ОРКСЭ

Уварова Юлия Степановна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Своя игра» п о основам светской этики

Слайд 2

Работа в команде Соблюдение тишины За нарушение дисциплины – снятие 5 баллов Команда выбирает тему и номер вопроса Количество баллов за правильный ответ соответствует номеру вопроса За неправильный или неполный ответ – баллы не засчитываются Право выбора темы и вопроса дается командам по очереди Если у команды за отведенное время нет ответа – отвечает следующая команда Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов Основные правила игры

Слайд 3

10 б. 20 б. 30 б. 40 б. 50 б. 60 б. 70 б. Россия – Родина моя 10 20 30 40 50 60 70 Этика и этикет 10 20 30 40 50 60 70 Дружба и порядочность 10 20 30 40 50 60 70 Гордость и гордыня 10 20 30 40 50 60 70

Слайд 4

Закончите фразу. Друг это ….? Дружба 10 Человек, с которым вас связывает Взаимная симпатия, теплые доверительные отношения и на которого Вы Можете положиться в трудной ситуации

Слайд 5

Перечислите 5 правил крепкой, настоящей дружбы Дружба 20 -

Слайд 6

Назовите 3 причины из-за чего может разрушиться дружба. Дружба 30 -

Слайд 7

Назовите 3 главные качества человека необходимые для настоящей дружбы Дружба 40 -

Слайд 8

Вспомните пословицу о дружбе или друзьях Дружба 50 -

Слайд 9

Объясните разницу между понятиями дружба и эгоизм. Дружба 60 -

Слайд 10

Назовите 2 самые главные качества друга. Для подсказки - антонимы к словам. Жадность, алчность - ? Подлость - ? Дружба 70 Бескорыстие порядочность

Слайд 11

Переставь слоги в словах, отгадай и назови 3 названия древних городов в ль смо сла яро ди мир ле вла нск Россия - Родина моя 10 Ярославль, Смоленск, владимир

Слайд 12

Назови 3 однокоренных слова к слову Родина Россия - Родина моя 20 Род, родня, родственники, родословная, родители, народ

Слайд 13

Определи к какому городу принадлежит какой герб. Например, 1- А, 2-Б, 3-В, 4-Г Москва 2) Ярославль 3)Санкт-Петербург Владимир Россия - Родина моя 30 А Б В Г -

Слайд 14

Назови 3 народные русские сказки. Чему они учат? Есть ли в них что-то общее? Россия - Родина моя 40 -

Слайд 15

Назовите главные символы Российской Федерации Россия - Родина моя 50 Герб, флаг, гимн

Слайд 16

Назови названия 3 крупных Российских рек и 3 океанов, которыми омывается Россия Россия - Родина моя 60 Волга, амур, дон, лена, енисей , обь , нева , Северный ледовитый, тихий, атлантический

Слайд 17

В древние времена нашу Родину называли ______. Как многие полагают, это слово возникло от ___________________________ Россия - Родина моя 70 От названия притока днепра – реки рось ; От названия племени, которое жило по берегам реки рось – роксоланы

Слайд 18

Соотнеси понятия с определением Этика Этикет А) Действия, которые определяются обычаем Б) Наука о морали и системе норм и правил поведения В ) Принятый порядок поведения Этика и этикет 10 1 – Б 2 - В

Слайд 19

Назови те номера картинок, на которых изображены герои, соблюдающие правила этикета Этика и этикет 20 1 2 3 4 5 -

Слайд 20

Соотнесите хорошие и плохие манеры поведения Хорошие манеры Плохие манеры А) Скромность и сдержанность Б) Привычка слишком громко говорить В) Наряшливость в одежде Г) Внимательное и тактичное отношение к другим Д) Употребление прозвищ Этика и этикет 30 -

Слайд 21

Слово «этикет» возникло во Франции от названия _________. Этика и этикет 40 Карточки-этикетки, на которой были написаны правила поведения

Слайд 22

Под _________ поведения человека понимают способ держать себя, обращение с другими людьми, слова, интонация голоса, жесты и мимика, осанка и походка человека Этика и этикет 50 Манера поведения

Слайд 23

Назови 5 правил, которые ВЕЖЛИВЫЙ человек всегда использует в общении с окружающими Этика и этикет 60 -

Слайд 24

У каждого вежливого слова есть своя история. Соотнеси вежливые слова с выражениями, от которых они произошли Спасибо а) Дарю благо Здравствуйте б) Спаси Бог Пожалуйста в) Жаловать Благодарю г) Здоровы будете Этика и этикет 70 1 – б 2 – Г 3 – В 4 - а

Слайд 25

Назови ошибки в тексте Гордость – отношение к себе как исключительной личности, добившейся больших успехов, переоценка себя и не замечание достоинств других Гордыня – самоуважение, уважение других Гордость – чувство собственного достоинства, скромность, удовольствие, радость от собственных успехов, от осознания важности своей деятельности Гордость и гордыня 10 Гордость - гордыня -

Слайд 26

Назови слова вверху столбиков, определи их по словам, которые написаны в самом столбике Гордость и гордыня 20 _______________ ________________ Важный Величественный Величавый Гордый Царственный Важничать «Раздуваться» Задаваться Зазнаваться Гордость гордыня

Слайд 27

Придумай слова на каждую букву слова «гордость», относящиеся к теме вопроса Г - О - Р - Д - О - С - Т - Ь Гордость и гордыня 30 -

Слайд 28

Г___________ резко переоценивает себя и не видит достоинств других, он отличается т__________ , в_________ , с___________ . Он считает себя лучше всех. Гордость и гордыня 40 Гордец, тщеславием, важничаньем (высокомерием), самодовольством

Слайд 29

Многим людям, добившимся выдающихся успехов, высокого положения в обществе, характерно ч______ с________ д_________ и с________ . С__________ человек знает о своих положительных качествах, но не показывает всем и каждому свою гордость, но он уважает как себя так и других. Гордость и гордыня 50 Чувство собственного достоинства, скромность Скромный

Слайд 30

Назови 5 поступков школьников, которыми может гордиться наша школа Гордость и гордыня 60 -

Слайд 31

Нравственный поступок (которым можно гордиться) – это …? Гордость и гордыня 70 Нравственный поступок – осознанное действие человека, которое он совершает на благо другого человека и общества



Предварительный просмотр:

Урок 19

Подвиг

Представь, что в твоем городе или селе решили поставить памятник Доброму Человеку. Как ты думаешь, он должен выглядеть? Нарисуй макет этого памятника.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей обучающихся 4-х классов.

Уважаемые родители, ваш ребенок заканчивает изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Нам очень важно ваше мнение. Ответьте на несколько вопросов.                                         (  Ваш  ответ отмечаете символом  « +» )

  1. Понравился ли  Вашему ребенку изучаемый модуль  курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) ?

       Да

       Нет

  1. Вам понятны цели и задачи курса ОРКСЭ?

Да

Нет

      Другое__________________________________________________

  1. Вы разделяете цели и задачи курса ОРКСЭ?

Да

Нет

     Другое_______________________________________________________________________

   

 4.Обсуждаете ли Вы  со своим ребенком темы, изученные на уроках по выбранному модулю учебного курса?

   Да

   Нет

   5.Какие результаты личностного развития вашего ребенка Вы ожидаете по итогам освоения курса ОРКСЭ:

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

осознание своей этнической и национальной принадлежности;

      формирование уважения к религиозным традициям русского и других коренных народов       России 

6.Как, по вашему мнению, повлияло изучение этого курса на  поведение  Вашего ребёнка  в обществе ? 

1.Стал доброжелательным, отзывчивым.

2.Стал понимать значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

3.Стал с уважением  относиться к другим людям.

4. Стал  культурнее.

5.  В поведении  моего ребёнка ни чего не изменилось.

7.Испытывает ли Ваш ребенок затруднения при изучении курса?

Да

Нет                                 Не знаю

 8. Имеете ли Вы особое мнение по вопросу введения учебного курса «Основы религиозных  культур и светской этики»? Какое?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Милосердие и сострадание

Конспект урока по предмету «Основы православной культуры»

Цель: создание условий для формирования милосердия у обучающихся.

Задачи:

1. Дать определение понятия «милосердие».

2. Воспитать у детей такие черты характера, как доброта, отзывчивость, сострадание и милосердие;

 3. Расширить кругозор учащихся, развить познавательный интерес, познакомить детей с притчей о добром самарянине;

 4. Развить у детей творческие способности, речь, логическое мышление.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Создание проблемной ситуации.

Учитель. Сегодня, дорогие ребята, мы с вами поговорим о милосердии. Посмотрите на экран. Почему стоит многоточие? Верно, мысль не окончена. Как вы понимаете, что значит слово «милосердие»? (Ответы учеников.) Спасибо, мне было очень интересно вас слушать.

  1. Выдвижение гипотез, побуждающий диалог, проблемная ситуация.

Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие». Назовите корень слова. (Дети отвечают, что в слове два корня.)

Учитель. Молодцы! Итак, корень -мил- и корень -сердц-. Давайте подберем родственные слова с корнем -мил-. Называем: милый. Кто милый? (Ребенок, мама, котенок, цветок.) Значит, «милый» – это приятный? С какой интонацией мы произносим это слово? (Доброй, нежной, ласково.) Мы с нежность говорим: «Милый, милая…». Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.

Учитель. Ребята, назовите еще одно слово с корнем –мил- (милость). Что думаете о значении этого слова? Назовите синонимы (помощь). Милость – это любовь, жалость. Если мы любим человека, мы его жалеем. (Вспоминаем об отношении к пожилым людям и детям.)

Учитель. Ребята, слышали ли вы когда-нибудь обращение «Сделай милость»? Как вы думаете, когда так говорят? Конечно, когда просят о чем-нибудь.  А вы когда-нибудь обращались друг к другу со словами « Сделай милость»? Нет? К сожалению, у нас не принято сейчас так говорить. А давайте попробуем? Я начинаю!

4. Физкультминутка.

Учитель. Сделайте милость, встаньте! Сделайте милость, улыбнитесь! Сделайте милость, посмотрите друг на друга добрыми глазами! Кто продолжит? Сделайте милость, садитесь!

5. Продолжаем наш разговор.

Учитель. Если мы любим человека. Мы готовы простить ему все, любой недостаток, дурной поступок, слабость. Так образуется слово «помиловать»– простить, отнестись с любовью и к такому человеку, которого и простить-то трудно.

Учитель. Ребята, а мы умеем прощать? Прощали ли вы кого-нибудь? Итак, родственные слова – милый, милость, помиловать.

Теперь подберем родственные слова с корнем -сердц-. Частенько приходится слышать «Сердце болит», поясните, пожалуйста. (Ответы детей). А как вы думаете, есть ли еще значение у фразы «Сердце болит»  (Душа болит). Картинки помогают нам понять, что это значит. Когда мы так говорим? (Когда нам обидно, когда мы  обидели, когда ругают и т.д.)

Учитель. Ребята, бывает, вы кого-то обижаете. Человек обиделся и ушел, не стал с вами разговаривать. Как вы себя чувствуете? Неужели душа не болит и вам все равно? (Ответы детей). Я рада, что ошиблась, рада, что в таких ситуациях и у вас, и у меня болит сердце.

Учитель. Сделайте милость, повернитесь друг к другу и скажите шепотом: «Если я тебя обидел, прости меня!». Улыбнитесь друг другу!

Учитель. Скажите. Кто может быть милосердным? Собака, кошка, лошадь могут быть милосердными? Конечно, нет. Животные могут быть добрыми или злыми. Милосердным  может быть только человек. Давайте посмотрим, как объясняется значение слова в толковых словарях. Что главное в объяснении слова? (Готовность помочь.) Ребята, как вы считаете, в чем же проявляется истинное милосердие?

Милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, поступок, за который не ждут вознаграждения.

Учитель. Вспомните, ребята, какую благотворительную помощь вы  оказывали? (Посылки для раненых в госпиталь, игрушки для детского дома

 «Кленочек», подарки своими руками для учителей-пенсионеров «Дарю теплоту души» и др.)

7. Прослушивание притчи

Учитель. Давайте прослушаем  притчу о добром самарянине и попытаемся понять, что же такое доброта и милосердие в понимании христиан.

8. Работа над вопросами

– Какой вопрос был задан Христу?

– Что ответил Христос?

– Кто шел по такой же дороге, по которой двигался несчастный человек?

– Что сделал каждый из них?

– Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

Притча учит нас тому, что свою милость мы должны оказывать любому человеку, который нуждается в нашей помощи. У этой притчи есть и другое значение. Самаряне были людьми, которых иудеи считали язычниками и презирали. Однако, помощь попавшему  в беду иудею оказал именно самарянин, проявивший сочувствие и милосердие.

10. Милосердие в повседневной жизни.

Учитель. Кто-то из вас, наверное, думает, что вряд ли найдутся такие люди в наше жестокое время. Это, конечно, совсем не так.

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя другого человека. 18 учителей погибли от рук террористов, спасая школьников. Среди них 74- летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший 3 пули в спину. Спасая людей при штурме школы, погибли 10 спецназовцев.

Страшное бедствие всколыхнуло людей, помощь пострадавшим оказывали все народы России: сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили и игрушки детям. Это, конечно, страшное событие, но и в повседневной жизни мы можем проявить любовь и милосердие.

Пожилым людям нужна наша забота и уважение, как цветку – солнышко.

        Обними свою бабушку,

        Добрым словом обогрей –

        Улыбнется небо радужкой –

        Обними и пожалей!

Отношение к животным (милосердие, ласка, доброта, сочувствие.)

Учитель. Добрые чувства испытывают люди с детства. Они появляются в труде, заботах о людях и животных, восхищении красотой окружающего мира. Если ребенок мучает в детстве животных, можно предполагать, что позже он будет таким же образом обращаться с людьми.

Учитель. Перед вами Дерево добра. Сделайте милость, напишите на листочках Дерева Доброты, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня! (Дети пишут и прикрепляют.) Молодцы, посмотрите, сколько добрых дел мы запланировали. Я верю, что мы с вами справимся, и все их обязательно выполним.

Сегодня мы много говорили о милосердии. Я думаю, что после сегодняшнего урока вы задумаетесь, правильно ли вы относитесь друг к другу, любите ли вы своих ближних. Давайте повторим, кто же такой добрый, милосердный человек. Добрый человек – это тот, кто:

– готов в трудную минуту прийти им на помощь другому человеку;

– бережет природу;

–  вежлив в общении, уважителен со  взрослым и младшим;

– помогает птицам выжить в зимнюю стужу.

 Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.

Ученик. (Читает стихотворение)

В жизни по-разному можно жить:

Можно – в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать,

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.    

Учитель. Я хочу закончить урок словами : «Спешите делать добро»! Давайте с этого момента будем  делать друг другу только добро! Хочу подарить вам вот эти календарики, чтобы вы, глядя на них, каждый день совершали хотя бы по одному доброму поступку! Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра!

Домашнее задание. Подумайте, легко ли быть милосердным?

 



Предварительный просмотр:

Конспект урока по основам православной культуры.

Урок №1 «Россия – наша Родина».

  1. Краткое описание последовательности этапов урока.

1 этап. Приветствие. Создание эмоционального настроя.

2 этап. Постановка цели и задач.

3 этап. Работа с понятием «родина»

Понятия учащихся. Работа со словарями в группах. Выработка единого понятия. Работа над синонимами Отчизна, Отечество. Выработка понятия «малая родина». Работа с текстом. Обсуждение в группах

4 этап. Отличия России от других государств.

Ознакомление с государственными и культурными символами России. Объяснение их значений. Прослушивание стихотворения, обсуждение. Просмотр информационных слайдов.

5 этап. О культурных традициях.

Прослушивание анимационного материала диска. Представление мнений учащихся

6 этап. Подведение итогов. Домашнее задание.

  1. Задачи урока

В области ценностей:

Уважение к Родине и ее традициям; уважение к многочисленным народам нашей Родины.

        В области опыта:

Ученики получат опыт сотрудничества, умения представить свою точку зрения.

        

        В области знаний:

Ученики будут знать, что такое Родина и Отечество, малая родина, культурные традиции, духовные ценности.

        

        В области умений и навыков:

Работать с текстом и понятиями, общаться в группе и вырабатывать одно мнение, высказывать свое мнение перед аудиторией.

  1. Описание этапов занятия, форм и содержания работы учеников.

1 этап. Приветствие. Создание эмоционального настроя.

(Звучит минусовка песни «С чего начинается Родина».)

Добрый день. Мы с вами начинаем изучение нового предмета  «Основы  православной культуры». Предмет этот необычный. Во-первых, нет оценок. Во-вторых, каждый может высказывать мнение и давать оценку какому –либо рассказу, ситуации.

2 этап. Постановка цели и задач.

Тема сегодняшнего занятия «Россия – наша Родина».

Мы с вами должны понять, что такое Родина и Отчизна, что такое малая родина, что наполняет понятие родины.

3 этап. Работа с понятием «родина»

Как вы понимаете, что такое РОДИНА?

 (Ответы учащихся, которые фиксируются на слайде или на доске.)

А теперь предлагаю обратиться к словарю.

Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.

 А теперь подберите синоним к слову Родина.

Почему можно заменить словом Отчизана, Отечество? (ответы –предположения детей)

Подберите однокоренные слова.

С каким понятием слова Родина схожи наши размышления.(Родина- место , где жили наши отцы, отцы отцов)

А что значит «малая родина»?(Ответы учащихся)

Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой Родины.

Как называется наша Родина? (Россия)

Предлагаю прочитать первые два абзаца на странице 4, они подведут итог нашей работы.

4 этап. Отличия России от других государств.

Чем же наше государство отличается от других?

(Учащиеся называют особенности, а учитель при помощи презентации дополняет, комментирует)

Государственные символы

Слайд с гербом и подписью:

 Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад.

Слайд с флагом и подписью:

Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, голубой и красными полосами. 

Что же символизирует белый, синий, красный цвета российского флага?

По одной версии, это единство моря, земли и неба.

 По другой – это содружество трёх славянских народов.

По третьей – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость.

Есть и такая версия; белый – это вера, синий – надежда, а красный – любовь.

 

Слайд с гимном и подписью:

Гимн – символ нашего государства.

Музыку гимна придумал композитор Александров, а слова – поэт Сергей Михалков.

А ещё Сергей Михалков написал очень много стихов для детей, вы наверняка можете вспомнить некоторые из них.

Люди издавна любили гордые и смелые песни. Уже у древних народов были торжественные песнопения. В них славились красота родной земли, её богатство, подвиги героев.

Первым гимном российской Федерации стала музыка Патриотической песни русского композитора М.И.Глинки, который жил в 19 веке.

Какие символы России вы еще знаете? (Обсуждение в группах и объяснение)

Слайд с символами России:

Гимн, герб, флаг, валенки, сарафан, каравай, береза, матрешка.

Почему эти предметы стали символами?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитатьтекст стр.4-5 от слов «Мир, окружающий нас..» до слов как не разрушить свой внутренний мир мир...»

(Чтение и обсуждение в группах)

О какой черте России говорится в стихотворении?

Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!

Знай же, люд!
Хакас, татарин и якут,
Бурят, тувинец здесь живут!
 

 Россия - родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордится должны мы друзья.

 Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России

Особенность – это многонациональность.

Слайд с картой России и ее населением.

Россия многонациональная страна.

Российская Федерация состоит из 21 республики, 7 краев, 48 областей, одной автономной области, 9 автономных округов, двух городов федерального значения - равноправных субъектов Российской федерации.

А количество наций и национальностей не сосчитать. Даже в нашей школе ребята разных национальностей. А у кого в семье есть другие национальности.(Желающие ученики рассказывают о составе своих семей).

Посмотрите, разве можно народам нашей родины воевать, враждовать с другими. Нет. Все должны жить в мире, согласии и решать все споры мирным путем. Все народы равны.

Россия очень обширная страна. Бескрайни ее поля, моря. И мы должны любить и беречь все, что нам дала наша РОДИНА.

Читается стихотворение Сергея  Есенина

Берегите РОССИЮ

Берегите Россию!

Без неё нам не жить.

Нет России другой.

Берегите её,

Берегите её тишину и покой,

Чтобы вечно ей быть.

Это небо и солнце,

 Нашей правдой и силой.

Этот хлеб на столе

Всею нашей судьбой

И родное оконце.

Берегите Россию

 В позабытом селе…

Нет России другой

Берегите Россию.

5 этап. О культурных традициях.

Отличием любого государства, любой страны становятся культурные традиции.

Давайте послушаем, что же это такое – культурные традиции.

(Слушается 1 часть анимационного материала диска)

Мы с вами назвали целый ряд символов России. Как вы думаете, какие из них связаны с культурными традициями?(Ответы учащихся)

 Какие культурные традиции вы знаете? (Рассказы учащихся)

6 этап. Подведение итогов. Домашнее задание.

Наш урок подходит к концу. Что вам сегодня понравилось,  что вы узнали?

Запишите домашнее задание. Его вы будете делать по выбору.(Задание списывается со слайда)

  1. Найти и записать пословицы о Родине.

2. Написать рассказ или стихотворение о Родине.

3. Подобрать картинки «Маленькая родина».

4. Нарисовать сою маленькую родину.

5. Найти песни о родине.

6. Расскажите или напишите о традициях своей  семьи


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Православный храм

Слайд 2

Храм- это … здание , посвящённое Богу и предназначенное для богослужений. это центр нашей духовной жизни. В нём совершается наше духовное рождение и преображение, здесь мы принимаем Причастие, дающее жизнь вечную, получаем благословение на семейную жизнь, здесь нас провожают в путь вечной жизни.

Слайд 3

ХРАМ - это образ мира и человека

Слайд 4

КРЕСТ – это связь между миром земным и миром Небесным, между человеком и Богом

Слайд 5

Окно – неусыпное око между миром небесным, между человеком и Богом

Слайд 6

Храм в форме круга

Слайд 7

Храм в форме корабля

Слайд 8

Храм в форме корабля

Слайд 9

Храм в форме креста

Слайд 10

Устройство крестово – купольного храма. Купол. Барабан. 3. Закомары – полукруглое завершение верхней части стены. 4. Апсида – алтарный выступ, ориентированный на восток.

Слайд 11

Колокольня Постройка в форме башни, сооружавшаяся возле церкви и предназначена для подвешивания колоколов

Слайд 12

Схема внутреннего строения храма Притвор – Средняя часть храма Алтарь Паперть

Слайд 13

Схема внутреннего строения храма . Алтарь - важнейшая часть христианского храма, расположен в восточной части храма и отгорожен от центральной части алтарной перегородкой или иконостасом

Слайд 14

Схема внутреннего строения храма Средняя часть храма – место, где при богослужении стоят молящиеся

Слайд 15

Схема внутреннего строения храма Притвор – преддверие храма

Слайд 16

Схема внутреннего строения храма Паперть

Слайд 17

Схема внутреннего строения храма Притвор – Средняя часть храма Алтарь Паперть

Слайд 18

Престол Четырехугольный стол, покрытый несколькими покровами, первый означает плащаницу, а второй одежду Иисуса

Слайд 19

Евангелие крест дарохранительница семисвечник антиминс

Слайд 20

Антиминс – четырехугольный плат из шелковой или льняной ткани с изображением положения во гроб господа Иисуса Христа.

Слайд 22

Иконостас Перегородка с рядами икон, отделяющая алтарь от основной части храма

Слайд 23

Иконы Спасителя, Богоматери, храмовая икона. Иконы двунадесятых праздников. Иконы апостолов, ангелов, святых. Иконы пророков. Иконы праотцев.

Слайд 24

Специальные храмовые предметы

Слайд 25

Аналой – высокий столик особой формы со скошенной верхней доской, на котором располагается храмовая икона или икона ныне празднуемого церковного события

Слайд 26

– специальный столик с изображением Распятия и многими подставками для свечей. Здесь мы ставим свечи за упокой души умерших. Просим у Бога Царствия Небесного для них, прощения им всех грехов Канун

Слайд 27

Хоругви – особый вид знамен с иконами, носимых на длинных шестах

Слайд 28

Кадило (кадильница) – небольшой сосуд для благовонных курений, употребляемых при богослужении

Слайд 29

( греч. – люстра) – в православном храме центральная люстра со множеством свечей или лампад Паникадило

Слайд 30

Подсвечник

Слайд 31

Стихарь – прямая, ровная одежда с широкими рукавами Орарь – длинное наподобие широкой ленты полотенце Поручи , или нарукавники означают узы Христовы Богослужебные одеяния священника

Слайд 32

Фелонь – длинная, круглая одежда без рукавов, покрывающая все тело, с одним отверстием для головы Богослужебные одеяния священника. Епитрахиль

Слайд 33

Правила поведения в храме

Слайд 35

1. Одежда для посещения храма должна быть скромной, неброской

Слайд 36

2. Мужчина при входе в храм снимает головной убор, а женщина должна находиться в храме с покрытой головой

Слайд 37

3. При входе в храм на паперти следует перекреститься и поклониться, а войдя в храм трижды перекреститься, совершив при этом три поясных поклона

Слайд 38

4. Во время богослужения не следует озираться по сторонам, рассматривать окружающих, разговаривать

Слайд 39

Как дерево может Укрыть от дождя, Так храм защищает Пришедший народ От жизненных бурь И душевных невзгод.

Слайд 41

Солея – небольшое возвышение пола перед иконостасом. Амвон – возвышенная, большей частью, полукруглая и выдвинутая в середину храма часть солеи. Клирос – возвышенные места слева и справа иконостаса для хора.

Слайд 42

Золото – символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам

Слайд 43

Форма купола в виде луковицы – символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа : «Вы – свет миру» Синие купола со звездами венчают храмы, посвященные Богородице , потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии

Слайд 44

Зеленый цвет куполов- цвет Святого Духа

Слайд 45

Шлемовидная форма купола напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы

Слайд 46

Кроссворд. По горизонтали: 1.Постройка в форме башни, сооружавшаяся возле церкви и предназначенная для подвешивания колоколов. 2.Высокий столик особой формы со скошенной верхней доской на который кладут икону, Евангелие. 3.Что выше купола? 4.Важнейшее место в алтаре. По вертикали: 5.Преграда с рядами икон, отделяющая алтарь от основной части храма. 6.Где стоят певчие? 7.Важнейшее место в храме. 5 7 1 6 2 3 4

Слайд 47

Ответы на кроссворд По горизонтали : 1 .Колокольня 2.Аналой 3.Крест 4.Престол По вертикали : 5. Иконостас 6. Клирос 7. Алтарь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чудеса православия

Слайд 2

Чудеса православия Историческая справка Появление Креста Город Иерусалим Кровоточащий кувшин Обновление фресок Оглавление Ночной молебн Троицкое чудо Кровоточащая икона Мироточиваые иконы Богородичная икона Об авторе

Слайд 3

Историческая справка Р усская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, св. апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой - Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа - крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси. И на протяжении всей тысячелетней истории верующие люди замечали необычные и загадочные явления.Их называли чудесами и передавали сведения о них из поколения в поколение.

Слайд 4

Появление Креста над Храмом Христа Спасителя

Слайд 5

Город Иерусалим.Храм Гроба Господнего

Слайд 6

Кровоточащий кувшин В кувшине находится святая вода.Приставленная к кувшину икона замироточила .

Слайд 7

Обновление фресок В одном из московских храмов было замечено постепенное, самопроизвольное обновление старых фресок.

Слайд 8

Ночной молебн Во время ночного молебна над могилами Серафима и Феогноста на горе Кизил-Жар в Казахстане появился светящийся огненный шар.

Слайд 9

Троицкое чудо В г. Троицке Челябинской обл. в Свято-Троицком соборе 16 августа 2001 г.икона Святителя Николая была снята для реставрации .С трудом художник-иконописец Иванчик с рабочими сняли стекло киота. Когда работа была закончена , стекло решили протереть.Ольга Калина- мать 4 детей ,взяла его и в отраженных лучах солнца увидела на стекле серебристый Образ Святителя Николая.Этот образ составляли масленые капли.Эта жидкость не высыхает и источает тонкое благоухание

Слайд 10

Кровотачивая Икона Спасителя в Москве Начало кровотечения Через год

Слайд 11

Мироточивые иконы Икона Иверской Божьей Матери Мироточивая икона Божьей Матери Находится в г. Россошь Воронежская область. Находится в одном из Афонских Монастырей

Слайд 12

Богородичная икона Над головой Девы Марии видна постоянно светящаяся корона