Учебно-методический материал

Дугаржапова Валентина Баторовна

Здесь можно найти разработки уроков, мероприятий, сценарии праздников, презентации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rozhdeniya_klassa.docx24.59 КБ
Файл otkrytyy_urok_2018_maya.pptx1.54 МБ
Файл нпк "Шаг в будущее"609.86 КБ
Файл kim_po_izo.docx39.66 КБ
Microsoft Office document icon pushistyy_lekar.doc64 КБ
Файл osnova_tsveta.pptx865.74 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КЛАССА

Подготовка к празднику: каждый ребенок совместно с родителями готовит страничку «классного семейного альбома» - презентацию «Знакомьтесь, это я …» (формат А-3 с фотографиями, с записями интересных случаев из жизни, с рассказами об увлечениях …) и номер программы, раскрывающий талант ребенка, его увлечение. В празднике принимают участие дети-старшеклассники школы и родители. Родители готовят небольшие подарки именинникам осенних месяцев.

Оформление к празднику:

на стене – «странички альбома», выполненные детьми и их родителями, плакат-страничка «1 сентября» (фотографии и подписи к ним), страничка «Первые успехи» (фотографии с праздника «Закружилась листва золотая» и первая, полученная классом, грамота);

на доске – макет дома, странички гороскопа детей, значения имен, название праздника «День рождения класса», музыка, «Паспорт класса». Кроме того, материалы для проведения конкурсов, костюмы героев – гостей праздника, посылка, «кирпичики» с написанными на них словами фундамента отношений в классе.

Ход праздника.

 Мы очень рады приветствовать вас сегодня в нашем уютном праздничном зале на нашем первом  празднике. И прежде чем начать наше представление, давайте посмотрим друг другу в глаза, подарим улыбки и приготовим свои ладошки для нескончаемых и продолжительных аплодисментов, которые я надеюсь,  будут звучать в этом зале. Ведь это будет самый главный музыкальный инструмент у нас сегодня.

            Наша большая школьная семья собралась на день рождения первого и единственного класса.  Каждый из нас такой праздник отмечает один раз в год, а наш праздник особенный. Его можно отметить лишь один раз за всю школьную жизнь. Ведь в школу можно прийти лишь один раз в первый класс.

В школе у нас – суматоха и шум.

Скоро начнется! Где мой костюм?

Оля и Ваня дайте флажки!

Шепот, движенье, споры, смешки.

Что же за праздник готовится тут?

Видно почетные гости придут?

Может, придут генералы?

 Может, придут адмиралы?

Может, герой, облетевший весь свет?

Гадать понапрасну бросьте – смотрите, вот они -  гости!

Почетные, важные самые.

Наши первоклассники!

Звучит музыка – « Детство». Первоклассники входят в зал и танцуют танец.

 Сегодня мы собрались на первый классный праздник. У нас – ИМЕНИНЫ, и именины целого класса. Мы отмечаем рождение 1 «б» класса!

В честь этого события разрешите вручить вам паспорт 1 «б» класса МОУ «Гурульбинская средняя общеобразовательная школа». Здесь есть ваши имена, возраст, ваш вес и ваш рост. Поздравляю вас с получением документа. (Приложение № 1)

Нам многому предстоит научиться: научиться дружить, уважать друг друга, делать друг для друга добрые дела, помогать друг другу. Точно так, как строят дом, кирпич за кирпичом мы будем строить свои отношения, вкладывая в них добро, тепло, любовь. Сегодня мы закладываем основу, фундамент нашего общего дома. А какие качества заложим мы в основу, решать вам, ребята, и вам, родители. Какой фундамент у нас получится, будет видно в конце нашего праздника.

Ведущий:   Гончикова Арюна

Мы очень рады всем гостям

И всех встречаем лаской.

Ведь не случайно праздник наш

Облюбовали сказки.

И в этот радостный денек

Под переливы скрипок

Они шагнут через порог

К вам с тысячей улыбок.

(Стук в дверь.)

Это, наверное, первый гость.

Входит Печкин (под музыку «Кабы не было зимы»). Он несет посылку.

Печкин: Здравствуйте, друзья! Узнали вы меня? Да, я Печкин из Простоквашино. Я принес посылку, только не знаю, вам ли? Кто из вас может прочитать громко и четко адрес на конверте? (Дети читают). Вам посылка? Но я ее вам не отдам: у вас нет документа.

Ведущий: Как нет? У нас есть паспорт. Вот смотри.

Печкин: Паспорт. (Рассматривает) А он недействительный.

Ведущий: Почему недействительный? Вот посмотри, все здесь написано: имена ребят, и их возраст, и какие они, и в каком классе учатся, в какой школе.

Печкин: Здесь не хватает подписи компетентного лица. А написать я и сам что хотите могу.

Ведущий: Печкин, ты не говори с ребятами такими сложными словами.

Печкин: Да это просто. Вашему паспорту не хватает подписи человека, который бы смог эту информацию подтвердить.

Ведущий: Ребята, нам же нужна посылка? Кто бы мог подтвердить все, что здесь написано?

(Альбина Нимаевна)

Печкин: Ну, хорошо. Теперь порядок, только посылку я вам все равно не отдам. Я хочу с вами повеселиться. Давайте поиграем в игру «Кто ловчее?»

Проводится игра. В центр ставиться посылка. Вокруг расставляются стулья, направленные сиденьями от центра. Стульев по количеству на 1 меньше, чем участников игры. Под музыку дети бегают вокруг стульев. Печкин с ними. Как только музыка прекратиться, надо быстро занять стул. Кто не успел – выбывает. Кто окажется ловчее всех, открывает посылку.

Печкин: Какие вы ловкие! Посылка ваша. Я всех поздравляю и желаю быть всегда в отличном настроении. До новых встреч! (Печкин уходит под музыку)

Из посылки дети достают символические кирпичики, на которых написаны слова (доброта, честность, порядочность, злость, внимание, старательность, зависть, скука, усидчивость, дружба, взаимопомощь, трудолюбие, общительность, гнев, обида, тревога, улыбки, забота, счастье и т.д.)

Ведущий: Мы выполнили задание Печкина и можем положить первый кирпичик в фундамент нашего дома (победитель конкурса читает надписи и выбирает подходящий , на его взгляд, кирпичик с надписью, дети обсуждают).

Под песню А.Пугачевой входит волшебник - недоучка.

Волшебник: Здравствуйте, ребята. Какие вы все нарядные. А почему вы все здесь собрались? У вас праздник? Какой? День рождения класса?

Ведущий: Волшебник, помоги нам с ребятами заложить кирпич в фундамент нашего дома.

Волшебник: Это очень просто, выполните мои задания. Для начала отгадайте мою загадку:

Зимою в школу он бежит,

А летом в комнате лежит,

Но только осень настает,

Меня он за руку берет.

(Портфель)

 Кто отгадал выбирает кирпичик и клеит на фундамент дома(2-ой)

А вы умеете быстро и аккуратно собирать портфель в школу?

Вот сейчас мы это и проверим . (Три ребенка собирают портфель из предложенных предметов. Тот, кто побеждает, закладывает в фундамент 3-ий кирпич.)

Ребята, а когда вы опаздываете в школу, кто вам помогает собирать портфель? (Родители)

Приглашаются родители. Им завязывают глаза, и они собирают портфель. Среди предложенных предметов самые необычные: журналы мод, косметички, лак для волос, духи, помады и т.д. Победитель закладывает еще один кирпич в фундамент.4-ый

Молодцы, ребята и родители! Вы справились с моими заданиями. Успехов вам, до новых встреч! (Уходит)

Звучит музыка из кинофильма «Приключения Буратино». Появляются Лиса Алиса и Кот Базилио.

Лиса: Славненькие ребятки.

Кот: Хорошенькие детишки.

Лиса: Наконец-то мы вас нашли.

Кот: Наконец-то.

Лиса: Пойдемте скорее с нами в Страну Дураков.

Ведущий: Пойдем, ребята? Нет, мы останемся в школе.

Кот: Я тоже хочу в школу.

Лиса: Ты что, свихнулся?

Загляни ты в школу сам

И услышишь сразу там: грохот, гомон, крики, визг,

Гвалт и гам, и шум, и писк.

Отвечайте, я права? Ваша школа такова?

Такая, такая. Давай-ка, Базилио, посмотрим, что знают эти детишки. Тут один «сообразительный» вроде вас оставил в аккурат по эту пору в прошлом году портфельчик (сдувает пыль). Отгадайте, что в нем лежит.

Загадки ( по очереди загадывают Кот и Лиса):

1. Буквы напечатанные, очень аккуратные.

Буквы для письма я пишу сама. (Ручка)

2. Я – умейка.

Прямота - главная моя черта. (Линейка)

3. Я нужна вам для порядка.

Зря страницы не листай!

Где я, там читай. (Закладка)

4. Я – чумазенькая спинка.

Но совесть у меня чиста:

Помарку стерла я с листа. (Ластик)

5. Карандаш во мне так мается,

Но зато он не сломается.

Ручка в темноте находится,

Но зато легко находится. (Пенал)

6. Написал я сто бумажек.

А когда я начинал,

То с трудом влезал в пенал. (Карандаш)

7. Над бумажным, над листом

Машет все она хвостом.

И не просто машет, а бумажку мажет.

Красит в разные цвета.

Ух, какая красота! (Кисточка)

8. Учитель у меня в портфеле.

Кто? Быть не может! Неужели?

Взгляни, пожалуйста, он – тут.

Все знают, как его зовут. (Учебник)

Кот: Ну, ладно, загадки вы отгадали. А одеваться быстро вы умеете?

Конкурс: оденься с завязанными глазами. (Сначала – дети, потом – родители, с завязанными глазами, одевают детей ).

Победители конкура выбирают кирпичики для фундамента.5,6

Учитель:

Тихо, тихо рядом сядем –

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде:

Разноцветном, расписном.

Ну, какой же День рождения без настоящих именинников. У нас в классе есть девочка, которая отмечает свой день рождения осенью. Это Гончикова  Арюна. Давайте поздравим нашу осеннюю именинницу и исполним ей песню «Каравай». Именинник выбирает кирпичик для фундамента нашего дома.7

       Приходит осень в свой черед,

В ней октябрь уж, без сомненья,

Нам дарит то, что ждем всю жизнь –

Чудесный праздник – День рожденье!

2.      Когда человек на свет появляется,

Что видит он сразу, как думаешь ты?

Он видит, как мама ему улыбается,

И сердце поет от такой красоты!

3.      Когда учитель улыбается,

А ученик ему в ответ,

То в сердце сразу отзывается:

Я рад, что здесь Я, всем привет!

4.      Здравствуй, школа, первый класс!

Не узнать сегодня нас!

Взоры всех людей страны

Сейчас на нас устремлены!

5.      Месяц, два тому назад,

Мы ходили в детский сад.

Много пели, много ели,

Очень вырасти хотели!

6.      Наконец сбылись мечты,

Впереди – учеба!

Всюду – яркие цветы!

Нынче день - особый!

7.     Я сегодня рано встал,

Поскорей портфель достал!

Должен, с нынешнего дня,

Быть порядок у меня!

8.     Мы всему научимся,

Много будем знать,

Будем наши правила

Строго выполнять!

А вот теперь мы открываем страничку «Наши таланты». Мы уже знаем, кого как зовут, но незнакомы с талантами друг друга. Впереди нас ждет много праздников. Вместе со мной и вы узнаете, какие таланты скрывают ученики нашего класса, способны ли поддержать товарища, когда это нужно, умеют ли веселиться, хорошо сидеть за столом. Не забывайте аплодировать после каждого номера. Аплодисменты расскажут нам всем, что вам понравился номер. (Номера, приготовленные детьми и их родителями к празднику. Учитель заранее узнает, какие номера приготовлены к празднику и составляет праздничную программу, где чередуются стихи, песни, гимнастические номера ,фокусы, инсценировки, музыкальные номера )

7. «Сердце класса».

(на доске прикреплено огромное красное сердце из ватмана)

- Знаете ли вы, что у нашего класса есть своё сердце. Я хочу, чтобы оно наполнилось добротой и любовью! В коробочке лежат листочки с вашими именами. Вы, не глядя, должны вытянуть листочек с именем вашего одноклассника. Подумайте и напишите о нём приятные слова или фразу. Если затрудняетесь, родители могут вам помогать. Например, «У Дари всегда добрые мысли», «Саша - добрый, честный мальчик» и т.д.

- А теперь прикрепим эти частички нашего класса к сердцу (зачитывая написанное).

-Что вам нравится в этом сердце?

-Что тебе нравится из записанного о другом ребёнке?

-Понравилось ли тебе то, что написали о тебе?

- Это сердце постараемся  сохранить до 11 класса и помните момент зарождения нашего класса!

Ведущий: А что за день рожденья без подарков. Вам дарит подарок ученики 1 «Б» класса

«Пусть всегда будет солнце»

Подведение итогов праздника.

Учитель: Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом. Появились первые странички нашего семейного альбома (показывает). Альбом вместе с нами будет расти. В него мы поместим фотографии всех наших дел, наши успехи и достижения. А когда через много лет мы встретимся на вечере встречи выпускников, заглянем в него и вспомним, какими мы были…

Вот и подошел к концу наш вечер, мы заложили фундамент нашего дома. Отныне он будет держаться на ….( зачитывает слова с кирпичиков)

В заключении объявляется танец «Дружбы». Найди себе пару и танцуй (Дети и родители берут части разрезанных на две геометрических фигур, ищут себе пару, танцуют).

Всем спасибо за вниманье, за задор, веселье, смех,

За огонь соревнованья, созидающий успех.

Какой же славный стол накрыт,

И чай, наверное, стоит. (Чаепитие)

ПАСПОРТ

1 «б» КЛАССА

МОУ «Гурульбинская средняя общеобразовательная школа»

Всего детей: 11

Из них: мальчиков –5,

девочек – 6

Общий вес – 221 кг 400 грамм.

Общий рост – 11м 98 см

Родившихся в год петуха – 2,

в год обезьяны –9

Родившихся под знаком «льва» - 0,

«овна» - 2,

«тельца» -1,

«близнеца» -2,

«рака» -2,

«девы» - 1,

«весов» - 0,

«скорпиона» -1,

«стрельца» - 0,

«козерога» - 1,

«водолея» - 1,

«рыбы» -0

Уважаемые родители!

5 ноября в 11 часов в школе проводим день именинника и день рождение класса. Поэтому  каждый ребенок совместно с родителями готовит страничку «классного семейного альбома» - презентацию «Знакомьтесь, это я …» (на листах  с фотографиями, с записями интересных случаев из жизни, с рассказами об увлечениях  и т.д , т.е на вашу фантазию и чтобы можно было повесить на стену…) и номер программы, раскрывающий талант ребенка, его увлечение. Это может быть  стихи, песни, гимнастические номера ,фокусы, инсценировки, музыкальные номера и т. д. можно вместе с родителями. )

Листы с презентацией вы потом заберете себе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добро пожаловать в ЗНАНИЮ

Слайд 2

ЗНАНИЕ

Слайд 3

Ковер- самолет

Слайд 4

Страна ЗНАНИЯ Буквы напечатанные, очень аккуратные . Буквы для письма я пишу сама. 2. Я – умейка . Прямота - главная моя черта. 3. Я нужна вам для порядка. Зря страницы не листай! Где я, там читай. 4. Я – чумазенькая спинка. Но совесть у меня чиста: Помарку стерла я с листа. ( 5. Карандаш во мне так мается, Но зато он не сломается. Ручка в темноте находится, Но зато легко находится. 6. Написал я сто бумажек. А когда я начинал, То с трудом влезал в пенал. 7. Над бумажным, над листом Машет все она хвостом. И не просто машет, а бумажку мажет. Красит в разные цвета. Ух, какая красота! 8. Учитель у меня в портфеле. Кто? Быть не может! Неужели? Взгляни, пожалуйста, он – тут. Все знают, как его зовут.

Слайд 5

ВОРОТА БУКВЫ Звуко -буквенный анализ слова.

Слайд 6

ВОРОТА СЛОГИ Составить слова из слогов

Слайд 7

ВОРОТА СЛОВА СОБЕРИТЕ ПАЗЛ И ПРОЧИТАЙТЕ ПОСЛОВИЦУ

Слайд 8

ВОРОТА Графический диктант.

Слайд 9

ВОРОТА Узнайте героя сказки

Слайд 10

ВОРОТА ПРИРОДЫ

Слайд 11

КОРОЛЕВА ЗНАНИЯ

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УДАЧИ ВАМ ДРУЗЬЯ!



Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение…………………………………………………..….………….…..……………..........1

Глава 1. История кузнечного ремесла …………………….……………..……..…………......2

         1.1. Культ кузнецов…………………………………………………….………………….4

Глава 2. Белые и черные кузнецы……………………………………………………………....5

         2.1. Кузнечное ремесло как семейно-родовая наследственность………………………8

Заключение…………………………………………………………...……………………........10

Список использованной литературы……………………………………………………….....10

Приложение 1 ..............................................................................................................................11

Приложение 2 ..............................................................................................................................15

Введение

        Актуальность исследования. Мне эта тема близка и интересна  потому, что в будущем хочу стать ювелиром.

История ювелирного искусства берет свое начало с тех времен, когда древние люди, вне зависимости от культуры и религии, носили ювелирные украшения как знак самовыражения, демонстрируя свое богатство, социальный статус или принадлежность к определенному народу. Специалисты, основываясь на археологических данных, пришли к выводу, что первые ювелирные изделия использовались еще 40 тысяч лет назад кроманьонцами, предками Homosapiens. Кузнечное ремесло и художественная обработка металла являются давними занятиями бурят. Об этом свидетельствуют культ кузнецов и кузнечного ремесла, сохранившийся вплоть до первой четверти XX столетия, мифология западных бурят и многочисленные литературные и археологические источники.

Предмет исследования: Кузнечное ремесло у бурят.

Цель исследования заключается в изучении различных вариантов мифа о происхождении кузнечного ремесла.

        Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить и систематизировать литературные данные по истории кузнечного ремесла;

2. Изучить происхождение культа кузнеца;

3. Выяснить чем отличается черный кузнец от  белого  кузнеца;

4. Описать результаты исследований, провести анализ полученных данных.

        Практическая значимость исследования состоит в том, что для достижения понимания духовно-нравственных основ своего народа изучены история, культура и традиции других народов, что ведет к формированию и развитию отношений учащихся к людям, к обществу.

Глава 1. История кузнечного ремесла

        Кузнецы у бурят занимали особое положение, они были и знахарями, и мудрецами.  Их ремесло пользовалось в народе большим уважением, а сами кузнецы почитались наравне с шаманами, соперничали с ними и даже иногда их побеждали. В народных преданиях и легендах можно обнаружить древнейшие кузнечные призывания, гимны, воспевающие труд кузнецов:

Мастер подобно белому небу...

Ты велик, как горы, как океан!

Подобно храмам высоким,

Горнило с наковальней сделай!

(Соктоева. 1988.С. 42).

        На обязанности кузнецов лежало изготовление шаманских конных тростей. Снабжая народ оружием, начиная с наконечников стрел и кончая ножами, мечами и рогатинами, кузнецы выделывали из железа также хозяйственные орудия и сбрую, украшения из серебра и золота – браслеты (бугаг), серьги (hихэ), кольца (оредhон), головные украшения (майхабши) и другие вещи.

        Основным материалом, служившим для изготовления украшений, было серебро. Серебро считается национальным металлом бурят. Люди с глубокой древности осознавали, что серебро и серебряные сосуды, чаши, кубки обладают способностью к стерилизации пищи и напитков. Вся церковная и дацанская утварь, в которых хранили святую воду, была сделана из серебра. Буряты всех районов именно серебряные (белые) монеты бросали на дно родниковых источников, на обоо, на горных перевалах. Серебро – металл, наделенный магической функцией, синоним всего светлого, радостного, символ красоты, богатства и здоровья.

        Для людей малосостоятельных ювелиры использовали серебро самой низкой пробы, так называемое «польское», для более зажиточных украшения выполнялись из серебра высокой пробы с позолотой, знать заказывала ювелирные изделия из чистого золота. Красота изделия зависела не только от качества материала и драгоценности камней, но и от искусства мастера, способного вдохнуть жизнь в свое творение. Старые мастера удовлетворяли запросы близких людей, односельчан, они видели и знали своих заказчиков - невесту, для которой делалось свадебное украшение, которую надо было «оберечь от злых духов», поскольку от неё зависело будущее рода, его продолжение; либо нарядно одетую женщину -хозяйку и хранительницу очага в доме. Он знал, что вещи, сделанные его руками, будут передаваться от поколения к поколению - от матери к дочери, от отца к сыну -  и вместе с ценностями рода перейдет и имя автора-исполнителя. Для мастера не существовали главные и второстепенные детали и украшения. Так, в некоторых женских украшениях даже невидимые зрителю детали покрывались тончайшими узорами. «Бог видит все и отовсюду», - говорили старые мастера. По их убеждению, облегчить себе работу значило погрешить не против заказчика, а против своего мастерства и его святых покровителей. Мастера не заботили затраченное время или расходы материалов, для него важнее всего было его имя, признание его таланта, мастерства, а заказчики, в свою очередь, безмерно почитали его и ничего для него не жалели.

        Изделия бурятских мастеров надо рассматривать на фоне национального костюма, воспринимая все как единое целое.

        Отсутствие письменных источников, относящихся к раннему периоду истории бурят, не позволяет с достоверностью установить время зарождения художественной обработки металла. Однако дошедшие до наших дней детали украшения колчанов, налучников, седел и других предметов дают основание полагать, что уже в начале XVII в. у бурят существовала высоко развитая художественная обработка металла. Об этом свидетельствуют материалы археологических экспедиций, проведенных на территории Иркутской области. И. Фишер в XVIII в. писал, что у балаганского острога «…по разным местам находились железные рудники, кои булагаты из давних времен хорошо в пользу употреблять имели». Кузнечное искусство считалось почетным занятием, кроме того, божественным даром. Как известно, у бурятских кузнецов существует вера в особенных заянов и эжинов кузнечного ремесла, о которых существуют различные легенды, часто противоречивые, и в честь которых совершаются некоторые обряды. Это значит, что бурятские кузнецы (дарханы) имеют своих особых заянов, от которых они происходят по прямой мужской восходящей линии, и эжинов кузниц и кузнечных инструментов.


Глава 1.1. Культ кузнецов.

        Миф о происхождении кузнечного дела имеет различные варианты. По преданию, небожитель – кузнец Божинтой по повелению западных, добрых тэнгриев отправил на землю детей, чтобы обучить людей кузнечному делу.
        От первых людей, научившихся кузнечному ремеслу, искусство стало передаваться по наследству потомкам. Таким образом, возникли так называемые кузнечные роды – «дархан утха». Ко всем членам рода, происходящим от «дархан утха», относились с благоговением, об этих больших умельцах, их магической силе, гибкости и ловкости рук при обработке железа создавали устные рассказы.

        Время появления культа кузнецов установить невозможно, но, известно, что его возникновение относится к раннему периоду истории бурят. М.Н. Хангалов еще в XIX в. записал и опубликовал интереснейшие сказания о происхождении у бурят искусства ковать железо.
        Кудинские буряты главой кузнецов считают сына неба Заяан-Сагаан тэнгрия – Бохо Муя. Овладение мастерством обработки железа приписывают не только ему, но и сыну восточного Гужир тэнгрия  Бохо Тэли. Бохо Тэли первый построил кузницу и стал ковать руду, но железо выходило у него такое хрупкое, что каждый раз, как он накалит его докрасна в печи, оно под молотом разлеталось на куски. Однажды западные тенгрии услышали шум на востоке неба и послали Бохо Муя узнать о причине грома и шума. Когда Бохо Муя увидел неудачные попытки Бохо Тэли ковать железо, то тотчас предложил себя в товарищи, обещая помочь. Бохо Тэли согласился, и тогда Бохо Муя бросил в печь горный песок (хадайн хайр), после чего железо сделалось ковким. Бохо Муя отобрал кузницу, овладел кузнечным ремеслом. Поэтому первыми кузнецами считаются западные тенгрии, к которым принадлежал Бохо Муя. Но, восточные тенгрии не смирились с этим. Бохо Тэли построил себе новую кузницу, и с того времени восточные тенгрии покровительствуют земным кузнецам.

Глава 2. Белые и черные кузнецы

        Кузнечные божества у бурят Предбайкалья делились на две оппозиционные группы – “белых – западных” и “черных – восточных”. Соответственно и кузнечные культы, и кузнецы также делились на циклы “белых” и “черных”. Отличались и обряды поклонения кузнечным божествам разного цикла.
«Черные» кузнецы ковали изделия из черного металла – железа. Это были топоры и ножи, воинское оружие, орудия охоты, стрелы и копья с железными наконечниками, котлы, детали конской сбруи. Ковка была главным приемом. Бурятским кузнецам приходилось ковать лошадей, делать стремена и удила, серпы, лопаты, ножницы для стрижки овец, а также сами инструменты, которыми они пользовались – горн, наковальни, напильники, зубила.
        Черные кузнецы (харайндархан, но не хара дархан) – очень злые и опасные для людей, от них всегда можно ждать всяческих неприятностей, например, можно порезаться своим ножом, часто будут ломаться металлические вещи и т.д. Чтобы обезопасить себя от них, приходиться часто их кормить и поить. Черные кузнецы при исполнении своих обрядов (даже работая в кузнице) обмазывают свое лицо черной сажей и опрокидывают свои котлы вверх дном. В описании мифологических черных кузнецов указывается, что отдельные части тела были из железа.

        «Белые» кузнецы были мастерами по обработке цветных и благородных металлов. Особого совершенства они достигли в работе с серебром. Из серебра делались украшения для костюма, оружия, конской сбруи.  По древним сказаниям, записанным М.Н. Хангаловым, белые кузнецы считаются добрыми и покровительствующими людям заянами, они защищают их от восточных злых хатов, заянов и духов и излечивают от болезней.
        По другому сказанию, первым кузнецом на небе был Дадага хара дархан. Он имел в подчинении семьдесят три младших кузнеца. Все семьдесят четыре кузнеца принадлежат к западным тенгриям и спустились с западного неба на высокие горы Мундарга – Тункинские гольцы.

        Среди западных 55 добрых тенгриев есть кузнечный тенгрий Дайбан – хухэ тэнгри. Он покровительствует западным белым кузнецам, которые кузнечное искусство передали людям. Первый западный белый кузнец был Божинтой, он, небесный заян, якобы жил и живет на небе. У него девять сыновей, которые были на небе кузнецами, и одна дочь.
По повелению западных, добрых тенгриев все дети Божинтоя спустились на землю на Тункинские горы и поселились там. Они показали, как добывать железо и ковать его, научили людей кузнечному ремеслу. Таким образом, появились на земле кузнецы.

        Имена сыновей Божинтоя:

1) Хозяин наковальни Дольтосааган нойон;

2) Хозяин молота Бажир сагаан нойон;

3) Хозяин горна Хилмансагаан нойон;

4) Хозяин меха Хор сагаан нойон;

5) Хозяин угля Хуhэрхара нойон;

6) Хозяин проволоки Шекши нойон Шибэкшин – хатун;

7) Хозяин клещей Амасагаан нойон;

8) Хозяин искры Хан сагаан нойон;

9) Хозяин сулмара (инструмент для пробивания дыр) Сом сагаан нойон.
        Имя дочери – Эйлик Мойлак эгэши. Покровительствуя людям, она бросала по всей земле серебряные огненные искры и тем изгоняла злых черных заянов и духов.

        По версии В.А. Михайлова  к числу западных светлых небесных божеств относится группа божеств – покровителей кузнечного искусства, во главе которых стоит Кузнец белое небо (небесное божество) – Дархан сагаан тенгри. Некоторые шаманы считают, что кузнечное Белое небо находится дальше западных небожителей, составляя особый класс небожителей.
        Для обучения бурят кузнечному искусству спустились под покровительством Кузнечного Белого неба на землю, на Хухойский хребет, где-то, в Алтае, семь боржонтуевских кузнецов, которые и являются эжинами – хозяевами кузнечных инструментов и других, необходимых для кузнецов принадлежностей.
Хозяева эти следующие лица:

 хозяин меха – Синебородый отец,

хозяин горна – Мигающий Белый отец,

хозяин инструментов для поделки золотых и серебряных вещей – Золотой князь-отец и Серебряная княгиня-старуха,

хозяин молота – Гордый быстрый князь,

хозяин клещей – Истинный Белый князь,

хозяин угля - Налет князь.

        Кузнечные тенгрии считаются весьма серьезными божествами, приносить жертвоприношение которым нужно весьма умело, знать хорошо их призывания и связанные с жертвоприношениями им обряды. При неумелом жертвоприношении они гневаются и наказывают как жертводаятеля, так и шамана, приносящего жертву. Поэтому белые кузнецы предпочитают приносить жертвоприношение кузнечным божествам не через посредство шамана, а через простого сородича – старика, знакомого с призыванием этих божеств, т.к. в данном случае он приносит жертву не по требованиям шаманского ритуала, а по правилам простого жертвоприношения, да и требования от него ограничены.
        Кузнецы должны во избежание кары от кузнечных божеств соблюдать известные запрещения: не осквернять своей кузницы и инструментов; не впускать женщин в кузницу, не впускать туда собак; не ковать, по крайней мере, в течение трех дней по смерти сородича, хотя установленным сроком в этом случае считается 9 дней.
Во главе восточных черных кузнецов стоит черный кузнец Хожихара дархан, он имеет семь сыновей:

1. Сар хара, из головы он мечет искры,

2. Бок шара, у него из под ног искры сыплются,

3. Худэрэхара, в правой руке держит молот,

4. Нухурхарахара – на севере, на берегу черного моря, сжигая красную лиственницу, добывший угли,

5. Аляахубун – шаловливый сын,

6. Абтайхубун – сын с волшебными чарами,

7.Альгандааарбангурбанабтайжибтэйхубун, с тринадцатью волшебными чарами в ладонях.

        В 1926 г. в селе Мельхетей Нукутского района Иркутской области Г.Д. Санжеевым от известного бурятского сказителя Папы Тушемилова был записан миф о девяти сыновьях и дочери небесного кузнеца Божинтоя, спустившихся на землю в Саянских горах, чтобы научить людей кузнечному ремеслу и добывать в горах железо. По сюжету мифа дочь Божинтоя – Эйлик Мулик еще на небе была первой наставницей своих братьев по кузнечному ремеслу и у балаганских бурят почитается в качестве покровительницы кузнецов белого (светлого) цикла. По их поверьям, она обходит землю, изгоняя искрами злых духов, оберегая людей, особенно белых кузнецов.

        Так, восьмой сын ведает ритуалом очищения (освящения), а девятый – дух хозяин заклинаний (тарима). По мифу сыны Божинтоя, научив земных людей кузнечному ремеслу, возвратились на небо, а их сестра была взята замуж за семерых сыновей черного небесного кузнеца Хожироя, спущенных Восточными черными тэнгриями на землю после сыновей Божинтоя (белых кузнецов). Семеро сыновей Хожироя стали первыми кузнецами черного цикла, находившихся под покровительством Восточных черных тэнгриев.
В тексте приведенного мифа это следующие персонажи: белые (светлые) небесные кузнецы: Божинтой – отец, его дети – дочь ЭйликМулик, девять сыновей: Бужирдархан – дух-хозяин горна, Бажирдархан – дух-хозяин молота, Аяндархан – дух-хозяин клещей, хурдархан – дух-хозяин меха, Хурбакшадархан – дух-хозяин напильника, Сутал-дархан – дух-хозяин долота, Дуйрандархан – дух-хозяин наковальни, Салминдархан – дух-хозяин белого обряда (очищения), Таримдархан - дух-хозяин заклинаний.

        Все персонажи обнаруживают единство, описанное такими характеристиками, как принадлежность к миру небесных божеств (спустились с неба), принадлежность к семье, каждый член которой мыслится как мифологический субъект. Так, все семейство Божинтоя – кузнец (отец), его семь инструментов (сыновья). Два последних сына – ритуальное очищение и заклинания, используемые в обрядах кузнецов белого цикла. Единственная дочь – огонь (изгоняет искрами злых духов).

Глава 2.1. Кузнечное ремесло как семейно-родовая наследственность
        Понятие “семья” обусловило формирование кузнечного культа в семейно-родовых рамках и представление о даре кузнеца как семейно-родовом наследии, переходящем по прямой мужской генеалогии. На такое лицо (реального кузнеца) переходила функция мифологического небесного кузнеца (предка).

        Черные небесные кузнецы – семеро сыновей Хожироя, спустившихся от Восточных черных тенгриев, – мифологические семь звезд созвездия Большой Медведицы. В мифологии монгольских народов с небесными покровителями черных кузнецов соотносится созвездие Большой Медведицы, известное как “семь кузнецов”, появившихся из черепов семи сыновей враждебного людям черного кузнеца Хокори сброшенных с неба прабабушкой Гэсэра Манзан-Гурмэ-тоодэй. Здесь также проявляется идея “семья”. Соответственно темной части суток видимости созвездия на небе кузнецы черного цикла отчуждаются от света посредством того, что, работая в кузне, мажут лицо сажей, а свои обряды проводят в темные безлунные ночи, жертву приносят Восточным черным божествам. В.А. Михайлов, исследуя шаманизм, в основном кудинских бурят Предбайкалья, особо отмечает: “чтобы быть кузнецом, необходимо иметь утха – право от белого кузнечного тэнгрия и без этого права быть кузнецом нельзя. Но, однако, кто желает быть кузнецом без этого права, то он брызгает черным кузнечным божествам и может заняться кузнечным ремеслом. Для кузниц подобных кузнецов особых строгих запретов не существует. Про таких кузнецов говорят нохое дархад – собачьи кузнецы”. Данное сообщение позволяет предполагать, что кузнечное ремесло как семейно-родовая наследственность представляется в связи с кузнечными родами белого цикла.
В сюжете балаганского мифа центральным персонажем представляется небесная родоначальница кузнечного ремесла Эйлик Мулик. Кузнечные функции богини обусловлены ее связью с огнем и солнцем. У балаганских булагатов на правом плече изображения Эйлик Мулик, сделанной в виде фигурки из жести (онгоне), солнце представлено спирально скрученной лентой из белого металла. На онгонах ее братьев такого знака нет, каждый из них отмечен одним из кузнечных инструментов.
В семантической характеристике белых кузнецов (братьев Эйлик Мулик) присутствует знак металла – серебро, цветовой код – белый, локативный – вершина горы. Божинтоевы божественные кузнецы светлого цикла представлены как мастера, умеющие работать с драгоценными металлами – в частности, с серебром (отлили котел из белого серебра), которое добывали в горах (верх). Кроме серебра, белые кузнецы работали и с золотом.         Так, в тексте призывания белых кузнецов Боржинтоя у кудинских бурят в качестве духов-хозяев кузнечных инструментов называются “Золотой князь-отец” и “Серебрянная княгиня-старуха”.
        В характеристике кузнецов черного цикла знак металла – свинец, цветовой код – черный, а процесс плавки происходит на дне моря – семантическом низе. В оппозиции небесному железу, драгоценным металлам, которые обрабатывают светлые божества – сыновья Божинтоя, сыновья Хожироя по описанию соотносятся с ранними плавильщиками и кузнецами, обрабатывавшими железную руду, добываемую из недр земли и воды.

        В этническом отношении кузнечные божества, маркированные эпитетом “черный”, балаганскими булагатами воспринимались как чужие. По свидетельству В.А. Михайлова, они были связаны "либо с тунгусами, либо с монголами".

        Этническое разграничение совпадает с разграничением по хозяйственно культурным типам. Черные кузнечные божества связаны с таежным охотничье-промысловым типом хозяйства и культуры и кочующими охотниками и скотоводами. В Предбайкалье такой тип хозяйства был характерен для монгольских родов, эхиритов, ряда хоринских и тунгусских родов, проживавших в таежной и таежно-степной зоне бассейна верховий Лены, Приольхонья и о. Ольхон.

        Божества белого (светлого) цикла – божества общества с оседлым и полуоседлым типом хозяйства, в котором значительное место занимали разведение крупного рогатого скота и земледелие. Такой тип хозяйства был характерен для булагатов плодородной долины Ангары. Отсюда в иерархии кузнечных божеств образуют семантический ряд: чужие – вредоносные – нижние – зимние – ночные – восточные – черные.
Семантическую оппозицию им составляют божества с числовым кодом “девять” девять сыновей Божинтоя, в семантическом поле которых лежат понятия: свои - покровители - верхние - западные - белые (светлые) - летние - дневные.

Заключение


        Все вышесказанное позволяет сделать выводы что, по мифологическим представлениям бурят кузнечное ремесло – это почетное занятие, божественный дар. Миф имеет различные варианты, но во всех вариантах искусство обработки металла зарождается на небе, и оттуда передается людям. Первыми кузнецами считаются западные тенгрии, искусство кузнечного ремесла передается по наследству, и только от белого кузнечного тенгрия, вследствие чего возникают кузнечные роды – «дархан утха». После изучения этой темы, появилось много вопросов по происхождению моего рода. Но это уже другая исследовательская работа…

        Народное искусство бурят не теряет своей значимости и в начале XXI в. Его развитие тесно связано с экономическими, экологическими, духовно-эстетическими, нравственными проблемами республики.

Литература
 1. Буряты: традиции и культура. Фотоальбом. Сост. Башкуев Г. – Улан-Удэ, 1995.

2. Дашиева Н.Б. Культурно-семантический и историко-генетический анализ кузнечных мифов бурят Предбайкалья. // Этнические процессы и традиционная культура. (Сибирь: этносы и культуры. Выпуск 9). – М. – Улан-Удэ, Издательско-полиграфический комплекс ФГОУВПО ВСГАКИ, 2005.

3.Кудрявцев Ф.А. История бурят-монгольского народа. – Л., 1940.
4.Михайлов В.А. Религиозная мифология. – Улан-Удэ, 1996.
5. Санжеев Г.Д. Тайлган бурятских шаманов. - Улан-Удэ, 2006.

Приложение 1.

http://irkipedia.ru/sites/default/files/images/%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D1%8B/35.jpg

http://irkipedia.ru/sites/default/files/images/%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D1%8B/36.jpghttp://irkipedia.ru/sites/default/files/images/%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D1%8B/37.jpg

http://irkipedia.ru/sites/default/files/images/%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D1%8B/38.jpg

Приложение 2

        К восточным черным кузнецам обращаются с призывом:
На дне молочного моря живущая,
С тринадцатью плавниками
Большая рыба Абарга
УУhанЛобсон хана служит верховным животным
Побывав у УhанЛобсон хана, закаливать [железо] мы научились,
У подножия горы Сумэру
У хозяина вселенной,
Как молоко, белым песком
Ковать железо научились.
Научил нас этому искусству
Один из сорока четырех тэнгриев
Борон харатэнгрий.
На ладони нашей
Волшебство – искусство,
В каждом пальце
Сила превращений.
Под углом под каждым
Простор широкий,
Кругленький котел
Мы отлили сами.
За стеною, под стеной
Просторно было,
Котел большой
Отлили мы.
То не наша сила и уменье –
То деянье черных кузнецов,
Семи сыновей Хожироя.
 

        К девяти сыновьям Божинтоя и его дочери обращались с призыванием:
Вы, девять белых кузнецов Божинтоя,
Верховье Оки избрав, вы спустились,
Из золотого столба вы коновязь сделали,
Из золотого озера прохладу вы сделали,
Из белого кола вы коновязь сделали,
Из светлого озера прохладу вы сделали,
Вы, имеющие горн с озеро величиною,
А меха, как луга обширные,
У вас наковальня из камня небесного,
И молот у вас из железа стального,
Вы белое серебро узорами покрывали
Из золота и серебра изделия готовили.
Вы черное железо плавили,
Синее железо кипятили,
Стальное железо варили-кипятили,
Божинтоя девять светлых кузнецов,
Имеющие девять светлых коней.
С молотом в правой руке вы спустились,
Свои меха, как луга широкие,
К спине, прикрепив, вы спустились!
 



Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы по изобразительному искусству

для 5-7 классов.

Тестовая работа по ИЗО в 5 классе I четверть

Тема: «Древние корни народного искусства»

Из предложенных вариантов ответа выбери правильный

1. Вид искусства, в котором красота служит для украшения быта человека:

а) Пейзаж

б) Картина

в) ДПИ

г) Краски

2. Назовите основные элементы декоративного убранства русской избы:

а) причелины, полотенце, наличник

б) конь - охлупень, причелины, кросно, полотенце

в) фронтон, коник, лобовая доска

3. Для чего народный мастер так тщательно украшал окружающие его предметы знаками и символами, выстраивая из них причудливые узоры:

а) для красоты

б) для защиты

в) для удобства

4. Где находилось почетное место в избе «красный угол» -

а) в центре избы

б) у порога

в) в переднем углу избы

5. Какой предмет был неизменной спутницей женщины:

а) веретено

б) челнок

в) прялка

6. Какой цвет преобладал в русской народной вышивке:

а) жёлтый

б) красный

в) чёрный

7. Какое изображение не относится к числу символов-оберегов:

а) солнце

б) вода

в) гром

8. В прикладном искусстве Древней Руси часто встречаются изображения птиц. Что они символизируют…

9. Из перечисленного ниже списка выберите предметы, входящие в убранство и интерьер русской избы:

Ухват, печь, стол компьютерный, лавка-конник, люлька, домашний кинотеатр, прялка, вышитое полотенце, вальки, телевизор, кастрюля.

10. Выберете те из перечисленных ниже элементов одежды, которые входят в народный женский наряд:

Кокошник, туфли, пальто, кичка, сорока, рубаха, платье, сарафан, понева, блузка, душегрея.

#1044;еревянный крестьянский дом

а) изба

б) хата

в) юрта

Ключи: 1- в, 2- а, 3- б, 4- в, 5- в, 6- б, 7- в, 8- счастье, 9- ухват, печь, лавка-конник, люлька, прялка, вышитое полотенце, вальки, 10- кокошник, кичка, сорока, рубаха, сарафан, понева, душегрея, 11- а.

Тестовая работа по ИЗО в 5 классе 2 четверть

Тема: «Связь времён в народном искусстве»

#1050;акой русский город , прославился своими глиняными игрушками?

а) Вятка

б) Мстера

в) Гжель

г) Хотьково

2. Выдели названия художественных промыслов, занимающихся изготовлением игрушек:

а) Хохлома

б) Дымково

в) Филимоново

г) Гжель

д) Каргополь

3. Вставь пропущенное слово:

Керамика – это изделия и материалы из … и её смесей, закреплённые обжигом.

4. Какие цвета наиболее характерны для произведений гжельских мастеров:

а) Красный и золотой

б) Желтый и черный

в) Белый и синий

г) Оттенки зеленого

5. В декоре какого промысла присутствуют розаны и купавки?

6. Расписная деревянная посуда этого промысла – своеобразный гимн красоте родной природы: золотой фон, напоминающий блеск солнца, травки, ягодки, цветы. О каком промысле идёт речь?

7. Какие черты свойственны изделиям хохломских мастеров:

а) преимущественное использование холодных тонов

б) частое использование растительного орнамента

в) преимущественное использование геометрического орнамента

г) использование в качестве материала для росписи в основном глиняной посуды.

8. Завершающий приём в городецкой росписи, который выполняется белой и чёрной красками:

а) купавка

б) замалёвок

в) букет

г) оживка

#1053;азвание хохломского узора:

а) купавки

б) букеты

в) кудрина

г) мальва

е) Жостово

#1054;тметь названия народных промыслов, которые известны росписью по дереву:

а) Хохлома

б) Городец

в) Дымково

11. Закончи предложение:

Узор, построенный на ритмичном чередовании объектов изображения, называется…

Ключи: 1- а, 2- б, в, д, 3- глина, 4- в, 5- городецкая роспись, 6- хохлома, 7- б, 8- г, 9- в, 10- а, б, 11- орнамент.

Тесовая работа по ИЗО в 5 классе за III четверть

Тема: « Декор – человек, общество, время»

1. С какой целью с давних времён воины разрисовывали своё тело?

а) для устрашения и защиты

б) чтобы привлечь внимание

в) ради забавы

г) чтобы украсить себя

2. В Русском государстве царское платье олицетворяло:

а) силу, достоинство и могущество

б) тщеславие

в) особое положение.

3. Знаками царского достоинства и могущества фараона в Древнем Египте были:

а) передник изысканной формы, пояс

б) два скипетра, искусственная борода

в) клафт – полосатый платок, тиара – высокая двойная корона

4. Какое изображение является символом бога утреннего солнца:

а) лотос

б) скарабей

в) глаз-уаджет

5. Символами императора в Древнем Китае были:

а) белый журавль на синем небе

б) цвет золота - жёлтый и дракон

в) барс, тигр, лев

6. В Западной Европе XVII века роскошь и огромная стоимость королевского костюма говорили:

а) о процветании государства

б) чтобы поднимать престиж среди других стран

в) все варианты ответов верны

7. Что значит УКРАСИТЬ предмет. Какое определение лишнее:

а) наполнить вещь смыслом

б) определить положение хозяина в обществе

в) расписать вещь для красоты

8. Что такое костюм?

а) одежда, которую носит человек

б) стиль и цвет, аксессуары

в) знак-символ, указывающий на принадлежность человека к определённому сословию

9. Что такое Герб:

а) это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности, основные занятия и заслуги представителей рода

б) отличительный знак

в) это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря

10. Выберите верное определение:

а) геральдика – наука о денежных знаках и монетах

б) геральдика – наука о гербах и их прочтении

в) геральдика – наука о марках

11. Символика изображения медведя:

а) власть, господство, прозорливость (предвидеть будущее, прозрение)

б) верность, преданность, повиновение

в) сила, мужество

12. Какое символическое значение имел жёлтый цвет:

а) богатства и справедливости

б) любви, смелости

в) невинности и чистоты

Ключи: 1-а, 2- а, 3- б, 4- б, 5- б, 6- в, 7-а, 8- в, 9- а, 10- б, 11-в, 12-а.

Итоговый тест по изобразительному искусству, 5 класс

#1042;ыбери один правильный ответ

1) Что такое Декоративно-прикладное искусство?

а) это создание художественных изделий, имеющих практическое значение в быту

б) заводские изделия

в) изделия из соломки

2. Дощечка, на которой художник смешивает краски:

а) пастель

б) палитра

в) мольберт

3. Какие изделия называются керамикой:

а) из цветной обожжённой глины

б) из белой обожжённой глины

4. Какая композиция называется симметричной:

а) изображение слева подобно изображению справа

б) выверенное чередование

в) изучение закономерностей

#1046;енская фигура по представлению русского крестьянина –это божество, выражавшее представление…

а) о небе в) о поле

б) о земле г) о реке

#1061;охломской узор из удлиненных, слегка изогнутых былинок, написанных в виде ритмически чередующихся кустиков:

а) травка в) криуль

б) розан г) купавка

7. Старинный русский женский головной убор:

а) шляпа в) кокошник

б) кепка г) платок

#1059;зор, предназначенный для украшения различных предметов:

а) украшение в) орнамент

б) рисунок г) наклейка

9. Техника росписи ткани, рисунок на которую наносится ручным способом:

а) панно в) гобелен

б) батик г) витраж

10. Тканый ковер-картина ручной работы высокого художественного качества:

а) панно в) гобелен

б) батик г) витраж

11. Произведение декоративного искусства, выполненного из цветного стекла:

а) панно в) гобелен

б) батик г) витраж

12. Отличительный знак государства, города, сословия, рода:

а) эмблема в) значок

б) гимн г) герб

13) Что такое «красный угол»?

а) угол, где размещалась икона

б) угол, который красили красным цветом

в) угол, который завешивали красной тряпкой

Ключи: 1-а, 2-б, 3-а, 4-а, 5-б, 6-а, 7- в, 8-в, 9-б, 10-в, 11- г, 12-г, 13-а.

Тест по изобразительному искусству, 6 класс 1четверть

Тема: « Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

1. Быстрый рисунок, в котором карандаш или кисть художника схватывает то, что ему потом будет необходимо для работы над задуманным произведением, называется ….

2. Какие цвета являются основными:

а) красный, синий, зеленый б) красный, желтый, синий в) красный, фиолетовый, синий

#1042;ыбери один правильный ответ:

Фиолетовую краску можно получить, смешав:

а) синюю и зелёную

б) красную и зелёную

в) синюю и красную

4. Назовите ахроматические цвета? ______________, ____________, ___________

#1042;ставьте пропущенное слово:

Вид изобразительного искусства, художественным средством которого является цвет –

это___________________________________________

#1042;ыбери несколько верных ответов

Основные средства живописи:

а) штрих

б) цвет

в) мазок

г) линия

7. Выбери несколько верных ответов

Основные средства графики:

а) линия

б) штрих

в) цвет

г) мазок

д) пятно

8. Перечислите живописные материалы в изобразительном искусстве________, _______, ______, _______, ___________________, _______________

9. Перечислите скульптурные материалы в изобразительном искусстве________, _______, ______, _______, ___________________, _______________

10. Перечислите графические материалы в изобразительном искусстве________, _______, ______, _______, ___________________, _______________

11. Выберете изобразительные виды искусства:

а) графика б) живопись в) скульптура г) архитектура

12. Выберете неизобразительные виды искусства:

а) дизайн б) графика в) скульптура в) архитектура

Ключи: 1 – набросок; 2-б; 3- в; 4- серый, чёрный…; 5- живопись, 6-б, в; 7- а, б, д; 8- темпера, акварель, гуашь, масло; 9- глина, гипс, дерево, металл, различные виды камней, 10- карандаш, сангина, пастель, цветные карандаши, фломастеры, различные ручки, тушь и перо; 11- а, б, в; 12- а, в.

Тест по изобразительному искусству, 6 класс 2четверть

Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт»

1. Как называется жанр изобразительного искусства, в котором изображают неодушевлённые предметы?

а) живопись б) анималистический жанр в) натюрморт г) пейзаж д) портрет

2. Натюрморт – это изображение:

а) мёртвой натуры б) живой натуры

#1053;епрозрачные краски растворяющиеся водой:

а) акварель

б) масляная

в) гуашь

г) темпера

4. Временный публичный показ художественных произведений:

а) концерт

б) выставка

в) кино

г) театр

5. Поверхность, куда лучи света не попадают, то есть неосвещенная поверхность предмета:

а) рефлекс

б) блик

в) тень

г) свет

6. Правила и закономерности изображения предметов в пространстве:

а) колорит

б) перспектива

в) пропорции предметов

г) конструкция

7. Жанр натюрморта нельзя встретить:

а) в графике

б) в скульптуре

в) в архитектуре

г) в живописи

#1042; каком веке возник жанр натюрморта:

а) в 15 веке

б) в 16 веке

в) в 17 веке

г) в 18 веке

9. К холодным цветам относятся:

а) синий

б) красный

в) голубой

г) желтый

10. Светотень - это:

а) отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого

б) тень, уходящая в глубину

в) способ передачи объёма предмета с помощью теней и света

11. Русский художник автор живописного полотна « Неприбранный стол»:

а) Шишкин

б) Левитан

в) Грабарь

12. Как переводится слово конструкция?

а) геометрические тела

б) строение, т. е. взаимное расположение частей предмета, их соотношение

в) геометрические фигуры разной величины

Ключи: 1- в; 2- а; 3- в; 4- б; 5- в; 6- б; 7- в; 8- б; 9- а,в; 10- в; 11- в; 12- б.

Тест по изобразительному искусству, 6 класс 3 четверть

Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет»

1. Портрет - это:

а) изображение облика какого-либо человека, его индивидуальности;

б) изображение одного человека или группы людей;

в) образ определённого реального человека;

г) все варианты верны.

2. В каких видах изобразительного искусства создаются портреты?

____________, ____________, ____________, ____________, ____________.

3. При создании портрета, главной задачей художника является:

а) правдивое изображение модели;

б) банальное копирование внешности портретируемого - одежда, прическа, украшения;

в) передача его внутреннего мира, характера.

4. По назначению, на какие группы было принято делить портреты:

а) парадный; в) камерный;

б) силуэтный; г) праздничный.

5. Парадный портрет имел целью показать:

а) индивидуальные особенности (используется поясное, погрудное, оплечное изображение, фигура зачастую даётся на нейтральном фоне);

б) общественное положение (как правило, в полный рост, фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне).

6. Разворот головы персонажа в «профиль» - это:

а) вид спереди;

б) вид сбоку;

в) вид пол оборота.

7. Положение персонажа в картине В.А. Серов «Девочка с персиками» уч. 6 кл. с.122:

а) поясное;

б) в полный рост;

в) погрудное.

8. Пропорции- это:

а) равенство двух отношений;

б) несоответствие с чем-либо в количественном отношении;

в) соотношение величин частей, составляющих одно целое.

9. Какие основные правила построения портрета вы знаете?

а) На сколько равных частей делится расстояние от линии подбородка до линии роста волос?

б) Если смотреть на голову спереди, то горизонтальная линия – ось глаз – проходит точно…..

в) Разделив нижнюю часть овала пополам – получим….

г) Чему равно расстояние между глазами?

д) Что равно расстоянию от одного зрачка до другого?

е) Что расположено между линией бровей и линией основания носа?

ж) Что расположено на линии, делящей пополам расстояние от подбородка до основания носа?

10. Светотень - это:

а) отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого;

б) тень, уходящая в глубину;

в) способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.

11. При изображении сатирических образов человека необходимо чувство:

а) меры;

б) злорадства;

в) правды;

г) ненависти.

12. Роль цвета в портрете:

а) помогает выявить конструкцию, подчеркнуть или скрыть форму, зрительно уменьшить или увеличить, сузить или растянуть форму;

б) уничтожает монотонность, меняет зрительное восприятие;

в) верны все варианты ответов.

Ключи: 1- г; 2- живопись, графика, скульптура; 3- а,в; 4- а,г; 5-б; 6-б; 7- в; 8-в; 9- а (3), б (посредине головы), в (высоту носа) , г (ширине одного глаза), д (ширина губ), е(нижняя губа); 10- в; 11- в; 12- в.

Итоговый тест по изобразительному искусству, 6 класс

1. Гуашь-это материал, какого вида ИЗО?

а) живописи

б) скульптуры

в) архитектуры

2. Средства выразительности живописи

а) мазок

б) линия

в) штрих

3. Материал скульптуры

а) бумага

б) камень

в) холст

#1054;сновное средство языка живописи

а) объем

б) цвет

в) штрих

#1055;ейзаж это - ...

а) изображение человека

б) изображение предметов

в) изображение природы

6. В каком жанре изображают животных

а) жанр портрета

б) анималистический жанр

в) жанр натюрморта

7. Для создания каких произведений наиболее важно знание законов линейной перспективы?

а) изделия народных промыслов б) икона

в) скульптура г) городской пейзаж

8. С чего начинается картина

а) с эскиза б) с натягивания холста в) с идеи

9. Выберете правильное окончание определения:

В линейной перспективе все предметы при удалении

а) увеличиваются б) уменьшаются в) остаются без изменений.

В линейной перспективе параллельные линии по мере удаления от наблюдателя

а) сходятся в одной точке б) остаются параллельными в) расходятся.

В воздушной перспективе предметы при удалении

а) четкие б) покрыты дымкой, расплывчаты

10. Композиция – это

а) чередование изобразительных элементов

б) соединение отдельных частей в единое целое

в) жанр в изобразительном искусстве

11. Выберете изобразительные жанры искусства:

а) живопись б) графика в) портрет г) архитектура д) пейзаж

12. В каком жанре создана картина И.Левитана «Золотая осень»

а) батальный

б) анималистический

в) натюрморт

г) пейзаж

13. На какой из этих картин Третьяковской галереи нет изображения лошадей?

а) «Богатыри» Васнецова в) «Всадница» Брюллова

б) «Март» Левитана г) «Тройка» Перова

Ключи: 1-а; 2- а; 3- б; 4- б; 5- в; 6- б; 7- г; 8- в; 9: #1073;, а, б; 10-б; 11-в; 12- г; 13-г.

Тест по изобразительному искусству, 7 класс 1 четверть

Тема: «Архитектура и дизайн – конструктивные виды искусства»

Выбери один правильный ответ:

1. Искусство строить и проектировать, зодчество:

а) декоративно-прикладное искусство

б) дизайн

в) архитектура

2. Кто из перечисленных деятелей искусства является выдающимся архитектором?

а) Б. Кустодиев в) В. Растрелли

б) И. Шишкин г) М. Врубель

#1055;ространственное искусство (визуальное):

а) театр в) живопись

б) музыка г) архитектура

4. В конце неолита (6-4-е тыс. до н.э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального и культового назначения. Выберите правильный ответ:

а) пирамиды в) зиккураты

б) дольмены г) мастабы

5. Как древние греки называли возвышенность в укрепленной части своих городов?

а) Акрополь в) Цитадель

б) Некрополь г) Храм

6. Вставьте пропущенное слово:

Храм Афины в Акрополе – это __________________

7. Так называли архитекторов в Древней Руси:

а) зодчий

б) ваятель

в) коробейник

8. Что из ниже перечисленного является видом графики?

а) пейзаж в) плакат

б) портрет г) натюрморт

9. К какому виду искусства относится экслибрис?

а) живопись в) печатная графика

б) рисунок г) ДПИ

10. Страницы старинных рукописных книг были украшены рисунками, иллюстрировавшими текст книги. Эти рисунки назывались ....

а) литографиями в) иллюстрациями

б) миниатюрами г) ксилографиями

11. Какой архитектурный стиль в Средние века характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму?

а) барокко в) рококо

б) готика г) ампир

12. Набор вставленных в оконный проем цветных стекол, составляющих орнаментальный узор или изображение:

а) витраж в) панно

б) мозаика г) картина

Ключи: 1-а; 2-в; 3- в ,г; 4 -б; 5-а; 6 – Парфенон; 7- а; 8-в; 9 –г; 10 – в; 11 –б; 12 – а.

Итоговый тест по изо 7 класс

Архитектура

1. Организация и изображение внутреннего пространства.

А)Дизайн;

Б) планировка;

В) интерьер;

Г) экстерьер.

2. Сводчатое перекрытие, внутренняя поверхность которого имеет форму шара.

А) Купол;

Б) свод;

В) портал;

Г) базилика.

3. Архитектурно обрамленный вход в церковь, дворец, театр и т.п.

А) Арка;

Б) свод;

В) портал;

Г) портик.

4. Криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами.

А) Балка;

Б) арка;

В) колонна;

Г) апсида.

5. Крытый проход, образованный колоннадой и расположенной параллельно колоннаде стеной.

А) Толос;

Б) портик;

В) мегарон;

Г) лабиринт.

#1059;крепление, созданное для обороны города.

А) Кремль;

Б) крепость;

В) замок;

Г) цитадель.

7. Капитель – это:

А) подножие колонны;

Б) верхняя выступающая часть антаблемента, предохраняющая стены здания от стекающей воды;

В) верхняя часть колонны, на которую опирается антаблемент;

Г) вертикальные желобки в стволе колонны.

8. Частями какого архитектурного элемента являются база, капитель, фуст?

А) Арки;

Б) плафона;

В) портика;

Г) колонны.

9. Картина, составленная из кусочков стекла.

А) Мозаика;

Б) витраж;

В) панно;

Г) картина.

10. Живопись по сырой штукатурке.

А) Мозаика;

Б) витраж;

В) панно;

Г) фреска.

11. Монументальная живопись, изображение или узор, который выполнен из цветных камней, смальты, керамических плиток.

А) Панно;

Б) витраж;

В) мозаика;

Г) фреска.

12. Художественные признаки, свойственные искусству той или иной эпохи.

А) Стиль;

Б) направление;

В) жанр;

Г) техника.

13. Кому из архитекторов принадлежат сооружения, построенные на Украине, в Петербурге, в Царском Селе и отмеченные характерными чертами русского зодчества ( здание Академии наук в Петербурге, Алексеевский дворец в Царском Селе, Смольный институт П.В.Заводского на Украине и др.)?

А) Ч.Камерону;

Б) Д.Кваренги;

В) В.Бренна;

Г) Д.Трезини.

14. Кто из крупных архитекторов XVIII в., англичанин по происхождению, свои основные творения осуществил в пригородах Петербурга – Царском Селе и Павловске?

А) Ч.Камерон;

Б) Д.Кваренги;

В) В.Бренна;

Г) Д.Трезини.

#1050;то из русских зодчих, основоположника русского классицизма, оставил после себя такие замечательные произведения, как Сенат в Кремле, старое здание Московского университета, Голицинскую больницу и др.?

А) В.И.Баженов;

Б) И.Е.Старов;.

В) М.Ф.Казаков;

Г) Е.С.Назаров.

16. Кто из русских архитекторов создал проекты реконструкции Московского Кремля, дворцово-паркового ансамбля Царицино, дом Пашкова в Москве, Михайловский замок в Петербурге?

А) М.Ф.Казаков;

Б) К.И.Росси;

В) И.Е.Старов;

Г) В.И.Баженов.

17. Кто из русских архитекторов, работающих в стиле барокко, создал Смольный монастырь, «Большой дворец» в Петергофе, Екатериновский дворец в Царском Селе, Зимний дворец?

А) И.Е.Старов;

Б) В.И.Баженов;

В) В.В.Растрелли;

Г) М.Ф.Казаков.

18. В России по проекту архитектора-швейцарца, представителя раннего барокко, было построено здание 12 коллегий (ныне Петербургский университет). Назовите этого архитектора.

А) Д.Трезини;

Б) Ю.Фельтен;

В) Ч.Камерон;

Г) А.Ринальди.

19. В каком стиле построен Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге?

А) Барокко;

Б) классицизм;

В) модерн;

Г) ампир.

20. Кто из русских зодчих построил Таврический дворец, отличающийся исключительной простотой и строгостью внешних форм?

А) М.Ф.Казаков;

Б) Н.А.Львов;

В) В.П.Стасов;

Г) И.Е.Старов.

21. Назовите архитектора Казанского собора в Петербурге.

А) А.Н.Воронихин;

Б) А.А.Монферран;

В) А.Д.Захаров;

Ключи: 1-в; 2-а; 3-в; 4-б; 5-б; 6-б; 7-в; 8-г; 9-б; 10-г; 11-в; 12-а; 13-б; 14-а; 15-в; 16-в; 17-в; 18-а; 19-б; 20-г; 21-а.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

МОУ «Гурульбинская средняя общеобразовательная школа»

Секция «Животный мир»

Тема: Пушистый лекарь

Автор: Фомкинова Сэсэг,

ученица 4 «а» класса,

Гурульбинская СОШ

Научный руководитель:

Дугаржапова В.Б.

Гурульба, 20019г

План

Введение……………………………………………………………………………………1

1. Немного о наших полосатых и усатых друзьях……………………………………….2

2. Кошки лечат.

а) Способности кошек разных пород и окрасов лечить те или иные болезни………...3

б) «Элексир молодости»………………………………………………………………….3-4

в) Умение мурлыкать - лечебное средство………………………………………………4

Заключение…………………………………………………………………………………5

Список использованной литературы……………………………………………………..6

Приложения

а) Приложение №1 «Фотоматериалы» …………………………………………………..7

Введение

«Всякий, у кого жила кошка, знает - эти существа способны на многое... Даже на волшебство. И болезни они лечат, и детей успокаивают, змей убивают, злых собак отгоняют и даже грабителей задерживают, и песни поют. Разве что сказки не говорят.»

Дуэйн Диана

Я очень люблю кошек. Как помню себя, у нас дома всегда была кошка. Сейчас у меня маленький котенок по кличке Рыжик. Так здорово играть с ним; наблюдать, как он умывается, тщательно облизывая все участки тела, как он бегает за фантиком, ловит мошку. А особенно приятно гладить его по мягкой шёрстке и чувствовать, как он делится своим теплом. Однажды я услышала от родителей, что кошки лечат людей: помогают избавиться от болей, и мне стало интересно, как это у них получается. Поэтому целью моей работы явилась попытка понять, какие лечебные свойства есть у кошек.

Задачи, поставленные для достижения этой цели, следующие:

1. определить, что я знаю о кошках;

2. узнать интересные факты о лечебных свойствах кошек;

2. проанализировать, какие породы кошек есть у ребят нашего класса;

  1. выяснить, пользуются ли взрослые лечебными свойствами кошек;
  2. определить значение слова анималотерапия.
  3. создать в классе фотовернисаж «Кошка в доме»

А предположение (гипотеза) моё такое: кошка благотворно влияет на здоровье человека, обладая лечебными свойствами.

Для того чтобы выполнить свою работу, я должна буду проанализировать мои знания о кошках, поработать со словарем, энциклопедиями, справочниками, взять интервью у взрослых пользуются ли они лечебными свойствами кошек, сделать фотоснимки. Это есть методы моего исследования.

  1. Немного о полосатых и усатых друзьях.

Свою работу я начала со словаря, где прочитала: «терапия» – лечение, «анима» - животное. Стало быть АНИМАЛОТЕРАПИЯ - это система лечения человека общением с животными. Значит, существует и «кошкотерапия» - лечение с помощью свойств кошек. Какие породы кошек существуют сейчас, и влияет ли порода на лечебные свойства, я попыталась узнать из разных источников.

Тысячелетия тому назад, когда первые дикие кошки стали спутником человека, никто не задумывался над их внешним видом и особенностями характера. Тогда кошек ценили, прежде всего, как отличных страже запасов зерна. О том, когда и как появились первые породы кошек, сейчас существует множество легенд, но мало научных фактов. Породы или разновидности домашних кошек отличаются прежде всего по длине и по окраске. К группе длинношерстных пород кошек относятся: ангорская, персидская, сибирская; к группе короткошерстных - сиамская и бесхвостая; а также короткошерстные кошки с разнообразной окраской.

Голубоглазые сиамские кошки с тёмным окрасом головы, хвоста и лап пришли к нам из теперешнего Таиланда, где их содержали в храмах. Эти изящные темпераментные существа являются наиболее популярными.

Прародительницей длинношерстных персидских кошек является ангорская кошка. Кошек породы «ангора», которую раньше называли «анкара», действительно держали в районе Анкара ( Турция ).

Норвежская лесная кошка. Благодаря длинной, плотно прилегающей шерсти, а также пушистому подшёрстку она смогла выжить в суровом климате своей родины- Скандинавии.

Европейская гладкошерстная – это наша обычная домашняя кошка.

Нельзя забывать и о самом главном условии эффективности кошкотерапии —

любви и доверии животного к своему хозяину. Если последний не любит своего питомца, а просто использует его, то вряд ли кошка поможет ему избавиться от

недугов, поскольку это удивительное животное настоящий телепат, который всегда улавливает настроение окружающих его людей, а также их истинное отношение к себе. Если хозяин любит своего питомца, то последний сделает все, чтобы искренне заботящийся о нем человек чувствовал себя хорошо.

2. Кошки лечат.

а) Способности кошек разных пород и окрасов лечить те или иные болезни.

В книгах я прочитала, что от породы и окраса кошки зависит их способность лечить разные болезни. Так, кошки чёрного окраса - «берут на себя» отрицательную энергию вдвое больше, чем другие окрасы.

Кремовые кошки - тонизируют энергетику хозяина

Рыжие кошки - больше всех отдают положительную энергию

Серо-голубые кошки - успокаивают, нейтрализуют

Белые - вообще, считаются лечебными по всем перечисленным показателям.

Многолетние наблюдения за кошкой предполагают такой факт, что разные породы имеют свою область в целительстве. Например:

Длинношерстные кошки (персидская, ангорская, сибирская, рэгдоллы, бирманские и др.) – невропатологи, помогают при бессоннице, раздражении и депрессии.

Короткошерстные с плюшевой шерстью (экзотические, британские, шотландские, русские голубые и др.) - "специализируются" по сердечно-сосудистым заболеваниям

Кошки короткошерстных и бесшерстных пород (сиамские, ориентальные, сфинксы и др.) врачуют болезни печени, почек, гастрит, колит.

С недавних пор на Западе кошек стали использовать для снятия напряжения и лечения от зависимости наркотиков и алкоголя.

б) «Элексир молодости»

В Берлинском институте геронтологии группой из семи учёных было проведено исследование влияния кошек на продолжительность жизни их владельцев. Выводы, полученные в результате этого проводимого в течение пяти лет исследования более 3000 владельцев кошек показали, что люди, у которых на протяжении всей жизни была кошка, живут в среднем на 10,3 года дольше, чем "бескошатники". У владельцев животных показатели кровяного давления лучше, чем у другой половины человечества. По мнению геронтологов, кошки - настоящий эликсир молодости для их владельцев. При этом никогда не забывайте о том, что благоприятное воздействие на ваш организм может оказывать только доброжелательно настроенная, здоровая кошка.
Кстати, специалисты по кошкотерапии утверждают, что для лечения каждого заболевания существуют определенные часы.

с до часов

лечение легочных болезней, а также заболеваний бронхов.

с до часов

желудочно-кишечные болезни

с до часов

сердечно-сосудистые заболевания

вечернее время

усталость

Что касается времени проведения кошкотерапии, то оно зависит от общего состояния здоровья пациента, стадии его заболевания, наличия других болезней и некоторых других факторов: кому-то достаточно провести сеанс в течение 5-10 минут, а кому-то необходимо держать кошку 1,5-2 часа.

в) Умение мурлыкать - лечебное свойство.

Однако на этом таланты кошек не заканчиваются.

Про то, что у кошки девять жизней, знают практически все. А вот о том, что эти животные обладают повышенной жизнестойкостью, потому что умеют мурлыкать, практически никому неизвестно.

Кошачье мурлыканье не обязательно выражает эмоции кошки. В результате многочисленных экспериментов было установлено, что кошачье мурлыканье — это не просто разговор животного, но еще и сильное лечебное средство, позволяющее ему

быстро восстанавливать свои силы, а также заживлять раны. Звуки, которые издает пушистый лекарь, оказывают положительное воздействие и на организм человека и

способствуют предупреждению и лечению многих болезней. Исследователи установили, что тот диапазон (от 27 до 44 герц), в котором мурлычут кошки, на 20% укрепляет кости. Например, был проведён такой эксперимент: цыплята, помещаемые на вибрирующую подставку на 20 минут в день росли быстрее и кости у них были намного прочнее своих обычных собратьев.

Заключение

Занимаясь этим исследованием, я выяснила, что из 14 человек класса у 9 ребят есть в доме это чудесное животное. Выяснила, что у нас есть кошки разных пород. Это – сиамские кошки, европейская гладкошерстная и др. Наши родители знают, что кошки обладают лечебными свойствами, что кошки разные болезни лечат по разному.

Кошка - самое домашнее, самое ласковое создание, которое создаёт уют и в большом особняке и маленькой комнатке. Люди, которые любят этих животных, утверждают, что они совершенство, источают покой, приносят удачу, счастье, богатство, человек становится добрее и терпимее. Они умеют любить, лечить, спасать от одиночества, быть преданным и верным.

Любите ваших кошек, и они вернут вам Вашу любовь сторицей!

Использованные источники:

1. Всё для девочек от А до Я / авт.-сост. Н.В.Белов.- Мн.: Современный литератор, 704с.

2. Энциклопедия для маленьких принцесс.- СПб.: ООО «Диамант», ООО «Издательство «Золотой век», 544с.

3. Материалы сайтов:
;
;
;
;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИЗО,6 класс Цвет. Основы цветоведения

Слайд 2

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Ещё закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Её глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач , Её глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг , полуиспуг , Безумной важности припадок. Предвосхищенье смертных мук. Когда потёмки наступают И приближается гроза. Со дна души моей мерцают Её прекрасные глаза. Николай Заболоцкий Ф. Рокотов. Портрет А.П. Струйской

Слайд 3

Радуга Последовательность цветов спектра легко запомнить, следуя поговорке : К аждый О хотник Ж елает З нать Г де С идит Ф азан

Слайд 4

Основные цвета Основными цветами называются цвета, которые нельзя получить путём смешивания других.

Слайд 5

Составные цвета Составные цвета – цвета , получаемые путём попарного смешивания основных цветов. ? ? ? Зелёный Оранжевый Фиолетовый

Слайд 6

Основные и составные цвета Для удобства все цвета размещают по кругу, исключая голубой (смесь синего с белым). Основной цвет Основной цвет Основной цвет

Слайд 7

Основные и составные цвета Для удобства все цвета размещают по кругу, исключая голубой (смесь синего с белым). Составной цвет Составной цвет Составной цвет

Слайд 8

Цветовой круг Цветовой круг можно расширить, добавляя в него цвета, полученные смешением основных и составных цветов

Слайд 9

Полный цветовой круг Полный цветовой круг включает хроматические и ахроматические цвета Смешение хроматического цвета с белым увеличивает его СВЕТЛОТУ Смешение хроматического цвета с чёрным увеличивает его насыщенность

Слайд 10

Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль

Слайд 11

Колорит – это система соотношений цветовых тонов и их оттенков, образующих определённое единство

Слайд 12

Основные характеристики цвета Светлота Цветовой тон Насыщенность цвета С. Ткачев. На солнышке В.Борисов-Мусатов . Весна В. Борисов-Мусатов . Водоем

Слайд 13

Родственные цвета М. Асламазян Праздничный натюрморт

Слайд 14

Порядок расположения цветов в цветовом круге

Слайд 15

И. Остроухов. Золотая осень

Слайд 16

К. Моне. Скалы в Бель-Иль .

Слайд 17

П. Сезан . Пейзаж Л Эстака

Слайд 18

А. Куинджи. Эльбрус

Слайд 19

Клод Моне. Руанский собор 1.В свете восходящего солнца. 2.Утром. 3.Вечером 1 2 3

Слайд 20

Теплые цвета

Слайд 21

Холодные цвета

Слайд 22

Практическая работа Составить гармонию холодных пятен «В царстве Снежной королевы» Составить гармонию теплых пятен «В Солнечном городе»