Грант

Максимова Алина Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nizhnekamsk.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Проектно  - исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми» учителя МБОУ СОШ № 4 г Тверь

Лебедевой Александры Александровны

«Разуму всё время нужно работать, и тогда с каждым днём перед ним открываются всё более широкие горизонты» - так считал великий древнегреческий философ Демокрит. Развивать у детей умение видеть, способность к внимательному проникновению в суть окружающих их предметов очень важна. От этого зависит, каким гражданином вырастет ребенок, что он сумеет увидеть в окружающем мире. Именно природа – неистощимый источник творчества и наслаждения. Однако не все люди рождаются чуткими к ее красоте, и в этом случае особенно важна работа учителя.

Основной целью современной школы в рамках реализации новых ФГОС  является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Особое место в работе школы и каждого учителя отводится программе «Одаренные дети», которая направлена на выявление и  создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей с нераскрытыми  талантами. Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его ровесников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Природа  всех детей одарила  талантами и способностями, но зачастую они не знают этого.  Задача школы и педагога помочь раскрыться ребенку, узнать о своем даре  и помочь развить эти таланты с помощью определенной системы работы учебного заведения, и что важно, вместе с родителями учащегося.

Проектная деятельность является одним из методов воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

Исследования направлены на получение глубокой, развернутой информации об интересующем нас предмете или понятии. Если задуматься о происхождении слова «исследование», мы заметим, что в самом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь что-то «из следа», т. е. восстановить определенный порядок вещей по случайным, косвенным признакам. Таким образом, в самом термине заложено понятие об основных навыках, которые требуются от человека, приступившего к исследованию.

Ученическое исследование - это маленькое открытие уже открытых научных закономерностей, но поскольку ребенок проходит практически все этапы настоящей научной работы, проходит самостоятельно, лишь направляемый учителем, поэтому она ценна возможностью раскрыть творческие способности школьника.

Ценность ученической научно-исследовательской работы заключается в том, что дети получают навыки научной работы еще до поступления в ВУЗ. Они учатся работать с литературой, критически подходить к материалам газет, журналов и Интернета, выполнять физический эксперимент, анализировать результаты.

Задачи проектно-исследовательской работы:

- выявить одаренных детей, используя их творческий и интеллектуальный потенциал для решения актуальных задач;

- формировать у школьника интереса к научному творчеству;

- развивать творческое мышление и самостоятельность у своих учеников;

- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на своих уроках и во внеурочное время;

- вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интернет - проекты, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности.

Совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов включает в себя метод проектов. Это самостоятельная работа ребенка или группы детей, задача которой не столько получение новых знаний, сколько их применение на практике в непривычной ситуации.

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.

       Исследовательские проекты. Такие проекты требуют  хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью  совпадающую с подлинным научным исследованием.

        Творческие проекты. Проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Если рассматривать сам тип проекта, то предполагается соответствующее оформление результатов. Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учеников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видео фильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п.       

Ролевые, игровые. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются  лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все – таки является ролевая игра, где учащиеся берут на себя роли: корреспондентов газет, эколога, демографа, врача, этнографа, простых жителей.

         Ознакомительно – ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор  информации о каком – то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Практико – ориентированные (прикладные). Это  проекты отличаются четко-обозначенным результатом деятельности, который ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект  требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также  систематической  внешней оценки проекта.

          По признаку «предметно – содержательная область» можно выделить  следующие два типа проектов:

          Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в  виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

         Межпредметные. Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские знания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

       По характеру контактов проекты бывают региональные  и международные. По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты. По продолжительности выполнения проекты могут быть краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности(от недели до месяца), долгосрочными(от месяца до нескольких месяцев). Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а также других проектов. Однако, метод исследовательских проектов занимает центральное место и, вместе с тем, вызывает наибольшие трудности. Он основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых знаний, я учитель, превращаюсь в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится  переориентировать свою учебно – воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

         Важной задачей является выбор формы продукта проектно – исследовательской деятельности. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – применимыми к выбранной социально значимой проблеме. Перечень возможных выходов проектной деятельности: выставка, газета, игра, коллекция, серия иллюстраций, справочник, учебное пособие, сказка, праздник.

Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, воспитанники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся предполагает наличие определенных этапов, характерных для исследования: аргументация актуальности взятой  для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии  исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей  ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Привлечение одаренных обучающихся к исследовательской работе предполагает предварительную подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков исследовательской работы. Этот подготовительный этап осуществляется во время уроков и продолжается на факультативных занятиях, элективных курсах. И каким бы ни был ребёнок одарённым, ему необходимы знания. Только при наличии определённой базы знаний исследовательский процесс будет успешным.

В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать реферат, доклад, исследовательская работа. Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы обучающихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

Проектирование изменяет роль педагога в управлении педагогическим процессом: они выступают активными его участниками, а не исполнителями воли отдельных специалистов. Вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения. Даже неудачно выполненные проекты способствуют развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающего пространства и себя в нем. Необходимо отметить, что научные исследования имеют свои трудности в реализации: данная работа занимает большое количество времени. То, насколько педагог  готов принимать новые знания, идти за своим учеником, а не навязывать свой путь, настолько его ученик продвинется в развитие своей одаренности.

Применяя метод проектов следует отметить, что в школе создаются условия для реализации личностно - ориентированного подхода в обучении, определена готовность педагогов к продолжению проектной деятельности как условию и показателю эффективности опытно – экспериментальной работы; более того в повседневной работе учителей школы стали  использоваться следующие современные методы педагогической поддержки развития способностей обучающихся:

- методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых обучающийся и педагог получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату: наблюдение; коллективный анализ деятельности, размышления; рефлексия – самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, сравнительные характеристики

- методы поддержки развития интеллектуальных способностей: метод «мозгового штурма»; метод «сократовской беседы» - развитие диалогического мышления, творческих способностей; метод мыследеятельности – создание учебно-воспитательной ситуации, когда обучающийся сам должен выйти на решение новой задачи путем использования новых способов ее решения; метод психотренинга – направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок, формирование креативной Я-концепции школьника в аспекте его самосознания и самоотношения, свободного самовыражения и продуктивной самореализации с позиций одаренности.

Анализ результатов внедрения в систему преподавания методов проектов позволяет судить об их эффективности. Учащиеся овладевают способами индивидуальной учебной деятельности, учатся работать самостоятельно, планировать свои действия, использовать различные источники учебной информации, формулировать и отстаивать свою точку зрения, делать обобщения и выводы.

Проективная деятельность актуальна и очень эффективна в работе с одаренными детьми. Она даёт школьнику возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.