Программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»
629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым,ул. Набережная им.Оруджева, д. 29/1, тел./факс:8(3499)52-20-26,E-mail:dsbelosnezhka@nadym.yanao.ru
ОКПО 78191969, ОГРН 1058900415815, ИНН/КПП 8903024649 / 890301001
Принято Педагогическим советом МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г Надыма» Протокол № ______ от ______________ | Утверждаю Заведующий МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма» Ю.М.Горбунова __________________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности «Маленькие инженеры»
(стартовый уровень)
Возраст учащихся: 4-7 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор программы:
Лиджи-Горяева Джиргал Монголовна,
Ланцинова Наталья Викторовна
Дорджи-Горяева Наталья Романовна
г. Надым, 2021
1. Пояснительная записка………..................................................................................................2
2. Учебный план……………………………………………….………………………….....……9
2.1 Учебный план первого года обучения………………………………………………............9
2.2 Учебный план второго года обучения…………………………….………………………10
2.3 Учебный план третьего года обучения…………………………….………………………10
3 Содержание программы............................................................................................................11
3.1 Содержание программы первого года обучения……………………………………..……11
3.2 Содержание программы второго года обучения…………………………………………..15
3.2 Содержание программы третьего года обучения…………………………………………..15
4.Методическое обеспечение……………………………………………………………….......20 5.Список литературы ………………………………………………………………………...…25 6.Глоссарий………………………………….……………………………………………………26
7.Календарный учебный график…………………………………...……………........................27
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Конструирование позволяет дошкольникам с самого раннего возраста работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для межпредметных мини-проектов. Начиная, с 4 лет ребята собирают и конструируют действующие модели, а затем используют их для выполнения задач, по сути, являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи. Занимаясь конструированием, они изучают простые механизмы, учатся при этом работать руками, они развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Конструирование позволяет в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий для развития навыков общения, творческих способностей детей, для решения познавательных, практических, исследовательских и коммуникативных задач, для реализации проектной деятельности дошкольников.
Дополнительная общеразвивающая программа «Маленькие инженеры» имеет техническую направленность и предназначена удовлетворить интерес дошкольников старшего возраста в области конструирования, развить их конструкторско-технологические способности в техническом творчестве.
Направленность программы - техническая. Предусматривает расширение политехнического кругозора детей, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике.
На занятиях по моделированию и конструированию учащиеся получают первоначальные сведения о техническом рисунке, чертеже, эскизе, развивают умения и навыки работы с ручными инструментами.
В процессе реализации программы изучение геометрического материала способствуют формированию у учащихся графических и конструкторских умений и навыков, развитию пространственного и логического мышления, осуществлению первых шагов к конструкторскотехнологической деятельности, подготовке учащихся к более раннему восприятию технической информации.
Рабочая общеразвивающая программа «Маленькие инженеры» разработана в соответствии с:
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018г. №196 (в редакции приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 №533);
∙ Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09- 3242);
• Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
• Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
• Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2.
В программе предусмотрена работа в дистанционном формате - учебное занятие через сеть Интернет в режиме реального времени, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций. Место нахождения участников образовательных отношений свободное, единственным условием является обеспечение каждого компьютером, подключенным к сети Интернет, и доступом к разработанным электронным учебным материалам по курсу. Время проведения – по расписанию. Основной формой контроля в дистанционном формате является смотр умений и навыков методом наблюдения, а также участие в конкурсах различного уровня в сети интернет. Уровень освоения содержания программы – базовый.
Актуальность программы обусловлена интегрированным подходом к получению теоретических знаний в процессе практической работы. Дополнительная общеразвивающая программа «Маленькие инженеры» позволяет не только обучить ребенка правильно моделировать и 3 конструировать, но и подготовить учащихся к планированию и проектированию разноуровневых технических проектов и в дальнейшем осуществить осознанный выбор вида деятельности в техническом творчестве (радиотехника, авиамоделирование, робототехника).
Развитие познавательной мотивации у детей младшего и среднего школьного возраста к техническому творчеству оказывает влияние на формирование устойчивых трудовых и профессиональных интересов, что в дальнейшем влияет на выбор рода занятий в их будущей жизнедеятельности. Важна практическая значимость занятий.
Педагогическая целесообразность программы заключается в уровне сформированности наглядно – действенного и наглядно - образного мышления учащихся, что является основой для развития высших форм технического мышления. В основу обучения заложен принцип не загружать ребѐнка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.
Цель программы: способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности.
Задачи:
образовательные (программные):
∙ привитие интереса к истории развития технического моделирования;
∙ развитие навыков работы ручными инструментами, технических приемов работы с бумагой и картоном;
∙ ознакомление со схемами;
∙ развитие приемов декоративно-художественного оформления моделей
личностные:
∙ воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности;
∙ развитие мотивации личности к познанию и творчеству, самостоятельности мышления, удовлетворения потребности в труде;
∙ развитие интереса к технике и техническим объектам;
метапредметные:
∙формирование умения анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
∙ развитие навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самоанализа;
∙ развитие у воспитанников технического мышления;
Планируемые результаты реализации программы
Появится интерес к самостоятельному изготовлению различных видов конструкций, умение применять полученные знания при проектировании и сборке, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
∙ Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
∙ Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
∙ Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Сформированность образовательных (программных) результатов:
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
понимают: | понимают: | понимают: |
∙ простейшие графические изображения; | ∙ назначение ручных инструментов для обработки бумаги, картона, природного материала, упаковочных коробок, пенопласта; | ∙ схемы и чертежи моделей, инструкционных карт; |
| ∙простейшие графические изображения; | ∙ алгоритм изготовления моделей и поделок; |
умеют: | умеют: | |
умеют: | ∙ подбирать нужные материалы, инструменты и размещать их на рабочем месте; | ∙ выполнять проекты с элементами исследования по заданному алгоритму; |
| ∙ определять название материала, форму, размеры изделия; | ∙ проявлять творчество, фантазию, художественно-эстетический вкус в оформлении своих работ; вносить изменения в конструкцию с целью ее усовершенствования, переносить знания, умения и опыт в новую ситуацию; |
| ∙ экономно использовать бумагу, картон и обрезки от них; | ∙изготавливать по образцу, техническому рисунку и без образца эскизы игрушек и полезных предметов из картона и различных материалов. |
| ∙ самостоятельно изготавливать изделия (по образцу, по собственному замыслу); | владеют: |
| ∙ изготавливать игрушки из нетрадиционных материалов; | ∙ способами обработки различных материалов: бумаги, картона, проволоки, природных материалов, картонных упаковок, пластмассы, гофрированного картона, металлических банок; |
| владеют: | ∙ навыками работы с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами; |
| ∙ общими сведениями о профессиях, связанных с техникой; | ∙ навыками мыслительной деятельности, самостоятельности при выполнении творческого проекта с элементами исследования; |
владеют: | умеют: | |
∙ способами изготовления деталей и их сборки; | ∙приемами разметки с помощью шаблонов и чертежно-измерительных инструментов (линейки, угольника, циркуля); | ∙ выполнять проекты с элементами исследования по заданному алгоритму; |
∙ общими сведениями о профессиях, связанных с техникой; | ∙ навыками организации рабочего места и поддержания порядка во время работы; | ∙ проявлять творчество, фантазию, художественно-эстетический вкус в оформлении своих работ; вносить изменения в конструкцию с целью ее усовершенствования; |
∙приемами разметки с помощью шаблонов и чертежно-измерительных инструментов (линейки, угольника, циркуля); | ∙ навыками правильного пользования ручными инструментами и приспособлениями; | ∙изготавливать по образцу, техническому рисунку и без образца эскизы игрушек и полезных предметов из картона и различных материалов. |
владеют: | ||
∙ навыками правильного пользования ручными инструментами и приспособлениями; | ∙ техническими приемами работы с бумагой и картоном; | ∙ способами обработки различных материалов: бумаги, картона, природных материалов, картонных упаковок, пластмассы, гофрированного картона. |
∙простейшие графические изображения; | ∙ приемами декоративно-художественного оформления моделей и игрушек; | |
| ∙ правилами безопасности труда при работе с ножницами и другими ручными инструмент |
Отличительной особенностью программы «Маленький инженер» является интеграция разных техник декоративно-прикладного искусства и технического творчества (аппликация, оригами, бумагопластика, конструирование, моделирование). Применение информационно – коммуникативных технологий при сборке моделей и макетов, проведение экспериментов по исследованию различных материалов способствуют достижению таких метапредметных 5 результатов: владение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, умение принимать новые технические решения, работать с технической литературой и документацией, интернет- ресурсами.
Адресат программы: общеразвивающая программа рассчитана на три года обучения и ориентирована на учащихся младшего школьного возраста (4- 7 лет).
Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 3 года, количество учебных часов по программе – 35 часов. Продолжительность одного занятия составляет 15 минут младшая группа, 20 минут средняя группа, 25 минут для детей старшего возраста, 30 мин для детей подготовительного к школе возраста.
Форма реализации программы – групповая. Состав групп постоянный. Форма обучения: очная, очная с применением дистанционных технологий.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков.
Уровень сформированности программных умений и навыков и их качество определяются в рамках текущего контроля (наблюдения), промежуточного контроля и контроля по завершении реализации программы.
Виды контроля:
- Предварительный контроль – проводится в начале освоения программы и на последующих годах - с 15 по 20 сентября;
- Промежуточный контроль – с 15 по 30 декабря
- Итоговый контроль– в конце освоения программы с 15 по 20 мая
- Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.
- Контроль умений и навыков осуществляется по следующим критериями: владение практическими умениями и навыками, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой.
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
Учебное помещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил.
Методическое и дидактическое обеспечение программы:
- методическая разработка календарного учебного графика;
- методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
- литература, предусмотренная программой;
- образцы работ, изготовленные педагогом;
- пакет наглядных пособий (схемы и чертежи по изготовлению изделий в различных техниках, инструкционные карты, иллюстрации);
- глоссарий;
- инструктажи по технике безопасности и соблюдению санитарно- гигиенических правил;
- дидактические материалы:
графические и динамические схемы; графические знаки.
- методическая литература;
-методические разработки, методические рекомендации к практическим занятиям.
- Учебный план 1 года обучения.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Техника безопасности. | 2 | 1 | 1 | предварительный |
2 | Художественное конструирование из природного материала. | 6 | 2 | 4 | взаимоконтроль |
3 | Изготовление аппликаций и мозаик с элементами художественного конструирования | 6 | 2 | 4 | взаимоконтроль |
4 | Изготовление плоских игрушек и поделок из бумаги и картона. Оригами. | 6 | 2 | 4 | взаимоконтроль |
5 | Выполнение коллективной работы | 5 | 1 | 4 | взаимоконтроль |
6 | Конструировние из конструктора LEGO | 6 | 1 | 5 | текущий |
7 | Экскурсии | 2 | 1 | 1 | итоговый |
8 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | текущий |
Итого: | 35 | 11 | 24 |
- Учебный план 2 года обучения.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Техника безопасности. | 2 | 1 | 1 | предварительный |
2 | Художественное конструирование из природного материала. | 6 | 2 | 4 | взаимоконтроль |
3 | Изготовление аппликаций и мозаик с элементами художественного конструирования | 6 | 2 | 4 | взаимоконтроль |
4 | Изготовление плоских игрушек и поделок из бумаги и картона. Оригами. | 6 | 2 | 4 | взаимоконтроль |
5 | Выполнение коллективной работы | 5 | 1 | 4 | взаимоконтроль |
6 | Конструировние из конструктора WADA | 6 | 1 | 5 | текущий |
7 | Экскурсии | 2 | 1 | 1 | итоговый |
8 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | текущий |
Итого: | 35 | 11 | 24 |
- Учебный план 3 года обучения.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Техника безопасности. | 2 | 1 | 1 | предварительный |
2 | Графическая подготовка. | 6 | 2 | 4 | взаимоконтроль |
3 | Изготовление аппликаций и мозаик с элементами художественного конструирования | 6 | 2 | 4 | взаимоконтроль |
4 | Изготовление плоских игрушек и поделок из бумаги и картона. Оригами. | 6 | 2 | 4 | взаимоконтроль |
5 | Выполнение коллективной работы | 5 | 1 | 4 | взаимоконтроль |
6 | Конструировние из конструктора WADA | 6 | 1 | 5 | текущий |
7 | Моделирование из бросового материала | 2 | 1 | 1 | итоговый |
8 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | текущий |
Итого: | 35 | 11 | 24 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы первого года обучения
1.Вводное занятие. Инструменты и материалы. Техника безопасности (2 часа: теория-1ч, практика – 1ч).
Теория: обсуждение плана, режима работы. Значение техники в жизни человека. Показ образцов готовых моделей, поделочные материалы, инструменты, применяемые при обработке различных материалов. Назначение инструментов, правила пользования ими, требования к качеству поделок. Экскурсия в Центр детского творчества.
Практическая работа: конструирование из плотной бумаги поделок на выбор: силуэтов людей, животных, самолетов, ракет с применением знаний осевой симметрии. Художественное оформление поделки.
Формы организации занятия: индивидуальная, в парах.
Формы, методы и приѐмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная, практическая работа.
Дидактическое обеспечение: образцы поделок, иллюстрации. инструменты. Техника безопасности соревнование
- Художественное конструирование из природного материала
Теория: совершенствование навыков работы с природным материалом. Приемы работы с объемным природным материалом, изучение разных видов соединений. Беседа о природе, окружающем мире, стихи, загадки. Игра «Что будет, если…». Викторина «Осенняя пора».
Практическая работа: занятие – фантазия «Лесное царство». Правила сбора, сушки и хранения. Выполнение плоских и объемных аппликаций на бумажной основе из листьев, трав, цветов. Изготовление мозаики на плоской и объемной основе, покрытых пластилином, выполненных из семян, веточек, ракушек, гальки, песка. Подбор цвета, фактуры, совпадение цветовых сочетаний. Использование для создания художественных образов материалов более крупных размеров: шишки, желуди, орехи, раковины. Сопоставление их форм с элементами изобразительного объекта
- Конструирование и моделирование поделок на плоскости
Теория: Основные свойства и способы соединения деталей: проволочное, через прокол, клеевое, щелевое, скотчем, плетением, ниточное.
Практическая работа: Применение способов соединения на практике. Инструктаж, упражнения на формирование навыков работы
- Изготовление плоских игрушек и поделок.
Теория: познавательные занятия: «По морям по волнам», «Коттедж из бумаги» «Быстрее, выше, сильнее», «Страна геометрия», «Как оформить интерьер к празднику». Расширение сведений о бумаге, картоне. Самостоятельный выбор масштаба изготавливаемой модели. Составление эскизов плоских деталей. Чтение чертежей простых деталей. Способы соединения деталей плоской формы.
Практическая работа:
- Мини-проект. Конструирование игрушки с элементом оригами: «Далматинец», «Лягушонок», «Лодочка».
- Изготовление и деление квадрата без помощи чертежных инструментов. Конструирование поделки в технике оригами (салфетница).
- Моделирование прорезной закладки с элементом плетения.
- Конструирование поделки-записной книжки «Силуэт машины», с элементами аппликации на основе геометрических фигур. Простой переплет. - Моделирование поделок на основе окружностей с подвижными деталями: «Ворона», «Божья коровка». - Композиция. Конструирование рамки для фото. Оформление макаронными изделиями по собственному замыслу. Логическая задача на составление композиции.
- Мини-проект. Моделирование поделок с элементами в технике гофрирование: «Самолет», «Голуби».
- Конструирование елочных украшений: подвески, гирлянды, полумаски, ребристые елочные украшения «Шар», «Груша». Форма и методы подведения итогов
Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах. Форма и ее закономерности (симметрия, цельность). Беседы: Виды транспорта, значение транспорта в жизни человека.
- Изготовление объемных макетов и моделей, игрушек и поделок с элементами художественного оформления.
Теория: цветовое богатство окружающего мира. Холодные, теплые, хроматические цвета. Творческое использование графических элементов, цвета в декоративном оформлении изделия в зависимости от его назначения, формы и материала. Сочетание нескольких объемных геометрических фигур в изготовлении поделок. Элементарные понятия о развертках, выкройках простых геометрических тел. Приемы их вычерчивания, вырезания и склеивания. Показ иллюстраций, схем, чертежей, образцов изделий, моделей, макетов. Познавательные занятия: «Дорого яичко к Христову дню», «Народное творчество». Ознакомление с новинками технической литературы (журналы). Беседы: «Знаменитые изобретатели», «Из истории появления игрушек».
Практическая работа: изготовление объемных поделок по образцу, чертежу, собственному замыслу, на основе одной объемной фигуры и нескольких фигур, с плоскими элементами, сочетание плоских и объемных фигур. Моделирование макетов техники, поделок насекомых, животных, птиц, сказочных героев. Декоративные настольные куклы из цилиндров, конусов. Конструирование фантастического образа на основе определенного модуля, игрушки на основе спичечных коробок. Тематические композиции из разнообразных полуфабрикатов. Марцишоры - «Букет цветов», из окружностей. Урок-опыт «Материалы вокруг нас».
- Выполнение коллективной работы
Теория: выбор направления работы и алгоритма еѐ выполнения. Викторина «В мире сказок». Беседа о сказочной силе.
Практическая работа: изготовление отдельных элементов с соблюдением единого масштаба, замысла, цвета. Составление общей композиции: «Сказочный мир», «Волшебные цветы», «Машина на дороге», «Военная техника на службе Отечества».
- Экскурсии.
Практика: Экскурсия в Кедровую рощу. Обобщение знаний о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса, рассмотрение многообразия, красоты леса и богатство природного материала, воспитывать любви и уважительного отношения к природе. Экскурсия на праздник «Неделя народов Ямала», в музей «Под открытым небом-чум», на состязания по национальным видам спорта. Знакомство с бытом, традициями коренного населения, расширение знаний о любимом городе.
3.2. Содержание программы второго года обучения.
1. Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности
Теория: знакомство детей с задачами и содержанием занятий в текущем учебном году. Совершенствование знаний о бумаге, картоне, о видах, сортах, свойствах и ценности сырья. Повторение и закрепление правил работы с инструментами, техники безопасности. Соревнование на лучшую организацию рабочего места. Занятие – игра «Волшебная бумага».
Практическая работа: изготовление поделок на свободную тему, применение знаний осевой симметрии. Художественное оформление поделок.
2. Художественное конструирование из природного материала
Теория: основные свойства природных материалов. Использование природной формы, цвета, фактуры, величины камней. Создание скульптурных композиций или оформление поделки в виде зверей, птиц, рыб. Приемы склеивания. Викторина «Царство природы». Практическая работа: изготовление поделок по собственному замыслу или согласно обозначенной темы. Творческое комбинирование. Скульптурные композиции: «Царство рыб», «Кто живет в пустыне» из песка, рыбьей чешуи и костей, перьев и пуха, бересты и соломы, скорлупы, орехов. Занятие – мастерская.
- Графические знания и умения
Теория: закрепление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях, о линии чертежа, сгиба, условных обозначениях радиуса, диаметра. Увеличение и уменьшение чертежа детали с помощью масштаба. Познавательное занятие, загадки «Веселая геометрия».
Практическая работа: упражнения на формирование навыка чтения графических изображений. Составление эскизов простейших объектов и деталей с применением условных обозначений. Выполнение наглядных изображений отдельных деталей и простейших игрушек по представлению и с натур. Орнамент, состоящий из геометрических элементов, в полосе, круге, квадрате. Изготовление игольниц, часов с применением циркуля, художественное оформление поделок. Моделирование наземного транспорта.
- Изготовление объемных аппликаций с элементами художественного конструирования
Теория: симметричные и ассиметричные вырезки из бумаги. Приемы вычерчивания, вырезания и склеивания. Подбор цветовой гаммы материала, выдерживание стиля, формы, композиций. Планирование предстоящей работы. Порядок чтения и составления эскиза плоской детали. Приемы вычерчивания, вырезания и склеивания
Практическая работа: конструирование аппликаций в стиле «Коллаж», выполнение деталей на основе геометрических фигур и тел, использование старых журналов вместо цветной бумаги. Моделирование объемных аппликаций и панно на основе геометрических фигур (цилиндр, конус). Темы: «Зимняя ночь», «Осенняя листва», «Танец цветов». Техника изготовления - оригами в аппликации.
Изготовление коллажа по замыслу «Любимая техника» подбор цветовой гаммы.
∙ Моделирование деталей панно на основе объемных геометрических фигур. Силуэт технического объекта «Пожарная машина».
∙ Порядок чтения и составления эскиза плоской поделки. Моделирование аппликации на основе геометрической фигуры - конус. Изготовление по заданной теме «Самое доброе лицо».
∙ Творческий проект «Воздушный транспорт». Моделирование аппликации «Воздушный транспорт». Изготовление деталей в технике оригами.
∙ Приемы бумагопластики в аппликации. Изготовление панно «Морской транспорт».
∙ Моделирование аппликации по заданной теме «Железнодорожный транспорт».
- Конструирование и моделирование динамичных поделок из плоских деталей на основе геометрических фигур
Теория: сопоставление формы окружающих предметов и их частей, частей машины и других технических объектов и игрушек. Понятие о форме предмета и ее закономерностях (цельность, симметрия), о прямолинейных и округлых формах. Приемы вычерчивания, вырезания, соединения деталей. Показ иллюстраций, схем, чертежей, видеосюжетов, образцов изделий. Познавательные беседы: «В мире техники», «В высь самолеты летят», «Из истории русского пароходства».
Практическая работа: изготовление моделей технических объектов и игрушек по образцу, шаблону, представлению, воображению и собственному замыслу. Конструирование плоских поделок: «Буратино», «Попугай», «Паук», «Машина», «Самолет». Моделирование объемных поделок: «Кораблик», «Космический корабль», «Сказочный герой». Выбор способов и мест соединения элементов поделок. Сочетание разных геометрических фигур в поделке. Оформление изделий.
- Моделирование по шаблонам поделки «Сказочный герой». Способы и приемы соединения деталей проволокой, леской, ниткой.
- Конструирование по чертежу динамичной поделки с объемными деталями «Ангелочек»
- Конструирование объемной поделки с плоскими динамичными деталями «Джип».
- Конструирование объемной поделки с плоскими динамичными деталями «Вертолет».
6. Изготовление объемных макетов и моделей на основе геометрических фигур
Теория: закрепление понятий о простейших геометрических телах: призме, цилиндре, конусе, об их элементах (грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность). Сопоставление формы окружающих предметов, частей машины и других технических объектов с геометрическими телами. Понятие о развертках и выкройках простых геометрических тел (куба, конуса и т.д.) Правила и порядок чтения изображений объемных деталей. Приемы их вычерчивания, вырезания и склеивания. Подбор гармоничного сочетания цвета. Показ иллюстраций, схем и чертежей. Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов.
Практическая работа: самостоятельное изготовление поделок на основе геометрических тел: призм, цилиндров, конусов. Сочетание нескольких геометрических фигур и тел в поделке: водный, наземный и воздушный транспорт, мебель (паровоз, поезд, ракета, плот, чум, стол, шкаф). Подвижные соединения фигур. Создание образа по ассоциации с формой модуля (геометрической фигурой). Выполнение поделок по собственному замыслу. Художественное оформление поделок. Работа с конструктором (бумажный, железный, пластмассовый).
∙ Моделирование поделки на основе цилиндра "Военный самолет". Творческий проект «Воздушный транспорт». Творческий проект «Моделирование мебели для куклы».
∙ Самостоятельная работа по чертежу. Моделирование кукольной мебели.
∙ Моделирование поделки по ассоциации на основе модуля - призмы.
∙ Занятие – мастерская. Работа по чертежу с заданными параметрами. Моделирование поделок «Стол и стулья». Художественное оформление. Творческий проект «Моделирование мебели для куклы».
∙ Самостоятельное вычисление и изменение параметров в работе по чертежу. Моделирование игрушки - мебели "Диван и кресла"
∙ Занятие – фантазия. Работа с бумажным, пластмассовым конструктором. Самостоятельная работа. Конструирование технического объекта.
∙ Игра – путешествие. Моделирование поделки на основе нескольких цилиндров «Плот с парусом».
- Бумагопластика
Теория. Основные приѐмы техники бумагопластки. Понятие: «Азбука формообразования». Ребра жѐсткости. Рицовка. Обозначение линий рицовки на чертежах. Сплошные и пунктирные линии рицовки. Чтение схем, чертежей. Приѐмы «киригами». Рицовка по кругу при помощи циркуля-измерителя. Технология изготовления, «лучика», «лодочки», «шляпки», «спиральки».
Практическая работа. 1. Упражнение на вычерчивание линий рицовки при помощи иглы. Сгибание по линиям. 2. Упражнение на формирование навыков в изготовлении приѐма «киригами». 3. Упражнение на формирование навыков в изготовлении «лодочки», «лучика». 4. Преобразование круга с помощью циркуля-измерителя. Криволинейное складывание по кругу: двойной и тройной круг.
- Бумагопластика
Теория. Основные приѐмы техники бумагопластки. Понятие: «Азбука формообразования». Ребра жѐсткости. Рицовка. Обозначение линий рицовки на чертежах. Сплошные и пунктирные линии рицовки. Чтение схем, чертежей. Приѐмы «киригами». Рицовка по кругу при помощи циркуля-измерителя. Технология изготовления, «лучика», «лодочки», «шляпки», «спиральки».
Практическая работа.
1. Упражнение на вычерчивание линий рицовки при помощи иглы. Сгибание по линиям.
2. Упражнение на формирование навыков в изготовлении приѐма «киригами».
3. Упражнение на формирование навыков в изготовлении «лодочки», «лучика».
4. Преобразование круга с помощью циркуля-измерителя. Криволинейное складывание по кругу: двойной и тройной круг.
8. Моделирование из бросового материала
Теория: обсуждение схожих черт у изготавливаемых конструкций и имеющегося бросового материала, а также возможности группировать отдельные материалы для получения объемных элементов. Показ иллюстраций и образцов поделок. Анализ роботы. Загадки, ребусы, викторина. Творческое задание на ассоциативно - образное мышление. Практическая работа: моделирование объемно – пространственной композиции по замыслу учащихся, или на заданную тему. Преобразование формы картонных коробок. Подрезание, сгибание, складывание для создания технических моделей, зданий, фигурок животных. Пластиковые контейнеры, флаконы и др. бросовые материалы как основной материал для создания художественных образов и основа для пластилиновых поделок, объемных мозаик
9.Выполнение коллективных работ
Теория: викторина, беседа по теме: «Край чудес». Повторение способов и методов изготовления поделок. Выбор формы, масштаба, цветовой гаммы.
Практическая работа: моделирование композиции на тему «Наша весна».
10.Экскурсии
Практика: Знакомство с творческими работами других учебных объединений. Экскурсии на городскую выставку творческих работ, посвященную памяти заслуженного учителя школ РФ Спрынчан М.И., районный конкурс «Новогодний праздник в школьном доме». Приобщение к истории страны. Экскурсии в музеи боевой славы СОШ № 2 и СОШ № 4.
4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:
∙ единства обучения, развития и воспитания;
∙ последовательности: от простого к сложному;
∙ систематичности;
∙ активности;
∙ наглядности;
∙ интеграции;
∙ прочности;
∙ связи теории с практикой.
методы обучения:
- словесные: объяснение, рассказ, чтение, опрос, инструктаж, эвристическая беседа, дискуссия, консультация, диалог;
- наглядно
– демонстрационные: показ, демонстрация образцов, иллюстраций, рисунков, фотографий, таблиц, схем, чертежей, моделей, предметов;
- практические: практическая работа, самостоятельная работа, творческая работа (творческие задания, эскизы, проекты), опыты;
- метод игры: ролевые, развивающие, викторины, кроссворды, загадки, ребусы;
- метод диагностики: комплекс упражнений на развитие воображения, фантазии, задачи на плоскостное конструирование, творческие задания на рационально
– логическое мышление, тесты на развитие у детей воссоздающего воображения, образного мышления, фантазии, словесно
– логического мышления, задания на пространственное.
- методы стимулирования поведения и выполнения работы: похвала, поощрение;
- метод оценки: анализ, самооценка, взаимооценка, взаимоконтроль;
- метод информационно
- коммуникативный поддержки: работа со специальной литературой, интернет ресурсами;
- метод компьютерного моделирования;
- метод проектный.
С целью развития конструкторских способностей у учащихся поддерживается и поощряется их стремление принимать самостоятельные решения в процессе выполнения работы, усовершенствовать конструкции изделий или изготавливать изделия по собственному замыслу.
На практических занятиях дети учатся анализировать, делать выводы, принимать технические решения с наибольшей самостоятельностью и полученный опыт переносить в другую ситуацию. Учащиеся воплощают свой замысел в плоских и объемных моделях, занимаясь проектной деятельностью, которая включает в себя многие элементы до профессионального конструирования (обдумывание, осмысливание идеи, создание мысленного образа, выбор метода конструирования, определение последовательности изготовления деталей, подбор необходимых инструментов и т.д.)
В программу включены разнообразные виды работ с использованием следующих материалов: пластилина, разных видов бумаги, природного материала, проволоки, ниток, фольги и бросового материала (упаковки полуфабрикатов).
При изготовлении изделий используются разные способы обработки бумаги (сминание, скручивание, обрывание, резание, сгибание и др.), которые обуславливают развитие мелких мышц кистей рук ребенка. Технологические операции (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие), складывание простейших поделок в технике оригами; выполнение аппликаций и мозаик с элементами художественного конструирования, конструирование из природного материала, моделирование и конструирование объѐмных и плоскостных композиций, развивают у учащихся память, внимание, глазомер, художественное восприятие окружающего мира, воспитывают любовь к прекрасному, прививают устойчивый интерес к конструкторской, изобретательской и проектной деятельности.
формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуальногрупповая и групповая, работа в паре, коллективная работа.
формы организации учебного занятия – беседа- диалог, занятие –фантазия, занятие-игра, занятие – мастерская, занятие коллективного творчества, занятие-соревнование, защита творческих проектов, конкурсы, праздник, практическое занятие, презентация, экскурсия, выставки (к знаменательным датам, итоговые выставки).
педагогические технологии - технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5.1. Литература, используемая педагогом:
1. Волшебные комочки: Пособие для занятий с детьми /Авт.- сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2006.- С 32.:ил. /(Мастерилка).
2. Волшебные коврики: Пособие для занятий с детьми /Авт.- сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2006.- С 32.:ил. /(Мастерилка).
3. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: Уроки труда 1-4 классы. Метод. Рекомендации для учителя. – М.:, 2003.-144с.:ил.
4. Гульянц Э.К. «Учите детей мастерить». Москва, «Просвещение», 1984.
5. Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах, 1988. – 160 с.: ил.
6. Марамыгина Е.А. Методическая разработка по проведению воспитательного мероприятия «На страже Родины». – Надым: МОУ ДОД «Центр детского творчества», 2009. - С 38.
7. Марамыгина Е.А. Сборник «Развитие творческого воображения учащихся на занятиях конструирования из бумаги». – Надым: МОУ ДОД «Центр детского творчества», 2009. - С 47.
8. Марамыгина Е.А. Досуговая программа (в каникулярное время) «Мы, играя, воображаем, фантазируем, мечтаем». – Надым: МОУ ДОД «Центр детского творчества», 2009. - С 42.
9. Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание. М: Знание,1985.
10. Техническое творчество (пособие под ред. Столярова Ю.С.). М: Просвещение, 1989
11. Технология. 2 класс: Поурочные планы по учебнику «Уроки творчества» Н.А. Цирулик, Т.Н. Просняковой /авт.-сост. М.В.Гурко.- Волгоград: Учитель, 2006. – 140 с.
12. Интернет - ресурсы: http://podelkidlyadetei.ru; http://www.zavuch.info; http://festival.1september.ru; http://nsportal.ru;
5.2.Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
1. Агапова И., Давыдова М. Аппликация. /М.: ООО «ИКТЦ «Лада», 2009.
2. Бомон Э., Гилоре М. История транспорта. М.: «Махаон», 2007.
3. Вешкина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. М.: Эксмо, 2009.
4. Докучаев Н. Н. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. ЗАО «Валерии» СПб», 1997.
5. Журналы: «Коллекция идей», «Я дизайнер».
6. Кадрон К., Келли В. Наши руки не для скуки. Детские праздники. «Росмэн», 1998.
7. Конноли Ш. Большая школьная энциклопедия. М.: «Махаон», 2003.
8. Игрушки из бумаги и картона. СПб: Кристалл, «Валерии» СПб», 1997.
9. Лучшие поделки для детей. Перевод Лебедевой Н. Ю. М: ЗАО «Росмэн», 2006.
10. Острун Н., Киселев А. Самоделки: 40 уникальных идей. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2002. 11. Ротемунд Х. Рамочки для фотографий. Своими руками. М: Мой мир, 2006.
12. Румянцева Е. А. Забавные открытки. М: Айрис – пресс, 2006.
13. Соколова – Кубай Н. Н. Узоры из бумаги. Белорусская выцинанка. «Культура и традиции», 2006.
14. Форлин М. Открытки своими руками. Чудеса из бумаги, картона и бисера. АРТ-РОДНИК, 2007.
15. Шмидт Н. Птицы из бумаги. Минск: ООО «Попурри», 2004.
16. Шмидт Н. Реактивные самолеты из бумаги. Минск: ООО «Попурри», 2004.
17. Интернет - ресурсы: http://stranakids.ru; http://igrushka.kz; http://stranamasterov.ru https://www.google.ru/search Поделки из http://www.podelki-rukami-svoimi.ru Поделки своими руками.
6. ГЛОССАРИЙ
Аппликация - произошло от латинского слова прикладывать – это вид декоративно-прикладного искусства, при котором на основе, принятой за фон, закрепляются детали изображения будущей композиции.
Брак - изделие или деталь, которые не могут быть использованы по назначению.
Выкройка - образец для кройки.
Графическое изображение - это представление предмета линиями и штрихами на рисунке. Геометрия - наука о свойствах геометрических фигур.
Деталь - часть изделия , изготовленная из целого куска материала.
Длина - расстояние между двумя точками.
Изделие - любой предмет, изготовленный человеком.
Инструмент - предмет, которым обрабатывают материал
Изобретатель - человек, который придумывает новые изделия.
Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Картон - толстая, твердая бумага.
Качество изделия - соответствие его свойств задуманному образу.
Калька - прозрачная бумага или ткань для снятия копий с чертежей и рисунков.
Копирка - тонкая бумага, покрытая слоем специальной краски, легко отстающей при нажиме. Конструкция - это устройство и взаимное расположение частей предмета.
Конструирование – создание нового изделия.
Конструирование художественное – особый вид художественного творчества в области техники, изготовление изделия не только технически совершенного, но и удобного, красивого по своим формам, отделке, цвету.
Контур – линия, которая передаѐт очертания предмета.
Композиция – расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.
Клей - липкое, затвердевающее вещество для плотного соединения частей чего- либо.
Линейка - чертежный инструмент. Ее используют для измерения длины и построения.
Линия – черта, узкая полоса. Лист – тонкий, плоский кусок какого - нибудь материала.
Материал - это предмет или вещество, из которого делают какое-нибудь изделие.
Моделирование – исследование объектов, процессов, явлений на моделях – устройствах, подобных прототипу, настоящему предмету.
Модель – воспроизводит строение и действиесвоего образца.
Ножницы - инструмент для резания тонких материалов
Стилизация - представление предметов в условной, упрощенной форме
Оригами – древнейшее искусство складывание из бумаги различных плоских и объѐмных фигурок. Образец – предмет, материал, взятый для показа или служащий примером при массовом изготовлении
Открытка - прямоугольная карточка с художественным изображением отрезков.
Отрезок - часть прямой линий между двумя точками.
Окружность - контур круга
Приспособление - предмет или устройство, которое помогает выполнить работу
Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые.
Развертка - плоская заготовка, из которой получается деталь изделия.
Размѐтка – нанесение на бумагу или картон контурных линий выкройки, детали, место прорези, сгиба, клея и т.п.
Радиус – отрезок прямой линии, соединяющий центр с любой точки окружности.
Рицовка – надрез по линии будущего сгиба примерно до середины толщины бумаги.
Силуэт – заполненное контурное изображение предмета или тѐмное пятно, которое передаѐт очертание предмета. Контур можно нарисовать, начертить, а если вырезать ножницами по контурной линии, то образует силуэт.
Симметричное вырезание – вырезание с использованием оси симметрии.
Симметричное вырезание основано на предварительном складывании бумаги для одновременной передачи при вырезании одинаковых частей.
Сувенир- подарок на память, художественное изделие как память о посещении какого-то места или страны
Стек - инструмент для работы с глиной или пластилином.
Трафарет – приспособление для размѐтки, которая проводится по внутреннему контуру. Технический рисунок - изображение линиями и штрихами от руки.
Технология - план действий, необходимых для получения желаемого результата.
Технолог- человек, который разрабатывает процесс изготовления изделий.
Техника – совокупность устройств и приѐмов, применяемых человеком в производственной и не производственной деятельности для облегчения и ускорения трудовых процессов.
Техника - умение пользоваться инструментами и выполнять приемы работы.
Техника – машины, станки, приборы, инструменты, и др.; здания и сооружения, дороги и каналы. Технология – совокупность наиболее эффективных приѐмов, методов, способов использования оборудования и других технических средств для обработки сырья, материалов и изделий и получения полуфабрикатов и готовой продукции.
Угольник - чертежный инструмент в форме треугольника для вычерчивания углов, проведения перпендикулярных линий, разметки отрезков.
Форма - внешнее очертание, вид предмета
Фольга - тонкий лист металла.
Фальц – сгиб, проглаживание.
Фальцевание – сгибание.
Фальцовка – инструмент удлиненной, плоской формы для проглаживания сгибов.
Циркуль – инструмент, который используется для вычерчивания окружностей. У него две ножки. Одна ножка установлена неподвижно, а на другой закреплѐн грифель или карандаш.
У циркуля – измерителя на двух ножках закреплены иглы.
Чертеж - изображение изделия на плоскостях проекций с соблюдением правил и условных обозначений.
Шаблон – приспособление, имеющее форму необходимой для работы детали, используется для размѐтки по внешнему контуру, пластина с вырезом, очертания которой соответствуют контуру чертежа или изделия, служащая для вычерчивания деталей.
Шило - инструмент для прокалывания отверстий в виде заостренной спицы с рукояткой Щелевой замок- способ соединения деталей продеванием частей изделия в прорезь.
Эскиз - чертеж, выполненный без точного масштаба и применения чертежных инструментов.
- КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график к дополнительной общеразвивающей программе «Маленькие инженеры» разработан для учебных групп 1 и 2 года обучения (приложение к программе).
Приложение
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2021/2022 учебный год
К дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Маленькие инженеры»
(стартовый)
Технической направленности
Педагог ДО: Лиджи-Горяева Джиргал Монголовна, Ланцинова Наталья Викторовна
№ п/п | Число | Кол-во занятий | Тема занятия | Форма контроля |
1 | 17.09 | 4 | Диагностика | Предварительный |
21.09 | ||||
24.09 | ||||
28.09 | ||||
2 | 08.10 | 4 | Приветствие | |
12.10 | ||||
15.10 | ||||
19.10 | ||||
22.10 | 3 | Знакомство | Текущий | |
26.10 | ||||
29.10 | ||||
3 | 02.11 | 3 | Моя семья | |
09.11 | ||||
12.11 | ||||
16.11 | 4 | Домашние животные | ||
19.11 | ||||
23.11 | ||||
26.11 | ||||
4 | 30.12 | 4 | Цвета | Промежуточный Текущий Текущий |
07.12 | ||||
10.12 | ||||
14.12 | ||||
17.12 | 4 | Закрепление | ||
21.12 | ||||
24.12 | ||||
28.12 | ||||
5 | 21.01 | 3 | Счет от 1 до 10 Закрепление З | |
25.01 | ||||
28.01 | ||||
6 | 01.02 | 4 | Это я | |
04.02 | ||||
08.02 | ||||
11.02 | ||||
15.02 | 4 | Игрушки | ||
18.02 | ||||
22.02 | ||||
25.02 | ||||
7 | 01.03 | 3 | Мой дом | Текущий |
04.03 | ||||
08.03 | ||||
15.03 | 4 | Закрепление | ||
18.03 | ||||
22.03 | ||||
25.03 | ||||
8 | 01.04 | 4 | Еда. Фрукты и овощи | Текущий |
05.04 | ||||
08.04 | ||||
12.04 | ||||
15.04 | 5 | Закрепление | ||
19.04 | ||||
22.04 | ||||
26.04 | ||||
29.04 | ||||
9 | 06.05 | 4 | Времена года | |
13.05 | ||||
17.05 | ||||
20.05 | ||||
24.05 | 3 | Диагностика | Итоговый | |
27.05 | ||||
31.05 | ||||
Итого: 60 |