методическая копилка

размещение информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_klass_biologiya.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного курса биологии 7 класса составлена на основании программы основного общего образования по биологии для 5–9 классов авторов: В.В. Пасечник, В.В Латюшин, Г.Г. Швецов и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В соответствии с учебным планом   на изучение биологии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год соответственно.  Данная программа реализуется с помощью учебника: Биология: Животные. 7 кл, учебник/В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.-М. Дрофа,2016. Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные результаты обучения биологии:

воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно - иследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы в учебе и познавательной деятельности;

знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;

формирование умения работать с различными  источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий.

формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметные результаты обучения биологии:

Ученик научится:

понимать признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов  животных, популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; животных своего региона;

понимать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах.

понимать эволюционный путь развития животного мира; историю изучения животных; структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории.

правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия;  объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;

сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;

описывать строение покровов тела и систем органов животных;

выявлять сходства и различия в строении тела животных;

различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах органы и системы органов животных;

 соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.

классифицировать основные способы размножения животных и их разновидности; отличие полового размножения животных от бесполого; закономерности развития с превращением и развития без превращения.

описывать методы селекции и разведения домашних животных; условия одомашнивания животных;  законы охраны природы; причинно следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу; признаки охраняемых территорий;  пути рационального использования животного мира (области, края, округа, республики).

признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов; признаки экологических групп животных; признаки естественного и искусственного биоценоза, правильно использовать при характеристике биоценозаа биологические понятия;

 распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания; выявлять влияние окружающей среды на биоценоз; выявлять приспособления организмов к среде обитания; определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу; определять

направление потока энергии в биоценозе; объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза; определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам.

Ученик получит возможность научиться:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные животных своей местности, домашних животных, опасные для человека растения и животных;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

определять сходства и различия между растительным и животным организмом; объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.

находить отличия простейших от многоклеточных животных;  правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;   работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;  распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;  раскрывать значение животных в природе и жизни человека;  распознавать изученных животных; определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;   работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.); объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;  отличать животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания; совершать правильные поступки по сбережению и при  умножению природных богатств, находясь в природном окружении;  вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;  привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;   оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.

Содержание программы

 Биология. Животные 7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

Введение (2 ч)

Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Раздел 1. Простейшие (2 ч)

 Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.

Демонстрация Живые инфузории. Микропрепараты простейших.

Раздел 2. Многоклеточные животные (33 ч)

Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы Многообразие кольчатых червей.

Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Демонстрация Многообразие моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Демонстрация Морские звёзды и другие иглокожие. Видеофильм.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы Знакомство с разнообразием ракообразных.

Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные и практические работы Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная  работа:  Изучение внешнего строения птиц.

Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация Видеофильм.

Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (19 ч) 

Покровы тела. Опорнодвигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Органы размножения, продления рода. Демонстрация Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.

Лабораторные и практические работы Изучение особенностей различных покровов тела.

Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 ч)

Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.

Лабораторные и практические работы Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 ч)

Доказательства эволюции: сравнительноанатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Демонстрация Палеонтологические доказательства эволюции.

Раздел 6. Биоценозы (4 ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Экскурсия Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6ч) 

Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. Экскурсия Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

Тематическое планирование «БИОЛОГИЯ. Животные. 7 КЛАСС»

Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

Дата проведения

Введение. Основные сведения о животном мире.-2 ч

1

История развития зоологии

1

 §1,  с. 4-7

2.

Современная зоология

1

§2,  с.8-9

Тема №1. Многообразие животных. Простейшие (2 часа.)

3

Простейшие: корненожки, радиолярии, споровики, солнечники

1

§ 3,    с.12-15

4

Жгутиконосцы. Инфузории. Значение простейших.

1

§4,      с.18-19

Тема №2 Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. (17 часов.)

5

Тип  Губки.

1

§5,   с. 22-25

6

Тип Кишечнополостные.  Гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы.

1

§6,     с.25-30

7

Входная контрольная работа

1

8

Тип Плоские черви

1

§7, с. 31-35

9

Тип Круглые черви

1

§8,  с. 35-36

10

Тип Кольчатые черви. Класс Полихеты

1

§9, с. 37-40

11

Тип Кольчатые черви: классы Олигохеты и Пиявки

Лабораторная работа №1.  Знакомство с многообразием кольчатых   червей. (обуч)

1

§10, с 41-44

12

Тип Моллюски

1

§11, с 45-48

13

Классы моллюсков.

 Р/к Моллюски, встречаемые  в СК.

1

§12, с. 48-52

14

Тип Иглокожие.

1

§13, с 52-56

15

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные

Лабораторная работа №2. «Знакомство с разнообразием ракообразных» (обучающая)

1

§14, с 56-59

16

Класс Паукообразные

1

§14, с 59-62

17

Класс Насекомые

Лабораторная работа №3 Многообразие насекомых (обучающая)

Р/к  Фоновые,  редкие и исчезающие виды насекомых СК

1

§15, с.63-65

18

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки

1

§16, с.66-70

19

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

1

§17, с.70-76

20

Отряды насекомых: Чешуекрылые (Бабочки), Равнокрылые, Двукрылые, Блохи

1

§18, с.77-84

21

Отряд Перепончатокрылые

1

§19, с 85-91

22

Обобщение по теме «Беспозвоночные животные».

1

Повторить §6-19, с. 25-91

Тема № 3 Многоклеточные организмы. Хордовые (16 часов)

23

Тип Хордовые Подтипы: Бесчерепные и Черепные

1

§20, с.92-96

24

Класс Рыбы.

Лабораторная работа №4. « Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. (оценочная)

1

§21, с.97- 102

25

Подкласс Хрящевые рыбы

1

§22, с 103-107

26

Подкласс Костные рыбы

Р/к Основные виды рыб рек и водоемов СК

1

§23, с 107-115

27

Класс Земноводные

Р/к  Видовое разнообразие и охрана амфибий  в СК

1

§24, с. 115-118

28

Класс Пресмыкающиеся, Отряд Чешуйчатые.

1

§25,с. 122-128

29

Отряды Черепахи и Крокодилы.

Р/к  Видовое разнообразие и охрана рептилий  в СК

1

§26, с.129-133

30

Класс Птицы. Общая характеристика класса Отряд Пингвины

Лабораторная работа №5. « Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни. (оценочная)

1

§27, с 134-139

31

Отряды: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные

1

§28, с. 140-145

32

Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные

1

§29, с. 145-151

33

Отряды: Воро-бьинообразные, Голенастые

Р/к       Птицы Красной книги СК

1

§30, с.151-157

34

Класс Млекопитающие, Подклассы Однопроходные, и Сумчатые,   Плацентарные. Отряды Насекомоядные, Рукокрылые.

1

§31, с 157-163

35

Отряды: Грызуны, Зайцеобразные.

1

§32, с.164-170

36

Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные

1

§33, с.170-177

37

Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы

1

§34, §35, с.178-187

38

Обобщающий урок по теме

«Многоклеточные животные»

1

Повторить §20-35, с. 92-187

Тема №4  Эволюция строения и функций органов и их систем (17часов.)

39

Покровы тела.

Лабораторная работа №6 « Изучение особенностей различных покровов тела» (обучающая)

1

§36, с. 190-193

40

Опорно-двигательная система

1

§37, с. 193-199

41

Способы передвижения. Полости тела.

1

§38, с. 199-203

42

Органы дыхания и газообмен

1

§39,с 204-208

43

Органы пищеварения.

1

§40, с.209 212

44

Обмен веществ

1

§40, с.212-214

45

Органы кровообращения

1

§41, с. 215-219

46

Кровь

1

§41, с. 215-219

47

Органы выделения

1

§42, с. 220-223

48

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

1

§43, с.224-229

49

Рефлекс. Инстинкт

1

§43, с.224-229

50

Органы чувств.  Регуляция деятельности организма

1

§44, с. 230-235

51

Продление рода. Органы размножения.

1

§45, с.236-238

52

Способы размножения животных. Оплодотворение

1

§46,с. 239-242

53

Развитие животных  с превращением и без превращения

1

§47, с. 242-246

54

Периодизация и продолжительность жизни животных. 

Лабораторная работа № 7 Изучение стадий развития животных и определение их возраста. (обучающая)

1

§48, с.247-248

55

Обобщающий урок «Эволюция строения и функций органов и их систем»

1

§ Повторить §20-35, с. 92-187

Тема №5 Развитие и закономерности размещения животных на земле (4 часа.)

56

Доказательства эволюции животных.

1

§49, с.250-256

57

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.

1

§50, с.256-258

58

Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции

1

§51, с.259-261

59

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

1

§52, с. 262-266

Тема №6 Биоценозы (3 часа.)

60

Естественные и искусственные биоценозы.

1

§53, с.268-272

61

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

1

§54, с.272-274

62

Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязи компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

1

§55,с.275-277

§56,с.278-283

Тема №7 Животный мир и хозяйственная деятельность человека. (6часа.)

63

Воздействие человека и его деятельности на животных.

1

§57-с.286-288

64

Одомашнивание животных.

1

§58, с.288-291

65

Итоговая контрольная работа

1

66

Законы об охране животного мира. Система мониторинга

1

§59, с.292-294

67

Охраняемые территории. Красная книга.

Р/к   Красная книга Заказники на территории СК и охраняемые в них виды.

1

§60,с.-295-297

68

Повторение Многообразие животных.

1