Материалы для аттестации
Материал представляет собой описание педагогического опыта за межаттестационный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных в процессе обучения английскому языку.
Представление педагогического опыта
Майоровой Ольги Владимировны
МБОУ «Уметская средняя общеобразовательная школа»
Зубово-Полянского муниципального района
Республики Мордовия
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Актуальность и перспективность опыта заключается в том, что за последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Сегодня знание иностранных языков уже не роскошь, а необходимость; он превращается в ведущую дисциплину, так как ценность выпускника на рынке труда в условиях активного развития международных контактов во многом определяется уровнем языковой подготовки молодого специалиста. Сегодня складывается совершенно новая методология изучения иностранных языков, целью которой является формирование коммуникативной компетенции – научить общаться, разговаривать, понимать и уважать другую культуру. В настоящее время уровень развития общества требует высокообразованных специалистов, людей творческих, инициативных, способных находить нестандартные решения, готовых обучаться в течение всей жизни. Это ставит перед педагогикой задачу выработать методы для развития такой конкурентно - способной личности. В последнее время эта задача успешно решается с помощью разработки и внедрения в образовательный процесс различных образовательных технологий. Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. А применение современных образовательных технологий на уроках не только способствует повышению интереса учеников к изучению английского языка, но и помогает в реализации дифференцированного подхода к обучению, повышению эффективности самостоятельной работы учащихся и контроля знаний, умений, навыков по предмету. А компьютер как средство обучения, раскрывая резервы учебного процесса и личности учащихся, расширяет дидактические возможности учителя, облегчает труд, способствует его рационализации за счёт высвобождения учебного времени для творческих видов работ.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Исходным условием становления опыта является социальный заказ общества на обеспечение качества современного образования.
Другим важнейшим условием является потребность общества в образованной личности, стремящейся к самоопределению и самореализации.
Третьим условием становления данного опыта можно считать предъявляемые современным обществом к учителю требования, которые обусловили потребность пересмотра и качественного обновления структуры, содержания, форм и методов учебного занятия, разработки и реализации технологий педагогической деятельности.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, уделяя большее внимание тем из них, которые формируют практические навыки самообучения, анализа информации, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности
Задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления обучающимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
Залогом успешности обучения является желание самого ребенка узнать что-то новое, то есть его мотивация.
Необходимое условие для формирования мотивации к обучению и познавательной деятельности у учащихся – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче вызвать интерес к учению.
Исходя из этого, перед учителем встала задача по-новому организовать учебный процесс: создавать на уроках условия для сознательного, активного участия обучающихся в познавательной деятельности, приносящей радость преодоления и открытия, достижения поставленной цели. На помощь приходит использование образовательных технологий, благодаря которым можно повысить мотивацию учения не только за счет интереса к работе с компьютером, но и возможности использования аутентичных материалов и обсуждения актуальных проблем, интересующих всех учеников. Главная цель использования современных образовательных технологий на уроках английского языка - это повышение мотивации учащихся, эффективности и качества обучения. Поэтому проблема, над которой я работаю - «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных в процессе обучения английскому языку.
Теоретическая база опыта.
Технология - от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности.
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса.
Внедрение передовых технологий в учебный процесс способствует достижению основных целей модернизации образования — улучшения качества обучения, увеличения доступности образования, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.
Разработкой и внедрением в учебный процесс новых образовательных технологий активно занимаются такие исследователи такие как, Полат Е. С., Дмитреева Е. И., Новиков С. В., Полилова Т.А., Цветкова Л. А. и т. д. Ряд публикаций в журнале ИЯШ посвящены этой проблеме (Бим И. Л. «Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам», ИЯШ 2001, №4; Беляева Л.А., Иванова Н.В. «Презентация и ее возможности при обучении иностранным языкам», ИЯШ, 2008, №4. ,Евстигнеева М.Н. «Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий» ИЯШ,2011,№9) и т.д. Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению и практическому владению английским языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Использование современных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. А применение информационных технологий следует рассматривать как одно из эффективных способов организации учебного процесса и одно из основных требований к профессиональной деятельности учителя - информационной компетентности.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:
- личностно-ориентированному обучению, так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ребенка. Считаю, что образование – не только обучение, но и особая индивидуальная деятельность ученика;
- проектному обучению, которое способствует:
развитию интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением;
формирует навыки работы с научной литературой;
повышает самостоятельность в исследовательской деятельности;
развивает аналитическое, ассоциативное и логическое мышление, устную речь;
- дифференцированному обучению. Для меня учебная деятельность немыслима без индивидуально-дифференцированного подхода к осуществлению её задач, без учёта тех самых неповторимых особенностей каждого ребёнка, которые, в конечном счёте, определяют его личность;
-игровым технологиям;
- компьютерным технологиям, повышающим уровень учебной мотивации, компьютерной грамотности, развивающим навыки самостоятельного поиска информации.
В практике преподавания иностранного языка я применяю ряд личностно – ориентированных технологий. Технология интерактивного обучения одна из них. Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» - взаимодействие (учителя и обучаемых, детей друг с другом и т.п.) Технология обучения во взаимодействии основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач. Конечно, для меня и для других педагогов не новы такие формы обучения во взаимодействии, как – то: диалогическая, парная, полилогическая, групповая, игровая. Это так называемые традиционные формы обучения. Главная же идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе!
Используемые методы интерактивного обучения направлены на усиление роли активности учащихся. Поэтому сегодня применение интерактивного метода обучения в школе является очень актуальным. А задача учителя состоит в том, чтобы сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиваться того, чтобы он развивал познавательный интерес, побуждал учащихся к активному участию в учебном процессе. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Основная идея метода: обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой- то проблемы и, во-вторых, направлен на получение результата. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например, «Генеалогическое древо» (Family Tree), «Школа будущего» или «Экскурсия по школе», «Дом моей мечты» и другие. У детей должно создаться впечатление, что английский язык - это развлечение, деятельность, удовольствие. С удовольствием ребята выполняют и такие ролево-игровые проекты как инсценировки сказок и песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
На старшем этапе обучения учащиеся, безусловно, более осознанно, более творчески подходят к созданию проекта и предпочтение, как правило, отдают рефератам, носящим поисковый характер, например: «Жизнь и творчество Элвиса Пресли», «Знаменитые люди Америки», « Уолт Дисней», «Формы обращения на английском языке» или же презентациям. Были внедрены такие проекты, как “My hobby”, “The English and Russian holidays”, “My favorite season” и многие другие. Такие проекты готовятся как индивидуально, так и группой желающих учеников. Для защиты дети могут приготовить и компьютерную презентацию, нарисовать рисунки и сделать фотографии, видеоролик и.т.д.
Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создавать языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.
Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применять накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.
Одним из эффективных приёмов стимулирования интереса учащихся к английскому языку считаю применение игровых технологий, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, особенно у младших школьников. Я стремлюсь к тому, чтобы дети были не только участниками игры, но и творчески относились к ней. Необходимо учитывать интересы разных возрастных групп, а также индивидуальные особенности каждого ученика. Игровые технологии использовались всегда, а сейчас и тем более. Игра посильна практически каждому ученику. Случается так, что слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: сообразительность и находчивость здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения.
В моём арсенале большая картотека игр и игровых ситуаций, которые я собрала за годы работы в школе. Мы проводим с ребятами грамматические, лексические, фонетические игры, а также игры, направленные на развитие речевых умений. Нравятся ребятам такие игры, как «Лесенка», «Загадки о животных», « В магазине», «Собери портфель» и другие. Правильно подобранные и хорошо организованные игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, способствуют развитию умственных способностей учащихся, совершенствованию и тренировке памяти, развитию мышления, помогают лучшему усвоению и закреплению знаний, пробуждению живого интереса к изучаемому предмету.
Основной технологией в обучении языку является технология коммуникативного обучения, которой мы всегда пользовались, но в связи с реализацией ФГОС ее использование приобретает особое значение. На уроке большую часть времени я уделяю разговорной практике учащихся. При обучении учащихся диалогической речи, обучаю учащихся кратким и полным ответам, а также вопросам, разговорным клише (вежливые просьбы, фразы повседневного общения, выражение согласия/несогласия, как вести себя, если ты потерялся в незнакомом городе, речевой этикет при встрече и прощании и т.д.). При составлении диалогов я предлагаю ученикам разнообразить реплики в зависимости от ситуации. Данные диалоги есть в учебниках, на дисках, они могут быть даны на карточках или проецироваться на экран.
В своей работе много внимания уделяю парной и групповой форме общения. Эти формы общения являются для уроков иностранного языка настоятельной необходимостью, особенно если речь идет о коммуникативном обучении, поскольку этот метод предполагает обучение общению через общение. Групповая и парная формы организации учебного труда на уроке иностранного языка дает очень многое.
Это развивает способность к общению, обеспечивает лучшие условия для развития умения говорить, обеспечивает обмен знаниями между учащимися, способствует росту мотивации к учению, укрепляют межличностные отношения, учит лучше понимать друг друга, учит толерантности. Группы могут создаваться и по уровню обученности (однородные группы). Однородные группы я чаще всего создаю при дифференцированной работе, когда предоставляется возможность дать сильным учащимся задание повышенной трудности.
Научить говорить можно только говоря, слушать – слушая, читать – читая. Прежде всего, это касается подбора упражнений, поэтому подбираю упражнения больше приближенные к реальному общению.
Одними из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время считаю информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. При объяснении нового материала для наглядности использую компьютерные презентации, при обобщении и повторении - интерактивные задания, при контроле – интерактивные тесты, при защите проектов - компьютерные презентации.
ИКТ помогает разнообразить мои уроки, способствует проведению нетрадиционных уроков. Это и виртуальные экскурсии, и уроки-концерты, и различные уроки соревновательного содержания. В моем арсенале находится электронная библиотека презентаций уроков и внеклассных мероприятий по английскому языку по темам: « Animals in Our Life», « The ABC» , « Holidays and Traditions in Great Britain», « Sentences with there is(are)» , «English Grammar Land» и другие.
Презентации делают материал более красочным и наглядным. То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, не выходя из классной комнаты.
Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет обучаемому легче и быстрее усваивать материал.
Я использую на уроках всевозможный материал для слушания, просмотра, тестирования : диски для прослушивания, различные презентации в формате Microsoft Power Point, обучающие материалы из Интернета, видеофильмы. Всё это позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал. У меня есть много дисков, презентаций по различным темам: времена года, квартира, животные, грамматика, страноведение, субкультура, питание, здоровье, стихи и песни, окружающая среда, и.т.д . Мною разработан ряд уроков и мероприятий с использованием компьютерных презентаций в сочетании с нестандартными формами и методами обучения (виртуальные путешествия, ролевые игры, конкурсы и интегрированные уроки).
Большую помощь мне при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка оказывает программа “Профессор Хиггинс. Английский без акцента” Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. В своей работе я также использую готовые программные продукты и интернет-ресурсы, тесты, текстовые материалы, презентации учебного материала.
На уроках и во внеурочной деятельности я использую материалы таких сайтов, как
- http://school-collection.edu.ru/
- http://www.bbc.co.uk/learningenglish
- https://britishcouncil.org/
- http://lingualeo.com/ru
- http://film-english.com/
- https://puzzle-english.com/
- http://begin-english.ru/
- http://www.future4you.ru/
- http://english-exam.ru/
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на уроке по любому предмету можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет значительному повышению качества образования, влиять на рост профессиональной компетентности учителя и главное - сделать урок современным.
Использование ИКТ на уроках иностранного языка способствует улучшению усвоения знаний, помогает восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения, расширяет кругозор, воспитывает эстетический вкус у учащихся; и уж совсем незаменимы новые современные технологии во внеклассной работе – каждое мероприятие становится зрелищным, информативным, неповторимым.
Поэтому на уроках одновременно с использованием ИКТ технологий необходимо использовать и здоровьесберегающие технологии, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся, предупреждению переутомления учащихся на уроках, улучшению психологического климата в классе, повышению концентрации внимания, уменьшению показателей заболеваемости и уровня тревожности детей.
Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению и практическому владению английским языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Использование современных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.
V. Анализ результативности
Применение на уроках и во внеклассных мероприятиях элементов данных технологий позволило мне добиться следующих результатов: уровень обученности по английскому языку составляет 100%, качество знаний- 62%. Показатели среднего балла стабильны -3,9. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в олимпиадах и конкурсах и показывают хорошие результаты. В старших классах увеличивается количество учащихся выбирающих английский язык для сдачи ЕГЭ. При анкетировании, проводимом в школе, ребята определяют английский язык как один из самых «нужных» предметов. Использование современных образовательных технологий позволило достичь значительных профессиональных результатов. За годы работы по этой проблеме я подготовила призеров и победителей муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. (2015год-Чижаева Ангелина (призер),2017,2018г.- Чижаева Ангелина (победитель).
Я делюсь опытом работы с коллегами на открытых уроках и мероприятиях для учителей школы и кустового МО учителей иностранного языка, выступаю с докладами на районных, кустовых и школьных методических объединениях учителей иностранного языка; в качестве руководителя веду практику студентов ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Зубово- Полянский педагогический колледж».
Учебный год | Место | Название мероприятия |
2014-2015 | Кустовое объединение учителей иностранного языка. | Открытый урок в 8 классе “Why do we learn English” |
2015-2016 | МО учителей иностранного языка МБОУ « Уметская СОШ» | Инсценировка басни И.А.Крылова “The Craw and the Fox” |
2016-2017 | Кустовое объединение учителей иностранного языка. | Внеклассное мероприятие “The Wonderful Disney World” |
МО учителей иностранного языка МБОУ « Уметская СОШ» | Открытый урок в 6 классе «Путешествие по Шотландии» Открытый урок в 8 классе “We love English” | |
2017-2018 | МО учителей иностранного языка МБОУ « Уметская СОШ» | Внеклассное мероприятие «The Beatles» Открытый урок в 2 классе « Путешествие в Англию» |
2018-2019 | Кустовое объединение учителей иностранного языка. МО учителей иностранного языка МБОУ « Уметская СОШ» | Внеклассное мероприятие “ Robert Burns.January 25 – the National Day of Scotland ” Внеклассное мероприятие «По обе стороны кулис» Инсценировка отрывка пьесы У.Шекспира “Romeo and Juliet”, 10 класс |
Мои ученики принимали участие во всероссийских конкурсах ««Я-энциклопедиЯ»»,
« Умники России», становились призёрами и победителями XI международной олимпиады школьников по английскому языку от mega-talant.com; ежегодно становятся призёрами и победителями Муниципального конкурса песни на ИЯ «Песня без границ» и т.д.
Учебный год | ФИО | Название | Место |
2014-2015 | Головко Илья Задирако Максим Мининбаева Алина Рябов Александр | Всероссийский конкурс | 1 2 1 3 |
2015-2016 | Городнов Степан | Муниципальный конкурс песни на ИЯ» Песни без границ» | 2 |
Вирясова Вероника | Олимпиада для старшеклассников по страноведению Великобритании, Германии и Франции. | Участник | |
2016-2017 | Вокальная группа«Смешарики» | Муниципальный конкурс песни на ИЯ» Песни без границ» | 1 |
Городнов Степан и Мишунина Валерия | 1 | ||
Городнов Степан | 1 | ||
2017-2018 | Вокальная группа учащихся 3-4 класса “The Chiken Cheep” Вокально -танцевальная группа учащихся 7-9 классов“Imagination” Воронов Артем ,11 класс | Муниципальный конкурс песни на ИЯ» Песни без границ» | 1 2 1 |
2018-2019 | Вокально –танцевальная группа “The twisters”,3 класс Группа “The Black Kittens”,4-5 класс Группа “Imagination”10-11 класс | Муниципальный конкурс песни на ИЯ» Песни без границ» | 1 2 2 |
Полушкин Даниил,4 класс Малина Ксения ,5 класс Городнова Алина,6 класс | Всероссийская олимпиада школьников « Умники России» | 2 1 1 | |
Сермавбрина Ольга ,7 класс Головко Илья,8 класс Чижаева Ангелина,10 класс | XIмеждународная олимпиада школьников по английскому языку от mega-talant.com | 1 1 2 |
Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что использование современных образовательных технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и добиваться хороших результатов как ученику, так и учителю.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Мне бы хотелось отметить следующие трудности в использовании современных - образовательных технологий: недостаточный уровень технической оснащённости учебных кабинетов учебными пособиями, дисками с учебными программами, а также обновление и замена устаревшего компьютерного оборудования на новое, в классах не имеется доступ в Интернет. Надеюсь, что с вводом нового корпуса школы, где у каждого учителя будет свой кабинет, оборудованный по последнему слову техники, у нас не будет таких проблем.
Считается, что учитель, работая над чем-то новым, должен уметь видеть не только положительные стороны, но и его проблемное поле, для того, чтобы уметь предупреждать ошибки. Риском моего опыта является влияние компьютера на здоровье ученика. Поэтому при работе с компьютером, я соблюдаю нормы организации учебного процесса с использованием ИКТ и использование здоровьесберегающих технологий. После работы на компьютере я провожу с учащимися гимнастику для снятия напряжения с мышц спины, рук и глаз. И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, участвую в работе семинаров и секций, провожу открытые уроки. Опыт моей работы - разработанные уроки, мероприятия, презентации помогут учителям разнообразить свои занятия, заинтересовать учащихся.
С публикациями о представленном собственном инновационном педагогическом опыте можно познакомиться на сайте https://nsportal.ru/mayorova-o-v-0