Технология по развитию у детей познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности: "Экспериментируем: познаем мир через микроскоп"
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем — это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_znakomstvo_s_mikroskopom.docx | 17.91 КБ |
luk_luchok.docx | 18.53 КБ |
krasnyy_zheltyy_zelenyy.docx | 15.71 КБ |
tehnologiya_po_razvitiyu_u_detey_poznavatelno-issledovatelskoy_eksperimentalnoy_deyatelnosti_eksperimentiruem_poznaem_mir_cherez_mikroskop.docx | 265.14 КБ |
dushistyy_myod.docx | 18.95 КБ |
izuchaem_zemlyaniku_pod_mikroskopom.docx | 18.55 КБ |
poznakomites_sinor_pomidor.docx | 18.63 КБ |
«Лук-лучок и его друзья» | 1.5 МБ |
pust_rastut_tsvetochki.docx | 1.54 МБ |
zabavnye_lodochki.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
(дошкольное отделение «Ёлочка»)
Конспект
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Знакомство с микроскопом»
старшая группа
Воспитатель:
Богомолова Екатерина Николаевна
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности), «Речевое развитие» (развитие речи), «Социально-коммуникативное развитие» (развития общения).
Виды детской деятельности:
Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цель: дать представления о микроскопе.
Задачи:
- познакомить детей с микроскопом, формировать навыки обращения с микроскопом,
- учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые микроскопом,
- развивать любознательность и интерес к исследованиям,
- обогащать словарный запас детей.
Оборудование: микроскоп, кристаллы соли и кристаллы сахара, мука и крахмал, волос взрослого и ребенка, предметные стекла, ножницы, пинцет.
Содержание образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, мы пришли сегодня с вами в мини-лабораторию.
- Для чего нужна лаборатория?
Ответы детей:
В микроскоп ученый смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки-
Весь в работе, весь в науке.
Воспитатель: Ребята, про кого говорится в этом стихотворении?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, про ученого. Сегодня я предлагаю вам стать учеными и открыть свою научную лабораторию. Вы согласны?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это, как вы думаете?
Ответы детей:
Воспитатель: В волшебной стране Наурандии живет мальчик Наураша, у них есть научная лаборатория, в которой много разных приборов. Мальчик Наураша прислал нам необычный предмет из своей лаборатории. Он хочет, чтобы мы с ним познакомились и научились им пользоваться.
- Как называется этот предмет?
Ответы детей:
Воспитатель: обратите внимание на микроскоп это очень сложный механизм, он состоит из нескольких важных частей.
Объектив - самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют – увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название.
Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят.
Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки.
Окуляр — это часть микроскопа, которая находится к нашим глазкам ближе всего. Окуляр закрыт стёклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе.
Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен микроскоп?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, с помощью микроскопа можно рассматривать самые маленькие предметы, которые мы не можем разглядеть так.
- Люди каких профессий используют в работе микроскоп?
Ответы детей:
Воспитатель: правильно, медики, ученые и др.
Какие детали есть у микроскопа?
Ответы детей:
Воспитатель: Предметный столик, увеличительное стекло, ручки регулировки и т.д.
(Предложить детям рассмотреть кристаллы соли и кристаллы сахара).
Воспитатель: Похожи ли кристаллы соли и сахара, если смотреть без микроскопа?
Ответы детей:
Воспитатель: Как вы думаете, одинаковые ли они, если рассмотреть их в микроскоп?
Ответы детей:
Воспитатель: Чем отличаются?
Ответы детей:
(Предложить рассмотреть муку и крахмал. Сравнить их.
Предложить рассмотреть волос взрослого человека и ребенка, сравнить их).
Рефлексия:
- Какие открытия вы сегодня сделали в научной лаборатории?
- Какое исследование было самым интересным?
- Чтобы вы хотели рассказать родителям о своей сегодняшней научной деятельности в лаборатории?
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
(дошкольное отделение «Ёлочка»)
Познавательно-исследовательская деятельность
«Лук - лучок»
Воспитатель:
Богомолова Екатерина Николаевна
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности), «Речевое развитие» (развитие речи), «Социально-коммуникативное развитие» (развития общения).
Виды детской деятельности:
Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цель: Систематизировать знания детей о вкусе и запахе лука.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать давать детям знания о пользе лука.
Развивающие:
- Развивать любознательность и познавательную мотивацию;
- Закреплять умения обследования объектов живой природы: лука.
Воспитательные:
- Воспитывать желание заботится о своем здоровье.
Материалы и оборудование:
Две тарелки, луковица целая, лук порезанный в тарелке.
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма «Приключения Чиполино», рисование «Друг Лучок», лепка «Полезный лук», беседа «Откуда к нам пришел лук».
Планируемые результаты: У детей пополнились знания о полезных свойствах лука. Развили любознательность и познавательную мотивацию. Закрепили умения обследования объектов живой природы: лука.
Содержание образовательной деятельности
Звучит музыка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» Воспитатель обращает внимание, что на окне сидит грустный кот Матроскин.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас гости. Вы узнали кто это?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, это кот Матроскин. Давайте спросим, почему он сидит грустный (Дети спрашивают кото, почему он грустный).
Матроскин: Я грустный, потому что у меня простудился друг – Дядя Фёдор. Я пришел к вам за помощью. Подскажите, что нам с Шариком делать? Как ему помочь Дяде Фёдору?
Ответы детей:
Воспитатель: А вы врача вызывали?
Матроскин: Мы с Шариком вызвали врача. Врач сказал, что Дяде Фёдору нужны витамины. А в деревне Простоквашино нет аптеки, у нас и денег нет. Где же нам взять витамины?
Ответы детей:
Воспитатель: Матроскин, а вы не знали что много витаминов в овощах: луке, лимоне, редьке, чесноке.
Матроскин: Я не знал, но я знаю точно, что это все у нас есть. Мы осенью урожай собирали, у нас его много. А они точно помогут?
Воспитатель: Конечно, помогут, мы сегодня с ребятами будем узнавать, чем полезен лук, хочешь, оставайся с нами.
Матроскин: Хочу, я вас послушаю, и узнаю полезную информацию.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла (показываю лук). Давайте вы расскажите Матроскину что вы знаете о луке. А помогут вам в этом карточки подсказки, (выставляю схему описательного рассказа о луке).
Воспитатель: Дети кто хочет составить рассказ о луке (подняла руку Даша).
Ребенок составляет описательный рассказ
Лук – это овощ.
По форме бывает круглый и овальный.
По цвету может быть жёлтым, красным, золотистым.
На ощупь твердый.
Растет на огороде на грядках.
Польза от лука в том, что он защищает организм от болезней.
Воспитатель: Спасибо Даша, ребята, а кто из вас знает, какой у лука вкусу и запах?
Ответы детей:
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам узнать, какой на вкус лук запах, хотите узнать?
Ответы детей:
Матроскин: Я тоже хочу узнать, какой вкус и запах у лука.
Физкультминутка
Сделали мы грядки в нашем огороде.
Все на них в порядке, лук зеленый всходит,
Все на нах в порядке, лук растет прекрасно.
Мы полили грядки вовсе не напрасно,
Славно мы трудились – вволю поливали,
Лук высокий вырос – лучше не видали.
Воспитатель: Ребята проходите к столу, что вы видите?
Ответы детей:
Воспитатель: На столе лежит лук, порезанный на колечки, кто из вас хочет попробовать лук?
Ответы детей:
Воспитатель: Можно взять маленький кусочек и попробовать его на вкус (воспитатель вместе с детьми пробует лук). Какой вкус у лука?
Ответы детей:
Воспитатель: Да дети, лук горький, а теперь понюхайте лук, Матроскин понюхай с ребятами, чем он пахнет?
Ответы детей:
Воспитатель: У лука неприятный, резкий запах.
Матроскин: А что вы еще можете рассказать о луке?
Воспитатель: Если человек 2-3 минуты пожует лук, во рту у него не останется ни одного микроба – все они погибнут. Сегодня мы с вами узнла, какой вкус у лука, и его запах.
Матроскин: Вы молодцы ребята, много интерьерного рассказали мне о луке. Мне пора возвращаться в Простоквашино к Дяде Федору, я думаю, он скоро поправится, ведь лук ему обязательно поможет.
Воспитатель: Конечно, поможет, ведь не зря в народе говорят: «Лук от семи не дуг», ребята давайте прощаться с Матроскиным, и пожелаем, чтобы Дядя Фёдор скорее поправлялся (дети прощаются с Матроскинын).
Рефлексия.
Ребята, кто сегодня к нам приходил? А почему он был грустный? А чем можно вылечить Дядю Фёдора? А какой вкус у лука? А запах?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы дети, вы сегодня рассказали Матроскину полезную информацию, и сами узнали полезную информацию о луке, спасибо ребята за ваши ответы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
(дошкольное отделение «Ёлочка»)
Конспект
организованной образовательной деятельности
Познавательное развитие
«Красный, желтый, зеленый»
Воспитатель:
Богомолова Екатерина Николаевна
Интеграция образовательных областей
- «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности; ознакомление с предметным миром);
- «Речевое развитие» (развитие речи);
- «Социально-коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения, нравственное воспитание);
Виды детской деятельности
- познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная,
Цель: рассматривание мякоти красного. желтого, зеленого яблока под микроскопом.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения обследовать фрукты под микроскопом;
- обогащать речь детей существительными клеткой, пластидами.
Развивающие:
- продолжать развивать речь как средство общения;
- продолжать учить пользоваться микроскопом;
- учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом;
Воспитательные:
- воспитывать взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу.
Ожидаемые результаты
Дети умеют обследовать фрукты под микроскопом, обогатили речь детей существительными клеткой, пластидами, продолжают учить пользоваться микроскопом научились сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом.
Оборудование и материал
Наглядные средства: корзина с фруктами, микроскоп.
Раздаточный материал: предметные стекла, мякоть фруктов и овощей.
Словарная работа
Клетка, пластиды.
Предварительная работа:
Беседа о назначении микроскопа, рассматривание составных частей микроскопа, беседа о правилах пользования микроскопом, дидактические игры «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Угадай по вкусу», загадки об овощах и фруктах.
Содержание образовательной деятельности.
Игровая ситуация.
Дети на столе в группе находят корзинку с фруктами.
Воспитатель: Ребята, что вы нашли?
Ответы детей:
Воспитатель рассматривает их с детьми, обсуждая находку.
Воспитатель: Ребята, что такое осенний урожай?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, это фрукты, которые собирают осенью. А какие фрукты вы знаете?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы, а что можно приготовить из фруктов?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, варенье, компот.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему фрукты разного цвета?
Ответы детей:
Воспитатель: А как мы можем об этом узнать?
Ответы детей:
Воспитатель: С помощью чего мы можем это узнать?
Ответы детей:
Воспитатель: А мы можем провести эксперимент и убедиться в этом сами?
Ответы детей:
Воспитатель: А хотите мы проведем эксперимент?
Ответы детей:
Воспитатель: Что нам для этого нужно?
Ответы детей:
Воспитатель: Для опыта нам понадобится микроскоп, несколько предметных стекол, мякоть плодов яблок.
Воспитатель: Капните на предметное стекло несколько капель воды, поместите туда немного мякоти яблока. Накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом. Что вы видите?
Ответы детей:
Воспитатель: Вы увидели внутри клеток особые включения красного цвета?
Ответы детей:
Воспитатель: Это пластиды. Именно они придают спелым фруктам красный, желтый или оранжевый цвет.
Рефлексия:
- Удалось или не удалось узнать, почему фрукты разного цвета?
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
(дошкольное отделение «Ёлочка»)
ТЕХНОЛОГИЯ экспериментирования
«Познаем мир через микроскоп»
Воспитатель:
Богомолова Екатерина Николаевна
Актуальность:
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем — это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас педагогов, на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности. Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, на мой взгляд, является - технология детского экспериментирования.
С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Дошкольный возраст – сенситивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.
В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Существует противоречие между огромным исследовательским потенциалом и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, поэтому становится актуальной разработка системы по осуществлению деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования. Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я пришла к идее разработки технологии современного опыта, целью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности.
Цель - создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского экспериментирования посредством микроскопа.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей дошкольного возраста, диалектическое мышление, т.е.
способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Расширить знания детей об овощных культурах: лук, лимон, чеснок, репа; познакомить с их строением посредством микроскопа.
- Расширить знания детей, о полезных свойствах лука, чеснока, лимона и редьки, о их влиянии на здоровье человека.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, умение работать в коллективе.
Развивающие:
- Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств: микроскопа, лупы.
- Закреплять умения использовать обобщенные способы обследования объектов живой природы посредством микроскопа.
- Закреплять умения получать информацию о объекте в процессе его исследования.
Воспитательные:
- Приобщать детей к многообразию и красоте окружающего мира, воспитывать экологическую культуру поведения.
Для организации исследовательской деятельности я создала определенные условия:
- Составила тематический план работы с детьми по экспериментальной деятельности.
- Организовала предметно - развивающую среду.
- Составила картотеку проведения опытов и экспериментов.
- Подобрала дидактический материал.
Ребенок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. В любом возрасте роль педагога остается ведущей. Без взрослого эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности.
Очень важно, какую позицию в работе с детьми выбрал педагог.
Да, конечно, лучше всего позиция партнера, но партнера знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать.
Организуя экспериментальную деятельность детей, придерживаюсь определенных правил:
- Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей.
- Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
- Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
- Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
- Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.
Первый этап моей работы, согласно проектной деятельности, заключается в создании развивающей предметно пространственной среды и в предварительной подготовке детей дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности.
Он предполагает знакомство детей с оборудованием и материалами экспериментального центра и их назначением.
Развивающая предметно пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.
Основным оборудованием в уголке являются:
- Приборы-помощники: фартуки. лупы, микроскоп.
- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).
- Природный материал: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.
- Технические материалы: стеклышки, пипетки пинцет
- Красители: йод.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывала следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей
- достаточность
- доступность расположения.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности помимо традиционных уголков природы в группе мы с детьми ходили на экскурсию в экологическую лабораторию где представлены различные материалы для исследования. Создание «лаборатории» способствует самостоятельному приобретению опыта в экспериментальной деятельности.
Для лучшего усвоения материала применяю рисунки, схемы, алгоритмы, которые находятся в лаборатории в доступном для детей месте. Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов (действий), в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Освоение дошкольниками алгоритмов способствует упорядочению детского мышления, восприятию определенной последовательности, что выражается в умении планировать свои действия. Алгоритмы, помогают развить у детей такие психические процессы, как память, внимание, образное мышление, воспроизводить необходимую информацию (перекодировать – преобразовать ее из абстрактных символов в образы).
Второй этап - Практический
В него входит предварительная работа: провожу с ребятами занятия специальные научного характера по развитию у них умений и навыков исследовательского поиска. Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Такой вид работы провожу в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуальной форме. На подобных занятиях большое внимание в виде похвалы уделяю закомплексованным, неуверенным в себе, детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен. Таким образом, активизируется их дальнейшее участие в совместной работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. После проведения нескольких занятий приступаю к организации экспериментов.
По способу применения использую эксперименты демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные провожу сама, а дети следят за его выполнением.
В остальных случаях провожу фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.
При планировании алгоритма деятельности взрослого с детьми использую интеграцию образовательных областей.
Экспериментирование, тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как, наблюдение и труд.
Связь экспериментирования с рисованием двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. При зарисовке результатов эксперимента, появляется возможность еще раз вспомнить и зарисовать этапы эксперимента, его последовательность.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы. Мной подобрана картотека экологических сказок, рассказов, подборка стихов и загадок. Чтение художественной литературы по теме, способствует закреплению, расширению и систематизации полученных знаний в ходе эксперимента.
Результат экспериментальной деятельности: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов.
Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие, также обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать сравнения и обобщения, находить связь между явлениями живой и неживой природы.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, я не забываю о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Я не стремлюсь к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
№ 3 этап: Итоговый- подведение итогов.
В процессе своей работы с детьми по экспериментальной деятельности, я отметила динамику развития:
- У детей появился интерес к экспериментированию, стали развиваться
навыки экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.
- Ребята самостоятельно стали подбирать оборудование для экспериментов, усвоили элементарные правила проведения опытов.
- При проведении экспериментов дети стали более внимательными, у них расширился кругозор, появились свои предпочтения к обследуемым предметам, индивидуальные интересы к обследуемым объектам.
- Появилось желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используя схемы и алгоритмы, но это у них еще не всегда получается. Наблюдая за их деятельностью, я в нужный момент, оказываю им посильную помощь.
- Усвоение материала стало более прочным, ведь ребенок слышит, видит и делает сам.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выготский
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
(дошкольное отделение «Ёлочка»)
Конспект
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Душистый мёд»
старшая группа
Воспитатель:
Богомолова Екатерина Николаевна
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» (нравственное воспитание), «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы), «Речевое развитие» (развитие речи).
Виды детской деятельности:
Коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цель:
- рассматривание меда под микроскопом.
Обучающие:
- Познакомить дошкольников со содержанием меда;
- Развивать у дошкольников практические умения по использованию увеличительных приборов;
Развивающие:
- Закреплять умения получать информацию о объекте в процессе его исследования;
- Развивать исследовательские способности;
- Развивать познавательную активность при помощи микроскопа, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.
Воспитательные:
- Учить укреплять свое здоровье при помощи меда.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Сказка о веселой пчелке», просмотр мультфильма «Винни Пух», просмотр презентации полезные свойства меда.
Оборудование и материалы:
– баночка меда, тарелка, ложки, стекла, пипетка, лупа-микроскоп-увеличительные приборы.
Содержание образовательной деятельности
Воспитатель: Дети, мы с вами уже стали настоящими лаборантами, мы много чего узнали о фруктах и овощах при помощи микроскопа. Мы с вами знаем, что все овощи и фрукты состоят из клеток. Но мне стало очень интересно на одно вещество, как оно выглядит под микроскопом. Но для того чтобы узнать, что мы сегодня будем свами исследовать попробуйте отгадать загадку.
Домовитая хозяйка, пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком.
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно это пчела. Ребята, вы догадались, что я хочу вас сегодня изучить?
Ответы детей:
Воспитатель: Конечно, это мед. Дети, а вы знаете, как появляется мед?
Ответы детей:
Воспитатель: Мёд собирают пчелы с цветов, появлению мёда на наших столах мы обязаны этим маленьким труженицам - пчёлам. Дети думает, пчела - это птица, зверь, насекомое?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно. Пчела – это насекомое. Какие насекомые вам ещё знакомы?
Ответы детей:
Воспитатель: Дети, а как же пчелы сообщают другим пчелам где есть нектар?
Ответы детей:
Воспитатель: Как же пчелы понимают друг друга, не умея разговаривать? Как вы думаете?
Ответы детей:
Воспитатель: А разговаривают они с помощью танца и запахов. Пчела находит в поле нектар, вернувшись своим танцем «рассказывает» другим пчёлам, сколько там корма. Пчёлы, танцуя, делают круги маленькие, если корма мало, и большие, если много. А по запаху определяют, какой цветок нужно искать. Каждый сорт мёда получил своё название по растению, с которого был собран. Вот этот мёд собран с гречихи, значит, называется «гречишным». Этот - с клевера, значит, это...
Ответы детей:
Воспитатель: Это клеверный мёд. А вот этот мед собран с липового цвета, значит, это...
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, липовый мед. А как, называется мёд, собранный с разных цветов?
Ответы детей:
Воспитатель: Цветочный мед. Сегодня я вам принесла «Цветочный мед», давайте мы с вами рассмотрим его под микроскопом, и посмотрим, что же мы можем увидеть под микроскопом. Давайте познакомимся поближе с этим чудесным веществом по ближе. Но сначала перед работой нужно разомнутся.
Физминутка
Утром пчёлка вдруг проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два - изящно покружилась
Три нагнулась и присела
На четвёртый улетела
Дети проходят в лабораторию вместе с воспитателем. Садятся на стульчики.
Воспитатель: Дети, посмотрите у меня в баночке лежит мед, какого он цвета?
Ответы детей:
Воспитатель: Давайте понюхаем мед, чем он пахнет?
Ответы детей:
Воспитатель: Он пахнет липой, сейчас мы с вами рассмотрим, какое состояние у меда (воспитатель переливает мед в тарелку). Дети какое состояние у меда?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, он льется, значит жидкое. А теперь давайте рассмотрим его под микроскопом (дети рассматривают мед под микроскопом).
Дети очень удивляются, когда смотрят в микросомы – они видят крыло пчелы, лапки, жало, мелкие частицы. После просмотра дети делятся впечатлениями.
Рефлексия:
О каком насекомом мы с вами сегодня говорили? Для чего нужны пчелы? А что пчелы делают? Какие сорта меда вам знакомы? А что интересного вы увидели в микроскопе?
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
(дошкольное отделение «Ёлочка»)
Конспект
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Изучаем землянику под микроскопом»
старшая группа
Воспитатель:
Богомолова Екатерина Николаевна
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности), «Речевое развитие» (развитие речи), «Социально-коммуникативное развитие» (развития общения).
Виды детской деятельности:
Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цель: рассмотреть землянику под микроскопом.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить дошкольников с ягодой земляникой;
- Развивать у дошкольников практические умения по использованию увеличительных приборов;
Развивающие:
- Закреплять умения получать информацию о объекте в процессе его исследования;
- Развивать исследовательские способности;
- Развивать познавательную активность при помощи микроскопа, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.
Воспитательные:
- Учить детей работать в коллективе.
Ожидаемые результаты:
- Развили у дошкольников практические умения по использованию увеличительных приборов, закрепили умения получать информацию о объекте в процессе его исследования, развили исследовательские способности, научились работать.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Сказка как Вера землянику собирала», «Кувшин и дудочка», рисование землянике, лепка «Лесная ягода».
Оборудование и материалы:
Контейнер земляники, фартуки, микроскоп, луп, пинцет, стекла, влажные салфетки.
Содержание образовательной деятельности
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. А я вас сегодня ждала как никогда. У меня для вас есть кое-что интересное, но, чтобы я вам это показала попробуйте отгадать загадку.
На земле в траве краснеет
Слаще делается, спеет
Вкусная, да невеличка
Ягода та…
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, земляничка.
Воспитатель достаёт контейнер с земляникой.
Воспитатель: Ну-ка приготовьте свои носики, вдохните. Что вы почувствовали?
Ответы детей:
Воспитатель: Запах, правильно. А что он вам напоминает?
Ответы детей:
Воспитатель: Да. Мои хорошие, пахнет вкусной, ароматной ягодой земляникой. Доводилось ли вам собирать на полянке, прогретой солнышком, алые ягоды земляники?
Ответы детей:
Воспитатель: А вы пробовали ее?
Ответы детей:
Воспитатель: Какая на вкус ягода?
Ответы детей:
Воспитатель: Да она бывает кисло – сладкой, душистой, ароматной.
Посмотрите на ягоду земляники, попробуйте описать ее.
Дети описывают ягоду, маленькая, красная, зелёный хвостик, похожа на клубнику.
Воспитатель: Земляника – самая ранняя ягода. Она растет на опушках, полянках, возле сосновых пней. Словно огоньки зажигаются ягодки в траве. Есть такая пословица:
«Ради земляники не раз земле поклонишься»
Объясните, как вы её понимаете?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, чтобы собрать землянику нужно низко наклониться, к самой земле. Вспомните сказку В. Катаева «Кувшин и дудочка». Действительно, непросто собирать эту вкусную и полезную ягоду.
Послушайте еще одну пословицу:
«Кто землянику в рот кладет, тот здоров круглый год»
Вот как в народе говорят про землянику. А почему?
Ответы детей:
Воспитатель: Это верно, она очень полезная. Может быть кому – то из вас приходилось лечиться отварами и чаями из земляники?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, при болезнях горла, при простудах вас вылечит и порадует земляничный чай. Угощайтесь дети земляникой.
Дети пробуют землянику.
Воспитатель: Дети давайте мы с вами рассмотрим эту полезную ягоду под микроскопом?
Ответы детей:
Воспитатель: Тогда давайте возьмем одну ягодку, положим ее на предметный столик, и сверху накроем еще одним стеклом (воспитатель комментирует все своим движения). О, как интересно. Дети подходите и посмотрите в микроскоп, только пока ничего не говорите.
Дети смотрят в микроскоп, все удивляются. Когда все дети рассмотрели землянику под микроскопом воспитатель спрашивает, что они увидели.
Рефлексия:
Дети о какой ягоде мы сегодня говорили? Она полезная? А где она растет? А что вы увидели в микроскопе?
Ответы детей:
Воспитатель: Вот мы с вами узнали много нового о землянике, спасибо дети, что вы меня внимательно слушали, и за ваши ответы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
(дошкольное отделение «Ёлочка»)
Конспект
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Познакомитесь – синьор помидор»
старшая группа
Воспитатель:
Богомолова Екатерина Николаевна
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности), «Речевое развитие» (развитие речи), «Социально-коммуникативное развитие» (развития общения).
Виды детской деятельности:
Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цель:
Закрепить и расширить знания о помидоре, в ходе исследования и обмена информации.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с родиной помидора;
- Расширить знания о составе помидора, его пользе;
- Продолжать развивать детей практические умения по использованию увеличительных приборов;
Развивающие:
- Закреплять умения получать информацию о объекте в процессе его исследования;
- Развивать исследовательские способности;
- Развивать познавательную активность при помощи микроскопа, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения, аккуратность в самостоятельной
деятельности.
Ожидаемые результаты:
Познакомили с родиной помидора, расширили знания о составе помидора, его пользе. Развили у дошкольников практические умения по использованию увеличительных приборов, закрепили умения получать информацию о объекте в процессе его исследования, развили исследовательские способности, научились работать.
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма «Приключения Чиполино», рассматривание альбома «Овощи на нашем огороде».
Содержание образовательной деятельности
Воспитатель: Дети, сегодня мы будем работать в нашей лаборатории, а вот что мы сегодня будем изучать вы узнаете, отгадав мои загадки. Вот первая загадка.
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
Воспитатель: Ну, кто догадался про какого эта загадка?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, про помидор, а вот вам следующая загадка:
Этот овощ быстро очень
Разгадаем, между прочим.
Он щекастый, красный, гладкий,
Он растет у всех на грядке.
Положи его на солнце.
Он дозреет у оконца,
Этот толстенький сеньор
Всем известный …
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы и эту загадку вы отгадали - это помидор. Вы попали в гости к синьору – помидору, его лабораторию. Я, расскажу вам об истории помидора и откуда он родом. Привезли помидор мореходы из Южной Америки и называли его там «туматль» - что означает «крупная ягода», отсюда и русское слово «томат». В Италии их называли «золотыми яблоками» - «помо ди оро», потому что плоды были жёлтого цвета и напоминали яблоко, так появилось слово помидор.
Есть, помидоры боялись, так как считали их ядовитыми. Европейцы сажали помидоры на клумбах, в саду - для красоты. Кроме того, помидоры применяли как лекарственное растение для заживления ран. Первыми решили попробовать «золотое яблоко» португальцы. Им понравилось, и началось переселение помидора в огород. Позже стали выращивать помидор для еды и в России. Помидор является родственником перца, картофеля, баклажана.
В помидоре находятся минеральные вещества, клетчатка, для обмена веществ в организме, железо, калий и витамин А.
Воспитатель: Дети, расскажите о внешнем виде помидора. Какой он по форме, величине, есть у него запах?
Ответы детей:
Воспитатель: Дети, давайте мы с вами попробуем помидор на вкус.
Дети пробуют помидор.
Воспитатель: Дети расскажите какой помидор на вкус?
Ответы детей:
Воспитатель: А вы хотите узнать, что находится внутри помидора?
Ответы детей:
Воспитатель: Рассмотрите помидор в разрезе через лупу и расскажите из чего он состоит.
Ответы детей:
Предполагаемые ответы детей: кожура, мякоть, семена, сок, прожилки.
Воспитатель:
А теперь, давайте посмотрим через микроскоп. Мы положим кусочек помидора на предметный столик, включим микроскоп и посмотрим, что же внутри у нашего помидора. Дети после того как вы посмотрели на помидор через микроскоп, ничего не говорите, мы потом вместе все обсуди.
Дети рассматривают помидор через микроскоп. Когда все дети посмотрели в микроскоп, воспитатель задает вопросы.
Воспитатель: Дети что мы сегодня с вами изучали? А откуда прибыл к нам помидор? А что вы увидели, когда посмотрели в микроскоп?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»
Конспект занятия по
Экспериментированию с неживой природой
«Забавные лодочки»
II группа раннего возраста
https://nsportal.ru/node/5661748
Воспитатель:
Богомолова Екатерины Николаевна
2020 г.
г.о. Электрогорск
Интеграция образовательных областей
«Познавательное развитие»: - развитие познавательно - исследовательской деятельности.
«Речевое развитие»: - развитие речи.
«Художественно-эстетическое развитие»: - восприятия художественной литературы
«Социально-коммуникативное развитие»: - социализация, развитие общения.
«Физическое развитие»: - двигательная активность.
Виды детской деятельности
- экспериментирование с материалами и веществами (вода)
- общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- восприятие смысла стихов.
Цель
- Познакомить детей со свойством предмета: резиновый мяч, прозрачные стеклышки (тонут, не тонут, плавают) с помощью экспериментальных действий.
Задачи
Образовательные:
Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни;
Стимулировать любознательность;
Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия
экспериментального характера;
Развивающие:
формировать умение называть свойства, предметов (твердый, мягкий, колючий, гладкий тонет, не тонет в воде);
Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи (кораблик, мяч, камешки).
Воспитательные:
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками во время исследовательской деятельности;
Развивать уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Ожидаемые результаты
Различают свойства предметов: резиновые мячи, стеклянные камешки, резиновая уточка, проявляют любознательность, включаются в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, умеют называть свойства предметов (твердый, мягкий, колючий, гладкий тонет, не тонет в воде), умеют общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками во время исследовательской деятельности.
Оборудование и материал
Демонстрационный: игрушечный котенок, коробка с предметами: мячи гладкие, колючие, стеклышки, таз с водой, бумажные кораблики, поднос.
Раздаточный: большая корзина, мячи колючие, гладкие, две маленькие корзины.
Словарная работа:
мяч, лёгкий, круглый, колючий, гладкий, стекло, прозрачное, тяжелое, кораблик.
Индивидуальная работа: игры с колючими мячами, знакомство с водой
«Водичка- водичка», рассматривание камешков.
Ход занятия.
Воспитатель: Давайте подойдем ближе и откроем вместе подарок (открываю подарок). Дети посмотрите, что лежит в коробке, и достаньте по одному предмету. Что вы достали?
Ответы детей:
Воспитатель:
Мячи, шарики стеклянные, камешки. А какие мячи?
Ответы детей:
Воспитатель:
А камешки, какие?
Ответы детей:
Воспитатель: Эти мячи колючие (показываю колючий мяч), а эти гладкие (показываю
гладкие мячи), камешки гладкие.
Воспитатель:
Дети у кого мячи и шарики?
Ответы детей.
Воспитатель: Попробуйте покатать их в руках, какой они формы?
Ответы детей.
Воспитатель: Мячи и шарики круглые. Они тяжелые или легкие?
Ответы детей:
Воспитатель: Мячи легкие, шарики тяжелые, а у кого стеклышки?
Ответы детей:
Воспитатель: Какой они формы?
Ответы детей:
Воспитатель: Они квадратные, а они тяжелые или легкие?
Ответы детей:
Воспитатель: Они тяжелые, а попробуйте их покатать в руке получается?
Ответы детей:
Воспитатель: Не получается, потому что они квадратные.
Воспитатель: Дети смотрите, у меня на столе стоит таз с водой, давайте мы с вами сейчас опустим в воду предметы, которые вы выбрали и посмотрим, что будет. Дети опускают свои предметы (котенок рядом с детьми).
Воспитатель: Дети посмотрите что произошло?
Ответы детей:
Воспитатель: Камешки и стеклышки утонули, а мячики нет.
Воспитатель: Дети смотрите, почему мячики не тонут?
Ответы детей:
Воспитатель: Мячи легкие, а почему шарики и камешки утонули?
Ответы детей:
Воспитатель: Камешки и шарики тяжелые, поэтому они тону.
Воспитатель: Дети давайте мы мячики достанем из воды и положим сушиться.
Воспитатель: Дети, а давайте мы поиграем с котенком, смотрите у меня в корзине лежат мячи гладкие и колючие, а игра называется «Собери мячи в корзинку», гладкие мячи мы соберем в зеленую корзинку, а колючие в зеленую. Раз, два, три мячи в корзину собери (игра проводится 2-3 раза).
Воспитатель: Молодцы ребята собрали все мячи, и котенку очень понравилась наша игра.
Рефлексия
Дети а с чем мы сегодня играли? А что мы с ними делали? А что было с камешками, а с мячиками?