Главные вкладки
Аттестация
Материалы к аттестации учителя технологии и искусства Морозовой Н.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта работы Морозовой Н.М. | 64.5 КБ |
Видео-урок технологии в 6 классе | 89.23 КБ |
Видео-урок технологии. 2023 год | 10.5 КБ |
Портфолио Морозова Н.М. 2023 | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
учителя технологии
МБОУ «Гуменская средняя общеобразовательная школа»
Краснослободского муниципального района
Республики Мордовия
МОРОЗОВОЙ НАТАЛЬИ МАРКОВНЫ
«МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»
1. Ведение
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Свою педагогическую деятельность осуществляю на осознании того, что необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность, находить и технологически грамотно решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки, техники, технологии, согласовывая с индивидуальными интересами и способностями каждого ученика.
В своей педагогической практике я использую следующие образовательные технологии:
- Исследовательские методы обучения;
- Проектные методы обучения;
- Проблемное обучение;
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Личностно-ориентированное обучение;
- Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- Здоровьесберегающие технологии.
Использование образовательных технологий на уроках.
Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве общества, является его способность к проектной деятельности.
Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
2. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена:
- во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования;
- во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции.
- в-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
- Объектом исследования моей работы является педагогический процесс, а именно процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей при использовании метода проектов.
3. Ведущая педагогическая идея опыта
Метод проектов является одним из приоритетных способов, так как:
- процесс обучения строится на основе создания учеником собственных образовательных продуктов и овладении опытом продуктивной деятельности;
- появляется возможность осуществления различных форм и видов дифференциации в обучении в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;
- процесс обучения строится на основе обучения в сотрудничестве, позволяющей создать условия для активной совместной учебной деятельности всех участников образовательного процесса;
- учебное проектирование достаточно легко вписывается в сложившуюся в традиционной школе классно - урочную систему обучения.
Целью является следующее:
- учебное проектирование направлено на овладение учащимися способами и приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностных качеств, при этом сама новизна открытий и продукта проектирования — субъективна.
Одним из важных отличий учебного проектирования является комплексный характер данного процесса, предполагающий одновременную разработку учащимися (работа в парах или группой учащихся) функциональных вопросов, решение технологических, конструкторских, организационно-практических, формально-эстетических, эргономических, экономических и других задач.
Рассмотрев содержание процесса проектирования, я считаю, что нужно выделить следующие виды задач (в зависимости от превалирующей в ходе их решения деятельности):
- - технологические задачи;
- - конструкторские задачи;
- - информационно-исследовательские задачи.
Структура информационно - исследовательской задачи строится, исходя из следующих этапов:
- 1. Определение предмета информационного поиска, исходящее из общей задачи проектирования.
- 2. Выделение его основных качеств и признаков.
- 3. Определение критериев для сравнительного анализа.
- 4. Сбор и осмысление полученной информации.
- 5. Сравнительный анализ полученной информации.
- 6. Обобщение.
Структура данных задач в контексте процесса творческого проектирования строится на основе следующих этапов:
- 1. Формулирование конструкторской задачи (проблемы) (на основе проведенного на предыдущем этапе предпроектного анализа).
- 2. Формирование идеи (создание идеальной (мысленной) модели).
- 3. Поиск и анализ возможных вариантов решения конструкторской задачи (создание образно - знаковых моделей проектируемого объекта: схем, набросков, эскизов).
- 4. Конкретизация и проработка лучшего решения (создание образно- знаковой модели проектируемого объекта: технической документации).
- 5. Создание опытного образца и его апробация (создание материальной модели проектируемого объекта и его дальнейшие испытания).
- 6. Корректировка и оценка предыдущей деятельности.
Этап Вместе с тем необходимо дифференцировать конструкторские задачи по уровню сложности и на этой основе возможно индивидуализировать процесс обучения конструированию с учетом сформированности конструкторских умений учащихся:
- - задачи на конструирование по образцу;
- - задачи на доконструирование (доработка или поиск отсутствующего звена);
- - задачи на переконструирование (внесение конструктивных изменений);
- - задачи на конструирование по собственному замыслу (творческие задачи).
Согласно логике процесса проектирования, технико-технологические задачи направлены на осуществление практической реализации идеи проекта и имеют следующую структуру:
- 1. Ознакомление с технической документацией.
- 2. Планирование предстоящей деятельности.
- 3. Подготовка материалов, оборудования и инструментов.
- 4. Выполнение технологических операций по изготовлению отдельных деталей.
- 5. Сборка отдельных узлов и всего изделия.
- 6. Отделка изделия.
- 7. Испытание в реальной действительности.
- 8. Контроль качества осуществляется во время и после каждого этапа выполнения технико - технологической задачи.
Основные требования к использованию метода проектов:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы - задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения ;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов ;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и др.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Основными критериями выбора проектов являются:
- оригинальность, доступность, надежность;
- техническое совершенство;
- эстетические достоинства;
- безопасность;
- соответствие общественным потребностям;
- удобства эксплуатации;
- технологичность;
- материалоемкость;
- стоимость и т. д
Трудности при организации проектной деятельности :
- постановка ведущих и текущих целей и задач;
- поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
- осуществление и аргументация выбора;
- сравнение полученного с требуемым;
- корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
- объективная оценка деятельности и результата проектирования.
Метод учебного творческого проекта, и прежде всего в образовательной области «Технология», позволяет восполнить существующий в системе школьного образования дефицит возможности самостоятельной практической деятельности учащихся, проявления ими творческой активности, реального применения полученных знаний.
Метод проектов ориентирует учебный процесс на решение учащимися познавательно - исследовательских и коммуникативных задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучения и образованности личности.
Ведущие положения метода проектов основаны:
- на связи идеи проекта с реальной жизнью;
- на учете особенностей личности учащихся;
- на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению знаниями;
- на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников, равно партнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;
- на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.
Опыт работы показывает, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических и творческих работ на уроке. Выполнение творческих проектов является важнейшим элементом процесса обучения технологии, так как выполняет следующие дидактические функции: повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность и способствует развитию творческих способностей. Опираясь на повышенный интерес к практической деятельности на уроках технологии, позволяет включать учащихся в исследовательскую деятельность при разработке творческих проектов.
Для развития творческих способностей учащихся реализуется система внеклассной работы по технологии
Одним из важных показателей формирования творческой деятельности учащихся является система и уровень проектных работ, представленных учащимися на конкурсах за период с 2016-2018 г.г.
Два года подряд мои ученицы занимают призовые места на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
«Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии»
1. 2017 Федорова Анастасия (9 класс) «Напольная ваза» - победитель;
2. 2018 Баклашова Надежда (8 класс) «Ковер из помпонов «Медвежья шкура» - призер;
3. 2018 Морозова Елена (11 класс) «Накидка – пончо» - призер.
Умение многое (и хорошо!) делать своими руками – залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребенок может делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, - завтра он становится способен выполнить, самостоятельно…»
Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Ссылка на видео-урок технологии в 6 классе. Морозова Н.М. 2023 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стабильные положительные результаты (положительная динамика) освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией 201 9 -20 20 уч.г. - 86 % 20 20 -202 1 уч.г. - 85 % 202 1 -202 2 уч.г. – 86 % 202 2 -202 3 уч. г. – 89 %
Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде 2019-2020 – Горшкова А. (технология- призер) 2021-2022 – Романчукова А. (технология - победитель), Еремеева П. (технология - призер ) республиканский этап - Хворова А. (МХК - призер) 2022-2023 – Симбаева Д., Горшкова А. (МХК - победители), Хворова А., Панина С. (МХК - призеры) 2023-2024 - Хворова А. (МХК - победитель), Горшкова А., Шипелкина М., Мелешина В., Аряшева А. (МХК - призеры)
Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам Муниципальный уровень 2019-2023 гг.: Победы и призовые места — 38 Республиканский уровень: Победы и призовые места — 10 Российский уровень: Победы и призовые места – 2 Международный уровень: Победы и призовые места – 0
Наличие публикаций
Выступления на заседаниях методических советов, научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, секциях, форумах, радиопередачах (очно) и т.д. Образовательная организация: 4 Муниципальный уровень: 2 Республиканский уровень: 0 Российский уровень: 0 Международный уровень: 0
Проведение открытых уроков, мастер-классов, мероприятий (очно) Образовательная организация: 3 Муниципальный уровень: 4 Республиканский уровень: 0 Российский уровень: 0 Международный уровень: 0
Общественно-педагогическая активность педагога: участие в работе педагогических сообществ, комиссий, жюри конкурсов Муниципальный уровень : - член жюри муниципального этапа ВОШ (2022-2023 гг.); Республиканский уровень: 0 Российский уровень: 0
Участие педагога в профессиональных конкурсах Муниципальный уровень : - Призер муниципального этапа конкурса «Учитель года - 2022», 2022 г. - Призер межокружной научно-практической конференции среди педагогических работников «Формирование функциональной грамотности обучающихся: калейдоскоп педагогических идей» - Победитель конкурса педагогического мастерства «Методическая и методологическая культура учителя – путь к повышению качества образования», 2023 г. - Призер конкурса муниципального фестиваля «Наставник ФЕСТ», 2023 г. Республиканский уровень: - Призер I региональной научно-практической конференции «Дорофеевские чтения» (2023 г.); - Республиканскийй конкурс методических разработок по развитию функциональной грамотности обучающихся « PRO- функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам» (2022 г.). - XXVI Республиканский фестиваль-конкурс народного творчества «Шумбрат, Мордовия!» (2022) Российский уровень: - Всероссийский конкурс «Педагогические инновации в образовании», (2022 г.) Международный уровень: - Всенародный Фестиваль-конкурс художественной самодеятельности среди учреждений культуры, социальной сферы и образовательных организаций «СОЗВУЧИЕ СЕРДЕЦ- 2021», (2021 г.)
Награды и поощрения Муниципальный уровень: 0 Республиканский уровень : 2 Российский уровень : 2