План по самообразованию
"Повышение профессиональной компетентности в работе по развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников путем экспериментирования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_zavoykina.docx | 447.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. педагога (полностью) | Завойкина Наталья Васильевна |
Дата рождения | 01.02.1974 г.р. |
Должность | Воспитатель |
Стаж работы в должности | 23 года |
Квалификационная категория (Приказ № и дата; Протокол № и дата заседания аттестационной комиссии) | Приказ №3318 от 21.12.2018 Протокол №5 от 09.11.2018 заседания аттестационной комиссии |
Образование (уровень (высшее, среднее профессиональное), название учебного заведения и год окончания) | Среднее специальное Орехово-Зуевское педагогическое училище, 1991 |
Профессиональная переподготовка (тема, сроки) | «Дошкольная специальная психология и педагогика», 01.04.17 – 29.09.17 «Педагогика дошкольного образования. Познавательное развитие», 25.03.19 – 24.06.19 |
Курсы повышения квалификации за последние три года (тема, сроки) | «Оказание первой помощи детям пдагогическим работником в рамках исполнения ст. 41 «Закона об образовании» раздела «Об охране здоровья обучающихся», 25.03.19 – 24.06.19 |
Профессиональные награды (вид награды (грамота, благодарность…), от кого, год) | Благодарственное письмо от Председателя Московской областной Думы И.Ю. Брынцалова, 2017 Грамота от Начальника управления Т.В.Панковой, 2017 Благодарность от Губернатора МО Б.В.Громова, 2012 |
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основной наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должно осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития. В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Цель: Повысить уровень собственных знаний и практических навыков для создания оптимальных условий развития познавательно-исследовательских способностей дошкольников путем экспериментирования.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и интернет ресурсов;
- Разработать перспективный план работы с детьми, с педагогами и с родителями;
- Организовать работу кружка;
- Вести технологию детского экспериментирования;
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Особенности познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах»;
- Подготовить выступление на педагогическом совете на тему: «Возможности лаборатории экспериментирования в детском саду»;
- Создать картотеку опытов с детьми 6-7 лет.
Предполагаемые результаты по самообразованию:
В течении года я изучала приобретённую литературу, знакомилась с опытом работы других педагогов, посредством сети интернет, теперь я обладаю более углублёнными знаниями и умениями в области экспериментирования. Работа, проведенная с педагогами, тоже дала определённые результаты: они умеют использовать в своей работе оборудование лаборатории экспериментирования, знают, как проводить опыты с объектами живой и неживой природы и разными материалами, оборудуют уголок экспериментирования в своей возрастной группе, с учетом возрастных особенностей детей. Родители собирают материал для наших коллекций, из просмотренной фотовыставки «Наши опыты» они знают, как занимаются их дети, умеют проводить опыты в домашних условиях. Я создаю картотеку опытов для детей 6-7 лет на основе работы, которую провожу с детьми каждый месяц в группе и на кружке. Дети умеют самостоятельно проводить опыты и знают оборудование нашей лаборатории.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Месяц | Формы и темы мероприятий | |||
с детьми | с педагогами | с родителями | самообразование | |
Сентябрь 2020 | Знакомство с прибором помощником лупой Опыты с песком: «Цветной песок», «Рисование песком» | Смотр и анализ наполняемости материалов уголков экспериментирования в разных возрастных группах. Трансляция опыта работы посредством соц. сети по теме «Опыты с объектами неживой природы». | Привлечение родителей к сбору коллекций: «Природный материал», «Ракушки», «Мыло», «Камни» | Изучение литературы: Е.А. Дмитриева, О.Ю. Зайцева, С.А. Калиниченко «Детское экспериментирование»; Н.В. Нищева «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ» |
Октябрь 2020 | Показать, как образуется тень Опыты: «Свет и тень», «Свет повсюду» | |||
Ноябрь 2020 | Опыты: «Вода растворитель», «Очищение воды» Познакомить с принципами работы пипетки | Выступление на педагогическом совете: «Возможности лаборатории экспериментирования в ДОУ» | Консультация: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» | Просмотр вебинара по теме «Исследование объектов неживой природы». |
Декабрь 2020 | Опыты со снегом и льдом: «Круговорот воды в природе», «Цветные льдинки» | Трансляция опыта работы посредством соц. Сети «Волшебный мир бумаги». | Создание картотеки опытов с детьми 6-7 лет. Пробное проведение новых опытов | |
Январь 2021 | Знакомство с историей изобретения воздушного шара; учить пользоваться чашечными весами Опыты: «Веселые бусины», «Шарик непоседа» | Мастер-класс: «Мир магнита» | Мастер-класс: «Опыты и эксперименты в домашних условиях» | |
Февраль 2021 | Изучение условий развития и роста растений Опыты: «С водой и без воды», «На свету и в темноте», «Проращивание семян» | Проведение кружка по экспериментированию. Знакомство с опытом работы других педагогов по теме «Опыты и эксперименты со старшими дошкольниками», посредством сети интернет. | ||
Март 2021 | Познакомить с понятием – магнетизм Опыты с магнитом; изучение устройства компаса | Консультация: «Особенности познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах» | Фотовыставка: «Наши опыты» | |
Апрель 2021 | Знакомство с силой тяготения; изучение макета солнечной системы Опыт: «Упрямые предметы» | |||
Май 2021 | Наблюдение за насекомыми с использованием оборудования: сочок, лупа, домик для насекомых, лаборатория «Жужжание» | Трансляция опыта работы посредством соц. Сети «Наблюдения за объектами живой природы". | Подведение итогов по самообразованию |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
2. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические екомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.
3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Детство –Пресс , СПБ, 2016.
4. Л.В.Рыжова Методика детского экспериментирования. Детство –Пресс , СПБ, 2014.
5. Е.А. Дмитриева, О.Ю. Зайцева, С.А. Калиниченко «Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: метод. Пособие». – М.: ТЦ Сфера, 2017.
6. Н.В. Нищева «Организхация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1» - СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.