Учителю химии
Разработки уроков, презентации к урокам химии 8 класс, мастер класс .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка к конкурсу Педагог года | 33.94 КБ |
разработка открытого урока"Круговорот кислорода в природе.Применение кислорода." к конкурсу Педагог года | 57.51 КБ |
урок 8 класс Соли | 320.95 КБ |
урок 8 класс Состав веществ, химические формулы | 933.47 КБ |
урок 8 класс Кислоты | 1.58 МБ |
урок 8 класс Характеристика химического элемента | 564.89 КБ |
химические свойства нераств .оснований урок 8 класс | 125.04 КБ |
хим.свойства щелочей урок 8 класс | 354.2 КБ |
химические свойства кислот урок 8 класс | 729.51 КБ |
химические свойства оксидов урок 8 класс | 148.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №3 МР Учалинский район РБ
Методическая разработка
Мастер - класса
«Сотрудничество через игру»
Разработал : учитель первой квалификационной категории
Гатауллина Юлия Тагтровна
2018-2019 г
Мастер-класс с учителями школы:
«Сотрудничество - путь к успеху»
Общие цели | Целью данного занятия является : Развитие навыков сотрудничества применяя игровые технологии и межпредметные связи. Определять конкретную цель (задание). Определять последовательность (алгоритм действий) и роли участников. Принятие совместного решения, учитывая мнение других. |
Ожидаемые результаты | участники занятия достигнут понимания роли взаимодействия и обретут навыки совместного взаимодействия , сотрудничества с помощью игры. |
Ключевые идеи | Обратная связь через игру способствует активизации учебного процесса |
Источники | презентация |
Материалы и оборудование | маркеры, фломастеры, карандаши,повязки,таблицы ПСХЭ, раздаточный материал,конструктор. |
План конспект:
Уважаемые коллеги, добрый день! Наш мастер-класс мне бы хотелось начать с высказывания Альберта Эйнштейна
Игра — высшая форма исследования.
Да, действительно в условиях реализации стандарта нового поколения ключевой идеей является реализация системно-деятельностного подхода, а это значит перед нами, педагогами, одной из ключевых задач является - сформировать у учащихся навыки общения в группе и коллективе ,а это лучше проходит через игровые моменты.
И поэтому наш мастер-класс звучит так:
«Сотрудничество через игру»
- Задание «Карандаши»
Цель: обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе, что необходимо на уроках химии при выполнение практических и лабораторных работ.
Инструкция. Суть упражнения состоит в удержании закрытых колпачками карандаша или ручки, зажатых между пальцами стоящих рядом участников. Сначала выполняется подготовительное задание: разбиться на пары. Партнеры в паре располагаются друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки и пытаются удержать карандаш, прижав его концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаш, двигать руками вверх-вниз, взад-вперед. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями — вытянутые руки), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания: — Поднять руки, опустить их и вернуть в исходное положение. — Вытянуть руки вперед, отвести назад. — Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед, шаг назад. — Наклониться вперед, назад, выпрямиться. — Присесть, встать. — Шагнуть вперед, поднять руки. — Держать карандаш мизинцами. — Выполнить упражнение с закрытыми глазами. Обсуждение
-Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши не выпадали?
-На что ориентироваться при выполнении этих действий?
- Как установить необходимое взаимопонимание?
Наши задания направлены на то, чтобы в игровой форме развивать необходимые для сотрудничества и взаимопонимания умения, например координировать совместные действия с окружающими, «чувствовать» человека, который находится рядом. Такие умения необходимы и для достижения успеха при работе в группе.
Как вы понимаете термин «учебное сотрудничество»?
Если обратиться к психологическому словарю:
- УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - форма взаимодействия педагога и учащихся, в котором совместно ставится и решается проблема, умственная задача.
Между какими субъектами может быть выстроено взаимодействие на уроке?
(учитель-ученик, ученик-ученик, я-я)
Уважаемые коллеги, организуя сотрудничество мы должны помнить о самой главной идее обучения - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
-Коллеги, как вы считаете, а умеете ли Вы сотрудничать?
Давайте проверим:
- Игра «Искатели»
Это упрежнение провожу в 8 классах при изучении тем химические элементы и ПСХЭ Д.И.Менделеева.
1. Я предлагаю всем участникам сейчас сформировать команду.
2. Вам необходимо выбрать своего Предводителя.
3. Предводителей я попрошу взять «шифр» для открытия замка задания.
4. Ваша задача отыскать на карте места с подсказками для поиска клада.( подсказки придумали сами ученики, последовав примеру одного из великих людей стоявших у истоков химии как науки М.В.Ломоносову)
5. Помните, что во время игры никто не должен говорить вслух отгадки, Предводитель не должен их знать. Участники на листочке пишут ответ номером химического элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева ,по кругу передавая лист ответа.
Начинаем:
А), Элемент Металл побочной подгруппы второй группы четвёртого периода периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, с атомным номером 30. Один из символов УГОК. Этот металл применяют для защиты от коррозии.
Б),Газ, который утверждает что он НЕ он.
В)Металл сверкает весь огнём
Алхимик жил в мечтах о нём
Монеты, слитки -клад
Кто взял его богат.
Г) Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают имя моё -… .
Ответ быстро отдаем предводителю, он владеет «шифром» для открытия замка задания.
И ваш ответ….
Вопросы:
- Как вы чувствовали себя в роли Предводителя?
- Ваша группа хорошо вам помогала?
- Искатели, как вы взаимодействовали друг с другом?
- Что необходимо сделать, прежде, чем начать искать?
Ответ:
Правило 1.Определить конкретную цель
- упражнение « Таинственные картинки"
1. Дорогие коллеги, я предлагаю всем встать в круг.
2. У вас на столе лежит листок – подпишите его, переверните. (звучит музыка)
3. Ведущий читает цитату или загадку ,учасники должны угадать о чем идет речь и начать рисовать рисунок отгадку.
«У тебя нет ни вкуса,ни цвета,ни запаха,тебя не опишешь,тобою наслаждаешься, не понимая,что ты такое.Ты не просто необходима для жизни,ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство,которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которые мы поставили уже было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца. Ты-величайшее в мире богатство,но и самое непорочное-ты,столь чистая в недрах земли. Можно умереть подле источника,если в нем есть примесь …соли.Ты не терпишь примесей,не выносишь ничего чужеродного,ты-божество,которое так легко спугнуть...Но ты даешь нам бесконечно простое счастье». Антуан де Сент-Экзюпери
4. А теперь свой рисунок передайте по часовой стрелке соседу, дорисуйте по смыслу рисунок , дополните его.
5. Снова обменяемся рисунками.
Вопросы:
- Нравится ли вам рисунок, который вы начали рисовать?
- Понравилось ли вам дорисовывать, дополнять чужие рисунки?
-Соответствует ли рисунок вашим догадкам?
- А можем ли мы этот прием использовать на своих уроках?
Правило 2: Определить последовательность (алгоритм действий) и роли участников.
- Игра «Конструктор»
1. Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга.
2. Положите между собой ящики с инвентарем «конструктором» .
3. В течении 30 секунд (пока звучит музыка) вы должны внимательно изучив содержимое придумать что это будет за конструкция , молекула вещества, какого?
4. По истечению времени вы приступаете к сборке, но при этом молчите, рты у вас завязаны.
Вермя сборки 1мин.30 сек.
5. Завершив работу , совместно решаете для что это за молекула, как Вы её назовете.
Вопросы:
- Понравилось ли Вам собирать?
- Вы, каким образом, находили общий язык со своими партнерами?
- Насколько Вы довольны своей работой?
- Вам, сложно было придумать название и назначение вашей конструкции?
Правило №3: Принимать совместное решение, учитывая мнение других.
Итак, делаем общий вывод.
В ходе нашего мастер-класса мы выделили 3 ключевых правила.
Правило №1: Определить конкретную цель.
Правило 2: Определить последовательность и роли участников.
Правило №3: Принимать совместное решение, учитывая мнение других
Используете ли вы эти правила на практике?
Рефлексия:
А для того, чтобы подвести итог нашей работы, я предлагаю вновь поработать в парах. Вам необходимо составить общее мнение о нашем мастер-классе начиная со слов «Мы хотим сказать…» на цветных эмблемах нашего мастер класса вы должны написать 1 слово и показать его всем.
А я надеюсь, что правила которые мы определили, будут полезны.
Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!(интернет ресерс)
Коллеги, а на прощание я хочу сказать: благодарю вас за работу, желаю вам успешного учебного сотрудничества!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №3 МР Учалинский район РБ
Методическая разработка урока
по химии 8 класс на тему:
«Круговорот кислорода в природе.
Применение кислорода.»
Разработал : учитель первой квалификационной категории
Гатауллина Юлия Тагтровна
2018-2019 г
Открытый урок.
Тема: Круговорот кислорода в природе. Применение кислорода.
Тип урока: урок формирования и закрепления знаний.
Цель: Познакомить учащихся с круговоротом кислорода в природе, а также с основными областями применения кислорода.
Задачи:
•образовательная: обеспечить в ходе урока усвоение учащимися следующих понятий: круговорот кислорода в природе, применение кислорода.
•развивающая: развивать умение учащихся записывать уравнения реакций, расставлять коэффициенты, давать названия оксидам; умение работать самостоятельно и в коллективе.
•воспитательная: воспитывать у учащихся навыки умения слушать, общаться; воспитывать культуру умственного труда, аккуратность, интерес к учёбе.
Методы: словесный, иллюстративно – наглядный, самостоятельная работа с учебником, тренажерной картой.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Структура урока:
1.Организационный момент
2. Постановка темы и целей урока.
3. Повторение .Проверка Д.з.
4. Изучение новой темы.
5. Закрепление .
6. Рефлексия.
7.Запись Д.з.
План –конспект урока.
- Организационный момент .
Добрый день! Меня зовут Юлия Тагировна, и сегодня мы вместе будем работать на уроке.
- Постановка темы и целей урока.
«Достоин тот газ удивленья.
Его применяют сейчас,
Для резки металлов, в сталеварении,
И в доменных мощных печах.
Берет его летчик в высотные дали.
Подводник с собою берет.
Вы, верно, уже угадали,
Что этот газ. – ……………….».
(Кислород.)
Итак, мы продолжаем изучать главу «Кислород.».
Тема урока: звучит так: «Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.»
Цели урока: сегодня на уроке мы познакомимся с круговоротом кислорода в природе и с областями применения кислорода.
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте сначала вспомним, что мы изучили на предыдущих уроках.
- Повторение и актуализация знаний.
За правильные ответы вы будете получать жетоны и в конце урока мы определим победителя и выставим оценки.
- Назовите химический знак кислорода? (О)
Первый ответивший вызывается к доске- это будет КИСЛОРОД
2 . «16» что это за цифра?
3. Почему химическая формула простого вещества кислорода? (О2)
(Валентность кислорода равна II.)
4. «32» что это за цифра ?
5. Вспомним физические свойства кислорода? (бесцветный газ, без вкуса и запаха, малорастворим в воде, тяжелее воздуха).
7. Вступает ли в какие либо химические взаимодействия кислород? (да)
8. Какие вещества при этом образуются?( оксиды)
Ну что ж ,Молодцы. Проверим как вы усвоили домашнее задание.
А) Игра «Крестики нолики»
Задание: найдите ряд в котором только оксиды, дайте им название.
СЛАЙД№ ,карточки заданий ( 2 игры)
Б) Но нас с вами ждет еще одно испытание: чтобы продолжить свой путь, вы должны разгадать тайну "Магических шаров". Впишите в шары отсутствующие формулы веществ с необходимыми индексами и коэффициентами ( один ученик вызывается к доске)
В) задание «Практика»
?Ребята, вспомните есть ли кислород в атмосфере?(да) А сколько его в составе воздуха? (21%)
Двух учеников вызываю к доске. Показываю опыт , а вы должны написать уравнения химических реакций и уравнять их.
Д.О. H2O2 (MnO)
С + O2
Fe + O2
Молодцы , справились с о всеми заданиями.
А теперь приступаем к изучению нового материала.
- Изучение нового материала
Вот горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз.
Дышит им любой из нас
Каждый миг, и каждый час.
Без него мертва природа.
Вот значенье кислорода
- А много ли кислорода на нашей планете?
٭ Как вы знаете, кислород как химический элемент входит в состав многих природных соединений. Основная масса кислорода содержится в земной коре, где он связан с Si и А1.
? Сколько процентов составляет кислород в виде химических соединений с другими элементами? (49,13%)
٭Кислород входит в состав молекул воды. (88% по массе)
٭И в атмосфере кислород тоже присутствует.(21%)
- Ребята, а для чего нам нужен кислород? (для дыхания).
- Кто выделяет кислород, которым мы дышим? (растения).
-Следовательно, кислород играет важную роль в природе. При участии кислорода совершается один из жизненных важнейших процессов - дыхание. Например в год на дыхание 1 человека уходит приблизительно 263м3 кислорода. Если рассчитать потребление кислорода на всех жителей земли получится число 1600 млрд м3 .
- Кислород также принимает участие и в других процессах : с его участием происходит окисление металлов с образованием ржавчины, гниение растительных и животных остатков, горение металла. Некоторые процессы проходят медленно, другие очень быстро.
В природе существует лишь одна реакция, в результате которой выделяется молекулярный кислород из его соединений - это фотосинтез.
Как вы уже знаете из курса биологии, что листья растений на свету с помощью хлорофилла осуществляют процесс питания.
Главную реакцию фотосинтеза, идущего с выделением кислорода, можно записать в следующем виде:
ВОДА + НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА + СВЕТ = ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА + КИСЛОРОД.
Используя фишки составить уравнение природного получения кислорода.
Процесс фотосинтеза записываем в тетрадки.
свет
6СО2 + 6Н2О С6Н12О6 + 6О2
Углекислый вода хлорофилл глюкоза кислород
газ
Растительный мир ежегодно возвращает в атмосферу около 400 миллиардов тонн кислорода.
Таким образом в атмосфере и гидросфере осуществляется круговорот кислорода. В итоге сохраняется содержание кислорода в атмосфере Земли.
В целях сохранения кислорода в воздухе городов и крупных промышленных центров создаются специальные зеленые зоны.
Как настроение? А сейчас мы немножко отдохнем. (муз. сопровождение)
Физминутка: выровняли спинки, опустили руки, подняли голову, нарисуйте на потолке глазками фигурку и крепко зажмурились.
4. Итак, мы продолжаем и сейчас самостоятельная работа с учебником. На стр. 81 выписать в тетрадь применение кислорода в виде схемы.
Применение кислорода
Применение любого вещества основывается на его свойствах физических и химических. Кислород не исключение.
-в медицине (облегчает затруднённое дыхание больного)
-в химическом производстве
-в металлургии
-для горения топлива
-для резки металлов
-в авиации для дыхания лётчиков ,и работы двигателей
-на взрывных работах
-для сварки металлов
Просмотр видеофрагмента: применение кислорода.
? Все ли области были озвучены в видеофрагменте?
Все ли было записано в учебнике?
Дополняем таблицу.
Применение любого вещества основывается на его свойствах физических и химических
Посмотрим на каких свойствах кислорода основывается та или иная область применения.
- способность кислорода поддерживать горение и выступать в качестве окислителя используется:
в сварке и резке металлов,
в металлургии
при сжигании топлива
(при окислении ракетного топлива)
-Способность кислорода поддерживать процессы дыхания используется в медицине , используется космонавтами и водолазами.
- Закрепление.
Давайте попробуем с вами обобщить полученные на уроке знания как наш великий соотечественник ,один из основоположников химии в России М.В.Ломоносов, сложим небольшой стих.
…
Задание на карточках.
- Рефлексия
Я на уроке узнал…
Я для себя открыл…
Я бы хотел ещё…
Давайте посчитаем количество жетонов… и выставим оценки за урок.
- Запись домашнего задания
§24 в.1, 4,5 (п)
Урок окончен. До свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оксид Э х О у Основный Ме х О у Кислотный Неме х О у Основания Ме ( ОН ) n Кислоты H x R -x
К какому классу соединений относятся формулы веществ? Назовите их. H 2 SO 4 Na 2 O Ba (OH) 2 H 2 CO 4 N 2 O 5 KOH
Определите ряд формул состоящих только из: а) кислотных оксидов б) основных оксидов: а) Na 2 O, N 2 O, CuO ; b) CO 2 , P 2 O 5 , Cl 2 O 7 ; c) MgO , BaO , ZnO ; d) Li2O, CaO , CO .
Оксид Э х О у Основный Ме х О у Кислотный Неме х О у Основания Ме ( ОН ) n Кислоты H x R -x ?
О каком веществе идёт речь? У травоядных животных потребность в этом веществе велика. В тех странах, где этого вещества мало, люди прибегали к различным способам чтобы .. Меланезийцы каждое утро пили морскую воду, в Новой Зеландии пищу запивали морской водой, в Северной Америке индейские племена высушивали морскую капусту и добавляли её в пищу.
Сол и Тема урока:
Цели урока: Узнать новом классе химических соединений –соли. Сформировать понятие о солях. Рассмотреть состав, название, классификацию солей . Познакомиться с представителями солей .
К какому классу неорганических соединений относится каждое вещество : СаО , Са (ОН) 2 , SO 3 , Н 2 SO 4 , СаSO 4
Na + OH - H + Cl - Образование поваренной соли основание кислота соль
Соли - это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков . а томы металла кислотный остаток H x R -x Me ( OH ) n Me x R n
Найдите среди формул веществ- формулы солей CO 2 H 2 SO 4 CaO K 2 SO 4 H 2 O Ba SO 3 Fe (OH) 3 HCl MgCO 3
Номенклатура солей Название Соли Название кислотного остатка Название металла в родительном падеже Кислотные остатки NO 2 ¯ - нитрит CL ¯ - хлорид NO 3 ¯ - нитрат N 3- - нитрид SO 3 2- - сульфит С 4 - - карбид SO 4 2- - сульфат S 2- - сульфид С O 3 2- - карбонат Br - - бромид Р O 4 3- - фосфат учебник стр. 123 (141) + =
Сульфат калия Сульфит бария Карбонат магния Ba SO 3 MgCO 3 K 2 SO 4
Составить формулу сульфата алюминия: Составьте формулы: сульфата натрия, сульфата кальция, сульфата железа (III). Al 2 + SO 4 3 ( ) 3 2
Алгоритм составления формулы соли При составлении формулы соли необходимо: расставить степени окисления атомов металлов и кислотных остатков; по правилу креста расставить индексы . Чётные индексы сократить .
Дать название: MgSO4 Al2(SO4)3 Fe(NO3)3 CaCO3 NaCl
Составить формулы: Хлорид магния Сульфат калия Нитрат алюминия Фосфат цинка
Al HCl Na HNO 3 Fe +3 H 2 S Zn +2 H 2 CO 3 Составить соли: Назовите
§ 33. Выучить названия кислотных остатков. Домашнее задание
Оксид Э х О у Основный Ме х О у Кислотный Неме х О у Основания Ме ( ОН ) n Кислоты H x R -x Соли Me x R n
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Химический элемент - это определенный вид атомов Простое вещество - состоит из атомов одного химического элемента
Кислород Озон Химический элемент КИСЛОРОД- «О» Простое вещество:
Модификации кислорода. О 2 - кислород; бесцветный газ; не имеет запаха; плохо растворим в воде; температура кипения-182,9 С; устойчивая молекула. О 3 – озон; газ голубого цвета; имеет резкий запах; растворяется в 10 раз лучше, чем кислород; температура кипения -111,9 С; не устойчивая молекула.
Графит Алмаз Химический элемент УГЛЕРОД- «С» Простое вещество:
Закон постоянства состава Был открыт французским химиком Прустом: Всякое чистое вещество (химическое соединение), каким бы путем оно ни было получено, имеет строго определенный и постоянный состав (качественный и количественный).
Например, вода может быть получена в результате следующих химических реакций: Cu (OH) = H 2 O + CuO 2Н 2 + O 2 = 2Н 2 O Са (ОН) 2 + H 2 SO 4 = CaSO 4 + 2Н 2 O
Ясно, что молекула полученной различными способами воды всегда состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Этот закон строго выполняется только для веществ молекулярного строения .
Определить качественный и количественный состав NaOH H 2 S CaO CH 4 H 3 PO 4 Cl 2 O 7 K 2 SO 4 NH 3 Li 2 O
§. 7 вопросы 1 (у) , 2 (п) Домашнее задание:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
C , Li , H , Be , S , Fe +3 , P , Mg Ι вариант ΙΙ вариант Кислотные Основные оксиды оксиды 2. K , Ca , Al – написать формулы оснований Самостоятельная работа 7мин.
Э х О у оксиды основные кислотные Ме х О у Ме ( ОН ) n ? Неме х О у
Что нас объединяет?
Кислоты Тема урока:
Цели урока: Узнать о гидроксидах - кислотных оксидов Сформировать понятие о кислотах. Рассмотреть состав, название, классификацию кислот. Познакомиться с представителями неорганических кислот.
Формулы и названия некоторых кислот Формула кислоты Название кислоты HCl HNO 3 HNO 2 H 2 S H 2 SO 4 H 2 SO 3 H 2 CO 3 H 2 SiO 3 H 3 PO 4 Соляная (хлороводородная) Азотная Азотистая Сероводородная Серная Сернистая Угольная Кремниевая Фосфорная
Состав кислот H 2 SO 4 H Cl кислотные остатки H 3 PO 4
Кислоты - это сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка H x R
- X + I H x R
Подчеркните кислотный остаток в молекулах кислот H 2 SO 4 ; H 2 CO 3 ; HNO 3 ; H 2 SiO 3 ; H 3 PO 4 - X + I H x R
Определите валентность кислотных остатков H 2 SO 4 ; H 2 CO 3 ; H NO 3 ; H 2 SiO 3 ; H 3 PO 4 - X + I H x R -2 -3 -1 -2 -2
Составьте формулы кислот по известным кислотным остаткам Cl (I) → S (II) → PO 4 (III) → SiO 3 (II) → ClO 4 (I) → MnO 4 (II) → NO 2 (I) → - X + I H x R HCl H 2 S H 3 PO 4 H 2 SiO 3 HClO 4 H 2 MnO 4 HNO 2
Классификация кислот Уксусная Лимонная Яблочная Муравьиная HCl H 2 SO 4 H 3 PO 4 H 2 CO 3 H 2 SiO 3 Неорганические Органические
По какому признаку кислоты разделены на группы? HCl HF HBr H 2 S HI Design Inc. HNO 3 H 2 SO 4 H 2 CO 3 H 2 SiO 3 H 3 PO 4 Contents 1 Contents 2
Классификация кислот по наличию в их составе кислорода Кислород- содержащие Бескислородные Кислоты
По какому признаку кислоты разделены на группы? HF HCl HBr HI HNO 3 HClO 4 H 2 S H 2 SO 4 H 2 SO 3 H 2 CO 3 H 2 SiO 3 H 3 PO 4 H 3 BO 3 ? ? ?
Одноосновные HCl , HNO 3 Двухосновные H 2 SO 4 ,H 2 SiO 3 Трехосновные H 3 PO 4 Классификация кислот по числу атомов водорода. Кислоты
§32 ; в.2 ( а,б ) подготовиться к химическому диктанту ( оксиды,основания,кислоты ) Домашнее задание
Закрепление S →SO 2 → SO 3 → H 2 SO 4 Ba→ BaO → Ba(OH) 2 Se →SeO 2 → H 2 SeO 3
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Домашнее задание § 37 вопр . 1 , 2 ( п ) Учить кислоты и их соли
«Немой химик» Лоб – КИСЛОТА Правое ухо - Левое ухо – ОСНОВНЫЙ КИСЛОТНЫЙ ОКСИД ОКСИД Нос - ОСНОВАНИЯ Рот - СОЛЬ
Нерастворимые основания. Амфотерность Тема урока:
Раствори- мые Нераствори - мые Ме ( ОН ) n
ЭЛЕ-МЕНТ МЕ НЕМЕ Ме х О у Неме х О у Ме ( ОН ) n H x R -x Me x R n +О 2 +О 2 +Н 2 О +Н 2 О Соль+ вода соль Соль+ вода Соль+ Н 2 Соль+ Вода
Лабораторная работа№10 «Получение и свойства нерастворимых оснований» № Что делели Наблюдения 1. 2. 3.
Решить цепочку уравнений реакций Mn MnO Mn (OH)2 MnCl2 Na2MnO2 назовите все полученные вещества
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЭЛЕ-МЕНТ МЕ НЕМЕ Ме х О у Неме х О у Ме ( ОН ) n H x R -x Me x R n +О 2 +О 2 +Н 2 О +Н 2 О Соль+ вода соль Соль+ вода Соль+ Н 2 Соль+ Вода
Самостоятельная работа 10 мин. N Zn C Mg I K CL Na S Ca 1 вариант 2 вариант 1. Неметалы 1. Металлы 2. Составить формулы их оксидов и указать характер. (кислотный или основный) 3. Написать формулы Серная кислота Азотная кислота Хлороводородная кислота Сероводородная кислота Гидроксид лития Гидроксид кальция
Химические свойства щелочей Тема урока:
Цель урока: Рассмотреть общие и особые свойства растворимых оснований. Продолжить учиться составлять уравнения химических реакций. Повторить классы веществ и типы химических реакций.
Одинокий жил металл, Гидроксогруппе дружбу предлагал И в любви признание, Это – основание !
А если серьезно ?
Раствори- мые Нераствори - мые Ме ( ОН ) n
ОСНОВАНИЯ – это ГИДРОКСИДЫ МЕТАЛЛОВ П р и м е р ы Гидроксид натрия – NaOH Гидроксид кальция – Ca(OH) 2 это ГИДРОКСИДЫ
Каковы формулы гидроксидов калия, бария и меди ( II ) ?
ОТВЕТЫ: Гидроксид калия – КОН Гидроксид бария - Ва (ОН) 2 Гидроксид меди ( II ) – Cu (ОН) 2
Физические свойства При растворении щелочей в воде выделяется тепло. Растворы щелочей «мылкие» на ощупь. Концентрированные растворы щелочей разрушают ткани и бумагу, поэтому их называют едкими щелочами. Например, гидроксид натрия называют «едкий натр». РАБОТА С ЩЕЛОЧАМИ ТРЕБУЕТ ОСТОРОЖНОСТИ!
Химические свойства: 1. Действие индикаторов
В щелочах фиолетовый лакмус становится синим
В щелочах оранжевый метилоранж становится желтым
Но лучший индикатор для щелочей – это ФЕНОЛФТАЛЕИН, потому что он бесцветный в кислой и нейтральной среде
Попасть в кислоту Нету горше удачи… Но он перетерпит Без вздоха, без плача. Зато в щелочах У фенолфталеина Начнется не жизнь, А сплошная МАЛИНА !
2. Реакции с кислотами Щёлочь + Кислота = Соль + Вода NaOH + HCl = NaCl + H 2 O
3. Реакции с кислотными оксидами Щёлочь + Кислотный оксид = Соль +Вода NaOH + SO3 = Na2SO4 + H2O (H2SO4) 2
Щёлочь + Соль = Соль + Основание 4 . Реакции с солями NaOH + CuCl2 = NaCl + Cu(OH)2 p H ↓ 4 . Реакции с солями смотреть соль по таблице растворимости! 2 2
ЭЛЕ-МЕНТ МЕ НЕМЕ Ме х О у Неме х О у Ме ( ОН ) n H x R -x Me x R n +О 2 +О 2 +Н 2 О +Н 2 О Соль+ вода соль Соль+ вода Соль+ Н 2 Соль+ Вода
Получение растворимых оснований Основный оксид + Вода = Основание Растворение металлов Ӏ А и ӀӀА группы в воде
Домашнее задание § 36 вопрос 1 , 3 ( п ) Таблицу учить
Решить цепочку уравнений реакций Ca CaO Ca(OH)2 Ca3(PO4)2 назовите все полученные вещества
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЭЛЕ-МЕНТ МЕ НЕМЕ Ме х О у Неме х О у Ме ( ОН ) n H x R -x Me x R n +О 2 +О 2 +Н 2 О +Н 2 О Соль+ вода соль Соль+ вода
Na 2 CO 3 Cu(OH) 2 FeO AlCl 3 MgBr 2 NaOH CO 2 NiO Ca(OH) 2 HCl H 2 SO 4 H 2 SiO 3
Презентацию подготовила учитель химии 1 категории МБОУ лицей№3 Гатауллина Ю.Т.
Цель урока: Рассмотреть общие и особые свойства кислот. Продолжить учиться составлять уравнения химических реакций. Повторить классы веществ и типы химических реакций.
Классификация кислот HF HCl HBr HI H 2 S HNO 3 H 2 SO 4 H 2 SiO 3 H 2 CO 3 H 3 PO 4
Классификация кислот HCl HNO 3 H 3 PO 4 H 2 S H 2 SO 4
Классификация кислот H 2 SiO 3 HNO 3 H 2 SO 4 H 2 S H 2 CO 3
Химические свойства кислот Действие кислот на индикаторы лакмус метилоранж фенолфталеин
Химические свойства кислот : Реакции с Металлами Кислоты могут взаимодействовать с основными оксидами Реакции с основаниями (щелочами и нерастворимыми) Замещения обмена обмена Реакции
Химические свойства кислот Кислота + металл = соль + водород Ряд активности металлов: Li K Ba Ca Na Mg Al Zn Fe Sn Pb H Cu Hg Ag Pt Au Активность металлов уменьшается Опыт 1. Взаимодействие цинка с соляной кислотой Опыт 2. Взаимодействие металлов с кислотами
Химические свойства кислот Кислота + основный оксид = соль + вода Опыт. Взаимодействие оксида меди ( II) с серной кислотой С uO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O
Кислота + основание = соль + вода Химические свойства кислот HCl + NaOH = H 2 SO 4 + Cu(OH) 2 = NaCl + H 2 O CuSO 4 + 2H 2 O
Химические свойства кислот КИСЛОТА + С О Л Ь Металл Основный оксид Основание Соль + Н 2 Н 2 О Н 2 О кислота
Домашнее задание § 35 в.2 Схему учить
ЭЛЕ-МЕНТ МЕ НЕМЕ Ме х О у Неме х О у Ме ( ОН ) n H x R -x Me x R n +О 2 +О 2 +Н 2 О +Н 2 О Соль+ вода соль Соль+ вода Соль+ Н 2 Соль+ Вода
Химические свойства кислот КИСЛОТА + С О Л Ь Металл Основный оксид Основание Соль + Н 2 Н 2 О Н 2 О кислота
Химические свойства кислот Кислота 1 + соль 1 = соль 2 + Кислота 2 Условия реакции: 1. Если образуется осадок ↓ : H 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 ↓ + 2HCl 2 . Если выделяется газ: HNO 3 + CaCO 3 = Ca(NO 3 ) 2 + H 2 O + CO 2 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЭЛЕ-МЕНТ МЕ НЕМЕ Ме х О у Неме х О у Ме ( ОН ) n H x R -x Me x R n +О 2 +О 2 +Н 2 О +Н 2 О
Решить цепочку уравнений реакций 1. Са → CaO → Ca(OH) 2 2 . P → P 2 O 5 → H 3 PO 4
Составить и назвать соли HNO 3 и Mg H 2 SO 4 и Li H 2 CO 3 и Al
Актуализация знаний Оксиды — это простые или сложные вещества? Свой ответ объясните. Дайте определение оксидов. В каком агрегатном состоянии могут находиться оксиды ? Что такое химические свойства?
Химические свойства оксидов Тема урока:
Цели урока: Закрепить знания о группах оксидов Рассмотреть химические свойства оксидов. Показать различия и сходство между кислотными и основными оксидами. Научить подставлять в схему формулы оксидов и писать соответствующие химические уравнения. Закрепить умение расстановки коэффициентов в уравнениях реакций
8 Оксиды Несолеобразующие Солеобразующие N 2 O, NO, SiO , CO Основные Кислотные
Химические свойства: Реакции с водой Оксиды могут взаимодействовать друг с другом Реакции с основаниями Реакции с кислотами Соединения Для кислотных оксидов Для основных оксидов
Лабораторная работа №8 № Что делали Наблюдения 1 2 3
ЭЛЕ-МЕНТ МЕ НЕМЕ Ме х О у Неме х О у Ме ( ОН ) n H x R -x Me x R n +О 2 +О 2 +Н 2 О +Н 2 О