Памятки учителю .

Шабанова Марина Петровна

Памятки.

Требования к оформлению классных и домашних работ в тетради по русскому языку.

Требования к оформлению классных и домашних работ в тетради русскому языку. 
Записи должны вестись чётким аккуратным почерком, используя пасту синего и фиолетового цветов. Гелиевой ручкой пользоваться нельзя. 
Для обозначения орфограмм используется паста зелёного цвета.
Для выполнения разбора слова по составу и других обозначений используется простой карандаш. 
Запись даты делается прописью, а не цифрами (со 2 класса). В записи даты и названии работы тоже подчёркиваются орфограммы (для тренировки навыка). 
После каждой работы обязательно делается работа над ошибками с использованием памятки, которая выдана учащимся.При невыполнении работы над ошибками следующая работа оценивается на 1 балл ниже заслуженного. 
Тетрадь должна быть обязательно в обложке и подписана в соответствии с требованиями к оформлению документации:
 для работ по русскому языку
 ученика (цы) 5 класса 
МКОУ Шаитикской ООШ 
Фамилия имя (полное) в родительном падеже 
Новая тетрадь заводится только после того, как закончится старая. Все подчёркивания слов производятся строго с использованием линейки и простым карандашом.
 Из тетради запрещается вырывать листы. 
Все виды контрольных и проверочных работ делаются в специальных контрольных тетрадях, которые можно посмотреть на родительском собрании, так как они подлежат хранению в школе в течение 5 лет.

Как привить интерес к чтению? 
• Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п. 
• По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать. 
• Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков. 
• Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.). 
• Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают. 
• Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети больше читают. 
• На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок). 
• В доме должна быть детская библиотечка. 
• Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.). 
• Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им. 
• Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях): 
• Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них по¬является ощущение законченности и удовлетворения. 
• Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм. 
• Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

                                Дни воинской славы в Россиии

 

 Славны победы российских воинов, оказавшие решающие влияние на исход войны. Всегда русское воинство, не сдавая позиций до последнего живого солдата, вызывало восхищение у противника своей стойкостью, решительностью и смелостью. Полководцы и командиры славились своим талантом и умением управлять войсками, что всегда способствовало славным победам над врагом.

     Для того чтобы на века увековечить славное русское воинство и его победы в марте 1995 года был принят закон «О днях воинской славы и памятных датах России».

  • 27 января – прорыв ленинградской блокады в 1944 году;
  • 2 февраля — разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом в ходе операции «Уран»;
  • 23 февраля — День защитника Отечества;
  • 18 апреля —  Чудском озере в 1242 году;
  • 9 мая — День Победы в Великой Отечественной Войне;
  • 7 июля — Чесменская битва;
  • 10 июля — Полтавская битва;
  • 9 августа —  Гангунтское  сражениеГангунтское сражение
  • 23 августа — разгром гитлеровцев в битве под Курском;
  • 8 сентября —  Бородинское сражение;
  • 11 сентября — взятие Измаила;
  • 21 сентября — в 1380 году войска князя Дмитрия Донского разбили монголо-татарское войско Мамая;
  • 4 ноября — день народного единства;
  • 7 ноября — в 1941 году был проведен войсковой парад в честь 24 годовщины Октябрьской Революции;
  • 1 декабря —Синопское сражение;
  • 5 декабря — советское контрнаступление под Москвой;
  • 24 декабря – штурм Измаила.

Схема анализа литературно-художественного произведения

 

1. История создания.

2. Тематика.

3. Проблематика.

4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.

5. Жанровое своеобразие.

6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

7. Центральные персонажи.

8. Сюжет и особенности строения конфликта.

9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.

10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения) .

11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.

12. Место произведения в творчестве писателя.

13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму.

Идейное содержание включает:

1) тематику произведения — выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии;

2) проблематику — наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении;

3) пафос произведения — идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность) .

Художественная форма включает:

1) Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги) , бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве) ;

2) Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа — соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа) ;

3) Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом.

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа

.

Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.

Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.

1. Социальное и материальное положение.

2. Внешний облик.

3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек: а) характер деятельности и основных жизненных устремлений; б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия) .

4. Область чувств: а) тип отношения к окружающим; б) особенности внутренних переживаний.

5. Авторское отношение к персонажу.

6. Какие черты личности героя выявляются в произведении: а) с помощью портрета; б) в авторской характеристике; в) через характеристику других действующих лиц; г) с помощью предыстории или биографии; д) через цепь поступков; е) в речевой характеристике; ж) через «соседство» с другими персонажами; з) через окружающую обстановку.

Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

 

Схема анализа лирического стихотворения

Схема анализа лирического стихотворения.

I.   Дата написания.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое своеобразие.

IV. Идейное содержание:

1. Ведущая тема.

2. Основная мысль.

3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.

4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

5. Преобладание общественных или личных интонаций.

V. Структура стихотворения: 1. Сопоставление и развитие основных словесных образов: а) по сходству; б) по контрасту; в) по смежности; г) по ассоциации; д) по умозаключению.

2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп) , сарказм, перифраза.

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

4. Основные особенности ритмики: а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих; б) ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая) , игра рифм.

6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа) .

7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс) , другие виды звуковой инструментовки.

 

Схема анализа лирического произведения

Схема анализа лирического произведения.

1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняется ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.

2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках.

3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).

4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая.

5. Какая строка становиться толком для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо).

6. Роль последней строки. Какие слова представляются поэту особенно значимыми, которыми он может закончить стихотворение.

7. Роль звуков в стихотворении. 8. Цвет стихотворения.

9. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего) .

10. Категория пространства (реального и астрального)

11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату?

12. Особенности композиции стихотворения.

13.Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада)

14. Литературное направление, если можно определить.

15. Значение художественных средств. (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон).

16. Мое восприятие этого стихотворения.