преподавание ОРКиСЭ

материалы для уроков по модулю "Основы мировых религиозных культур"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx29.25 КБ
Microsoft Office document icon protokol_sobr.doc36.5 КБ
Microsoft Office document icon zayavlenie.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

 «Основы мировых религиозных культур»

Пояснительная записка

        Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок.

        В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

        В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

        Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  1. знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Общая характеристика учебного курса

        Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

        Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

        Основной принцип, заложенный в содержание курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

        Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  1. общая историческая судьба народов России;
  2. единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  1. Патриотизм
  2. Социальная солидарность
  3. Гражданственность
  4. Семья
  5. Труд и творчество
  6. Наука
  7. Традиционные российские религии
  8. Искусство и литература
  9. Природа
  10. Человечество

Учебный курс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:

  1. ориентации содержания на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  2. педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  3. системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а так же между ними и другими учебными предметами;
  4. ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  5. единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

В учебном плане на изучение  курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 1 час в неделю (всего  34 часа ) в 4 классе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

        Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  2. формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  4. развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  5. воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  6. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  7. наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  1.  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  2.  формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  3.  адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  4.   умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  5.   овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  6.   овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  7.   готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  8.   определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:        

  1. знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  2. знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  3. формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  4. осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина.

         Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

  1. понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  2. формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
  3. знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  4. укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

Тематическое планирование курса «Основы мировых религий»

№ темы

Тема

Количество часов

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

1.

Россия  - наша Родина.

1

II.

Основы мировых религиозных культур

29

2.

Культура и религия

1

3.

Культура и религия

1

4.

Возникновение религий. Древнейшие верования

1

5.

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

1

6.

Священные книги религий мира: Веды,  Авеста, Трипитака

1

7.

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

1

8.

Хранители предания в религиях мира

1

9-10

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

2

11.

Человек в религиозных традициях мира

1

12.

Священные сооружения

2

13.

Искусство в религиозной культуре

1

14.

Искусство в религиозной культуре

1

15.

Религии России

2

16.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

2

17.

Религиозные ритуалы в искусстве

1

18-19

Паломничество

2

20.

Календари религий мира.

1

21.

Праздники в религиях мира

1

22.

Праздники в религиях мира

1

23-24.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

2

25-26.

Семья, семейные ценности

2

27-28.

Долг, свобода, ответственность, учение и труд

2

29-30.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий

2

III.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

4

31.

Подготовка творческих проектов.

1

32.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

1

33.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

1

34.

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

Всего

34

УЧЕБНОЕ  И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 для учащихся:

 Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для     общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

для учителя:

-Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для     общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

-Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. –    Просвещение, 2010.

-электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

для родителей:

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.

технические средства обучения:

-классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

-демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;



Предварительный просмотр:

Приложение к протоколу  родительского собрания ____  «____» класса

___________________(общеобразовательное учреждение) города Новосибирска

Результаты выбора родителями (законными представителями) учащихся ____  «____» класса новых предметов (модулей комплексного курса по основам религиозных культур и светской этике).


Название модуля

Число учащихся

(число цифрами и письменно)

основы православной культуры

основы исламской культуры

основы буддийской культуры

основы иудейской культуры

основы мировых религиозных культур

основы светской этики

Дата «___» _______________ 20___ г.

Классный руководитель

______________________________________(Ф.И.О.)  ___________ (подпись)

Председатель родительского комитета класса

______________________________________(Ф.И.О.)  ___________ (подпись)



Предварительный просмотр:

Директору

МБОУ Лицей №126

Черявко Ю.Ю

________________________________

(Ф.И.О.)

Заявление

Мы, родители (законные представители) учащегося ______ «____» класса общеобразовательного учреждения _____________________города Новосибирска______________________________(Ф.И. ребенка), из предлагаемых на выбор модулей нового комплексного учебного курса:

основы православной культуры,

основы исламской культуры,

основы буддийской культуры,

основы иудейской культуры,

основы мировых религиозных культур,

основы светской этики

выбираем для своего ребенка изучение:

__________________________________________________________________

Дата «___» _________________ 20___ г.

______________________________________(Ф.И.О.) ____________ (подпись)

______________________________________(Ф.И.О.) ____________ (подпись)