методическая копилка
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного курса биологии 7 класса составлена на основании программы основного общего образования по биологии для 5–9 классов авторов: В.В. Пасечник, В.В Латюшин, Г.Г. Швецов и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год соответственно. Данная программа реализуется с помощью учебника: Биология: Животные. 7 кл, учебник/В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.-М. Дрофа,2016. Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты обучения биологии:
воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно - иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы в учебе и познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметные результаты обучения биологии:
Ученик научится:
понимать признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; животных своего региона;
понимать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах.
понимать эволюционный путь развития животного мира; историю изучения животных; структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории.
правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия; объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;
сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;
описывать строение покровов тела и систем органов животных;
выявлять сходства и различия в строении тела животных;
различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах органы и системы органов животных;
соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.
классифицировать основные способы размножения животных и их разновидности; отличие полового размножения животных от бесполого; закономерности развития с превращением и развития без превращения.
описывать методы селекции и разведения домашних животных; условия одомашнивания животных; законы охраны природы; причинно следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу; признаки охраняемых территорий; пути рационального использования животного мира (области, края, округа, республики).
признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов; признаки экологических групп животных; признаки естественного и искусственного биоценоза, правильно использовать при характеристике биоценозаа биологические понятия;
распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания; выявлять влияние окружающей среды на биоценоз; выявлять приспособления организмов к среде обитания; определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу; определять
направление потока энергии в биоценозе; объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза; определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам.
Ученик получит возможность научиться:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные животных своей местности, домашних животных, опасные для человека растения и животных;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
определять сходства и различия между растительным и животным организмом; объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.
находить отличия простейших от многоклеточных животных; правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах; работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы; распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими; раскрывать значение животных в природе и жизни человека; распознавать изученных животных; определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе; работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.); объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение; отличать животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания; совершать правильные поступки по сбережению и при умножению природных богатств, находясь в природном окружении; вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных; привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия; оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.
Содержание программы
Биология. Животные 7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Введение (2 ч)
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Раздел 1. Простейшие (2 ч)
Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.
Демонстрация Живые инфузории. Микропрепараты простейших.
Раздел 2. Многоклеточные животные (33 ч)
Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы Многообразие кольчатых червей.
Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Демонстрация Многообразие моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Демонстрация Морские звёзды и другие иглокожие. Видеофильм.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы Знакомство с разнообразием ракообразных.
Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные и практические работы Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа: Изучение внешнего строения птиц.
Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация Видеофильм.
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (19 ч)
Покровы тела. Опорнодвигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Органы размножения, продления рода. Демонстрация Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.
Лабораторные и практические работы Изучение особенностей различных покровов тела.
Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 ч)
Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.
Лабораторные и практические работы Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 ч)
Доказательства эволюции: сравнительноанатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация Палеонтологические доказательства эволюции.
Раздел 6. Биоценозы (4 ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Экскурсия Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6ч)
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. Экскурсия Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Тематическое планирование «БИОЛОГИЯ. Животные. 7 КЛАСС»
№ | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание | Дата проведения | ||||
Введение. Основные сведения о животном мире.-2 ч | ||||||||
1 | История развития зоологии | 1 | §1, с. 4-7 | |||||
2. | Современная зоология | 1 | §2, с.8-9 | |||||
Тема №1. Многообразие животных. Простейшие (2 часа.) | ||||||||
3 | Простейшие: корненожки, радиолярии, споровики, солнечники | 1 | § 3, с.12-15 | |||||
4 | Жгутиконосцы. Инфузории. Значение простейших. | 1 | §4, с.18-19 | |||||
Тема №2 Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. (17 часов.) | ||||||||
5 | Тип Губки. | 1 | §5, с. 22-25 | |||||
6 | Тип Кишечнополостные. Гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы. | 1 | §6, с.25-30 | |||||
7 | Входная контрольная работа | 1 | ||||||
8 | Тип Плоские черви | 1 | §7, с. 31-35 | |||||
9 | Тип Круглые черви | 1 | §8, с. 35-36 | |||||
10 | Тип Кольчатые черви. Класс Полихеты | 1 | §9, с. 37-40 | |||||
11 | Тип Кольчатые черви: классы Олигохеты и Пиявки Лабораторная работа №1. Знакомство с многообразием кольчатых червей. (обуч) | 1 | §10, с 41-44 | |||||
12 | Тип Моллюски | 1 | §11, с 45-48 | |||||
13 | Классы моллюсков. Р/к Моллюски, встречаемые в СК. | 1 | §12, с. 48-52 | |||||
14 | Тип Иглокожие. | 1 | §13, с 52-56 | |||||
15 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные Лабораторная работа №2. «Знакомство с разнообразием ракообразных» (обучающая) | 1 | §14, с 56-59 | |||||
16 | Класс Паукообразные | 1 | §14, с 59-62 | |||||
17 | Класс Насекомые Лабораторная работа №3 Многообразие насекомых (обучающая) Р/к Фоновые, редкие и исчезающие виды насекомых СК | 1 | §15, с.63-65 | |||||
18 | Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки | 1 | §16, с.66-70 | |||||
19 | Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | 1 | §17, с.70-76 | |||||
20 | Отряды насекомых: Чешуекрылые (Бабочки), Равнокрылые, Двукрылые, Блохи | 1 | §18, с.77-84 | |||||
21 | Отряд Перепончатокрылые | 1 | §19, с 85-91 | |||||
22 | Обобщение по теме «Беспозвоночные животные». | 1 | Повторить §6-19, с. 25-91 | |||||
Тема № 3 Многоклеточные организмы. Хордовые (16 часов) | ||||||||
23 | Тип Хордовые Подтипы: Бесчерепные и Черепные | 1 | §20, с.92-96 | |||||
24 | Класс Рыбы. Лабораторная работа №4. « Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. (оценочная) | 1 | §21, с.97- 102 | |||||
25 | Подкласс Хрящевые рыбы | 1 | §22, с 103-107 | |||||
26 | Подкласс Костные рыбы Р/к Основные виды рыб рек и водоемов СК | 1 | §23, с 107-115 | |||||
27 | Класс Земноводные Р/к Видовое разнообразие и охрана амфибий в СК | 1 | §24, с. 115-118 | |||||
28 | Класс Пресмыкающиеся, Отряд Чешуйчатые. | 1 | §25,с. 122-128 | |||||
29 | Отряды Черепахи и Крокодилы. Р/к Видовое разнообразие и охрана рептилий в СК | 1 | §26, с.129-133 | |||||
30 | Класс Птицы. Общая характеристика класса Отряд Пингвины Лабораторная работа №5. « Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни. (оценочная) | 1 | §27, с 134-139 | |||||
31 | Отряды: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные | 1 | §28, с. 140-145 | |||||
32 | Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные | 1 | §29, с. 145-151 | |||||
33 | Отряды: Воро-бьинообразные, Голенастые Р/к Птицы Красной книги СК | 1 | §30, с.151-157 | |||||
34 | Класс Млекопитающие, Подклассы Однопроходные, и Сумчатые, Плацентарные. Отряды Насекомоядные, Рукокрылые. | 1 | §31, с 157-163 | |||||
35 | Отряды: Грызуны, Зайцеобразные. | 1 | §32, с.164-170 | |||||
36 | Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные | 1 | §33, с.170-177 | |||||
37 | Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы | 1 | §34, §35, с.178-187 | |||||
38 | Обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные» | 1 | Повторить §20-35, с. 92-187 | |||||
Тема №4 Эволюция строения и функций органов и их систем (17часов.) | ||||||||
39 | Покровы тела. Лабораторная работа №6 « Изучение особенностей различных покровов тела» (обучающая) | 1 | §36, с. 190-193 | |||||
40 | Опорно-двигательная система | 1 | §37, с. 193-199 | |||||
41 | Способы передвижения. Полости тела. | 1 | §38, с. 199-203 | |||||
42 | Органы дыхания и газообмен | 1 | §39,с 204-208 | |||||
43 | Органы пищеварения. | 1 | §40, с.209 212 | |||||
44 | Обмен веществ | 1 | §40, с.212-214 | |||||
45 | Органы кровообращения | 1 | §41, с. 215-219 | |||||
46 | Кровь | 1 | §41, с. 215-219 | |||||
47 | Органы выделения | 1 | §42, с. 220-223 | |||||
48 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт | 1 | §43, с.224-229 | |||||
49 | Рефлекс. Инстинкт | 1 | §43, с.224-229 | |||||
50 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма | 1 | §44, с. 230-235 | |||||
51 | Продление рода. Органы размножения. | 1 | §45, с.236-238 | |||||
52 | Способы размножения животных. Оплодотворение | 1 | §46,с. 239-242 | |||||
53 | Развитие животных с превращением и без превращения | 1 | §47, с. 242-246 | |||||
54 | Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторная работа № 7 Изучение стадий развития животных и определение их возраста. (обучающая) | 1 | §48, с.247-248 | |||||
55 | Обобщающий урок «Эволюция строения и функций органов и их систем» | 1 | § Повторить §20-35, с. 92-187 | |||||
Тема №5 Развитие и закономерности размещения животных на земле (4 часа.) | ||||||||
56 | Доказательства эволюции животных. | 1 | §49, с.250-256 | |||||
57 | Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. | 1 | §50, с.256-258 | |||||
58 | Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции | 1 | §51, с.259-261 | |||||
59 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных | 1 | §52, с. 262-266 | |||||
Тема №6 Биоценозы (3 часа.) | ||||||||
60 | Естественные и искусственные биоценозы. | 1 | §53, с.268-272 | |||||
61 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | 1 | §54, с.272-274 | |||||
62 | Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязи компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | 1 | §55,с.275-277 §56,с.278-283 | |||||
Тема №7 Животный мир и хозяйственная деятельность человека. (6часа.) | ||||||||
63 | Воздействие человека и его деятельности на животных. | 1 | §57-с.286-288 | |||||
64 | Одомашнивание животных. | 1 | §58, с.288-291 | |||||
65 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||||||
66 | Законы об охране животного мира. Система мониторинга | 1 | §59, с.292-294 | |||||
67 | Охраняемые территории. Красная книга. Р/к Красная книга Заказники на территории СК и охраняемые в них виды. | 1 | §60,с.-295-297 | |||||
68 | Повторение Многообразие животных. | 1 |