Аттестация
документы для аттестации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_hvorov_yu.a_.pdf | 2.5 МБ |
obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 30.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
учителя биологии и химии
МБОУ «Гуменская средняя общеобразовательная школа»
Краснослободского муниципального района
Республики Мордовия
Хворова Юрия Алексеевича
«Активация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в рамках реализации ФГОС»
Актуальность опыта
заключается в системе разрешения противоречий, которые были обнаружены в ходе анализа моей педагогической деятельности:
1. Между объемом знаний, накопленных цивилизацией, и объемом знаний, перенимаемых учениками.
2. Между учебными и практическими задачами, стоящими перед учеником, и его индивидуальными способностями и уровнем развития.
3. Между постоянно возрастающими требованиями общества к знаниям учащихся и существующей практикой обучения.
4. Между повышением требований к преподаванию биологии и уменьшением количества учебного времени.
А основное противоречие возникает между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний и необходимостью применять новые средства и методы для повышения уровня развития творческого начала личности школьника.
Для решения данных противоречий, школьников необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации.
Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Для поддержания интереса учащихся к изучаемому материалу необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных методов, соотнесение их выбора с содержанием материала, дидактическими целями урока, возрастными особенностями учащихся, уровнем подготовленности и способностями школьников.
Условия возникновения опыта
Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся, повышение качества учебно – воспитательного процесса.
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются:
- учебно - игровая деятельность;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- проблемное обучение;
- использование ИКТ.
Теоретическая база опыта.
Система работы активизации познавательной деятельности учащихся строится на основных положениях: теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г.И.Щукина, Л.И.Божович), теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И.Шамова, А.К.Маркова).
Активизация познавательной деятельности обучающихся - процесс и результат стимулирования активности детей. Активность ребенка в обучении - это вид деятельности сопровождающийся высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, а так же характеризующийся результативностью.
Технология опыта
В своей педагогической деятельности я использую следующие образовательные технологии:
- проектно – исследовательскую деятельность,
- проблемное обучение и технологию сотрудничества,
- игровые технологии,
- информационно- коммуникативные технологии,
- здоровье сберегающие технологии,
- коллективно – творческую деятельность.
Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.
Анализ результативности показал, что за последнее время качество знаний по итогам внутреннего и внешнего мониторинга по биологии увеличивается. Интерес и потребность к занятиям по данному предмету остаются стабильно высокими. Позитивная динамика изучения предмета биология подтверждается призовыми местами в олимпиадах, победами в конкурсах муниципального, республиканского и российского значения.
Мои ученики успешно участвуют во Всероссийской предметной олимпиаде, занимая призовые места. С 2014 по 2018 год на муниципальном уровне побед и призовых мест 25, участие на республиканском уровне.
Учащиеся реализуют приобретённые умения и навыки во внеурочной деятельности, принимая результативное участие в различных соревнованиях и конкурсах.
На муниципальном уровне побед и призовых мест 11, на республиканском уровне - 4
Итогом проведённой работы было то, что дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить её решение, и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы.
Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые - совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта:
С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:
- создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
- использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
- концентрировать внимание на главном в учебном материале;
- направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
- осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
- избегать перегрузки учащихся;
- принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
- дифференцировать объем домашних заданий;
- контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
- создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.
А трудность опыта в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района. Данный материал поможет в работе учителям биологии.
Наглядное приложение: конспект открытого урока
Предмет | Биология |
Класс | 6 |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Технология построения урока | проблемно – диалогическая |
Тема | Строение стебля |
Цель | способствовать формированию представления о строении стебля в связи с выполняемыми функциями; развивать умение работать с полученной информацией, анализировать, сравнивать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать экологическое мировоззрение. |
Основные термины, понятия | Травянистый и деревянистый стебли; прямостоячий, вьющийся, лазающий и ползучий стебли; чечевички, пробка, кора, луб, ситовидные трубки, лубяные волокна, камбий, древесина, сердцевина, сердцевинные лучи. |
Планируемый результат | ||
Личностные УУД: | * |
|
* |
| |
| ||
* |
| |
* |
| |
Регулятивные УУД: | * |
|
* |
| |
* |
| |
* |
| |
* |
| |
* |
| |
Познавательные УУД: | * |
|
* |
| |
* |
| |
* |
| |
* |
| |
* |
| |
Коммуникативные: | * |
|
|
Технологическая карта