моё эссе "Я педагог"
Предварительный просмотр:
Эссе «Я педагог»
Михайлова Светлана Александровна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №46 «Северяночка»
Пабло Пикассо писал: «Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Скажу честно: я этим художником осталась. И во многом это так, благодаря моей профессии.
Как я рисовала свое будущее?
С тем, что моя жизнь будет связана с детьми, с которыми я всегда отлично ладила, я определилась еще в детстве. Правда, сначала я мечтала стать детским врачом, и всем окружающим уверенно сообщала об этом. Но со временем стало понятно, что я гуманитарий. И дорога мне в педагогический. Я очень благодарна своей маме, которая не давила на меня и не влияла никак на мой выбор, как это часто делают родители. После 9 класса, с легкостью пройдя собеседование, я без труда поступила в Канашский педагогический колледж на факультет начальных классов.
Первый год после поступления было очень тяжело: жить нужно было далеко от мамы, приходилось каждый день ездить к тётке в деревню, где то свинья родит и нужно караулить, чтоб она поросят не придавила, то картошку выкапывать, то стирать, то готовить на большую семью, то приборкой заниматься. Уроки делала ночью, а на следующий день вставала в шесть утра, чтобы успеть на автобус. Но трудности только закалили меня и укрепили желание стать педагогом. Учиться было безумно интересно: студвесна, КВН, практика, уроки, конкурсы, экзамены, поэтический кружок и много хороших педагогов, которые подскажут, помогут, посоветуют, и самая лучшая, педагог с большой буквы - наш куратор Тамара Евгеньевна… Как человек активный и мобильный, я участвовала везде и во всем. За годы учёбы успела выйти замуж и родить первого сына. В июне 2006 года получила диплом и вернулась на север. Устроилась в школу социальным педагогом (по специальности вакансий не было). А через год по истечении срочного трудового договора стала искать новое место работы. Вот тогда-то счастливый случай и привел меня в детский сад «Северяночка»: я влюбилась в него бесповоротно и предана по сей день. Моими первыми воспитанниками стали малыши первой младшей группы, возраст деток соответствовал возрасту на тот момент моего сына, и это очень сближало меня с детьми. Каждый день работы для меня был словно маленький праздник - мы пели песни, читали, лепили, рисовали, гуляли, укладывались спать. Были, конечно, и огорчения – я очень расстраивалась, если кто-то из малышей заболевал или у меня что-то не получалось. Я до сих пор помню моих первых воспитанников поименно. Помню, была девочка, Катя, она не хотела уходить домой, плакала, и мне приходилось провожать её с мамой до дому. Я отдалась работе полностью. Постепенно я научилась многому, но лучше всего я научилась понимать детей, их интересы и желания. Зная, что дети скучают по мамам, стала организовывать досуговую деятельность совместно с родителями – мастер-классы, вечерние посиделки, театрализованные постановки, и многое другое.
Я непоседа, поэтому просто работать ради работы – это не для меня ни тогда, ни сейчас! Мой девиз – вперед и только вперед! В последнее время активно я увлеклась квестами: придумываю их сама и реализую с детьми. И не только. В каждом из взрослых, как известно, всю жизнь живет ребенок, поэтому я для участия в квестах привлекаю и родителей своих подопечных, которые с удовольствием в них участвуют, сближаясь в процессе со своими детьми.
Мы живём в век высоких технологий, это здорово. Но есть и минусы: наши дети подчас ощущают острый дефицит внимания загруженных работой родителей и вынуждены развиваться путем самостоятельного миропознания. Сейчас всё чаще видишь ребёнка с планшетом и телефоном, и все, что вокруг, ему абсолютно неинтересно - нам, педагогам, нужно «вытащить» маленького человечка из нереального электронного мира, для этого приходится придумывать и воплощать то, что покажется ребенку намного интересней бесчувственной электроники. И в этой борьбе я победитель! В ходе своей работы я создаю проблемные ситуации и предлагаю детям найти вариант решения, бывает, что они ошибаются, но все-таки вновь и вновь подбирают ответы, пока не находят правильный. Сами, без компьютерного разума. А вот при подготовке и в процессе проведения занятий я совсем не против современной техники: активно использую в своей работе информационные технологии - интерактивные доски, ноутбук, проектор, мультимедийное оборудование, которые помогают сделать процесс обучения интересней и разнообразней. Так, с помощью игры- триггер я не только помогаю детям понять объясняемый материал, но и в силах «оживить» любимых героев сказок, а иногда и сами работы детей. Их восторгу нет предела! Что еще нужно мне для счастья?
В своей работе больше предпочитаю нетрадиционные формы обучения. Я убеждена, что, например, просто рисовать на белом листе бумаге не так интересно, а вот если попробовать смять бумагу или после нанесения краски сложить лист пополам… А если инструментом взять не кисть или карандаш, а картофель, свечу, траву?… Я стараюсь «раскрасить» каждое занятие, главное, включить фантазию и воображение!
Сейчас я понимаю, что в другой профессии я себя не вижу. Ведь только в детском саду я могу оставаться ребёнком, подурачиться, попрыгать с детьми на перегонки на фитболах, слепить снеговика или поиграть в снежки, а потом зайти вместе с ними с прогулки, мокрая и снежная, но до безумия довольная. А сколько прекрасных художественных образов мне посчастливилось «примерить»! Я и Снегурочка, и Лиса, и Незнайка ,и величественная королева Осень…
Мой муж говорит, что жить с воспитателем никогда не скучно - сказку расскажет, песенку споёт, и голосом бабушки поговорит, и, как ребёнок, на диване попрыгает. А мои сыновья считают, что у них самая весёлая и добрая мама. Таким образом, моя профессия мне помогает и в личной жизни. Ну разве это не здорово?
Я, как художник, изучаю образы моих воспитанников. Самое главное для меня в ребёнке - это его индивидуальность. Нельзя переделывать ребёнка под себя, нужно принимать его таким, какой он есть, со всеми его иголочками и искорками. И лишь аккуратными штрихами корректировать его личность: развивать внутренний мир, уважение к себе и окружающим людям, любовь к Родине, научить заботиться о здоровье, видеть прекрасное, научить быть счастливым.
Каждый день, когда я прихожу на работу, дети бегут ко мне навстречу с улыбкой, обнимают и говорят, что соскучились, а недавно сказали, что я их вторая мама, после этих слов, я поняла, что всё делаю правильно. Самая лучшая награда для меня - это признание, доверие и любовь детей. Ради детей я живу и работаю. Для меня «воспитатель» - это профессия, которая не позволяет стоять на месте, стареть и деградировать. Каждый воспитатель должен самосовершенствоваться, самообразовываться. И я следую этому правилу. Иначе можно стать скучной, серой, а этого нельзя допустить в красочном царстве детства, название которому «Детский сад»!
Итак, я художник: я рисую себе каждый свой рабочий день, свое профессиональное будущее, идеальный образ воспитанника и выпускника детского сада. А потом воплощаю в жизнь свои «рисунки». И я счастлива!