Для педагогов

Артамонова Ирина Николаевна

Консультации, конспекты

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тренинг-консультация  для воспитателей.

Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

• Способствует овладению навыками мелкой моторики.

• Помогает развивать речь.

• Повышает работоспособность коры головного мозга.

• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

• Снимает тревожность.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Пальчиковая гимнастика для младшей и средней группы

1.«Ладушки» (развитие мелких движений кисти, чувства ритма). Ребенок выполняет хлопки в ладоши, вначале подражая взрослому, а потом по его словесному указанию (перед собой, над головой, за спиной) в положении стоя, сидя на корточках, лежа на животе и на спине. Взрослый задает темп, вначале медленный, потом с ускорением.

2.«Игра с пальчиками» (развитие подвижности пальцев рук). Дети сидят перед взрослым на стульчиках. Взрослый читает стихи, сопровождая чтение последовательным загибанием пальцев на обеих руках. Дети подражают ему, а в дальнейшем самостоятельно выполняют упражнение:

Мой мизинчик, где ты был?

С безымянным щи варил,

А со средним кашу ел,

С указательным запел.

А большой меня встречал

И конфеткой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Ребенок разгибает пальцы и начинает новую игру или повторяет эту

3.«Оладушки» (развитие подвижности пальцев, умение выполнять движения в соответствии со словами). Дети сидят на стульчиках и под песенку взрослого повторяют за ним движения:

Пальчик о пальчик - тук да тук.  (2 раза.)

Хлопай, хлопай, хлопай! (Хлопают в ладоши.)

Ножками топай, топай! (2 раза.)

Спрятались, спрятались! (Закрыть лицо руками.)

Пальчик о пальчик - тук да тук. (2раза.)

5. «Ладони на столе». На счет «раз, два» - пальцы врозь - вместе.

6. «Пальчики здороваются». На счет «раз, два, три, четыре, пять» - поочередно соединяются пальцы обеих рук - большой с большим, указательный с указательным и т. д.

7. «Ладошки-кулачок-ребро». На счет «раз, два, три» поочередно касаются ладошками, кулачками, ребрами обеих рук.

8. «Человечек». Указательный и средний пальцы сначала правой, потом левой руки бегают по столу.

9. «Дети бегут наперегонки». Движения, как в предыдущем упражнении, но выполняются одновременно обеими руками.

10. Инсценирование потешки:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

11. «Коза». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой.

12. «Козлята». То же упражнение, но одновременно выполняется пальцами обеих рук.

13. «Очки ». Образовать два круга из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

14. «Деревья». Поднять обе руки, ладонями к себе, широко расставив пальцы.

15. Инсценирование потешки:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья,

Дети сгибают пальцы в кулачок, а потом разгибают по одному пальцу, начиная с большого.

16. Инсценирование потешки:

Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Дети правой рукой загибают пальцы левой руки по очереди, начиная с большого.

Пальчиковая гимнастика для старшей и подготовительной группы

1. «Пчела». Вращать указательным пальцем правой, а затем левой руки.

2. «Пчелы». То же упражнение выполняется двумя руками одновременно.

3.«Лодочка». Концы пальцев направить вперед, прижать руки друг к другу, слегка согнув пальцы.

4.«Солнечные лучи». Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.

5.«Пассажиры в автобусе». Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх.

6.«Игра-потешка». Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

- Тише, пальчик, не шуми!

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

7.«Замок». На счет «раз» - ладони вместе, на счет «два» пальцы соединяются в «замок».

8.«Лиса и заяц». Лиса крадется, все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает» - перебирая пальцами, быстро двигается назад.

9.«Паук ». Пальцы согнуты, медленно передвигается по столу.

10.«Бабочка». Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе (бабочка машет крыльями).

11.«Счет до четырех». Большой палец соединяется поочередно со всеми остальными.

12.Игра -потешка:

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова рубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А малышке - песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, сжатой в кулак, поочередно разгибают все пальцы

13. «Цветок»:

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь-вместе. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

14.«Флажок ». Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

15.«Птички». Поочередно большой палец соединяется с остальными.

16.«Гнездо». Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.

17.«Цветок ». То же, но пальцы разъединить.

18.«Корни растений». Прижать кисти рук тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

20. Игра-потешка «Дружные пальчики».

Пальцы одной руки сжаты в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький,

Безымянный - кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот — средний, длинный,

Он как раз посередине.

21.«Двое разговаривают».

Сжать обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу.

22.«Стол». Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

23.«Кресло». Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.

24.«Ворота». Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.

25.«Мост». Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.

26.Потешка «По грибы».

Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца:

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот веток натаскал,

Этот пальчик все поел,

Оттого и потолстел.

27.«Ромашка». Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.

28.«Тюль пан». Полусогнутые пальцы обеих рук, образуя чашечку цветка, соединить. Сжимание-разжимание кистей рук на счет «раз-два».

29.Потешка «Алые цветы».

Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, после чего пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания «головкой» цветка.

Наши алые цветки

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Закрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Тихо засыпают,

Лепестки колышет.

Головой качают.

30.«Улитка с усиками». Положит, правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.

31.«Раковина улитки». Правая рука на столе, левую руку положить сверху.

32.«Ежик». Ладони соединены, прямые пальцы выставить вверх.

33.«Кот». Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх.

34.«Волк». Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх.

35.«Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и

левой рук имитируют стрижку ножницами.

36.«Колокол ». Скрестив пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, спустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им.

37.«Дом». Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой руки.

38.«Бочонок с водой». Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.

39.«Пожарные». Упражнение с предметом: используется игрушечная лестница, указательный и средний пальцы бегут по ней.

40.Потешка «Прятки». Сжимание и разжимание рук в ритме

стиха:

В прятки пальчики играли И головки убирали.

Вот так, вот так - Так головки убирали.

41.«Птички летают». Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

42.«Птица, высиживающая птенцов ». Пальцы одной руки слегка прикрыты и согнуты, другая рука покоится между большим и указательным пальцами.

43.«Птички клюют». Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.

44.«Полет птицы». Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.

45.«Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.

46.«Большой зайчик». Руки на столе ладонью вниз, три первых пальца вытянуты вперед, два последних загнуты.

47.«Бежит собачка». Рука на столе ладонью вниз, указательный палец вытянут вперед, остальные «бегут» по столу.

48. «Собачка ». Локоть левой руки на столе, рука сжата в кулак, указательный и большой пальцы вытянуты вверх, локоть двигается вперед - бегущая женщина. Правая рука изображает собачку.

49. «Цветок». Обе ладони соединены, пальцы округлены и слегка разведены.

50.«Корень растения». Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз.

51.«Прорасти растение». Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, затем они медленно поднимаются вверх до высоты большого пальца.

52.«Елка». Пальцы обеих рук скрещены.

53.«Малыш взбирается на дерево». Локоть правой руки на столе, пальцы широко разведены - дерево. Два пальца левой руки взбираются вверх по предплечью.

29.Потешка «Апельсин».

Мы делили апельсин. Эта долька для ежа,

Апельсин всего один. Эта долька для чижа,

Эта долька для кота, Эта долька для бобра

Эта долька для крота, Ну, а волку кожура.



Предварительный просмотр:

Анкета для воспитателей.

Уважаемые воспитатели!

Прошу вас ответить на вопросы анкеты. Искренние ответы помогут вам и вашим воспитанникам.

1.Какие из всех видов детской физической деятельности являются более важными?

2.Значимость основных движений?

3.Способствуют ли занятия физической культурой развитию основных движений и эмоциональной сферы детей?

4.Являются ли подвижные игры средством формирования основных движений детей 3его года жизни?

5.Что является содержанием основных движений?

6.Необходимо ли развивать эмоциональную отзывчивость детей в физической деятельности?

7.Какие условия способствуют наиболее эффективному освоению детьми основных движений?

8.Какие методы и приёмы, способствуют развитию основных движений?

9.Какие трудности возникают у ваших воспитанников в освоении основными движениями?

10.В чём заключается освоение основными движениями в физической культуре?

11.Какие формы организации педагогического процесса по формированию основных движений наиболее приемлемы в детском саду?

12.Целесообразно ли привлекать родителей к работе по формированию основных движений детей?

13.Учитываете ли вы половые особенности дошкольников в физическом воспитании?

14.В каких группах вам нравится больше работать?

- смешанная группа

-группа девочек

-группа мальчиков

15.С какого возраста следует учитывать половые особенности детей на физкультурных занятиях?

- старший возраст

-младший возраст

16.Используете ли вы подвижные игры раздельно  для мальчиков и девочек?

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика

методики дыхательной гимнастики по К. П. Бутейко,  А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность

Особенности дыхания детей

Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать.

Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте преследует следующие задачи:

-повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;

При составлении комплексов дыхательной гимнастики  учитывалось:

-эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;

-доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;

-степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры.

С целью систематического использования дыхательные упражнения они включены в комплексы оздоровительной гимнастики после сна, утреннею гимнастику и физкультурных занятий.

Огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей.

Техника выполнения дыхательных упражнений.

В основу методики проведения занятий положено применение специальных статических и динамических дыхательных упражнений. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиненным и усиленным выдохом на фоне общеукрепляющих и общеразвивающих физических упражнений. Этого можно достичь с произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о) шипящих согласных (ж и ш) и сочетаний звуков (ах, ух, фу). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т. д.).

Помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания.

Занятия рекомендуется проводить в облегченной одежде, при температуре воздуха не выше 17-20  градусов. Продолжительность занятий  от 10-12 до 30 минут в зависимости от возраста детей и периодичности занятий. Занятия могут проводиться педагогом, инструктором, воспитателем или медицинским работником дошкольного учреждения.

Нагрузка постепенно увеличивается за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.

Комплексы дыхательной гимнастики

Комплекс № 1. Послушаем свое дыхание

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

-куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

-какая часть тела приходит в движение при вдохе и  выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);

-какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;

-какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой);

-тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 3-5 раз.

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Подыши одной ноздрей

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка». 3-4. То же другими ноздрями. Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

1.Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий, - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

2.Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4—10раз.

Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

1.Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

2.На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.

Повторить 6-10 раз.

Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4-8 раз.

Ветер (очистительное, полное дыхание)

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.

2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.

3.  Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает, вентилирует легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Радуга, обними меня

Цель: та же.

Исходное положение - стоя или в движении.

1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2. Задержать дыхание на 3-4 секунд.

3.  Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза.

Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Комплекс  2.

Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

Подыши одной ноздрей

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрей» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.

Ежик

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4-8 раз.

Губы «трубкой»

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.

2.Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.

3.Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4.Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.

Ушки

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.

Пускаем мыльные пузыри

1.При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

2.Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

3.Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

4.Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.

Язык «трубкой»

1.Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».

2.Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.

3.Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза -3-5 секунд.

4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос. Повторить 4-8 раз.

Насос

1.Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2.Выполнять наклоны вперед- вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).

3.Выдох произвольный. Повторить 3-4 раза.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны вперед-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

Повторить 3-5 раз.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.

Комплекс 3.

Проводится в игровой форме.

Ветер на планете

Повторить упражнение «Насос» из комплекса № 1.

Планета «Сат-Нам»-отзовись! (йоговское дыхание)

Цель. Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.

Исходное положение - сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь « Сат - нам».

Повторить 3-5 раз.

Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу -это резкий выдох.«Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота - это небольшой вдох.

Цикл дыхания: выдох «сат» - пауза - вдох «нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - все расслабляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 6-8 раз произнесут «Сат-нам», взрослый говорит: «Позывные принял!»

На планете дышится тихо, спокойно и плавно

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.

Инопланетяне

Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат-нам» - отзовись!»

Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

Исходное положение - 3-4 раза из положения лежа на спине, 3-4 раза стоя. Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются» и т. д.

1.Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.

2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.

3.Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: «Я сильный (ая )».

4.Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

Все три комплекса связаны между собой по степени увеличения физической нагрузки на определенные мышцы дыхательной системы и по технике выполнения.

В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания - успокаивающе-восстановляющему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц).

Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких с напряжением тонуса определенных групп мышц.

Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.

Все три комплекса необходимо чередовать в течение одной или двух недель, т. е. каждый комплекс проводить по 2-3 дня. (При разучивании каждого комплекса количество дней можно увеличить.)

Можно комплексы варьировать: например, весь комплекс, но с меньшей дозировкой в упражнениях, или по 3-4 упражнения из разных комплексов, но с сохранением дозировки.

Младшие дошкольники выполняют все дыхательные упражнения с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением.

Отдельные  упражнения   включены  в  данные комплексы можно  использовать в качестве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года.

Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы   выполнения.  Дети  одного   возраста  развиваются   по-разному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения,  строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.

Комплекс дыхательных упражнений.

Младшая группа.

Упражнение № 1. «Перекличка животных».

Между детьми распределяются роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий старается запутать играющих:  называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль. Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.

Упражнение № 2. «Трубач».

Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в “трубу”. Инструктор хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в “трубу”.

Упражнение № 3. «Топор».

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены “замком”. Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская “тяжелый топор”, произнести - ух! - на длительном выдохе.

Упражнение № 4. «Ворона».

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести: кар!

Упражнение № 5. «Гуси».

Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвезти локти назад, на длительном выдохе произнести: га. Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение - вдох. На выдохе произнести га, гы.

Комплекс дыхательных упражнений.

Средняя группа.

Упражнение № 1. «Поиграем животиками».

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают - при этом животик надувается, затем выдыхают - животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз - как будто она качается на качелях. Второй вариант. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

Упражнение № 2. «Узнай по запаху».

Цель: выработка глубокого длительного вдоха, развитие обоняния.

Дети по очереди нюхают, например цветы, стараясь запомнить их запах. Взрослый просит ребенка закрыть глаза и подносит ему один из цветков, предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребенок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и назвать угаданный цветок. Для того, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветок. А затем, держа цветок перед лицом малыша, педагог просит ребенка положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.

Упражнение № 3. «Носик и ротик поучим дышать».

Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.

Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза), показывая указательным пальчиком до носа; а, вдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю. Второй вариант. Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом - выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом - выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).

Упражнение № 4. « Загони мяч в ворота».

Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха, развитие глазомера. Взрослый показывает детям, как нужно подуть на “мяч”, чтобы загнать его в игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение. Побеждает тот, кто сумел отправить “мяч” в ворота с одного выдоха.

Упражнение № 5. «Погудим».

Цель: выработка длительного плавного ротового выдоха.

Взрослый демонстрирует детям, как можно подуть в пузырек, чтобы он загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а выдуваемая воздушная струя-“ветерок” быть достаточно сильной. Затем по очереди дети сами дуют в свои пузырьки, добиваясь возникновения гудящего звука. В заключение упражнения все дети дуют одновременно. При обыгрывании упражнения можно предложить малышам несколько вариантов, когда гудение может означать сигнал парохода, паровоза или завывание ветра. Можно использовать пузырек в качестве музыкального инструмента, заставляя его гудеть по сигналу педагога во время исполнения специально подобранной музыки.

Комплекс дыхательных упражнений.

Старшая группа.

Упражнение № 1. «Дышим по- разному».

Исходное положение - сидя на стуле прямо или стоя:

Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный).

Вдох через нос, выдох через рот.

Вдох через рот, выдох через нос.

Вдох и выдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).

Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).

Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.

Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.

Вдох через нос, выдох через нос толчками.

Упражнение №2. «Свеча».

Тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на “пламя”. Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.

Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см. и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя её как свечу, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы - левая ладонь во время выдоха как бы “медленно погружается”. Повторите 2-3 раза.

Упражнение № 3. «Упрямая свеча».

Тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что её вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на свечу, пламя отклонилось, но не погасло. Еще сильнее дуньте, еще сильнее. Еще!

Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2-3 раза.

Упражнение № 4. «Погасит 3,4,5,6,…10 свечей».

На одном выдохе “погасите” 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. С помощью статических и динамических дыхательных упражнений тренируются брюшные мышцы и мышцы диафрагмы. Эти упражнения можно использовать в комплексе утренней зарядки.

Упражнение № 5. «Танец живота».

Верхнюю часть туловища наклоните вперед под углом 45 градусов, а руки положите на поясницу большими пальцами вперед. Смотрите перед собой, спина прямая, плечи развернуты. Исполнение - одновременно с выдохом на п-ффф втягивается живот, затем рефлекторно происходит вдох, живот выдвигается вперед. Повторите 3-5 раз.

Тренировочные упражнения для развития межреберных дыхательных мышц. Напомним, что от того, как развиты межреберные дыхательные мышцы, зависит наполнение воздухом средней части легких.

Комплекс дыхательных упражнений.

Подготовительная группа.

Упражнение № 1. «Душистая роза».

Исходное положение - стоя, внимание сосредоточьте на ребрах. Положите ладони на ребра по обе стороны грудной клетки. Исполнение - представьте, что вы нюхаете душистую розу. Медленно вдохните через нос - заметим, как ребра грудной клетки раздвинулись. Вы это почувствовали ладонями, а теперь выдохните, ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Помните, что все внимание - только на ребрах, так как вы хотите натренировать межреберные мышцы. Вдохи должны быть неглубокими, но полными. Повторите 3-4 раза.

Упражнение № 2. «Выдох- вдох».

Исходное положение - стоя или сидя на стуле. Исполнение - после энергичного выдоха на п-ффф поднять руки, завести их за голову и отклониться назад, делая вдох, затем, делая наклон вперед, достать пол и мысленно считать до 15 - это вдох.

Упражнение № 3. «Поющие звуки».

Таблица. И, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю.

Произнесите эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.

Упражнение № 4. «Птица».

Исходное положение стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет раз поднять руки через стороны вверх - вдох, задержать дыхание на один счет, после этого медленно опустить руки через стороны - выдох на протяжном звуке п-ф-ф-ф,- сссс. Повторение 2 раза.

Упражнение № 5. «Весёлые шаги».

Ходьба по комнате или на свежем воздухе. Делаем на один шаг вдох, задержка на один счет, на 4 шага выдох. Через каждые 2-3 дня увеличивайте продолжительность выдоха на 1 счет. Чтобы через 1 месяц научиться делать выдох на 10-15 шагов.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Комплекс утренней гимнастики с погремушками

                                        2 мл.гр.

Цель: дать детям эмоциональный заряд на предстоящий день; развивать физические качества и способности; развивать умение выполнять ОРУ с предметами (с погремушкой).

Материал: погремушки по кол-ву детей разложить по кругу.

                                         Ход:

Вводная часть:

Ходьба в колонне; ходьба с высоким подниманием колен (руки на поясе, носочек вниз); лёгкий бег; ходьба; построение в круг (каждый около своей погремушки).

ОРУ:

1 ,,Покажи погремушку,,

и.п. ноги слегка расставлены, руки за спиной

вып. 1 – вытянуть ручки вперёд, сказать ,,Вот!,,

          2 – спрятать руки за спину

д.    4-5 р.

2,,Погреми вверху погремушкой,,

и.п. ноги так же, руки перед грудью

вып. 1 – поднять руку с погремушкой вверх, посмотреть на неё

          2 – опустить руки, переложить погремушку в другую руку

д.    по 3р. каждой рукой

3,,Ручки в стороны,,

и.п. ноги широко, руки на поясе

вып. 1 – поворот в сторону, руки в сторону

         2 – повернуться прямо

д.     по 3р. в каждую сторону

4,,Постучи по коленочке,,

и.п. ноги слегка расставлены, руки внизу

вып. 1 – поднять ногу, согнутую в колене, постучать по ней погремушкой

          2 – встать, погремушку в другую руку

д.      4 – 5р.

5,,Петрушки – погремушки,,

и.п. ноги вместе, руки внизу

вып. 1- ноги широко, руки широко

          2 – ноги вместе, руки вместе

д.      3р. по 4 прыжка в чередовании с ходьбой на месте

6 упр. на дыхание ,,Почистим носики,,(подышать каждой ноздрёй по очереди)

Заключительная часть:

Спокойная ходьба, речёвка.

Комплекс утренней гимнастики ,,Тарелки-шумелки,,

                               ср. гр.

Цель: дать детям эмоциональный заряд на предстоящий день; закреплять умение действовать по сигналу; развивать физические кач-ва.

Материал: тарелки-шумелки(по 1 на реб.), разложенные по скамейкам .

                                               Ход:

Вводная часть:

Ходьба в колонне по 1; ходьба с высоким подниманием колен (руки на поясе, носочек вниз; обычная ходьба; ходьба боком приставным шагом (руки на поясе); обычная ходьба ; бег с остановкой по сигналу (удару в бубен); ходьба; построение в 3 колонны (взяв в руки тарелку-шумелку).

ОРУ:

1 ,,Ты тарелкой пошуми и ребят повесели,,

и.п. ноги на ширине ступни,  руки внизу

вып. 1 – руки в стороны

          2 – руки вверх, посмотреть вверх, переложить тарелку в другую руку

          3 – руки в стороны

          4 – руки вниз

д.      5 – 6р.

2 ,,Вправо – влево повернись, дружелюбно улыбнись,,

и.п. ноги на ширине плеч, тарелка перед собой в прямых вытянутых руках

вып. 1 – поворот вправо

         2 – прямо

д.     по 4 раза в каждую сторону

3 ,,Низко – низко приседай, от друзей не отставай,,

и.п. пятки вместе, носки врозь, руки держат тарелку внизу

вып. 1 – присесть, тарелка в вытянутых руках перед собой

          2 – встать

д.       5 -6р.

4 ,,Вправо – влево наклонись, пошуми, остановись,,

и.п. ноги широко, тарелка впереди в вытянутых руках

вып. 1 – наклон вправо

          2 – встать прямо

д.      по 4 наклона в каждую сторону

5 повтор первого упражнения

6 ,,Что-то гномы нас не слышат, надо прыгнуть нам повыше!,,

и.п. ноги вместе, тарелку прижать к животу

вып. подпрыгивания на месте на 2х ногах

д.    4р. по 4 прыжка в чередовании с ходьбой на месте

7 упр. на дыхание ,,Подыши одной ноздрёй,,

Заключительная часть:

Спокойная ходьба, речёвка.

Комплекс утренней гимнастики

,,Музыкальная разминка,,

                                    ст. гр.

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной деятельности; учить двигаться ритмично под музыку; развивать пластичность; формировать у детей правильную осанку.

Материал: аудиозапись музыкальной разминки.

                                        Ход:

Вводная часть:

Обычная ходьба; ходьба на носках с различным положением рук ( в стороны, вверх, вперёд, вниз); обычная ходьба; ходьба спиной вперёд; обычная ходьба; лёгкий бег; бег ,,змейкой,,; обычная ходьба; построение в три колонны.

ОРУ:

1 ,,Ходьба на месте с поворотами головы,,

вып. 10 сек. ходьба на месте

          10 сек. ходьба на месте с  поворотами головы

          10 сек. ходьба на месте

2 ,,Часики,,

и.п. ноги на ширине ступни, руки внизу

вып. 1 – наклон головы в сторону

          2 – голова прямо

д.      по 5 раз в каждую сторону

3 ,,Стрелочки,,

и.п. то же

вып. качать руками-стрелочками вперёд-назад

д.   5р.

4 ,,Ножницы,,

и.п. ноги на ширине плеч, руки в стороны

вып. 1-2-3 скрещивать руки

          4-и.п.

д.      8р.

5 ,,Рубим дрова,,

и.п. ноги так же, руки ,,взамке,,

вып.1 – руки вверх,вдох

         2 – руки резко вниз,выдох

д.     8р.

6 ,,Гуси,,

и.п. присев на корточках, руки на коленях

вып. 10 сек. ходьба в приседе на месте ,,ш-ш-ш,,

          10 сек. то же ,,га-га-га,,

          10 сек. ходьба в приседе на месте, вытянуть шею, руки-крылья за спиной ,,га-га-га,,

7 ,,Лошадки,,

и.п. одна нога слегка впереди другой, руки ,,держат вожжи,,

вып. 1 мин. по залу врассыпную

         15 сек. спокойная ходьба до своего места

8 упр. на дыхание ,,Вдох-выдох,,

9 упражнение – имитация ,,Волна,,

Заключительная часть: спокойная ходьба, речёвка.

Комплекс утренней гимнастики с гимнастической палкой

                              подг. гр.

Цель: ,,Разбудить,,  организм ребёнка, настроить его на действенный лад; стимулировать работу внутренних органов и органов чувств; способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки; предупреждать возникновение плоскостопия.

Материал: корзина с гимнастическими палками; предварительная подготовка 2х детей для показа упражнений.

                                        Ход:

Вводная часть:

Обычная ходьба в колонне друг за другом; ходьба на носках с различным положением рук ( в стороны, вверх, вперёд, вниз); обычная ходьба; ходьба перекатом с пятки на носок ( руки на поясе); обычная ходьба; ходьба спиной вперёд; ходьба; лёгкий бег с остановкой по сигналу ,,Стоп!,,; обычная ходьба; построение в три колонны (предварительно взяв гимнастическую палку из корзины и положив её на плечо.

                                    Ход:

Вводная часть:

1 ,,Палка вверх,,

и.п. ноги на ширину ступни, палка внизу (хватом сверху, за концы)

вып. 1 – палка вперёд

          2 – палка вверх (посмотреть наверх)

          3 – палка вперёд

          4 – палка вниз

д.      8р.

2 ,,Разворот палки,,

и.п. то же

вып. 1 – поднять палку перед собой

          2 – палка развернуть вертикально

          3 -  палка прямо

          4 – и.п.

3 ,,Вертушка,,

и.п.  ноги на шир. плеч, палка лежит на плечах

вып. разворот туловища прямо-в сторону

д.       8-10 раз

4 ,,Выпады вперёд,,

и.п. ноги вместе, палка внизу, хватом сверху за концы

вып. 1-2-3 пружинящий выпад одной ногой

          4 – и.п.

д.      8р.

5 ,,Приседания,,

и.п. пятки вместе, носки врозь, палка так же

вып. 1 – присесть, руки вперёд

          2 – и.п.

д.       8р.

6 ,,Махи прямой ногой,,

и.п. ноги вместе, палка стоит сбоку на полу одним концом

вып.  1-2-3-4 махи одной ногой

           5-6-7-8 то же – другой ногой

д.       по 5р. каждой ногой

 7 повтор 1го упражнения

8 ,,Прыжки через палку,,

и.п. палка на полу, ноги вместе

вып. прыжки через палку вперёд-назад

д.    4 прыжка по 5р.

9 упр. на дыхание ,,Подыши ноздрёй,,

жжэвып. 1 – вдох-выдох одной ноздрёй

          2 – то же другой

          3 – вдох одной ноздрёй, выдох другой

д.      по два вдоха-выдоха каждым способом.

Заключительная часть:

Спокойная ходьба, построение в шеренгу, речёвка.