Интересное из интернета
Предварительный просмотр:
Были в Заполярье и особые войска, которые воевали только на Кольском Севере. Они помогали и пехоте, и морякам, и летчикам. Это оленетранспортные подразделения.
На фронте оленей называли по-разному: «арктические танки», «заполярная кавалерия», «рогатые гвардейцы». Кавалерия – род войск, где сражаются на лошадях. Гвардейскими в армии называют самые лучшие и храбрые подразделения. А почему оленей называли «арктическими танками»? Олени, как и танки, пройдут по любому бездорожью. Дорог в Заполярье в то время было мало, да и те плохие. Снежной зимой для обычного транспорта они становились непроходимыми. Но бойцам на фронте нужны были боеприпасы и продукты, самолетам и кораблям – топливо. А с поля боя нужно было увозить раненых. Тут на помощь пришли олени, которые могли и по бездорожью пройти, и в снегу не проваливались. Легкая упряжка мчится по крепкому насту со скоростью 50-80 километров в час, как машина. Северный олень в тундре корм сам найдет и никогда не нарушит тишину – даже раненный не издаст ни звука, и по сугробам может пройти за сутки 250 км.
Осенью 1941 года в 14 армии Карельского фронта появились необычные отряды, в каждом из них было 154 человека, из них половина – военные, а половина – пастухи – оленеводы, 1000 оленей и около 300 саней – грузовые и легковые нарты. Оленеводы не носили солдатских шинелей. Поверх гимнастерок они надевали малицы из оленьих шкур, теплые и легкие. Главным оружием пастухов была не винтовка, хотя они меткие стрелки, а хорей – длинный шест, которым управляют оленями. Многие оленеводы уходили на фронт со своими оленями. В военных действиях в Заполярье принимали участие оленеводы из саамского села Ловозера Мурманской области, из республики Коми, из Ненецкого автономного округа. Они привезли с собой не только тысячи оленей, но и сани, упряжь, меховую одежду, спальные мешки и даже переносные жилища – чумы.
Бойцов необычных подразделений видел в деле военный корреспондент Константин Симонов. В одном из очерков он писал: «По свирепым отвесным спускам, через глубокие котловины, наполненные снегом, словно чашка, доверху залитая молоком, летят олени – северный экспресс – самое быстрое средство передвижения в этих широтах».
На оленях доставляли к передовой линии фронта боеприпасы и продукты, на военные аэродромы привозили топливо и бомбы для самолетов. Многим бойцам в трудную минуту помогли оленеводы. Только в первую военную зиму они вывезли с передовой в тыл и спасли от смерти более 5 тысяч раненых. Один из бойцов оленетранспортных отрядов вспоминал: «Много раненых на войне наши олени спасли. Раненый человек много крови теряет, тепло из него выходит. Стынет человек, погибает. А вот оленья шкура хорошо тепло держит. Завернешь раненого в шкуру, положишь на нарты и везешь. Доставишь в госпиталь, а человек теплый, живой».
Путь в госпиталь часто был опасным. Фашистские снайперы маскировались на сопках по пути движения оленьих упряжек, стреляли по оленям и людям. Много сложных заданий выполняли бойцы оленной армии. Сбит наш самолет – дают задание отыскать в тундре и вывезти боевую машину и её экипаж. За годы войны так были спасены 162 подбитых самолета; нужно забросить в тыл врага партизан, разведчиков – и тут приходили на помощь оленьи упряжки. Почти 8 тысяч бойцов и командиров доставили олени на вражескую территорию для выполнения боевых заданий.
Без участия бойцов и арктических танков — оленей не обходилась ни одна боевая операция заполярных партизан, которые уходили на 500 километров в тыл немцев. Олений транспорт использовали и для переброски офицеров связи, доставки срочных донесений в штаб Северного флота.
Война в Заполярье — это морозы и метели, бездорожье и сугробы, огонь врага и бомбежки, под которыми гибли люди и олени. Им приходилось сутками на вражеской территории в опасной обстановке ждать возращения разведчиков с боевого задания, по несколько дней искать в тундре, чтобы спасти от смерти наших летчиков, прыгнувших на парашютах со сбитых немцами самолетов.
Однажды оленевод Хатанзей переправлял через линию фронта боеприпасы и снаряжение партизанам. «Райда» — так называется несколько оленных упряжек для перевозки грузов, сцепленных между собой. Немцы обнаружили райду и открыли огонь. 12 оленей упали, сраженные пулеметными очередями. Что делать? Находчивый оленевод не растерялся, быстро обрезал постромки у убитых оленей, и райда продолжила путь. Ценный груз был доставлен на фронт вовремя.
Олени и люди на фронте стали боевыми товарищами. Когда зимой олени не могли найти ягель под большими сугробами снега, бойцы их жалели и подкармливали из своего пайка. Один из бойцов вспоминал: «Порой последний сухарик размочишь — половину сам съешь, а другим поделишься с оленем. А они смотрят на тебя… будто улыбаются. Ведь они и поесть не всегда успевали. Перехватят что-то по пути, и все. Люди не выдерживали, засыпали на ходу, а олени шли».
Король тундры северный олень — не вьючное животное. Олени легко тянули упряжку с грузом, но ни за что не хотели нести на себе дополнительный груз, сдергивали с себя вьюки и пинали их. А грузов на передовую надо было доставить как можно больше. И оленеводы пошли на хитрость, чтобы олени смогли привезти и на себе, а не только в упряжке, дополнительный груз боеприпасов, так нужных на фронте! Сделали мешки… из оленьих шкур. Ветераны оленной армии вспоминали, что рогатые гвардейцы сначала по очереди обнюхали меховые мешки, кто-то даже лизнул их, а потом покорно подставили спины. Олений мех не промокает, и груз в таких мешках оставался сухим и в сильный дождь, и в снегопад. В каждом мешке олени везли на линию огня по два ящика мин и снарядов. Как–то раз зимой через Туломское водохранилище переправлялся санный поезд с грузами, который везли 300 оленей. Когда на середине озера олений поезд обогнало стадо в 500 оленей, то лед не выдержал — треснул. Олени и люди начали проваливаться под лед в воду. Командир оленнотранспортного подразделения не растерялся и передал по колонне приказ: «Олени хорошо плавают и не утонут! Стойте на санях! Гоните оленей вперед!». Арктические танки вытянули сани из-подо льда, всё закончилось благополучно, беда миновала.
Когда необходимо было выиграть время перед началом боя, чтобы задержать наступление немцев, одного из оленеводов попросили на легких нартах разогнаться и проехать рядом с немецкими позициями — отвлечь внимание врага. Оленья упряжка вихрем пронеслась мимо фашистов, те от удивления даже выстрелить не успели, а когда опомнились, героя и след простыл! Иван Пьянов на оленях ходил в разведку. Подъехал к немецкой линии обороны, набросил аркан на часового и дернул что есть сил. Фашист и автомата поднять не успел. Пьянов связал немецкого офицера этим же арканом, завалил на нарты и доставил в штаб армии. Такой пленный назывался на войне военной разведки «язык». Пойманный арканом немец оказался очень ценным «языком».
В апреле 1942 года в Североморске планировали боевую операцию морской пехоты. По трапам на военные корабли несли оружие и боеприпасы. Готовился военный десант на мыс Пикшуев. Когда на причалах появились оленьи упряжки, матросы сказали:
— А ну-ка, поможем нашей «кавалерии»!
Краснофлотцы (как в военные годы называли матросов) понесли на борт сани, а оленеводам надо было поднять на борт кораблей Северного флота 120 оленей. Это оказалось непростой задачей. Олени упирались, хотя не издавали ни звука. Оленеводы гладили их, говорили какие-то слова, и олени все-таки пошли на палубу.С кораблей оленей «десантировали», не доходя до берега. Несколько животных обвязали веревками и опустили в шлюпки. А других спустили на воду, и они поплыли за теми оленями, которых везли в шлюпках. 50 оленьих упряжек помогали десантникам: под огнем врага по почти отвесным скалам подвозили боеприпасы и вывозили раненых с поля боя. Когда возникли трудности с кормом для оленей — сопки, где рос олений мох — ягель, враг сильно обстреливал, - трое бойцов отправились на соседние сопки собирать ягель на обед для заполярной кавалерии. Ветераны вспоминали: «Досталось тогда и нам, и олешкам. Особенно когда поступил приказ отходить. Матросы уже идут к берегу, к катерам, а мы гоним оленей туда, где шли бои, чтобы подобрать раненых. Всех вывезли. Правда, много оленей погибло». Так олени впервые в истории приняли участие в морском десанте.
На оленях часто ходили в разведку. Для разведывательных операций выбирали ночь с метелью, чтобы ветер заглушал скрип полозьев у нарт. Упряжки оленей возникали у вражеских позиций, как призраки, а затем исчезали под запоздалые выстрелы.
Весной 1944 года нужно было устроить засаду на немецкий батальон. Оленеводы и разведчики прибыли в тыл врага и замаскировались. Вырыли в снегу траншеи, в них спрятали оленей и сани. Оленям связывали ноги, укладывали на бок и закидывали снегом. Ни один олень не подвел военную разведку — не выдал голосом, не издал ни звука! Немцы и не подозревали, что у них под боком целый батальон с пушками и оленьими упряжками.
Осенью 1944 года война в Заполярье закончилась. В плен было взято много немцев. Продовольствия не хватало даже для своих солдат, а надо было накормить и пленных. Тогда командование Карельского фронта обратились к оленеводам с просьбой: дать 20 оленей, чтобы ими накормить пленных. Но разве такое возможно? Оленеводы вспоминали, что сами часто голодали, но за всю войну ни одного ездового оленя не съели, иногда последним куском хлеба с ними делились. И олени на привалах от бойцов не отходили, спать рядом ложились, так всем им было теплее. Как можно отдать боевых товарищей немцам на обед? И ни одного не отдали!
7 ноября 1944 года оленетранспортные дивизии расформировали. Многие из оленеводов были награждены медалями «За оборону Советского Заполярья»,
«За отвагу», «За боевые заслуги».