Сотрудничество с родителями
Частное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №57 открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
Программа
взаимодействия с семьёй
Составитель: воспитатель Никифоренко Елена Владимировна
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Семья и детский сад составляют единую социокультурную образовательную среду для наиболее успешного развития и социализации детей.
Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
Цель:
Реализация технологии взаимодействия с родителями, обеспечивающей благоприятные социально-педагогические условия для максимального развития ребенка, раскрытия его способностей и его самореализации; обеспечения чувства психологической защищенности.
Задачи:
- Педагогическое просвещение родителей.
- Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов, элементов логического мышления в ходе игр, общения со взрослыми и самостоятельной детской деятельности.
- Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско – родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
- Помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности.
- Вовлечение родителей в образовательную деятельность посредством проектной деятельности.
- Формировать позитивные формы общения.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
• Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
• Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
• Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
• Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями).
Установления взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений ДОУ и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.
С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ были созданы следующие условия:
- Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;
- Информационно-коммуникативными: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ;
- Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;
- Потребностно-стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Реальное участие родителей в жизни ДОУ | Формы участия | Периодичность сотрудничества |
В проведении мониторинговых исследований | -Анкетирование - Социологический опрос - «Родительская почта» | 3-4 раза в год По мере необходимости 1 раз в квартал |
В создании условий | - Участие в субботниках по благоустройству территории; -помощь в создании предметно-развивающей среды; -оказание помощи в ремонтных работах; | 2 раза в год Постоянно ежегодно |
В управлении ДОУ | - участие в работе Совета родительской общественности, Совета ДОУ; педагогических советах. | По плану |
В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей | -наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Моя семья», «Как мы отдыхаем» -памятки; -создание странички на сайте ДОУ; -консультации, - распространение опыта семейного воспитания; -родительские собрания; | 1 раз в квартал Обновление постоянно 1 раз в месяц По годовому плану |
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство | -Дни открытых дверей. - Неделя здоровья. - Выставки совместного творчества. - Совместные праздники, развлечения. -Встречи с интересными людьми семейные гостиные - Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах - Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности. | 2 раза в год 1 раз в год 2 раза в год По плану По плану 1 раз в квартал Постоянно по годовому плану 2-3 раза в год |
Диагностики семьи и семейного воспитания.
Первичная диагностика проводится в начале учебного года и направлена на изучении наиболее общих особенностей семейного воспитания детей группы, интересов и потребностей родителей в оказании психолого-педагогической помощи, выявлении трудностей семейного воспитания.
В дальнейшем воспитатель совместно со специалистами (психологом, старшим воспитателем) ДОУ реализует задачи психолого - педагогической диагностики, направленной на изучение семей проблемных дошкольников, особенностей взаимоотношения родителей и детей в таких семьях (промежуточная диагностика).
В течение учебного года промежуточная педагогическая диагностика, выявляющая интересы и потребности семей воспитанников детского сада, знания и умения родителей в конкретных областях семейного воспитания предваряет создание образовательных педагогических программ для родителей, внесение изменений в различные аспекты педагогического процесса ДОУ, требующих участия и поддержки родителей.
В конце учебного года проводится итоговая педагогическая диагностика, цель которой определить эффективность проделанной работы, удовлетворенность родителей и педагогов результатами совместной работы, определение задач на будущее.
Диагностика, предваряющая взаимодействие педагога с семьей дошкольника направлена на:
- Определение педагогических интересов родителей, их потребностей в сотрудничестве с педагогами ДОУ.
- Изучение особенностей семейного воспитания, проблем конкретных родителей в воспитании детей.
- Изучение благополучия детско-родительских отношений, основных проблем в воспитании дошкольников.
Планируемые результаты:
- Реализация единой стратегии развития ребенка педагогами и родителями.
- Изменение характера вопросов родителей к педагогам. С организационно – бытовых на познавательные, касающиеся воспитания и развития ребенка.
- Рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребенка, мероприятий по педагогическому просвещению.
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребенка (понимание потребностей ребенка, анализ его достижений и недостатков, обращение к педагогам, как к квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребенка).
- Готовность родителей, к сотрудничеству с педагогами, повышение их активности не только по хозяйственным вопросам, но и в педагогическом процессе.
- Участие родителей в образовательном процессе посредством участия в проектной деятельности.
- Положительные изменения в неблагополучных семьях.
- Выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребенка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
II Содержательный раздел
Направления содержательной деятельности с родителями:
Изучение семей воспитанников:
- пополнение педагогических данных о родителях дошкольников (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);
- диагностика потребностей родителей в воспитательных услугах ДОУ диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в группах;
- индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на родительских собраниях;
- родительские собрания; «Давайте познакомимся»
Психолого-педагогическое просвещение родителей:
- встречи с медицинскими работниками: “Психолого-физиологические возрастные особенности дошкольников”. “Здоровый образ жизни: диагностика и профилактика детских заболеваний”;
- встречи Родительского комитета с администрацией ДОУ, воспитателями;
- встреча психологом, логопедом ДОУ.
Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и воспитанников:
- спортивный праздник “Мама, папа, я - железнодорожная семья”, создание альбома «Современные профессии наших родителей»,
- мероприятия: Экологический праздник «День защиты животных»
- конференция «Родительский клуб»
- концерты для родителей по итогам учебного года;
- выставка «Железнодорожные династии»
- совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;
- акции: «Посади кедр», «Волонтёры России».
Проведение открытых мероприятий для родителей;
- конференция по обмену опытом воспитания детей
- организация благоустройства и озеленения детских площадок;
- оформление групп;
- День открытых дверей.
Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
- организация деятельности Родительского комитета;
- беседы с воспитателями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса;
- обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.
Повышение педагогической культуры родителей:
- знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;
- изучение закономерностей развития ребенка;
- содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям; Пропаганда здорового образа жизни в семье:
- родительские практикумы по закаливанию;
- практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;
- организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;
- организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта;
- семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи с участием Главного управления МЧС России по Смоленской области и областного отделения ВДПО, инспектора ОВД ГИБДД г. Смоленска;
- совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.
Повышение правовой культуры родителей:
- изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
- изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
- изучение Закона РФ “Об образовании”;
Методы работы с родителями:
- наблюдение;
- индивидуальные беседы;
- тестирование;
- анкетирование;
- диагностика;
- анализ детских рисунков и рассказов о семье;
- метод коллективно-творческой деятельности.
Формы работы с родителями
1.Формы психолого-педагогического просвещения родителей:
- Университет педагогических знаний
- Лекция
- Конференция
- Практикум
- Открытые НОД
- Индивидуальные тематические консультации
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия воспитателя с семьей. Готовясь к консультации, определяется ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Индивидуальная консультация имеет ознакомительный характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и воспитателем.
- Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
- Родительское собрание
Общесадовские родительские собрания – проводятся 2 раза в год.
Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о ДОУ, основными направлениями, задачами работы.
Такие родительские собрания, как правило, носит характер отчета работы ДОУ за определенный период времени или же знакомит коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Групповые родительские собрания – проводятся три раза в год.
Цель: обсуждение задач воспитательной работы группы, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и ДОУ, рассмотрение актуальных воспитательно-педагогических проблем.
2.Нетрадиционные формы работы ДОУ с семьей.
- Выставки
- Досуг
- Семейные праздники;
- Проектная деятельность; (проекты «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия, «Ты – Смолянин!»
- Участие родителей в конкурсах; Конкурсы "Лучший поезд своими руками" (дети вместе с родителями), «Лучшая елочная игрушка», Осенние фантазии"; «Экология, Творчество. Дети».
- Мастер- класс.
Примерный перспективный план по взаимодействию с родителями в подготовительной группе (Приложение)
III раздел: Организационный
3.1 Материально-техническое обеспечение программы.
Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным освещением: музыкальный зал ДОУ, социальное образовательное пространство.
3.2 Место реализации программы: в течение рабочего времени дошкольного учреждения.
Материалы и оборудование:
При работе с родителями используется:
- сайт ДОУ
- СМИ
- Уголок для родителей
- ИКТ - презентации
Литература:
- Е. Кудрявцева «Детский сад и семья. Методика работы с родителями»,
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. – М.: Карапуз, 2011. – 264 с.
- Бочкарева, О.И. Взаимодействие ДОУ и семьи / сост. О.И. Бочкарева. – Волгоград: Корифей, 2008. – 112 с.
- «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями» Т. Н. Доронова;
- Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2005. – 190 с.
- Накопительный материал педагогов ДОУ.
- Периодические издания;
- «Работа с семьей: необязательные инструкции»- Лидия Свирская;
- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой -2015 год;
- Общаться с ребенком. Как?» Ю. Б. Гиппенрейтер
Приложение
Перспективный план по взаимодействию с родителями в подготовительной группе
Период/ тема | Тема недели | Название мероприятия | Цель |
День знаний | Первое сентября – день знаний | Анкетирование родителей «Готовность ребёнка к началу школьного обучения». | Помочь родителям выявить уровень готовности ребёнка к школе. |
Мы-подготовишки | Памятка для родителей «На пути к школе». | Формирование активной педагогической активности родителей; ознакомление родителей с психолого-педагогическими знаниями; вовлечение родителей в активное воспитание детей. | |
Родительское собрание «Особенности организации жизни детей подготовительной группе» | Организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребёнка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе. Вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей. | ||
Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа. | Просвещение родителей о необходимости сделать прививку от гриппа. | ||
Осень | Осень золотая
| Оформление родительского уголка по теме «Осень золотая». | Предложить рекомендации по организации наблюдений изменений в природе. Предложить родителям дидактические игры, в которые можно поиграть по дороге в детский сад и дома. Познакомить с подвижными играми, играми с природным материалом, в которые можно поиграть на осенней прогулке. |
День города | День города | Информация в родительском уголке о мероприятиях, которые состоятся в преддверии дня города и непосредственно на День города. | Дать информацию о мероприятиях, которые будут проводиться в течение недели в честь празднования Дня города. Вызвать желание посетить их. |
Осень | Осенние мотивы | Конкурс совместных рисунков «Осенние мотивы». | Вызвать интерес родителей и детей к совместной творческой деятельности. |
Во саду ли, в огороде | Конкурс поделок из овощей и фруктов «Осенние фантазии» | Воспитывать интерес к совместной творческой и познавательной деятельности. | |
Мой город, моя страна, моя планета | Мой край родной | Экскурсии по городу, посещение краеведческого музея. | Привлечение родителей к сопровождению детей во время экскурсий по городу. Воспитывать у родителей интерес к жизни детского сада. |
Земля – наш общий дом | Совместный досуг с родителями «Земля - наш общий дом» | Развивать творческий потенциал. Повысить эмоциональный фон, получить удовольствие от совместной деятельности. | |
День народного единства | Праздники нашей страны | Оформление родительского уголка в соответствии с темой периода. | Расширять знания родителей о празднике «День народного единства». Предложить дома в доступной форме рассказать детям о приближающемся празднике. |
Моя Родина – Россия | Фотовыставка «Моя Родина - Россия» | Привлекать родителей к созданию фотовыставки «Моя Родина - Россия» с целью воспитания у детей патриотических чувств: любви к Родине, к родному краю. | |
В мире животных | Животные нашей планеты | Выставка творческих работ (рисунков, аппликаций, поделок) «Моё любимое животное» | Вызвать желание участвовать в выставке. Способствовать укреплению детско-родительских отношений во время совместной творческой деятельности. |
Зимующие и перелётные птицы | Акция «Помоги тем, кто рядом» (изготовление кормушек для птиц) | Привлечение родителей к изготовлению кормушек для птиц. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности. | |
День матери | День матери | Праздничный концерт для родителей «Спасибо, мамы» | Создавать теплый нравственный климат между мамами и детьми. Пробуждать во взрослых и детях желание быть доброжелательными и доверчивыми друг к другу. |
Новый год | Наконец пришла зима | Оформление родительского уголка на тему: «Здравствуй, гостья Зима!» | Предложить рекомендации по организации наблюдений в природе. Предложить родителям дидактические игры, в которые можно поиграть по дороге в детский сад и дома. Познакомить с подвижными играми для совместной зимней прогулки. |
Традиции празднования Нового года | Памятка «Безопасный Новый год» | Напомнить родителям правила безопасности во время празднования Нового года. | |
Новый год у ворот | Консультация «Ребёнок и книга» | Приобщение родителей к развитию у детей интереса к книгам и чтению художественной литературы. | |
Все встречают Новый год, встали дружно в хоровод | Консультация «Что подарить ребёнку на Новый год?» | Помочь родителям в организации семейного праздника и выборе подарка для своего ребёнка. | |
Новогодние игры и забавы | Информация в уголок для родителей «Новогодние игры и забавы» | Познакомить родителей с семейными новогодними играми и забавами. | |
Зима | Зимушка-зима | Консультация «Организация оздоровительного режима в семье». | Помочь родителям в выборе закаливающих процедур для своего ребёнка. |
Зимние виды спорта | Фотовыставка «Мы любим спорт!» | Знакомить родителей с работой дошкольного учреждения по приобщению детей к спорту и здоровому образу жизни. | |
Родительское собрание «Готовимся в школу вместе» | Вовлечь родителей в диалог по вопросу подготовки к школе, создать обстановку общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки. | ||
Природа зимой | Памятка «Первая помощь при обморожении». Круглый стол « О здоровье всерьёз» | Напомнить родителям правила поведения зимой на прогулке, признаки обморожения и правила оказания первой помощи при обморожении. | |
Зимние забавы | Тематическая выставка (на улице)поделок из снега и льда «Цветные льдинки» Постройки сооружений из снега на участке детского сада. | Привлечение родителей к созданию построек на участке детского сада. | |
Праздник Масленица | Праздник масленицы на улице. Памятка «Безопасность на дороге» | Расширять знания родителей о празднике День защитника Отечества. | |
День Защитника Отечества | Почетное звание – солдат Военная техника | «Рисуем с папой». Тематика работ «Военная техника» | Вовлечение отцов в совместную творческую деятельность. Укрепление семей, семейных традиций. |
Праздник 23 февраля | Папка-передвижка «Как появился праздник 23 февраля?» Стенгазета для папочек - работников НГЧ-19. Изготовление поздравительных открыток. | Вовлечение отцов в воспитательный процесс; укрепление семей, семейных традиций. | |
Международный женский день | Мамы разные нужны, мамы всякие важны | Рисунки «Мама на работе». Создание альбома «Профессии наших мам» | Привлечение родителей к участию в жизни детского сада. |
Женский день 8 марта | Выставка работ «Моя мама – мастерица» | Привлечение мам к участию в выставке. Создание благоприятных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у родителей и детей. | |
Народная культура и традиции | Традиции и обычаи нашего народа | Консультация «Как и для чего читать детям сказки» | Помочь родителям понять роль русских народных сказок в воспитании и развитии ребенка. |
Народное искусство и художественные промыслы | Консультация «Народное творчество как средство и условие осуществления национального воспитания» | Познакомить родителей со значением народного творчества в воспитании детей. | |
Весна | Весна-красна | Оформление родительского уголка по теме периода. | Предложить рекомендации по организации наблюдений в природе. Рекомендовать произведения о весне для чтения детям. |
Природа проснулась, весне улыбнулась | Памятка «Безопасность на дорогах» | Напомнить правила безопасного поведения на дороге. | |
Субботник по уборке территории. | Предложить родителям посодействовать в уборке участка детского сада и в его благоустройстве. | ||
День космонавтики | 12 апреля – день космонавтики | Консультация «Как познакомить дошкольников с космосом». Стенгазета «12 апреля –день космонавтики» | Предложить родителям игры, литературу для развития познавательного интереса детей. |
День Земли | Земля наш общий дом | Экологическая шоу-викторина «Счастливый случай. | формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия; |
День Победы | Дети и война
| Фотогазета «Мы помним, мы гордимся» Консультация «День Великой Победы. Как рассказать ребёнку о войне» | Привлекать родителей к созданию специального выпуска стенгазеты – попросить принести фотографии родственников-участников войны и составить небольшие рассказы о них. Дать рекомендации по патриотическому воспитанию в семье. |
Великий день – победный день! | Экскурсия к Вечному огню к кургану Бессмертия в Реадовском парке. | Привлекать родителей к участию в экскурсиях по городу. Воспитывать у родителей интерес к жизни детского сада. | |
До свидания, детский сад! Здравствуй, школа! | Наш любимый детский сад | Консультация «Профилактика детского травматизма в летний оздоровительный период» | Напомнить правила безопасности в летний период. |
До свидания, детский сад! | Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее». Консультация «Ваш ребёнок скоро станет школьником» | Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. | |
До свидания, детский сад! Здравствуй, школа! | Подготовка к выпускному вечеру. | Привлекать родителей к оказанию помощи в организации праздника для детей. |
Анкетирование родителей «Семейное воспитание»
(автор Хоменко И.А. – модификация Ворониной О.И.)
Цель – изучить особенности информационной культуры родителей в семейном воспитании.
Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям ответить на следующие вопросы:
- Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?
да нет не вполне
- Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?
а) СМИ;
б) специальные книги по педагогике;
в) беседы с друзьями и знакомыми;
г) беседы с педагогами
- Как вы считаете, какая проблема в воспитании ребенка стоит на первом месте?
а) непослушание детей;
б) нарушение поведения детьми;
в) отсутствие времени у родителей;
г) влияние СМИ.
- Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?
- Какие препятствия стоят на пути решения Ваших проблем? (Перечислите)
- В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?
а) педагога-психолога;
б) воспитателя;
в) администрации ДОУ;
г) врача.
- Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка? Почему?
а) семья;
б) семья и воспитатель;
в) воспитатель.
- В какой форме Вы хотели бы получать информацию о воспитании и развитии Вашего ребенка?
а) занятия;
б) семинары;
в) родительские собрания;
г) наглядный материал;
д) литературу;
е) устную консультацию.
Полученные результаты данной методики позволят воспитателю, понять какие информационные источники и формы необходимо использовать в работе с родителями в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, а также определить роль педагога в воспитании и обучении старших дошкольников.
«Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров)
Цель – выяснить особенности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.
Методика проведения. В свободной беседе ребенку задаются следующие вопросы:
- С кем ты живешь дома?
Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо.
- Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?
Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.
- Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму?).
Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней.
- Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда? (Этот вопрос повторяется в отношении отца.)
Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с детьми.
- Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?
- Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому?
Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.
- Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама), работать?
Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.
Результаты беседы помогут воспитателю выяснить особенности детско-родительских проблем таких, как наказание дошкольников, авторитетность родителей, их значимость для детей.
Анкета «Мое мнение о школьной жизни ребенка» (Е.П. Арнаутовой)
Цель: проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка.
Предъявление задания. Родителям предлагается ответить на вопросы, касающиеся их понимания значимых и связанных с семейной жизнью ребенка факторов по готовности к школьной жизни.
- Что лично для Вас означает выражение: «Уметь учиться в школе»? (Нужное подчеркните, при необходимости дополните.) «Получать хорошие оценки», «слушаться учителя и не шалить», «знать и выполнять все правила школьной жизни»._______________
- Считаете ли Вы, что определенную подготовку к школе ребенок получает в семье? (Да, нет, трудно сказать.) Если да, то в чем она проявляется?___________________________________________
- Когда ребенок пойдет в школу, Вы (нужное подчеркните, дополните при необходимости): усилите требовательность и контроль; возьмете на себя основную заботу о новых обязанностях ребенка, как-то иначе проявите свое участие.____________________
- Есть ли у Вашего ребенка желание узнавать новое и учиться в школе? (Да, нет, трудно сказать.) Почему Вы так считаете?_______
- Попадалась ли Вам книга (статья) по подготовке ребенка к школе, вызвавшая у Вас интерес? (Да, нет, не помню.)____________
Обработка данных
Подсчитывается процентное соотношение ответов на вопросы. Анализируется, в чем родители видят роль семьи в преддверии школы (вопрос 2), склонны ли дублировать функции общественного воспитания, в чем видят свою особую роль, каких методов воздействия придерживаются (вопрос 3). На основе анализа результатов этой методики может быть сделано предположение о понимании родителями значимых и связаных с семейной жизнью ребенка факторов по готовности к школьной жизни.
Рисуночная методика для родителей «Как я представляю своего ребенка в школе» (Е.П. Аранаутова)
Цели: изучение переживания взрослыми встречи со школой; видение родителями будущих первоклассников школьной действительности своих детей.
Методика проведения. Родителям предлагается дома рисовать на тему «Как я представляю своего ребенка в школе».
Анализ полученных результатов.
- Родители, проецируя в рисунках жизненные перспективы ребенка, чаще изображают то, каким хотят видеть своего ребенка (ожидания), реже — каким не хотят (опасения). Не следует оценивать рисунки как «хорошие» или «плохие».
- На рисунках можно увидеть представления родителей как, в чем они видят школьные перспективы детей: на уроке с учителем и одноклассниками, в общении только с учителем или только со сверстниками, с самим собой, с предметным миром школы или жизнью за ее пределами. Ребенок нередко представлен в образе идеального ученика, отличника, победителя олимпиады. Его изображают собранным, любознательным, усидчивым, инициативным, волевым, т.е. в качестве эталонов выступают высокие социальные показатели личностной зрелости.
- При выполнении родителями задания обнаруживаются части рисунков, в которых авторы как бы оставляют в школьных перспективах своего ребенка кусочек детства. Это может быть, например, высовывающаяся из портфеля любимая игрушка, иногда ребенок держит ее в руке. Это может выступать, как свидетельство готовности родителя воспринимать право ребенка оставаться маленьким. Когда родители включают в пространство школы ситуации, которые казалось бы напрямую к учебе не относятся, это объясняется способностью взрослого видеть жизненные перспективы ребенка, не ограниченные учебой и школьными отметками, желанием принимать своего ребенка таким, какой он есть.
- Бывают рисунки, в которых родители изображают фигуру ребенка лет на десять старше сегодняшнего возраста. Можно предположить, что ему приятнее оставаться в настоящем, в каждом текущем дне.
- Нередко рисунки родителей изобилуют многочисленными отметками «отлично», которые либо «высыпаются» из портфеля, либо стоят в тетради. Необходимо обратить внимание родителей на фантазии, связанные с ожиданием от ребенка особой исключительности.
Полезно для осознания родителями собственных проекций сформулировать вопрос о том, будет ли симпатичен самому ребенку тот образ, который изобразил в своем рисунке взрослый? Захочет ли ребенок следовать ему? Что совпадает и что расходится в представлениях о школьной действительности в рисунках родителей и детей?
Вопросы по рисункам родителей (в письменном виде):
- Вы нарисовали свои ожидания или опасения?
- Каким получился образ ребенка: положительным или отрицательным? Какой он в вашем представлении ученик, школьник?
- Что вы делаете сегодня, чтобы образ ребенка-школьника становился реальностью? Какими правами и ответственностью вы готовы наделить ребенка? Что ему позволено и что запрещено в роли ученика?
- Проявились положительные представления о школе?
Результаты диагностики позволят воспитателям выяснить, необходима ли помощь родителям по вопросу готовности детей к школе, готовы ли родители к новой социальной роли их ребенка, а также определят особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка, изучат переживания родителями о встрече со школой; как они видят школьную действительность своих детей.
В ходе итоговой диагностики педагогам важно увидеть, произошли ли какие-нибудь изменения в педагогической позиции родителей, какими умениями в воспитании детей они овладели. Для этого воспитатели могут воспользоваться такими методами, как анкетирование родителей (Анкета на выявление уровня педагогической культуры родителей), беседа с детьми «Семья глазами ребенка».
Анкета на выявление уровня педагогической культуры родителей.
Цель – определить уровень педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей.
Предъявляемое задание. Воспитатели предлагают родителям отметить в анкетном бланке готовые ответы на предлагаемые вопросы.
- На основе, каких знаний вы воспитываете своего ребенка:
а) слушаете передачи по радио и телевидению;
б) посещаете лекции для родителей;
в) на основе рекомендаций педагогов;
г) используете жизненный опыт;
д) читаете педагогическую литературу.
- Какие методы в воспитании считаете наиболее эффективными:
а) поощрение; б) наказание; в) требование; г) убеждение; д) приучение.
- Какие виды поощрения вы используете чаще всего:
а) словесная похвала; б) подарки; в) ласки.
- Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании:
а) физическое наказание; б) словесная угроза; в) лишение развлечения;
г) проявление вами обиды.
По результатам анкетирования воспитатель сможет определить, насколько повысился уровень педагогической культуры родителей, сравнив с результатами первичной диагностики.
АНКЕТА № 1
Уважаемые родители!
Детский сад проводит опрос с целью помочь Вам в воспитании детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации.
Как Вы оцениваете вклад детского сада в воспитание вашего ребенка?
Как Вы оцениваете степень своего участия в работе группы, которую посещает ребенок:
- высоко;
- низко;
- удовлетворительно;
- не задумывались;
- затрудняюсь ответить?
Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в воспитании детей:
- семье;
- детскому саду;
- семье и детскому саду?
С какими вопросами Вы чаще всего обращаетесь к воспитателю:
- выяснить какое-либо недоразумение (обида ребенка, беспорядок в его шкафчике, поломка игрушки и др.);
- аппетит, сон ребенка в детском саду;
- настроение и поведение ребенка в детском саду;
- успехи ребенка на занятиях;
- спросить совета по вопросам воспитания ребенка в семье;
- поделиться своими успехами в воспитании ребенка в семье?
С какими вопросами к Вам чаще всего обращается воспитатель:
- ребенок плохо вел себя в детском саду;
- ребенок плохо (хорошо) ел, спал;
- ребенок плохо (хорошо) занимался, не умеет (умеет) что- либо делать;
- успехи ребенка на занятиях;
- просьба оказать помощь детскому саду;
- посоветовать, как лучше воспитывать ребенка в семье;
- спросить, помогли ли его советы в воспитании ребенка?
Часто ли Вы обращаетесь к воспитателю за советом в воспитании ребенка:
- часто;
- не очень;
- редко?
По каким проблемам воспитания Вашего ребенка Вы хотели бы получить помощь со стороны специалиста?
Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете наиболее эффективными:
- родительские собрания;
- посещение родителями занятий в детском саду с их последующим обсуждением;
- совместные праздники и развлечения;
- индивидуальные беседы и консультации со специалистами;
- другие формы?
Спасибо! Успехов вам в воспитании Вашего малыша!
АНКЕТА № 2
Уважаемые родители!
Заканчивается учебный год, который Вы, Ваш малыш и мы, педагоги детского сада, прожили вместе. Много в этом году было сделано нового, интересного. Были и трудности.
Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение поможет нам улучшить работу, найти новые актуальные темы для общения. Пожалуйста, внимательно прочитайте приведенные ниже вопросы и отметьте напротив выбранный Вами ответ или допишите свой ответ на вопрос.
Считаете ли Вы, что Ваш ребенок с удовольствием посещает детский сад:
- по настроению;
- да;
- нет?
Для чего, по Вашему мнению, ребенку необходимо ходить в дошкольное учреждение:
- ребенка не с кем оставить дома;
- для подготовки к поступлению в школу;
- для общения со сверстниками;
- для развития способностей;
- другое?
Какие трудности возникают у Вас при воспитании ребенка:
- затруднения в выборе правильного наказания;
- отсутствие друзей у ребенка;
- трудности с поведением;
- трудности с организацией свободного времени ребенка;
- другое?
Укажите, пожалуйста, источник, из которого Вы получаете информацию о воспитании ребенка:
- друзья;
- воспитатели детского сада;
- телевидение;
- книги, газеты, журналы;
- другое?
Нужна ли Вам помощь в воспитании ребенка:
- да;
- нет;
- иногда?
Какую информацию Вам хотелось бы получать, общаясь с воспитателями детского сада:
- о рациональном питании;
- о правильной подготовке к школе;
- о психологических особенностях дошкольников;
- о методах воспитания детей;
- другое?
Какие формы получения информации для Вас наиболее удобны:
- переписка с воспитателями;
- групповые собрания;
- личные беседы с воспитателями;
- информационные стенды;
- другое?
Вы предпочитаете, чтобы общение с педагогами происходило:
- в деловой атмосфере;
- за чашкой чая;
- другое?
Что нового Вы узнали о воспитании детей из общения с педагогами:
- чем занять ребенка дома;
- как преодолеть его непослушание;
- как развить его память и мышление;
- как развить творчество ребенка;
- другое?
В решении каких вопросов Вы хотели бы получить помощь от педагогов детского сада?
Что бы Вы хотели пожелать воспитателям дошкольного учреждения?
Благодарим Вас за искренние ответы!
АНКЕТА № 3
1. ФИО, образование, место работы родителей, количество детей в семье.
2. Кто из родителей занимается или занимался спортом, каким? Есть ли спортивный разряд?
3. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию?
4. Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня? Соблюдает ли он его?
5. Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику:
— мама (да, нет), папа (да, нет);
— дети (да, нет);
— взрослые вместе с ребенком (да, нет);
— регулярно, нерегулярно.
6. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?
7. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их.
8. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия?
9. Что мешает Вам заниматься закаливанием детей дома?
10. Какое физкультурное оборудование и спортивный инвентарь есть у Вас дома (для взрослых и детей):
— детский спортивный комплекс;
— лыжи, коньки, клюшка для игры в хоккей;
— велосипед, самокат;
— мяч, скалка, обруч, кегли, бадминтон, движущиеся игрушки?
11. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?
12. Гуляете ли Вы с ребенком по возвращении из детского сада?
13. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых?
14. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
— подвижные игры;
— спортивные игры и упражнения;
— настольные игры;
— конструирование;
— лепка, рисование;
— просмотр телепередач;
— музыкально-ритмическая деятельность;
— чтение книг;
— трудовая деятельность;
— походы.
15. Смотрите ли Вы по телевидению детские спортивные передачи?
16. Какие трудности в физическом воспитании детей Вы испытываете?
АНКЕТА № 4
1. Ф. И. О. родителей
2. Имя ребенка, возраст
З. Есть ли еще дети в семье? Возраст.
Да_______
Нет______
4. Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли Вы книги на эту тему?
Да_______
Иногда _____
Нет___________
5. Единодушны ли Вы с супругом в вопросах воспитания ребенка?
Да_______
Иногда_________
Нет______
б. Кого Вы считаете ответственными за воспитание ребенка?
Семья_________
Социальная среда
Детский сад________
7. На некоторые поступки ребенка часто ли Вы реагируете «взрывом», а потом
жалеете об этом?
Да____
Нет__________
Иногда_________
8. Вам случается просить прощения у ребенка за свое поведение?
Да -
Иногда_________
Нет______