Образовательные технологии, используемые в практической и профессиональной деятельности
Приложение 5
- Информация
об образовательных технологиях,
используемых педагогом в практической профессиональной деятельности
(заполняется педагогом)
№ п/п | Название | Цель использования технологии | Описание порядка использования деятельности | Результат использования технологии | Ссылка на электронные ресурсы * (при наличии) |
Технология групповой деятельности. (Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Е.Е. Шулешко, Г.А. Цукерман) | Повышение эффективности обучения в целом. Достижение высокого уровня усвоения содержания. Воспитание у учащихся ответственности, самостоятельности, творческой активности.
| Использую: групповую организацию учебных занятий (на принципах дифференциации); однородную групповую работу (небольшие группы выполняют одинаковую для всех работу); групповой опрос; нетрадиционные уроки (где класс делится на группы) Основные этапы: 1.Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). 2.Инструктаж о последовательности работы. 3. Раздача дидактического материала по группам. 4.Групповая работа. 5.Знакомство с материалом, планирование работы в группе. 6.Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения). 7.Подведение итогов группового задания. 8. Заключительная часть. Сообщение о результатах работы в группах. 9. Анализ познавательной задачи, рефлексия. 10.Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели. | 1. Оказание индивидуальной помощи каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. 2. Актуализация, конкретизация, закрепление знаний при работе в группе. 3.Увеличение объема самостоятельных работ. Наблюдается распределение обязанностей в группе. Дети становятся более уверенными и высказываются, не стесняясь. 4. Отсутствие неуспевающих по предмету.(100% обученность) 5. Знания усваиваются более прочно, повышается личная мотивация. |
| |
Проблемное обучение (Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, М.И.Махмудов, В.Оконь)
| Развитие мыслительных способностей, формирование поисковых и исследовательских умений и навыков. Развитие познавательных и творческих способностей, усвоение способов самостоятельной деятельности. | Основные этапы: 1.Подвожу детей к противоречиям, предлагаю самим найти способы их разрешения. 2.Излагаю разные точки зрения на один и тот же вопрос. 3.Побуждаю делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуаций. 4.Формулирую проблемные задачи ( с недостаточными или избыточными данными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками). На проблемном уроке создаю все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем провожу обязательное проговаривание алгоритма решения и применяю его на практике при выполнении самостоятельной работы. Пользуюсь следующими приемами создания проблемных ситуаций: - подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения; - излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос; - предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций; - побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; - ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения. - определяю проблемные теоретические и практические задания; - ставлю проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками). | Результатом использования технологии проблемного обучения являются: 1. формирование предметной компетенции; -развитие познавательной активности и самостоятельности (в олимпиадах участвовали 52, 38% учащихся; в конкурсах – 57, 14%, всего участников – 59 %) - развитие мышления; -развитие творческих способностей; -формирование коммуникативной компетенции и толерантности. Знания усваиваются прочнее, что повышает качества знаний по предметам ( от 55 до 85, 35%)
|
| |
Игровые технологии (Б.Н. Никитин, Л.А.Венгер, А.П.Усова, В.Н.Аванесова) | Развитие познавательной активности, общеучебных, трудовых умений и навыков. Развитие мотивации учебной деятельности. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, общительности. | На разных этапах урока ввожу игровые моменты. Использую в качестве технологии урока (урок-сказка, урок-исследование, урок-игра, урок-путешествие). Использую как технологию внеклассной работы. Основные этапы: - дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; - учебная деятельность подчиняется правилам игры- распределение ролей; - учебный материал используется в качестве её средства; - в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом, подводится итог.
| 1. Развитие интереса к предмету, появился стимул к учебной деятельности - учебная мотивация составляет 100 %. 2.Проведение предметных недель. Все учащиеся, 100%, с удовольствием принимают участие во всех предложенных конкурсах, викторинах… 2. Сформированность детского коллектива.
|
| |
Информационно-коммуникативная технология (Г.К.Селевко, В.Олифер, Н.Олифер) | Формирование коммуникационных умений и навыков работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ. Формирование умения находить нужную информацию, обрабатывать и представлять. | Порядок использования технологии: -создание презентаций -создание дидактических материалов; -использование готовых проограммных продуктов; -использование Интернет-ресурсов; -создание тестовых работ; -обобщение методического опыта в электронном виде. ИКТ в учебно-воспитательном процессе применяю следующим образом: - консультирую учащихся по созданию презентаций, - привлекаю учащихся к созданию дидактического материала при выполнении заданий к творческим зачётам, осуществлении исследовательской работы; - консультирую и контролирую учащихся по соответствию содержания материала и его оформлению. Уроки проводятся в кабинете, который оборудован компьютером для работы учителя и обучающихся. Класс оснащён современными компьютерными средствами для фронтальной работы обучающихся. В кабинете установлен мультимедийный проектор и компьютер для учителя. Занятия сопровождаются показом мультимедийных презентаций, созданных учителем и обучающимися, либо используются готовые компьютерные программы. 80% уроков, все внеклассные мероприятия, проводятся с показом мультимедийных презентаций. Для их создания использую ресурсы интернета, электронные энциклопедии. Использую тренинговые программы «Словарная работа», «Таблица умножения».
| 1. В результате повысился интерес учащихся к изучению нового материала, предмету, высокий уровень концентрации внимания. ( повышается объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза.) 2. Овладение практическими способами работы с информацией. 3. Повышение качества знаний (от 55% до 85, 35%), 4. Обучающиеся принимают активное участие в различных интернет - конкурсах и онлайн - олимпиадах. (Приложение 2)
Использование технологий на уроках, например, русского языка, применение тренажеров для словарной работы, на уроках математики «Уравнение» и др. активизирует познавательную деятельность, развивает мышление, речь и творческие способности ребят, что позволило им достичь хороших результатов во внеурочной образовательной деятельности по изучаемым предметам, в олимпиадах и конкурсах разных уровней. Интересными и незабываемыми прошли общешкольные внеклассные мероприятия «У Новогодней ёлки», «Праздник первой книги», «Осенний блюз»,выпускной вечер в начальной школе «Прощай, начальная школа», урок «Россия, устремленная в будущее!», классный час «Люблю тебя, мой край родной!»!» с использованием мультимедийных презентаций, в создании которых учащиеся принимали активное участие.
|
| |
Образовательная технология разноуровневого дифференцированного обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, М.Б.Кирсанов) | Создание оптимальных условий для выявления задатков интересов и способностей учащихся.
Обеспечение равных возможностей получения качественного образования с учетом разного уровня подготовки учащихся. | 1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы учащихся. 2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев. 3.Условное деление класса на группы с учётом результатов диагностики (по способностям, по интересам, по психологической совместимости). Работа в группах сменного состава. 4. Организация самостоятельной работы на уроке с использованием вариативных заданий. -карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи; -альтернативные задания для добровольного выполнения; -разноуровневые задания. 5. Реализация на различных этапах урока. 6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым меняется состав групп. | 1. Повышение качества знаний (математика с 65% до 66, 67%; чтение с 70% до 71, 43%, русский язык с 55% до 66, 67 %, окружающий мир с 85 % до 85, 71 %)
2. Развитие личности каждого школьника, создание условий для максимального развития детей с разным уровнем способностей. 3. Успеваемость 100%, стабильный уровень обученности – 70,68 % (за первое полугодие 2018-2019.гг.) 4. Победители и призёры предметных олимпиад (52, 38 % учащихся были победителями или призерами).
|
|