Радовать, удивлять, дарить счастье с первой встречи и каждую минуту –всё ради них -наших детей, чтобы они росли и развивались.

Лихтина Эльвира Минневасиловна

Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка.

Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение.

В этой статье мы рассмотрим, что такое ассоциации, мышление, основанное на них, а также, как развивать у ребенка процесс познания мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР- КЛАСС "Использование метода АССОЦИАЦИИ в работе с детьми"

Эйдетика – это не только развитие внимания, воображения, памяти, различных видов мышления, но и способ подачи учебного материала. Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы.

ДРУДЛЫ - это загадка – головоломка; рисунок, о котором невозможно четко сказать, что это такое. Так круг дети могут превратить в солнышко, цветочек, яблоко, очки. Друдлы могут понадобится на любом занятии.

Например: помогут вспомнить животных, овощи, фрукты, транспорт, растения и т.д. Когда показываете друдл, поворачивайте его под разными углами, чтобы дети увидели как можно больше ракурсов этого изображения, чтобы использовать больше резервов выбранного друдла. Использование друдлов способствует развитию ассоциативного и дивергентного мышления, памяти, учит находить нестандартные подходы к разнообразным задачам.

Игры, основанные  на принципах и методах эйдетики, которые я использую на своих занятиях.

Все игры имеют как одну общую задачу – развитие психических процессов: образной памяти, внимания, мышления, воображения, так и задачи, связанные с закреплением имеющихся знаний у детей по разным разделам.

Стимульный материал может быть самым разнообразным (можно взять готовый картинки из интернета, из книг; самостоятельно нарисовать рисунок; скомпоновать иллюстрацию, используя компьютерные программы и т.д.). Такую игру можно проводить в ходе НОД, использовать на закрепление определенных знаний. Сюжет иллюстрации будет завесить от поставленных педагогом задач.

Главный вопрос во время тренировки ассоциативного мышления звучит так: «О чем ты подумал?»

Игры со свободными ассоциациями связаны с предметными образами. Из самого названия «свободные ассоциации следует, что во время занятий не использовать предметные изображения. Начинать надо так:

ПЕДАГОГ:

У меня есть цыпленок. О чем вы подумали?

Дети:

Я подумал про хлеб, потому что цыплята любят кушать крошки хлеба.

Я подумала о солнышке, потому что оно желтое, как цыплята.

На этом этапе занятий главное, чтобы дети учились обосновывать свой ассоциативный выбор.

Цветовые ассоциации. Для этого вида работы нужны карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений.

Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого – выбрать среди картинок разных предметов именно то, изображение которой у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок обязательно должен обосновать ответ.

 

Например:

Вот красный цвет. О чем вы подумали?

Дети.

Я подумал про машину, потому что она должна останавливаться на красный свет.

Я подумал о помидоре, потому что он, когда созреет, становится красного цвета.

Я подумала о зайчике; он грыз красное яблоко.

Можно изменить ход игры: наоборот, предлагайте ряд предметных изображений и записывайте: «О каком цвете вы подумали? Почему?»

Ассоциации, связанные с геометрическими фигурами. Для этого вида работы вам понадобятся картинки с изображениями геометрических фигур и различных предметов.

 

Вопросы задавайте аналогично: «У меня есть круг. О каких предметах вы подумали?»

Тактильные ассоциации. Для этого вида работы нужно иметь набор тактильных картинок, которые предложил профессор, доктор педагогических наук Игорь Матюгин. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр...

К коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, кусками проволоки, с дерматиновым покрытием.

Принципы работы остаются такими же, как и в предыдущих видах работы: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этому предмету?» (я подумал про зайчика, потому что он пушистый.....)

Предметные ассоциации. Этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов или между собой, или с их признаками. Для использования этого приема вам нужно иметь набор разных предметов: ниточку, палочку, трубочку, бумажку, кусок ткани, шишку, каштан, камушек, ракушку, монетку, пуговицу.

Воспитатель берет нитку: говорит: «Длинное и гибкое». О чем вы подумали? Или вы держите монетку и говорите: «Круглое и железное». О чем вы подумали? (банка, ее закрывают крышкой..)

Игры по методу частичного показа. Например: «Угадай животное по частям тела»

Звуковые ассоциации. В эйдетике применяются аудио записи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков.

Нужно сделать мешочки и положить в них различные предметы, порождающих звуки. Например: в один мешочек положите бумагу, в другой-монеты, в другие – коробочку с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Ставим перед ребенком на наборном полотне ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предлагаем выбранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты подумал, услышав этот звук?»(я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков. Кроме того, нужно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток. Предлагайте звук, например, звон монеток спросите: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» Старайтесь прятать за ладонью эти источники звуков, которые не можно положить в мешочек: ножницы, дудочку, стакан с водой ...

Вкусовые ассоциации. Пожалуй, не найдется ни одного воспитателя, который бы не играл с детьми в игру «Отгадай на вкус». Но эйдетика не предусматривает угадывать. Вопрос будет такой же, как раньше: «О чем вы подумали?» Для детей старшего возраста можно использовать комбинации сладкое и горячее, соленое и холодное. По желанию можно дать еще тактильно-вкусовые ощущения: хрустящий, сочный, твердый, жидкий и т. п.

Обонятельные ассоциации. Обонятельный анализатор – это, пожалуй, самый маленький из всех названных. Поэтому привлекая его к работе с малышами, нужно быть особенно осторожным, поскольку способность воспринимать различные ароматы еще не достаточно изучена. Можно использовать обонятельные коробочки с разными ароматами: духов, мятным ароматом, ароматов трав, специй.

Возможно, вы помните с детства шуточную картинку - загадку из серии “Что здесь нарисовано?” Вроде бы нарисована ерунда - какие то линии, треугольники. Однако, стоит лишь, включить воображение и сразу угадываются в непонятных закорючках очертания реального предмета. Как и в этой игре нашего детства, так и в игре так и в самой технике «Друдлы» – правильного ответа просто не существует. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ, и игра могла продолжаться бесконечно.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

« Развитие ассоциативного мышления у детей дошкольного возраста».

Aссоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Как бы перекидываются мостики между решаемой задачей и сходными признаками или свойствами другого объекта. Этим объектами может быть что угодно: сказочные герои, системы из живой и неживой природы, любое воспоминание, образ или символ, даже запах или звук. Если аналогия - это сходство, анализ – это расчленение, то ассоциация - это связывание каких-либо свойств, качеств, может быть и очень далеких.

Развитое ассоциативное мышление предоставляет человеку много преимуществ:

·         стимулирует работу клеток мозга;

·         увеличивает объем памяти;

·         облегчает восприятие незнакомой информации;

·         способствует развитию новых смысловых связей;

·         позволяет генерировать незаурядные идеи;

·         улучшает реакцию на неожиданные ситуации и помогает в поиске решений.

Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление, которое определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение.

Ассоциативное мышление ребенка можно стимулировать еще в раннем возрасте. Но процесс развития должен проходить поэтапно. Для этого необходимо знакомить кроху со всеми понятиями окружающей среды и действиями, которые с ними связаны. Затем ребенок учится обобщать (например, названия разных цветов в одно понятие "цветы"), называть, различать.

  Примеры выстраивания ассоциативных рядов.

1.                 По цвету:

1.1.          Красный: яблоко, малина, солнце, помидор, земляника и т. д.

1.2.          Жёлтый: песок, солнце, груша, репа, лев, золотая рыбка и т. д.

1.3.          Зелёный: трава, огурец, кузнечик, листва, ёлка, лягушка и т. д.

1.4.          Синий: небо, слива, виноград, вода, незабудки и т. д.

1.5.          Оранжевый: апельсин, морковь, тигр и т. д.

1.6.          Серый: тучи, слон, мышь, асфальт и т. д.

2.                 По форме:

2.1.          Круг: яблоко, арбуз, помидор, солнце, мяч, колобок и т. д.

2.2.          Овал: огурец, дыня, яйцо и др.

2.3.          Треугольник: крыша дома, сарафан и др.

2.4.          Квадрат (прямоугольник): дом, телевизор, кузов грузовика и др.

3.                 По окраске:

3.1.          Гладкая: машина, асфальт, небо и т. д.

3.2.          Неравномерная: трава, листва, вода в реке и т. д.

3.3.          Полосатая: зебра, тигр, тельняшка, арбуз, рыбки, забор и т. д.

3.4.          Пятнистая: леопард, рыбки, божья коровка и др.

3.5.          Узорчатая: предметы быта, бабочки, птицы и др.

4.                 По темам:

4.1.          Овощи: огурец, помидор, тыква, репа, свёкла, морковь и т. д.

4.2.          Фрукты: яблоко, груша, апельсин, лимон, банан и т. д.

4.3.          Ягоды: слива, земляника, виноград, рябина, малина, вишня и т. д.

4.4.          Деревья: ёлка, берёза, дуб, яблоня, рябина и т. д.

4.5.          Домашние птицы: петух, курица, гусь, цыплята, индюк и т. д.

4.6.          Птицы: воробей, синица, ворона, снегирь и т. д.

4.7.          Домашние животные: собака, кошка, корова, овца, лошадь, свинья и т. д.

4.8.          Дикие животные: медведь, лиса, заяц, ёж, волк и т. д.

4.9.          Экзотические животные: лев, тигр, жираф, верблюд, зебра и т. д.

4.10.      Здания: дом, избушка, дворец и т. д.

4.11.      Наземный транспорт: поезд, машина, грузовик, автобус и т. д.

4.12.      Водный транспорт: пароход, парусник и т. д.

4.13.      Воздушный транспорт: вертолёт, самолёт, воздушный шар, ракета и т. д.

4.14.      Персонажи сказок: колобок, снеговик, Незнайка, Баба-Яга, Снегурочка, Дед-Мороз, Русалка, Волшебник и т. д.

4.15.      Цветы: тюльпаны, розы, ромашки, колокольчики, мимоза и т. д.

4.16.      Подводный мир: кит, рыбки, осьминог и т. д.  

      Для детей дошкольного и школьного возраста существуют упражнения сложнее. Здесь подойдут задания на составление ассоциативных рядов, анализ предметов по признаку, поиска последовательных слов, придумывание сложных ассоциаций. Дети с ранних лет учатся самостоятельности и любознательности, у них хорошо развивается воображение, а также память.

Очень важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления.

     Одно из любимейших занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности - рисование. Оно приобщает к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Именно при занятиях рисованием ребёнок наиболее полно развивает ассоциативное мышление. Именно здесь мы можем научить ребёнка выстраивать простейшие ассоциативные цепочки, тематические связи между предметами и понятиями.

Необходимо отметить, что все дети рисуют, но впоследствии рисованием занимаются немногие. Это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не целью, а средством познания мира. Рисование даёт возможность маленькому человеку свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения.  Рисуя, малыш получает радость и удовольствие, а ещё удовлетворение от своей работы и от самой жизни. А радостный и удовлетворенный ребенок растет счастливым и уравновешенным человеком.

Игры на ассоциации полезны и взрослым, и детям. Связывая образное и

логическое мышление, они дают хороший толчок для повышения

интеллектуального развития, так как повышают скорость интеллектуальных

процессов. Лучшего способа активизации мышления и памяти, пожалуй, и не

найти.

Многие взрослые страдают от того, что не могут быстро подобрать

нужное слово. Способность быстро извлекать необходимые сведения из

глубин памяти полезно развивать с детства.