ТЕХНОЛОГИЯ "Воспитание основ толерантности у дошкольников"
Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.
Презентация к технологии https://nsportal.ru/video/2021/01/tehnologiya-vospitanie-osnov-tolerantnosti-doshkolnikov
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание основ толерантности у дошкольников
Актуальность проблемы толерантности
Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно-угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.
Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, для России в последнее время стала очень актуальной.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: в законе «Об образовании в РФ», «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации».
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. В наш детский сад «Ёлочка», в старшие и подготовительные группы, ходят дети семи национальностей: русские, один украинец, один армянин, одна кабардинка, одна узбечка, одна казашка, один татарин.
Моя работа по проекту заключалась в формировании толерантного отношения именно к представителям этих национальностей. Свою каждодневную работу я проводила в нерабочее время, организовывая для детей образовательную деятельность, досуг, развлечения, внедряя новые дидактические и подвижные игры иных народов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Я встречалась с родителями ребенка (представителя той или иной национальности) для знакомства с речью, фольклором, обычаями, традициями, литературой, национальными костюмами народа, с искусством народа, (национальным орнаментом, театром, танцами, песнями, музыкой). Знакомство с национальной кухней и её дегустацией происходило с разрешения родителей, на совместном с детьми родительском собрании, а также на чаепитии для детей. Я хочу выразить огромную благодарность родителям в организации предметно-пространственной среды (предметы быта, художественная литература), в консультировании по описанию национальных костюмов.
Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Московскую область. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.
Цель
Объединение усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям иной национальностей
Задачи
Образовательные.
1. Расширить знания о жизни людей: русской, украинской, армянской, кабардинской, узбекской, казахской, татарской национальностей, их быте, обычаях, традициях, фольклоре.
3. Приобщить детей к русским, украинским, армянским, кабардинским, узбекским, казахским, татарским народным играм.
4. Расширить знания родителей о русской, украинской, армянской, кабардинской, узбекской, казахской, татарской национальностей
Развивающие.
1. Способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия
Воспитательные.
1. Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
по формированию основ толерантности у детей
младшего дошкольного возраста.
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Создание предметно-развивающей среды для формирования основ толерантного развития. Диагностика детей. | Создание предметно-развивающей среды для формирования основ толерантного развития. Диагностика детей. | Беседа о друзьях «Очень жить на свете туго без подруги или друга». Цель: формирование понятия «дружба», кто такой «друг». | Рассказывание сказки «Лучшие друзья». Цель: продолжать формирование у детей устойчивого интереса к сказкам, к театрально-игровой деятельности Беседа по содержанию. Игра «Скажи о друге ласковое слово». Цель: Воспитывать доброе отношение к сверстникам. Расширять словарный запас. |
Октябрь | Собери кубик «Русские народные сказки» (Репка) Цель: развитие мышления памяти, мелкой моторики рук, учиться правильно подбирать части картинок. Игра- ситуация «Два мальчика поссорились – помири их». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики. Подвижная игра: «Солнышко и дождик» Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу. | Пазл по рнс «Репка» Цель: развитие воображения, внимания, мышления, сообразительности, мелкой моторики рук, усидчивости, умение доводить начатое дело до конца. Игра- ситуация «Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики. Беседа: «Дружат сказки всей земли» Цель: побеседовать о сказках, формировать знания «Добро побеждает зло» | Дидактическая игра «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай» Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания. Игра- ситуация «У тебя не получается застегнуть молнию на ботинке – попроси товарища помочь тебе». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики. Хороводная игра «Раздувайся, пузырь!» Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями | Дидактическая игра «Волшебный стул». Цель: воспитывать умение быть ласковым, продолжать формировать в активном словаре детей нежные, ласковые слова. Игра- ситуация «К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики. Хороводная игра «Карусели» Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями |
Ноябрь | Дидактическая игра «У птички болит крылышко» Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих. Игра- ситуация «Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» Цель: учить детей бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей | Разрезные картинки «Куклы в национальных костюмах» Цель: Формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей. С-р. игра «Наряди куклу» Цель: сформировать представление о народных костюмах России Упражнение ««Кто я?» Цель: расширить у детей представление о себе, формировать принятие себя. Хороводная игра «Мы с друзьями» Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями Беседа: «Мы разные, но мы дружим» Цель: вызывать активную работу мысли, способствовать расширению кругозора, уточнить представления об окружающем мире, совершенствовать все психологические процессы. | Собери кубик «Русские народные сказки» (Колобок) Цель: развитие мышления памяти, мелкой моторики рук, учиться правильно подбирать части картинок. Игра- ситуация «Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики. Подвижная игра «Бегите ко мне». Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро действовать по сигналу воспитателя. | Пазл по рнс «Три медведя» Цель: развитие воображения, внимания, мышления, сообразительности, мелкой моторики рук, усидчивости, умение доводить начатое дело до конца. Игра- ситуация «Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним ». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики. Хороводная игра «Машенька» Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями |
Декабрь | Дидактическая игра «Давай поговорим» Цель: развитие коммуникативных навыков. Упражнение «Можно – нельзя» Цель: учить детей оценивать эффективность различных способов общения. Хороводная игра «Пришла снежная зима» Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями Беседа: «Хоровод дружбы» Цель: Формировать знания о дружеских отношениях, | Собери кубик «Русские народные сказки» (Лиса и волк) Цель: развитие мышления памяти, мелкой моторики рук, учиться правильно подбирать части картинок. Игра- ситуация «Ты потерял свою игрушку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики. Хороводная игра «Веселая посуда» Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями | Пазл по рнс «Маша и медведь» Цель: развитие воображения, внимания, мышления, сообразительности, мелкой моторики рук, усидчивости, умение доводить начатое дело до конца. Хороводная игра «Петрушка» Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями Беседа: «Мы маленькие дети на большой планете». Цель: вызывать активную работу мысли, способствовать расширению кругозора, уточнить представления об окружающем мире, совершенствовать все психологические процессы. | Найди половинки «Куклы в национальных костюмах», Дидактическая игра «Волшебники». Цель: продолжение формирования дружелюбных отношений друг к другу, умения проявлять внимание и заботу. Хороводная игра «На опушке» Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями |
Январь | Пазл по рнс «Лиса и волк» Цель: развитие воображения, внимания, мышления, сообразительности, мелкой моторики рук, усидчивости, умение доводить начатое дело до конца. Хороводная игра «Кукла — неваляшка» Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями Упражнение «До свидания – здравствуй» Цель: как можно поздороваться и попрощаться движением руки. | Собери кубик «Русские народные сказки» (Курочка Ряба) Цель: развитие мышления памяти, мелкой моторики рук, учиться правильно подбирать части картинок. Дидактические игры «Давайте поздороваемся» Цель: почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, преодолеть отчужденность. Хороводная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями | Дидактическая игра «Снежный ком». Цель: помочь детям скорее запомнить имена, друг друга, установить контакт. Игра- ситуация «». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики. | |
Февраль | Игра- ситуация «Ты нашёл на улице слабого, замученного щенка – пожалей его». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики. Хороводная игра «Мы топаем ногами». Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями | Дидактическая игра «Ладонь в ладонь» Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. . С-р. игра «В детский сад пришёл гость» Цель: Развивать диалогическую речь, учить выполнять несколько действий с одним предметом. | Собери кубик «Русские народные сказки» (Теремок) Цель: развитие мышления памяти, мелкой моторики рук, учиться правильно подбирать части картинок. Упражнение «Ласка» Цель: ласково погладить игрушку, выражая свою любовь к ней. Хороводная игра «Медведь» Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями Беседа: «Россия- Родина моя» Цель: Формировать знания о России, привить любовь к родной земле, краю. | Пазл по рнс «Теремок» Цель: развитие воображения, внимания, мышления, сообразительности, мелкой моторики рук, усидчивости, умение доводить начатое дело до конца. С-р. игра «Накроем стол для гостей» Упражнение «Рыба – птица – зверь» Цель: учить детей внимательно слушать друг друга. Хороводная игра «Зайка» Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями |
Март | Разрезные картинки «Куклы в национальных костюмах» Цель: Формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей. Упражнение «Благодарю тебя» Цель: учить детей выражать положительное отношение к другому, развивать чувство принадлежности к группе. Хороводная игра «Матрешки» Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями | Игра- ситуация «Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что ты скажешь о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики. Хороводная игра «За весною» Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями | Пазл по рнс «Волк и семеро козлят» Цель: развитие воображения, внимания, мышления, сообразительности, мелкой моторики рук, усидчивости, умение доводить начатое дело до конца. С-р. игра «Семья» Цель: обогащение социально-игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Семья». Упражнение «Проснись» Цель: будить спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривая: «Проснись, моё солнышко!» и т.п. Коммуникативные игры: «Назови соседа ласково» Цель: установление положительного контакта между детьми. | Игра- ситуация «Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики. Подвижная игра: «Птички в гнёздышках» Цель: Учить детей ходить и бегать в рассыпную не наталкиваясь друг на друга, приучать быстро действовать по сигналу воспитателя. С-р. игра «Кормление куклы Кати» Цель: Закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. |
Апрель | Дидактическая игра «Найди отличие» Цель: развитие коммуникативных навыков. Игра- ситуация «». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики. Коммуникативная игра «Дружба это чудо» Цель: познакомить детей с правилами дружбы, формировать навыки общения со сверстниками. С-р. игра «День рождения» Цель: Продолжать формировать положительное отношение к событиям жизни людей, нормам и правилам поведения в обществе. Развивать игровые действия по сюжету, обогащать социально-игровой опыт между детьми. | Найди половинки «Народные промыслы России» Игра- ситуация «». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики. Подвижная игра «Воробушки и кот». Цель: Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей. Беседа: «Мы жители планета земля» Цель: вызывать активную работу мысли, способствовать расширению кругозора, уточнить представления об окружающем мире, совершенствовать все психологические процессы. | Игра- ситуация «Ребёнок плачет – успокой его». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики. Упражнение «Угадай настроение» Цель: учить детей по мимике лица, жестам, позам, расположению в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека Подвижная игра «Найди свой домик» Цель: формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях. | Собери кубик «Русские народные сказки» (Заюшкина избушка) Цель: развитие мышления памяти, мелкой моторики рук, учиться правильно подбирать части картинок. Упражнение «Рисунок по заказу» Цель: развивать умение слушать, слышать и понимать другого ребёнка. Хороводная игра «Зайка шел» Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями |
Май | Игра- ситуация «Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Как ты поступишь, если они тебя не захотят с тобой играть?». Цель: развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли с использованием мимики и пантомимики. Хороводная игра «Флажок» Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями | Дидактическая игра «Ау!» Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия. Упражнение «Закончи предложение» Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, увлечения и рассказывать о них. Хороводная игра «Весенние цветочки» Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями Беседа: «Моя семья» Цель: побеседовать о семье, сказать добрые слова для мамы, папы, бабушки, дедушки. | Собери кубик «Русские народные сказки» (Три медведя) Цель: развитие мышления памяти, мелкой моторики рук, учиться правильно подбирать части картинок. Хороводная игра «Вокруг домика хожу» Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями Беседа: «Широкие просторы Родины моей» Цель: Формировать знания о России, привить любовь к родной земле, краю.
| Найди половинки « Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: Формировать ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; развивать мышление, навыки коммуникативного общения; воспитывать доброжелательность. Упражнение «Прошу – не надо» Цель: предложить ребёнку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а затем отказаться от того, что не нравится. Коммуникативная игра «Я хочу с тобой дружить» Цель: познакомить детей с правилами дружбы, формировать навыки общения со сверстниками. Беседа: «Для чего нужны друзья» Цель: Формировать знания о дружеских отношениях, |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
по формированию основ толерантности у детей
среднего дошкольного возраста.
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Создание предметно-развивающей среды для формирования основ толерантного развития. | Создание предметно-развивающей среды для формирования основ толерантного развития. | Рассказ «Мой друг.» Цель: Формировать умение: составлять небольшой рассказ творческого характера; формулировать личную оценку поступков. | Рисование «Портрет моего друга». Цель: Продолжать знакомить с искусством портрета. Учить понимать эмоциональное состояние и настроение окружающих людей, |
Октябрь | Комплексное занятие. «Поэзия народного костюма» Экскурсия в холл толерантности. Цель: Познакомить с многообразием костюмов, их назначением, рассматривание костюмов, кукол. Дидактическая игра «Чей костюм», | Рассказ- беседа «Я и мои друзья»- Цель: продолжать формировать представление о строении и функционировании организма человека, вызвать у детей позитивное отношение друг к другу, развивать умения осуществления полезных привычек) Игра «Эхо» Цель: Развивать голосовой аппарат детей: учить произносить громко и тихо имена одногруппников. | АППЛИКАЦИЯ Тема: Новый район города. Цель: Учить создавать несложную композицию; Закреплять умение по-разному располагать в пространстве листа изображения зданий. | Чтение пословиц, поговорок о Родине; Рассказывание о современных достижениях Родины; Рассматривание иллюстрации о городах России; о взрослых; о жизни детей в разных регионах России, мира. |
Ноябрь | «Мы такие разные» Интегрированное занятие «Разноцветные дети планеты» Цель: Расширять знания детей о жителях нашей планеты. Беседа «Мы и непохожие на нас люди» Цель: Развивать толерантное отношение к другим людям (например, людям без постоянного места жительства) | Рассказ воспитатель «Наша планета». Цель: дать представление о наличии разных стран на планете Земля. Воспитывать гордость за свою страну и уважение к народам других стран. Беседа: «Я и все вокруг» Цель: Развивать уважительное отношение к другим людям | Беседа: «Дружбой дорожить умейте!» Цель: Формировать умение слушать и понимать представление о дружбе. Беседы: «Что такое друг», «Для чего нужны друзья» Цель: формирование представлений о дружбе, взаимопомощи Аттракцион «Подари улыбку другу» Рисование портрета друга Цель: рисовать положительное настроение друга. | Беседа та тему «Эти добрые словечки» Цель: Прививать детям умение благодарить за оказанную услугу, вежливо здороваться, прощаться. тренинг «Как можно поздороваться» Цель: обучить детей здороваться разными способами. |
Декабрь | Рассматривание альбома с фотографиями «В садике «Ёлочка» своём очень дружно мы живём» Цель: создать дружескую атмосферу, предложить детям рассмотреть фотографии, помочь вспомнить различные события из жизни детского сада, Ситуативный разговор «Какие мы все дружные» Цель: Давайте найдём в альбоме фотографии, где мы все вместе. | Беседа «Мои друзья» Цель: формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу. Игра «Встаньте все, кто…» Цель: в сплочении, установление доверительного контакта между детьми. | Ситуативная беседа «Какое доброе дело я сделал?» Цель: Акцентировать внимание детей на различных событиях, предложить дать оценку поступкам товарищей, учить чутко, доброжелательно относиться друг к другу. | Мастерская деда Мороза. Изготовление открыток-сувениров Цель: Знакомство с историей праздника, традициями празднования в России и зарубежном. Выставка творчества «Новогодний талисман» |
Январь | Дид. игра «Назови друга ласково» Цель: Развивать речевую активность, побуждать детей доброжелательно относиться друг к другу. Вызывать радостное настроение от общения друг с другом. Беседа: «Русские традиции» Цель: Вызвать у детей интерес к русским традициям. | «Рождество» Цель: Ознакомление с историей праздника. разучивание песен-колядок, стишков, потешек. «Рождественская звезда» изготовление сувениров Цель: изготовление рождественской звезды из бумаги. Знакомство с традицией рождественских посиделок. Цель: познакомить с историей и традициями русского народа. Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов о рождестве Цель: познакомить с историей и традициями русского народа. | Игровая ситуация «Давайте жить дружно» Цель: Закрепить значение слова «Здравствуйте! », в зависимости от времени суток употреблять вариативные слова приветствия и произносить их с соответствующей интонацией.. Игра «Дружные ребята» Цель: формировать сплочённость в игре. | |
Февраль | Беседа «Что такое дружба?» Цель: формировать представления детей о понятии «настоящая дружба», способствовать становлению товарищеских взаимоотношений в группе, акцентировать внимание детей на случаях взаимопомощи, взаимовыручки в группе. | Дид. игра «Хорошо или плохо» Цель: Формировать представление о хороших и плохих поступках, умение анализировать и делать выводы. Игра «Назови эмоцию» Цель: Формировать эмоциональную лексику у дошкольников. | Просмотр серии мультфильма «Приключения кота Леопольда» Цель: знакомить детей с добрым, положительным героем – котом Леопольдом, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание жить дружно, развивать навыки правильного социального поведения | «Масленица пришла!» Разучивание стихотворений, песен, танцев, хороводов Цель: Знакомство с историей праздника, традициями празднования в России и зарубежном. |
Март | Рассуждения «Что значит выражение «Настоящий друг» Цель: Продолжать формировать у детей чувство принадлежности к группе, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, учить детей взаимопомощи, взаимовыручке. Беседа: «Наши эмоции» Цель: Развивать умение выражать своё эмоциональное состояние Беседа «как можно узнать настроение человека» Цель: формировать представление о человеке Игра «Назови эмоцию» Цель: Формировать эмоциональную лексику у дошкольников. Учить детей определять и называть психоэмоциональное состояние человека. Беседа: «Радость» Цель: знакомство с чувством радости, расширение эмоционального опыта. | Упражнение «Подарим друг другу улыбку» Цель: воспитывать доброжелательные и отзывчивые отношения между детьми, налаживание контактов с детьми. Беседа: «Злость» Цель: знакомство с чувством злости, расширение эмоционального опыта. Упражнение «На что похожа злость» Этюд «Злюка» Цель: Учить детей преодолевать негативные чувства: агрессивность, конфликтность. Беседа «Когда я злюсь» Цель: Обогащение опыта детей в распознавании эмоций, установление позитивного тактильного контакта. Беседа: «Грусть» Цель: Познакомить детей с эмоцией «грусть». Учить передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | Коллективная работа. Цель: вызвать у детей желание создавать поделку вместе с воспитателем. Беседа: «Обида» Цель: Знакомство с эмоцией обиды. Игра «Страна грусти» Цель: расширение представлений детей об эмоции «грусть»; формирование умения выражать свои эмоции. Беседа «Как можно пожалеть» Цель: развивать теплые и дружеские отношения между детьми. | дид. игра «Друг или враг» Цель: побуждать детей определять положительных и отрицательных героев сказок, взаимоотношения между ними. Беседа «Друг в беде не бросит» Цель: Обогатить знания детей о дружбе Игра «Я радуюсь, когда…» Цель: Закрепление знаний о чувстве радости. Упражнение «Найди эмоцию» Цель: закрепить знания детей об эмоциях. |
Апрель | Рассказ воспитателя «День Земли» Цель: Знакомство с историей праздника. | Рассуждения, размышления на тему «Что такое доброта?» Цель: На личном примере продемонстрировать ситуацию проявления доброты, выслушать детей. Предложить детям оценить несколько ситуаций, поступков, предложенных воспитателем. (из художественных произведений) | Рассказ воспитателя: «Пасха» Цель: Ознакомление с историей праздника. Выставка детского работ «Роспись пасхальных яиц» Цель: Знакомство с традицией празднования «пасхи». | Развлечение «Когда мои друзья со мной» Цель: расширять представление детей о дружбе, закреплять навыки употребления в повседневной жизни вежливых форм обращения к сверстникам и взрослым с помощью коммуникативных игр; воспитывать чувство поддержки, доброго, товарищеского отношения друг к другу. |
Май | Проблемная ситуация «Мальчик Петя называл своих друзей так – Мишка, Колька, «Эй, ты». Вскоре Миша и Коля не стали дружить с Петей». Почему, как вы думаете? А как ласково, по-доброму обращаться к друзьям? | Словесная игра «Каким должен быть друг» Цель: обогащать словарный запас детей качественными прилагательными. (надёжный, честный, верный, добрый, щедрый, преданный, вежливый). | Сюжетно-ролевая игра: «Семья» Цель: обогащение социально-игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Семья». Конкурс рисунков «О моей семье» | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по родному краю» Цель: повторить и закрепить знания детей о родном крае, |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь |
| «Дни русской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном русском костюме. Интегрированное занятие «Русский национальный костюм» Интегрированное занятие «Рушник с русским орнаментом» Чтение русских народных сказок | «Дни русской культуры» Дидактическая игры: лото «Русский национальный костюм», пазл «Народные промыслы», «Найди пару». Чтение художественной литературы Работа с родителями 5Совместное творчество детей и родителей «Одень куклу в русский национальный костюм» Чтение русских народных сказок | |
Октябрь | «Дни татарской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном татарском костюме. Беседа «Знакомство с республикой Татарстан» Аппликация «Тюбетейка с татарским орнаментом» Дидактические игры: «Найди по описанию», «Найди пару», «Скажи какой» Подвижная народная татарская игра «Юрта» Чтение художественной литературы Татарские сказки: Сёстры, Глупые братья, Гульчечек. Работа с родителями 6. Совместное творчество детей и родителей «Одень куклу в татарский национальный костюм. | «Дни мордовской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном мордовском костюме. Дидактические игры (найди пару, одень куклу в национальный костюм, разрезные картинки,) Чтение мордовских сказок | «Дни грузинской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном грузинском костюме. Дидактические игры (найди пару, одень куклу в национальный костюм, разрезные картинки,) Чтение грузинских сказок | «Дни украинской культуры» 1Беседа «Наш славянский сосед Украина» 2Лепка «Друзья в украинском национальном костюме» 3Дидактические игры (найди пару, одень куклу в национальный костюм, разрезные картинки,) 4. Настольный театр по украинской народной сказке «Рукавичка» Работа с родителями Совместное творчество детей и их родителей «Одень куклу в украинский национальный костюм» |
Ноябрь | «День народного единства» (4 ноября) | «Международный день толерантности» (16 ноября) | «Дни туркменской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном туркменском костюме. Дидактические игры (найди пару, одень куклу в национальный костюм, разрезные картинки,) Чтение туркменских сказок | |
Декабрь | «Дни культуры народов севера» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном костюме народов севера. Чтение сказок народов Севера | « День прав человека» (10 декабря) «Международный день чая» (15 декабря) чаепитие с со сладостями разных народов | «Деды морозы народов России» | «Новый год шагает по планете» |
Январь | «Рождество» (приготовление кутьи на рождество) | «Международный день объятий» (21 января) НОД «Путешествие в страну Обнимания» | «Дни молдавской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном молдавском костюме. Чтение молдавских сказок | |
Февраль | «Дни узбекской культуры» 1Интегрированное занятие «Путешествие в республику Узбекистан» 2Дидактические игры «Найди по фрагменту», «Одень куклу в национальный узбекский костюм», «Разрезные картинки», «Найди пару» 3Подвижные игры: Подвижная народная узбекская игра «Чапан», подвижная народная узбекская игра «Канатоходцы» 4Прослушивание аудио-сказки «Злой сын» Работа с родителями 5Совместное творчество детей и родителей «Одень куклу в узбекский национальный костюм» | «Дни узбекской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном узбекском костюме. Дидактические игры (найди пару, одень куклу в национальный костюм, разрезные картинки,) Чтение узбекских сказок | «День спонтанного проявления доброты» (17 февраля) «Международный день родного языка» (21 февраля | «Масленица» (24февраля-1марта) |
Март | «Международный день 8 Марта» Беседа: «По странам и континентам» Цель: изучению природы, культуры Австралии, Африки, | «Дни армянской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном армянском костюме. Дидактические игры (найди пару, одень куклу в национальный костюм, разрезные картинки,) Чтение армянских сказок | «Дни армянской культуры» 1Интегрированное занятие «Россия- Армения» 2Дидактическая игра «Найди по описанию», Кубики «Куклы в национальных костюмах» 3.Подвижная игра «Битва на яйцах» Работа с родителями 4.Совместное творчество детей и их родителей «Одень куклу в армянский национальный костюм» | «Дни казахской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном казахском костюме. Интегрированное занятие «Знакомство с республикой Казахстан» Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Найди пару» Работа с родителями Совместное творчество детей и родителей «Одень куклу в казахский национальный костюм» Чтение казахских сказок |
Апрель | «Международный день детской книги» (2 апреля) «Дни белорусской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном белорусском костюме. Дидактические игры (найди пару, одень куклу в национальный костюм, разрезные картинки,) Чтение белорусских сказок 02 апреля «Беларусь и Россия: День единения народов. | 07 апреля «Международный день цыган» «Дни цыганской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном цыганском костюме. Чтение цыганских сказок | 15 апреля «Международный день культуры» «Дни кавказской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном костюме народов кавказа. Дидактические игры (найди пару, одень куклу в национальный костюм, разрезные картинки,) Чтение кавказских сказок | 23 апреля «Всемирный день книги и авторского права» «Дни азербайджанской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном азербайджанском костюме. Дидактические игры (найди пару, одень куклу в национальный костюм, разрезные картинки,) Чтение азербайджанских сказок |
Май | «Дни европейской культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном костюме стран Европы. Чтение сказок Европы | «Дни восточной культуры» Мини- беседа «Закрепление знаний о национальном костюме народов Востока. Чтение сказок Востока | Беседа: «По странам и континентам» Цель: изучению природы, культуры Арктики и Антарктиды. Чтение сказок народов севера | Беседа: «По странам и континентам» Цель: изучению природы, культуры Евразии, Америки, Африки. Чтение сказок народов Евразии, Америки, Африки. Итоговое мероприятие «Народы России и стран соседей» |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
по формированию основ толерантности у детей подготовительного к школе возраста.
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь |
|
| ||
Октябрь | Беседа: «Города России». | Беседа: «Города Европы». | Беседа: «Города стран соседей». | «Международный день городов» (31 октября) Москва, Киев, Казань, Ереван, Ташкент, Нур-султан. |
Ноябрь | «День народного единства» (4 ноября) Оформление центральной стены в детском саду «Я в мире человек» Совместное творчество детей и родителей. | «Международный день толерантности» (16 ноября) Неделя толерантности: Развлечение «Мы такие разные, но мы вместе» Лепка «Хоровод дружбы» Работа с родителями Родительское собрание «Как воспитать толерантного человека» 4.Консультация для родителей «Как воспитать толерантного ребёнка» | «День рождение Деда мороза» (18 ноября) Беседа «Всемирный день ребёнка» (20 ноября) Беседа «Всемирный день приветствий» 21 ноября НОД «Приветствия народов мира» | Коллективная аппликация «Дружат дети на планете» Дидактическая игра . «Круг желаний» Акция «Дерево дружбы» пожелания и отзывы о дружбе детей |
Декабрь | Работа с родителями 1.Родительское собрание «Национальные блюда разных стран и республик» Дидактические игры: «Найди пару» (символика, национальная одежда), «Одень куклу в национальный костюм» | «Международный день чая» (15 декабря) чаепитие с со сладостями разных народов Беседа и чаепитие «Традиции чаепития» 15 декабря | «Новый год шагает по планете» Беседа «Деды морозы народов России» | «Новый год шагает по планете» 1. Интегрированное занятие «Новый год шагает по планете» 2.Русская народная подвижная игра «Бубенцы» |
Январь | «Рождество» (приготовление кутьи на рождество) 1. Беседа «Рождество Христово» 2.Беседа Всемирный день «Спасибо» | «Международный день объятий» (21 января) НОД «Путешествие в страну Обнимания» | Занятие «Страна Восходящего солнца» по изучению Японии. Цель: Познакомить с историей, территориальным расположением и культурой этой страны. Конструирование бумажной японской куклы «Чиогами нингё» | |
Февраль | «День спонтанного проявления доброты» (17 февраля) 1Беседа «Путешествие в страну Вежливости и Доброты» | «Международный день родного языка» (21 февраля 1. Беседа «День родного языка»2. Дидактические игры: Игра- ходилка «Народы России», лото «О чём речь» | «Масленица» (24февраля-1марта) Проведение праздника «Масленица». Русские народные подвижные игры: «Кошки-мышки», «Жмурки», «У медведя во бору», «Гуси», «Салки», «Прятки», «Горелки», «Алёнушка и Иванушка», «Красочка», «Удочка», «Старые лапти» и др. | |
Март | Занятие «Путешествие по Франции» викторина «Путешествие по Елисейским полям» «Международный день 8 Марта» | Интегрированное занятие-путешествие по истории Англии, викторина «Путешествие по Темзе» | «Международный день счастья» (20марта) Беседа: «Самые счастливые страны мира» | Изготовление книжки-малышки «Одень куклу в национальный костюм». |
Апрель | «Международный день детской книги» (2 апреля) чтение сказок народов мира. 05 апреля «Международный день супа» Беседа «Первые блюда народов мира» «Международный день культуры» 5 апреля | 10 апреля «День братьев и сестёр» НОД «Расскажи о своей семье» | «Международный день Матери-Земли» 22 апреля Беседа «Мы жители земли» | 23 апреля «Всемирный день книги и авторского права» |
Май | 09 мая «День Победы» Беседа « Одна победа на всех» Досуговая деятельность «Семейная память» | С-р игра «Дружат дети всей земли» Подвижные игры народов мира | 24 мая «День славянской письменности и культуры» 1 июня День защиты детей |