Одарённые дети

Осипова Любовь Васильевна

Система работы учителя с одарёнными учащимися

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы учителя с одарёнными учащимися

           Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

           Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных.  Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

         Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся  от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

        Способный, одаренный ученик – это высокий уровень, каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

        Одаренность бывает  художественной (музыкальная, художественная), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

        Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном  «конвейере» все больше осознается и заставляет искать новые образовательные формы  работы с  одаренными и талантливыми детьми.

       Важнейшим направлением решения данной проблемы является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли  бы обеспечить дальнейшее развитие их одаренности.

Эту работу нужно  начинать в начальной школе.

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками

и способностями. Однако не все они развиваются.   Нераскрытые возможности  постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70 %, то к четырнадцати годам — 30-40 %, а к семнадцати — только 15-20 %.

Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

     

Основные направления работы учителей

  • создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно- правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы);
  • методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение проекта);
  • мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в школьных и районных мероприятиях).

Формы работы с одаренными учащимися

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  •  дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам; 
  • участие в школьных и районных олимпиадах по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру;
  • психологические консультации, тренинги, тестирование;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;    
  • посещение предметных и творческих кружков по способностям, а так же спортивных секций   по интересам;
  • проектная деятельность учащихся;
  • использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по курсу «Окружающий мир», электронная энциклопедия);
  • создание детских портфолио.

Принципы педагогической деятельности

в работе с одаренными детьми

  •  принцип создания комфортных условий для совместной работы   учащихся и  учителя;
  •  принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
  • принцип свободы выбора учащимися  предметных и творческих кружков, спортивных секций;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Создание банка данных одаренных детей начальной школы

      Для успешной работы, необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения по одаренным детям, результаты психодиагностических обследований учащихся во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и в урочной деятельности, анкеты детей, портфолио учащихся и учителей.

      Перед поступлением в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.

Родительское исследование (заполняют родители).

  1. У моего ребенка хорошо развита речь, он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас.  

Да                   Нет

  1. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца.

Да                   Нет

     3. Мой ребенок овладел навыками слогового чтения.

Да                   Нет

      4. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу.

Да                   Нет

      5. Он очень любит рисовать.

Да                   Нет

     6. Он очень любит заниматься художественным трудом.

Да                   Нет

      7. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать.

Да                   Нет

     8. Мой ребенок занимается спортом.

Да                   Нет

    9. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время?

_______________________________________________________________

10. С удовольствием ли ваш ребенок  собирается идти в школу, если нет, укажите причину.______________________________________________

Анкетно-биографические сведения по одаренным детям

п/п

Фамилия имя

отчество

Год рождения

Домашний

адрес

Класс

Виды одаренности

Участие в олимпиадах и конкурсах.

Результативность.

 (заполняется по образцу в течение учебного года).

Психодиагностические обследования среди учащихся

(работа школьного психолога).

      Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся. Диагностическая работа должна проводиться во время проведения административных контрольных работ, интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, турниров, состязаний, спортивных соревнований и эстафет.

В качестве диагностического материала можно использовать:

  • специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка;
  • диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность; визиуально-моторный тест Бендер-Тештальта, уровень интеллектуального развития);
  • диагностику видеомоторной коррекции;
  • вербальный тест Айзенка;
  • опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
  • шкалу самооценки, или «Как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;
  • методику «Интеллектуальная лабильность», или «Умение переключаться»;
  • методику «Числовые ряды», или «Оценка математического мышления»;
  • тест: «Уровень развития личности (уровень воспитанности)»;
  • тест: «Уровень сформированности творческих способностей»;
  • тесты для интеллектуалов;
  • анкеты для учащихся и родителей.

Портфолио учащихся

        Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений является создание школьного портфолио.

        Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах различных уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.

Образец портфолио для детей

ПОРТФОЛИО

Тайна моего имени:

___________________

Знак зодиака:

Я родилась в год:

Я занимаюсь в кружках, секциях:

Мои любимые занятия, увлечения:

____________________

Карта моих интересов.

Участие в конкурсах.

Участие в соревнованиях.

Участие в олимпиадах.

Участие в общественной жизни школы и класса.

Мои добрые и полезные дела.

Награды и достижения.

Карта интересов

№ п/п

Вопросы

Ответ (да, нет)

 

Есть ли у тебя друзья?

Нравится ли тебе проводить с ними свободное время?

Тебе нравятся уроки математики?

А русского языка?

Чтение книг твое любимое занятие?

Нравится ли тебе получать хорошие отметки?

Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по математике и русскому языку?

С радостью ли ты ходишь в школу?

Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения?

Стараешься ли ты красиво писать, выводя каждую букву?

Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний?

Тебе нравится решать математические задачи?

Стараешься ли находить разные способы решения задач?

Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру?

Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей?

Ты хочешь узнавать новое о природе своего края?

Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты?

Ты подкармливаешь животных зимой?

Ты с удовольствием работаешь на уроках труда?

Ты любишь рисовать?

Ты любишь узнавать новое о великих художниках?

Ты посещаешь кружки?

А спортивные секции?

Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях?

Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации «Радуга»?

Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения?

Любишь ли ты делать приятное своим друзьям?

Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства?

Есть ли у тебя домашние обязанности?

С удовольствием ли ты выполняешь их?

Система работы учителей начальных классов

с одаренными детьми в урочной деятельности

          Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

            Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:

  • совершенствование предметных умений и навыков;
  • повышение учебной мотивации одаренных детей;
  • развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
  • развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
  • овладение навыками самоконтроля, самооценки.

 Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.

      Методы:

  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
  • проблемный;
  • проективный.

Формы:

  • нетрадиционные формы уроков (урок-КВН; урок-Сказка; урок-Путешествие; урок-Игра; урок-Творческая мастерская).
  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания,
  • ролевые игры;
  • консультации.

          Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку; Интернет; компьютерные игры по курсу «Окружающий мир»; электронные энциклопедии, а так же применять современные технологии: игровые; учебно-исследовательские; коммуникативные; проблемно-поисковые; здоровье-сберегающие.

          Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Работа с одаренными детьми

во внеурочное время (предметные и творческие

кружки, спортивные секции)

         Особое место в работе с одаренными детьми занимает кружковая деятельность. Кружковая деятельность - одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций и клубов различной направленности.  

         Существует большое количество самых разнообразных кружков: предметные (по учебным дисциплинам в соответствии с образовательными программами), художественно-эстетические (изобразительного творчества, музыкальные, хореографические, хоровые), технические (по видам технического творчества учащихся), натуралистические (юных натуралистов), туристско-краеведческие, физкультурно-спортивные (чаще называются секциями), любительские (по интересам).

         Ребята сами выбирают тот или иной вид деятельности, исходя из способностей, наклонностей и желания. Проявляя инициативу, они могут не только предлагать свои идеи, но и реализовывать их. Для этих детей, как правило, очень важен фактор признания значимости их работы, важен общественный характер деятельности.

         В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка» (Сухомлинский В.А Избр. пед. Соч.: В 3 т. –М., 1979. –Т. 1. –С. 48).  

Занятия в кружках в значительной степени способствуют развитию индивидуальных  способностей одаренных детей, их творческого потенциала, художественного воспитания, повышают  внутреннюю культуру.

        Посещение детьми предметных и творческих кружков, а так же спортивных секций по способностям и интересам являются неотъемлемой частью проектной деятельности.

   

Деятельность дополнительного образования в школе

Хоровое и вокальное пение

        Развитие музыкальных способностей  является существенной предпосылкой успешного формирования музыкальной  культуры детей, которые имеют определенные способности вокально-хорового исполнения песни, а так же в сольном исполнении.

Студия актерского мастерства

        Кто в детстве не мечтал стать  артистом?  Наверное, все. Театральное, игровое восприятие жизни  свойственно детям, особенно маленьким. Они часто представляют себя в вымышленных ситуациях, девочки – принцессы, мальчики-рыцари. Все очень серьезно, как  будто это не фантазия и игра,  а  реальная действительность.   Создание театральной студии в школе необходимо  для развития  творческих способностей  одаренных детей. Роль школьного театра бесценна –  это речевая и пластическая культура (движения, речь, мимика), творческое самовыражение, знакомство с волшебным миром театра и его жителями, это радость перевоплощения.

Изостудия  

          Художественная деятельность детей в изостудии находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме, декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на кружке; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание литературных и музыкальных произведений.

Хореографическая студия

       Огромную роль в развитии одаренных детей играет танцевальное искусство – хореография. На занятиях в хореографических студиях вырабатываются красивая походка и правильная осанка, умение владеть своим телом, развиваются музыкальный слух, чувство ритма.

Творческая мастерская

    Особой популярностью среди младших школьников пользуются кружки

изготовления мягкой игрушки. Занятия в кружках не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Самодельная игрушка из ткани и мехового лоскута все чаще входит в разряд современных сувениров. Простота изготовления, яркая декоративность этих игрушек завоевали симпатии детей и взрослых.

Работа с родителями одаренных детей

        Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий, направленный на укрепление сотрудничества с семьями способных детей.

 В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов – оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.

    В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы собрания были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения:

  • «круглые столы»;
  • информационно-практические беседы;
  • иформационные лектории с элементами практикума;
  • обучающие семинары;
  • творческие лаборатории родителей;
  • родительские педагогические тренинги;
  • родительско –ученические капустники;
  • обмен мнениями.

    С целью определения основных подходов родителей к данной проблеме целесообразно проводить  анкетирование, индивидуальные консультации, подбор научной и практической литературы для родителей.



Предварительный просмотр:

ЛИСТ   УЧЕБНЫХ   ДОСТИЖЕНИЙ

ученицы  2 класса   Макаренко Дарьи

Учебный предмет

Основные предметные результаты

Само-оценка

Оценка

учителя

Процент

освоения

МАТЕМАТИКА

Сложение и вычитание двузначных чисел.

Табличное умножение и деление.

Порядок выполнения действий в выражениях.

Распознавание и построение геометрических фигур.

Решение простых задач.

Решение составных задач.

Составление и решение обратных задач.

Римская письменная нумерация .

РУССКИЙ ЯЗЫК

Основа (главные члены) предложения.

Корень слова. Однокоренные слова.

Написание слов с разделительными ь и ъ.

Правописание парных согласных.

Правописание проверяемых

безударных гласных в корне.

Словарные слова.

Слова-названия предметов (имена существительные).

Слова-названия признаков (имена прилагательные).

Слова-названия действий (глаголы).

Текст. Работа с текстом (определение темы текста, деление на части, устное изложение)

ЛИТЕРА-

ТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Жанровые особенности литературных произведений.

Средства художественной выразительности.

Классики русской и зарубежной литературы. Современные писатели и поэты. Вологодские авторы

Чтение по-ролям.

Чтение стихотворных произведений наизусть.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Звезды. Планеты.

Причины изменения времен года и времени суток.

Вода. Свойства воды.

Воздух. Свойства воздуха.

Классификация растений по признакам.

Классификация животных по признакам.

Правила безопасного поведения на улице, в быту,

в природе.

                        ЛИСТ   УЧЕБНЫХ   ДОСТИЖЕНИЙ

Ученика   1 класса  Екимова  Артура

           - усвоил, не испытываю(-ет) трудностей

                                                          

                                                                                                                                                                                   - иногда испытываю (-ет) трудности

                                                                                                                                                                     - надо поработать

Учебный предмет

Основные предметные результаты

Само-оценка

Оценка

учителя

Процент

освоения

МАТЕМАТИКА

Чтение, запись и сравнение чисел в пределах 20.

С

Состав чисел первого десятка.

Сложение и вычитание в пределах 10.

Сложение и вычитание в пределах 20

Название компонентов и результата действий сложения и вычитания.

Распознавание и изображение геометрических фигур.

Решение простых задач.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Звуки и буквы.  Модель звукового состава слова.

Деление слов на слоги, определение ударного слога.

Перенос слов.

Алфавит.

Правила правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Написание заглавной буквы в именах собственных.

Словарные слова.

Оформление предложений на письме.

ЛИТЕРА-

ТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Отличие прозаического произведения от стихотворного.

Малые фольклорные жанры, их особенности.

Средства художественной выразительности.

 

.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сравнение объектов живой и неживой природы.

Сезонные изменения в природе.

Столица России, её достопримечательности.

Правила безопасного поведения на улице, в быту,

в природе.

ЛИСТ   УЧЕБНЫХ   ДОСТИЖЕНИЙ

ученицы  3 класса   Дектярёвой Дианы

Учебный предмет

Основные предметные результаты

Само-оценка

Оценка

учителя

Процент

освоения

МАТЕМАТИКА

Нумерация многозначных чисел.

Сложение и вычитание многозначных чисел.

Умножение и деление многозначных чисел.

Порядок выполнения действий в выражениях.

Величины и их измерение.

Сравнение и измерение углов.

Решение задач разных видов.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Звукобуквенный анализ слов.

Части речи, морфологические признаки.

Правописание слов с двойными согласными.

Написание О-Ё после шипящих .

Предлоги и приставки.

Главные и второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

Словарные слова.

Текст. Виды текстов. Работа с текстом (озаглавливание  текста , составление плана, письменное изложение).

ЛИТЕРА-

ТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Жанровые особенности литературных произведений

(сказка, басня, рассказ).

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы.

Классики русской и зарубежной литературы. Современные писатели и поэты. Вологодские авторы.

Краткий и подробный пересказ.

Чтение стихотворных произведений наизусть.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Географическая карта.

Почва. Состав почвы.

Природные сообщества.

Родной край: особенности рельефа, почв, природных сообществ.

Правила безопасного поведения.

ЛИСТ   УЧЕБНЫХ   ДОСТИЖЕНИЙ

ученика(цы)  4 класса ____ __________________________________           

Учебный предмет

Основные предметные результаты

Само-оценка

Оценка

учителя

Процент

освоения

МАТЕМАТИКА

Таблица разрядов и классов

в пределах класса миллионов.

Действия с многозначными числами.

Площадь и ее измерение.

Объем и его измерение.

Действия с величинами.

Геометрические фигуры и их свойства.

Решение задач разных видов.

Решение уравнений.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Звукобуквенный разбор слов.

Разбор слов по составу.

Морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов.

Местоимение. Личные местоимения.

Наречие. Правописание наречий.

Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.

Синтаксический разбор предложений.

Определение орфограмм, способы проверки.

Словарные слова.

Текст. Работа с текстом

(письменное изложение, письменное сочинение)

ЛИТЕРА-

ТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Классики русской и зарубежной литературы. Современные писатели и поэты. Вологодские авторы.

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы.

Составление аннотации к прочитанному литературному произведению.

Чтение стихотворных произведений наизусть.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Полезные ископаемые.

Природные зоны.

Организм человека.

Сохранение и укрепление здоровья.

История Отечества, родного края.

Государственная символика. Конституция – Основной закон Российской Федерации.

Правила безопасного поведения.