План по самообразованию

ЗАВОЙКИНА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

"Повышение профессиональной компетентности в работе по развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников путем экспериментирования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_zavoykina.docx447.54 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога (полностью)

Завойкина Наталья Васильевна

Дата рождения

01.02.1974 г.р.

Должность

Воспитатель

Стаж работы в должности

23 года

Квалификационная категория (Приказ № и дата; Протокол № и дата заседания аттестационной комиссии)

Приказ №3318 от 21.12.2018

Протокол №5 от 09.11.2018 заседания аттестационной комиссии

Образование (уровень (высшее, среднее профессиональное), название учебного заведения и год окончания)

Среднее специальное

Орехово-Зуевское педагогическое училище, 1991

Профессиональная переподготовка (тема, сроки)

«Дошкольная специальная психология и педагогика», 01.04.17 – 29.09.17

«Педагогика дошкольного образования. Познавательное развитие», 25.03.19 – 24.06.19

Курсы повышения квалификации за последние три года (тема, сроки)

«Оказание первой помощи детям пдагогическим работником в рамках исполнения ст. 41 «Закона об образовании» раздела «Об охране здоровья обучающихся», 25.03.19 – 24.06.19

Профессиональные награды (вид награды (грамота, благодарность…), от кого, год)

Благодарственное письмо от Председателя Московской областной Думы И.Ю. Брынцалова, 2017

Грамота от Начальника управления Т.В.Панковой, 2017

Благодарность от Губернатора МО Б.В.Громова, 2012

Актуальность темы

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основной наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должно осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития. В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Цель: Повысить уровень собственных знаний и практических навыков для создания оптимальных условий развития познавательно-исследовательских способностей дошкольников путем экспериментирования.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и интернет ресурсов;
  2. Разработать перспективный план работы с детьми, с педагогами и с родителями;
  3. Организовать работу кружка;
  4. Вести технологию детского экспериментирования;
  5.  Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Особенности познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах»;
  6. Подготовить выступление на педагогическом совете на тему: «Возможности лаборатории экспериментирования в детском саду»;
  7. Создать картотеку опытов с детьми 6-7 лет.

Предполагаемые результаты по самообразованию:

В течении года я изучала приобретённую литературу, знакомилась с опытом работы других педагогов, посредством сети интернет, теперь я обладаю более углублёнными знаниями и умениями в области экспериментирования. Работа, проведенная с педагогами, тоже дала определённые результаты: они умеют использовать в своей работе оборудование лаборатории экспериментирования, знают, как проводить опыты с объектами живой и неживой природы и разными материалами, оборудуют уголок экспериментирования в своей возрастной группе, с учетом возрастных особенностей детей. Родители собирают материал для наших коллекций, из просмотренной фотовыставки «Наши опыты» они знают, как занимаются их дети, умеют проводить опыты в домашних условиях. Я создаю картотеку опытов для детей 6-7 лет на основе работы, которую провожу с детьми каждый месяц в группе и на кружке. Дети умеют самостоятельно проводить опыты и знают оборудование нашей лаборатории.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Месяц

Формы и темы мероприятий

с детьми

с педагогами

с родителями

самообразование

Сентябрь 2020

Знакомство с прибором помощником лупой

Опыты с песком: «Цветной песок», «Рисование песком»

Смотр и анализ наполняемости материалов уголков экспериментирования в разных возрастных группах.

Трансляция опыта работы посредством соц. сети по теме «Опыты с объектами неживой природы».

Привлечение родителей к сбору коллекций: «Природный материал», «Ракушки», «Мыло», «Камни»

Изучение литературы: Е.А. Дмитриева, О.Ю. Зайцева, С.А. Калиниченко «Детское экспериментирование»;

Н.В. Нищева «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ»

Октябрь

2020

Показать, как образуется тень

Опыты: «Свет и тень», «Свет повсюду»

Ноябрь

2020

Опыты: «Вода растворитель», «Очищение воды»

Познакомить с принципами работы пипетки

Выступление на педагогическом совете: «Возможности лаборатории экспериментирования в ДОУ»

Консультация: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Просмотр вебинара по теме «Исследование объектов неживой природы».

Декабрь

2020

Опыты со снегом и льдом: «Круговорот воды в природе», «Цветные льдинки»

Трансляция опыта работы посредством соц. Сети «Волшебный мир бумаги».

Создание картотеки опытов с детьми 6-7 лет.

Пробное проведение новых опытов

Январь

2021

Знакомство с историей изобретения воздушного шара; учить пользоваться чашечными весами

Опыты: «Веселые бусины», «Шарик непоседа»

Мастер-класс: «Мир магнита»

Мастер-класс: «Опыты и эксперименты в домашних условиях»

Февраль

2021

Изучение условий развития и роста растений

Опыты: «С водой и без воды», «На свету и в темноте», «Проращивание семян»

Проведение кружка по экспериментированию.

Знакомство с опытом работы других педагогов по теме «Опыты и эксперименты со старшими дошкольниками», посредством сети интернет.

Март

2021

Познакомить с понятием – магнетизм

Опыты с магнитом; изучение устройства компаса

Консультация: «Особенности познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах»

Фотовыставка: «Наши опыты»

Апрель

2021

Знакомство с силой тяготения; изучение макета солнечной системы

Опыт: «Упрямые предметы»

Май

2021

Наблюдение за насекомыми с использованием оборудования: сочок, лупа, домик для насекомых, лаборатория «Жужжание»

Трансляция опыта работы посредством соц. Сети «Наблюдения за объектами живой природы".

Подведение итогов по самообразованию

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

2. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические екомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.

3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Детство –Пресс , СПБ, 2016.

4. Л.В.Рыжова Методика детского экспериментирования. Детство –Пресс , СПБ, 2014.

5. Е.А. Дмитриева, О.Ю. Зайцева, С.А. Калиниченко «Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: метод. Пособие». – М.: ТЦ Сфера, 2017.

6. Н.В. Нищева «Организхация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1» - СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.