Для родителей

Мухаметгалин Халит Азатович

Почему нужно приучать ребёнка к труду с ранних лет?

Посильный труд необходим, так как он способствует всестороннему развитию ребёнка. Труд требует от ребёнка физического напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма.

Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребёнок задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда и какие материалы использовать.

Систематически выполняя посильные трудовые обязанности, ребёнок закаляет свою волю, у него воспитывается умение доводить дело до конца; настойчивость, ответственность, инициатива. А эти качества необходимы человеку в любой деятельности.

Сам затрачивая усилия в труде, ребёнок начинает с уважением относиться к труду других людей.

Посильно участвуя в домашнем труде семьи, ребёнок приучается заботиться о родителях, о братьях и сестрах.

Родители должны поддерживать стремление ребёнка посильно помогать в домашнем труде. Большую роль играет оценка взрослым результатов детского труда. Похвалы заслуживает, прежде всего, старание ребёнка, стремление сделать порученное дело хорошо.

Недопустимо наказать трудом: «за то, что на мусорил, теперь сам всё будешь убирать». Необходимо воспитывать у ребёнка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные. Если у ребёнка не возникает желания трудиться, можно применить метод просьбы. Её нужно произнести так, чтобы ребёнку казалось, что он исполняет просьбу по собственному желанию.

Если с самого детства вы будете приучать ребёнка к труду, будете учить его видеть необходимость работы самому, побуждать личную инициативу ребёнка- нет сомненья, что ваше дитя вырастет самостоятельным, выносливым, ответственным, трудолюбивым человеком, способным в будущем позаботиться о своих родителях.

Говоря о главном, что составляло сущность труда, следует подчеркнуть, что он никогда не сводился к совокупности действий или навыков, а рассматривался как проявление духовной жизни, причем трудолюбие было характерным выражением духовности. Очень верно сказано русским педагогом В.А. Сухомлинским, что «отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни — интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий».

Трудолюбие, добросовестность, старательность, которые мы отмечаем в наших предках, не просто рождались в процессе выполнения трудовых функций (хотя и это немаловажно), а являлись итогом их богатой духовно-нравственной жизни.
О. Платонов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchite_detey_lyubit_trud.docx13.67 КБ

Предварительный просмотр:

Учите детей любить труд.
В центре внимания сегодня—улучшение трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников. Конечно, учение само по себе—это труд, и немалый. Он требует от ребенка усидчивости, прилежания, умения сосредоточиться. И научные исследования убедительно показывают: эти качества формируются лучше, если умственная работа чередуется с физической.

Физический труд необходим растущему организму. Он развивает мышцы, укрепляет сердце и сосуды, совершенствует приспособительные механизмы организма. Сравните ребенка, приученного к самообслуживанию, привыкшего помогать старшим, с белоручкой, за которого все делают мама или бабушка. Разница очень заметная! У первого и координация движений лучше, и больше ловкости, сноровки, он чувствует себя уверенней, перед трудностями не пасует. А второй—почти всегда или неловкий увалень, или не в меру хрупкое создание; если понадобится что-нибудь сделать самому, он оказывается, как правило, беспомощным.

Но труд полезен тогда, когда он по силам ребенку. Здесь, как и в спорте, перегрузки могут неблагоприятно отразиться на здоровье, недогрузки же не дают тренирующего эффекта.

До сих пор мы нередко недооценивали возможности наших ребят. И, может быть, труд не вызывал у них интереса, не оказывал желаемого воспитательного и укрепляющего действия именно потому, что задания были легкими, что дети не видели практического применения тому, что делали, скажем, в школьных мастерских.

Теперь все должно стать иначе. Труд займет в жизни школьников достойное место.

Очень часто, к сожалению, юноши и девушки накануне выпуска еще не знают, кем хотят быть, не задумываются о том, что выбор профессии— важный шаг, может быть, определяющий счастье всей будущей жизни. Бывает, что родители без достаточных на то оснований поддерживают в ребенке стремление стать музыкантом, киноактером, художником, а его реальные способности, скажем, к техническому конструированию, моделированию, любовь к животным, желание работать на ферме, в поле оставляют без внимания, не развивают и не поощряют. И к выбору дела по плечу ребенок оказывается морально неподготовленным, не представляет себе, в чем он мог бы найти свое творческое самовыражение.

Необходимо, чтобы подросток судил о профессиях не по их внешней, парадной стороне; ему можно и нужно давать представление и о трудностях, открывать особую радость — радость преодоления.

Готовность к труду, гармоническое развитие личности немыслимы без физического совершенства, и реформа школы предусматривает решительное улучшение физического воспитания. Необходимость в этом назрела давно. Существовавшая до сих пор организация учебного процесса не способствовала удовлетворению потребностей растущего организма в движении. Многие учащиеся, будучи в принципе здоровыми, не справляются с физической нагрузкой, соответствующей их полу, возрасту и развитию. И это лишь потому, что они мало двигаются.

Накопленный опыт свидетельствует о положительном влиянии таких занятий на растущий организм. У большинства ребят улучшилась успеваемость по физкультуре и почти у половины—по общеобразовательным предметам. Родители отмечают, что дети стали более уравновешенными, дисциплинированными.

Наше время предъявляет высокие требования к физическому и нравственному здоровью человека, его интеллектуальному уровню. А завтра эти требования будут еще выше. И если мы хотим видеть наших детей счастливыми—а мы, конечно, этого хотим! — научим их любить труд, позаботимся о том, чтобы они росли закаленными, деятельными, энергичными.