речи, являются важными в структуре патологии. Использование в коррекционной работе традиционных и нетрадиционных игр игровых пособий предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы и непосредственной образовательной деятельности в целом.
Игровое пособие КУБИК -ТРАНСФОРМЕР Использование в логопедической работе занимательной игрушки « Флексагон » дает возможность детям ощутить , что в их руках не простые кубики, а игра, имеющая форму головоломки, которая содержит секрет, а может даже фокус, когда одна картинка легко сменяется другой. Для создания игрового пособия требуется восемь одинаковых по размеру кубиков, которые скрепляются между собой, образуя прямоугольник, меняющий свою форму. Модель из кубиков способна складываться определенным образом и картинки, закрепленные на поверхности одной стороны кубиков при складывании флексагона становятся видны с определенной периодичностью . Данное игровое пособие предназначено для детей с 4-7 лет в соответствии с программными задачами группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Взаимодействие с семьёй изготовление игрового пособия
Игровое пособие «Времена года » Рекомендуется для занятий по развитию речи: Составлению описательных рассказов. Расширению и утонению представлений дошкольников о временах г ода , о сезонных изменениях происходящих в живой и неживой природе, помогает активизировать речевую деятельность. Способствует обобщению кругозора детей, развитию мыслительных операций при отгадывании загадок. Совершенствованию всех сторон речи-лексической, грамматической осенний, осенняя, осеннее» (и др.), фонетической. Поддерживает игровой интерес в работе. Помогает наладить коммуникативные отношения со сверстниками. У детей формируется навыки символического мышления, последовательного, структурированного ответа, самоконтроль.
Игровое пособие «Времена года»
Игровое пособие «Человечки-падежи» «Маленькое слово» Так же был разработан кубик-трансформер в конструкцию которого входили четыре кубика. Игры и упражнения «Маленькие слова», «Человечки падежи» служат алгоритмом образования предложений с предлогами, изменения по падежам. Слово становится образнее, дети чувствительнее к слову.
Играем со словами (алгоритм построения предложно-падежных конструкций)
Игры с кубиками «маленькое слово» Употребление пространственных предлогов
Лого- кубик и 6 игр с ним (На каждой стороне кубика изображена картинка-символ игры) 1.«Один-много» –образование существительных единственного и множественного числа. 2. «1,2, 5» – согласование существительных с числительными. 3.«Какой? Какая? Какие?» -согласование существительных с прилагательными. 4. «Великан и лилипут»-суффиксальное изменение существительных с суффиксом уменьшительно- ласкательным и суффиксом увеличения. 5. «Слова-действия»-слова действия к существительному. 6. «Жадина»- употребление притяжательных местоимений.
Кубики алгоритмы для совместной и самостоятельной деятельности Для лучшего усвоения и запоминания материала разработаны кубики-алгоритмы. Кубики отражают алгоритмы образования прилагательных, глаголов, родственных слов.
Результат Облегчает и ускоряет процесс усвоения изучаемого материала, способствует поддержанию интереса и внимания на протяжении всего занятия, более экономичному использованию учебного времени. Такое пособие можно использовать как на занятии логопеда так же в самостоятельной деятельности в речевом уголке группы. Пособие многофункционально, вариативно, доступно, трансформируемо, компактно, эстетично, безопасно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности дошкольника, источником чего является народное искусство. В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно даже самым маленьким. И именно поэтому в своей работе по развитию творческих способностей детей мы взяли за основу знакомство дошкольников с Дымковскими игрушками.
Детское творчество - сознательное отражение ребенком окружающей действительности в предмете, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ветлугина высказывалась о том, что предпосылками к продуктивному творчеству является формирование художественно-образного начала. Образ созданный детьми в результате творческой деятельности зависит от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.
Желания детей создать красивый предмет и украсить его во многом зависят от интереса воспитателя к работе детей. Мы стараемся внимательно рассмотреть работу ребенка, показать ее другим детям, а затем предложить ребенку рассказать, как ему удалось так красиво сделать игрушку. Все наши действия направлены на то, чтобы научить малыша способам изображения предметов и подвести его к желанию сделать свою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что от него ждут именно такой работы.
В нашем детском саду мы создаём обстановку, в которой любой ребенок может проявить себя: придумать положение фигурки, ввести в изображение дополнительные предметы в виде налепов или других каких-либо элементов оформления. Интересная работа разворачивается летом, когда дошкольники основное время проводят на воздухе. В игровой обстановке они могут создавать предметы под впечатлением увиденных растений и насекомых.
Детское творчество интенсивно обогащается, если воспитатель использует на занятии поэзию, музыку, эмоциональный рассказ. Это помогает развитию воображения. Функция слова очень велика, она способствует образному восприятию увиденного чужими глазами. Очень подходят народные сказки: они доступны детям, рождают живые образы, фантазии.
На многих занятиях используются игровые приёмы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно – дидактические игры. В конце некоторых занятий используется приём обыгрывания выполненного. Занятия построены так, чтобы вызвать у детей желание рассказывать о своей работе или работе товарища, обосновывать свой выбор, «Мы - ребята мастеровые, у нас игрушки расписные» и т.д.
Важное место занимает сюжетно-ролевая игра. Игровая форма захватывает детей, повышает эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию. Связь ее с изобразительной деятельностью выражается в создании предметов для игры, отражении игровых сюжетов в аппликациях, рисунках, лепке. Нельзя не сказать и об игре драматизации, так как она строится по мотивам литературных произведений. Чтобы игра прошла успешнее, дети могут подготовить самостоятельно декорации, детали костюмов, маски.
В младшей группе, при знакомстве с Дымковскими игрушками, после их рассматривания занялись рисованием элементов Дымки и простейших узоров. Узоры получились незамысловатые, но очень яркие и красочные. Тогда мы решили сделать для них рамки в образах Дымковских игрушек. Для этого с помощью фломастеров нарисовали разных козликов, оленей, барышень и вырезали весь центр по контуру изображений. Потом соединили рамки с узорами и получились симпатичные Дымковские игрушки.
Для организации занятий по декоративной лепке с детьми используем глину и пластилин. Глина – это основной материал для обучения детей лепке прежде всего потому, что она пластична, однотонна, красива как материал и дает ребенку возможность понять целостность формы предметов. Глина имеет еще одно преимущество перед пластилином: глиняные изделия можно подвергать дальнейшей обработке в печи или после хорошего просушивания окрашивать гуашью с добавлением яичного желтка.
Качество работы ребенка во многом зависит от того, как организовано его рабочее место. Для успешной работы хорошо иметь небольшие по размеру доски, которые размещаются на столе. В книжном уголке мы разместили книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова, т.к. его стиль раскрашивания героев сказок, потешек сходен с росписью дымковских игрушек. Мы изготовили книгу – раскраску и предложили детям разукрасить эту книгу. Во время самостоятельной деятельности дети рассматривали дымковские игрушки, которые мы также расположили в книжном уголке.
Не забывали мы познакомить родителей с нашими успехами. Устраивали выставки детских работ в раздевальной комнате, где родители могли оценить творческие способности детей, а также выступления на родительских собраниях, где привлекали внимание родителей к народному искусству. Организовывали индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, выпуск вкладыша «Сделай сам», мастер-классы, конкурсы совместных работ и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
В нашей работе широко используются технические средства обучения: музыкальный центр, ноутбук, фотоаппарат, видеокамера, DVD и др. Работа с педагогами также предусматривала: беседы, консультации по развитию творческих способностей, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по декоративно-прикладному искусству, изготовление игрушек и наглядного материала. Большое внимание в своей работе при знакомстве дошкольников с изделиями народного творчества уделяем необходимому демонстрационному материалу. Не всё, что хотелось, можно было купить, поэтому, как обычно, приходиться немного потрудиться самим.
Подводя итог, мы можем сказать, что в своей работе используем следующие методы: 1. Педагог должен выбрать программу, направления, а также свою позицию в процессе развития творческих способностей. 2. Подбираем соответствующее оборудование. 3. Развиваем творчество на занятиях по рисованию, лепке, используя цвет, форму и движение. 4. Используем наблюдения, организуя работу детей под влиянием впечатлений. 5. Используем чтение художественной литературы, особенно сказок, поскольку этот жанр наиболее близок детям дошкольного возраста. 6. Знакомим с изделиями народных мастеров. 7. Развиваем творчество в процессе различных видов игр дошкольников. 8. Систематизируем обучение на занятиях, используем анализ детских работ.
Мы начинаем знакомить с Дымкой с II мл.гр . Знакомство с дымковской игрушкой. Декоративное рисование. Знакомство детей с дымковской игрушкой «Украшение платочка». Интегрированное занятие «Знакомство с узором «Солнышко» Занятие «Украшение коня». Интегрированное занятие по образовательной области «Художественное творчество» и «Музыке» «Весна – красна»
В средней группе проводятся следующие занятия: Занятие – беседа «Дымковская игрушка» Занятия по рисованию «Составление дымковских узоров» Занятие по рисованию «Роспись фигурки индюка дымковским узором» Занятие по лепке «Индюк» Занятие по аппликации «Дымковский петушок» Лепка "Лошадка".
В старшей группе: "Русь талантами богата - Русь талантами сильна". Открытое занятие для родителей. Беседа с детьми «Характерные особенности росписи дымковских игрушек» Занятие «Делу время - потехе час» «Весёлая карусель» (3 занятия по лепке из глины или слоёного теста и росписи) «Бумажная карусель» (2 занятия по аппликации с элементами конструирования из бумаги) «Радуга дымковских узоров» (2 занятия по рисованию) «Дымковский букет» (рисование) Беседа «Волшебная Дымка»
Подготовительная группа Занятие по изодеятельности «Роспись дымковской игрушки». Рисование дымковских узоров Лепка и роспись дымковской уточки (3 занятия) Лепка и роспись дымковского коня (3 занятия) «Дымковское царство-государство» (рисование) Лепка и роспись дымковской барышни (3 занятия)
В своей работе мы предлагаем детям следующие игры: «Выложи узор из геометрических форм» «Цветные капельки» «Дымковские платочки» "Укрась дымковским узором игрушку" «Помоги Незнайке» «Разрезные картинки» «Составь узор» «Узнай элементы узора» «Что изменилось» «Найди лишнее»
Наши праздники и развлечения: Праздник «Свистунья» Развлечение «Весёлая ярмарка», «Сказочная карусель» Интегрированное развлечение «Путешествие в село Дымково» Развлечение «Путешествие в Дымковскую сказку», «Весёлые узоры». Вернисаж дымковской игрушки «Народное творчество в поделках» «Ярмарка дымковских игрушек»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Дымковская глиняная игрушка - это чудо-ремесло. Работников дошкольных учреждений и воспитанников, всегда привлекали яркие, забавные игрушки, сделанные руками мастеров из села Дымково. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковская игрушка вошла в наш быт, вписалась в интерьеры помещений, стала любимым подарком и сувениром, желанной гостьей выставок и экспозиций.
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грач По весне к нам с юга мчится Чёрная, как ворон, птица. Для деревьев наших врач – Ест букашек разных ...
Скворец Дети домик смастерили. И на дерево прибили. Поселился в нем певец. А зовут его? ...
Аист Он живёт на крыше дома Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту за лягушками к болоту…
Соловей Он весной поет красиво, Звонко, весело, игриво! Угадай-ка поскорей, Что за птичка?
Утка Носик лопаткой, Красные лапки, Плавает, ныряет, Крякать обожает!
Гусь По траве он важно ходит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. Он шипит и тянет шею, нет, наверно, птиц смелее. Но его я не боюсь. Кто же это? Это…
Цапля Рыбку цапнула в пруду. Цап!- и нет. Имей ввиду! На носу осталась капля. А зовут ту птицу …
Лебедь Птица медленно плывёт, Словно белый теплоход. Горделива и красива, Терпелива и пуглива.
Стриж Воздух режут без усилья, Как серпы кривые крылья. Промелькнет – не разглядишь, Так летает только ...
Ласточка Я проворна, легкокрыла. Хвост раздвоен, словно вилы. Если я летаю низко… Значит дождик где-то близко!
«Дидактическая игра «Какая птица улетела?»
«Дидактическая игра «Какая птица улетела?»
«Дидактическая игра «Какая птица улетела?»
Физминутка
Предварительный просмотр:
«Перелетные птицы весной. Ласточка»
Воспитатель:
Как приятно проснуться, встать,
Синее небо в окно увидать
И снова узнать, что повсюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна.
Сегодня я проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц?
Дети: из теплых стран, с юга.
Воспитатель: Почему птицы прилетели к нам?
Дети: они вернулись на свою родину, наступила весна, стало тепло.
Воспитатель: наступила весна, а какая она?
Дети: теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая.
Воспитатель: какие изменения происходят весной?
Дети, наступили теплые дни, появляются первоцветы - подснежники, лопаются почки, появляются маленькие листочки, земля позеленела от пробившейся травки…
Воспитатель: но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают наши первые друзья и приносят весну на своих крыльях, начинают вить гнезда и выводить птенцов.
- как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно?
Дети : - перелетные.
Воспитатель : - а теперь обратите внимание на экран. Давайте посмотрим на картинки и я загадаю вам загадки об этих птицах, а вы отгадайте их!
Презентация
Презентация
Проводится дидактическая игра:
- а сейчас мы проверим, какие вы внимательные и поиграем в игру:
«Какая птица улетела?»
Давайте назовём птиц, которых вы здесь видите. Теперь вы крепко закроете глаза, а я спрячу одну из птиц; вы должны назвать ту птицу, которой не стало.
Вы справились со всеми заданиями. Молодцы. Теперь вы готовы встретить птиц из дальних стран.
— А как называются птицы, которых вы отгадали в загадке? (Перелетные).
— Почему этих птиц называют перелетными? (Потому что они улетают в теплые края).
— Назовите еще раз всех перелетных птиц? (Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок).
Ласточка — мелкая птица, всего их до 120 видов, населяющих все страны. Все превосходно летают и проводят большую часть жизни в полете; по земле ходит весьма неловко и неохотно. Ласточки питаются насекомыми, которых ловят исключительно на лету. Принадлежат ласточки к числу очень полезных птиц, поедая очень большое количество насекомых.
А давайте вместе назовем из каких частей птица состоит. Голова, туловище, крылья, лапы, хвост, клюв.
Размер тела у ласточки – небольшой. Всего 12-17см. Какой хвост у ласточки? Раздвоенный. Хвостовая часть напоминает вилку. Окраска перьев у ласточки такая – сине-черная спина и крылья, бело-розовая грудь и брюшко, красное подклювье.
— Ребята, я предлагаю нарисовать ещё птиц – подружек, и ей не будет скучно и одиноко.
Я вам сейчас покажу, как мы будем это делать.
Голову птицы мы сделаем из тонких жгутиков. Скатаем их по спирали в круг. А остальные части тела ласточки будем выполнять путём отщипывания маленьких кусочков пластилина. Они будут похожи на пёрышки птиц.
Итак,
- Берем пластилин чёрного цвета. Отрезаем 2 небольших кусочка и катаем из них тонкие жгутики. Они нам понадобятся для оформления головы птички. Мы начинаем закручивать жгутик по спирали. Одного нам будет мало, поэтому присоединяем второй. Лишнее можно отрезать.
- А дальше берём пластилин красного цвета, отщипываем кусочек. Катаем маленький шарик и прикладываем его на картон под голову ласточки в один ряд. Это – подклювье.
- Дальше берём пластилин белого цвета и таким же способом покрываем поверхность брюшка птицы.
- Хвост делаем пластилином чёрного цвета.
- А для крыльев нам понадобится сначала – синий пластилин в один ряд, а потом – чёрный.
- После того, как покроете всю поверхность, я вам дам разные украшения. Глаза у птицы можно сделать из бусинок.
Воспитатель:
Ребята, Вам понравилось рисовать ласточку пластилином?
Было сложно или легко?
Ребята, а кто закончил, приносим работы на стол.
(Дети рассматривают готовые работы друг у друга).
Какие у вас получились красивые, яркие, как живые птицы.