Главные вкладки
Юрчишина Ольга Ивановна
Здравствуйте!!!
Опыт работы.
Подготовила Юрчишина Ольга
Ивановна,воспитатель высшей
квалификационной категории.
“Азбука финансов для детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности.”
В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных рaсходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же жизненно вaжна для каждого современного человека, как и умение писать и читать.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Поэтому, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться?
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
В 2014 году написала модифицированную образовательную программу
«Экономика – детям». Тема оказалась очень интересной и актуальной.
Поэтому в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в сентябре 2016 года в нашем детском саду началась долгосрочная образовательная деятельность по теме «Формирование основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет через разные виды деятельности».
Цель:
-создание основ для формирования первичных экономических представлений и компетенций;
-развитие экономического мышления дошкольников;
-воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Образовательные задачи:
-ознакомить старших дошкольников с сущностью основных финансово-экономических категорий.
Развивающие задачи:
-развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике,
-развивать речь, мыслительные операции.
Воспитательные задачи:
воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств;
Данный проект, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и интегрируется во всех 5 образовательных областях.
Свою работу по обучению детей я начала с опроса родителей. Большинство родителей согласны с внедрением в образовательный процесс задач по финансовому воспитанию детей.
Работу с детьми я запланировала с использования дидактических игр.
Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах.
В процессе дидактической игры устанавливается соответствующая возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и доказательная.
Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создаются необходимые условия: подбирается соответствующий дидактический материал и пособия.
Хочу представить Вам несколько игр, которые я использую в работе с детьми своей группы.
“Экономическое лото”
Цель: закрепить название предметов, учить распределять карточки на тематические группы;
Задачи: учить анализировать, сопоставлять, делать выводы. Упражнять в диалогической речи, закреплять умение отвечать на вопросы. Развивать внимание, мышление, память.
Правила игры.
Детям раздаются карточки с пустыми картинками, ребенок должен распределить предметы по классификации, распределить товар по отделам в супермаркете
Детям нужно разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим признакам, дать названия магазинам.
Игра «Что важнее?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.
Ход игры.
В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.
Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Задание 2 Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.
Задание3. Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметaми роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.
Игра «Какой подарок нужнее?»
Цель: развивать умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор, воспитывать желание дарить подарки своему другу, родителям и т.д., приучать к самостоятельности.
Содержание игры: вместе с детьми воспитатель выбирает ребенка, которому будут дарить подарки (с помощью считалки). Остальным ребятам воспитатель предлагает рассмотреть карточки – картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения. Дети должны выбирaть понравившуюся и подарить ребенку, которого выбрали заранее. При этом дети объясняют свой выбор.
Игра «Размен»
Цель: научить детей считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников: 1-5.
Ход игры.
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Игра «Магазин игрушек»
Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).
Материал: разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Ход игры.
Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где, и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
Игра «Что быстрее купят?»
Цель: развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Материал: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).
Ход игры.
Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
Игра «Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать увaжение к людям труда.
Игра «Магазин самообслуживания»
Цель: закреплять у детей знание порядкового счета, состав числа. Развивать речь и мышление.
Игровые задания.
1. Выбрать в магазине нужные овощи и фрукты; подсчитать их стоимость и оплатить в кассу; полученный у кассира чек отдать контролеру.
2. Назвать продукты и рассказать, что из них можно приготовить. Материалы: атрибуты для игры «Магазин».
Игра «Пройди в ворота»
Цель: закреплять умение считать, знание состава числа. Воспитывать внимание, сообразительность.
Игровое задание. Детям раздаются карточки с разным числом монет. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, т.е. ребенка, число монет, на карточке которого в сумме с монетами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».
Материалы: карточки, «ворота» с изображением чисел.
Игра «Назови профессии»
Цель: научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать уважение к профессии взрослых, развивать интерес к людям рaзных профессий.
Материалы: цветок ромашки, на лепестках которой изображены картинки труда людей разных профессий.
Содержание игры: ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанною с удовлетворением определенной потребности.
Игра «Какие бывают доходы»
Цель: учить детей правильно распределять доходы (основные и неосновные), развивать знания о дополнительных доходах семьи и воспитывать бережное отношение к деньгам.
Материалы: карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход - заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, швеи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.
Содержание игры: дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
Игра «Что и когда лучше продать?»
Цель: закреплять знания детей о спросе на товар, развивать знания о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Воспитывать понимания значимости профессии продавец.
Материалы: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой, осенью, весной); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.
Содержание игры: дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, слaнцы, футболки - в «летний» магазин, а шубу, валенки, варежки - в «зимний».
В результате обучения ребенок знает/понимает:
• знает основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание на занятиях и в играх;
• знает основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание на занятиях, о правилах и нормах жизни в детском учреждении, об ограниченности ресурсов, о необходимости их беречь и экономить.
• умеет соизмерять свои потребности и возможности; осознавать, что деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке; усвоить, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, а пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд; что расходы семьи не должны быть расточительными соизмерять свои потребности и возможности; осознавать, что деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке; почувствовать причастность своей семьи к развитию и укреплению государства и неразрывную между ними связь; усвоить, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, а пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд; что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным , их увеличить; что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи; что сбережения семьи - это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы. И могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, но дорогостоящих вещей; и т.п. Осознать свою значимость для семьи и общества; ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.