Кружковая работа "Развивашка"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«РАЗВИВАШКА»
(нетрадиционные техники рисования)
- Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных техник изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivashka_rabochaya_programma.docx | 53.46 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«РАЗВИВАШКА»
(нетрадиционные техники рисования)
- Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных техник изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Педагогическая целесообразность
Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе: Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных техник.
Новизной и отличительной особенностью программы кружка по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель:
- Развитие творческих способностей детей в нетрадиционных техниках рисования.
Задачи:
- Познакомить детей с нетрадиционными художественными техниками
- Развивать интерес к творческому процессу, к стремлению достигать лучших результатов, развивать изобразительные творческие способности у детей, используя нетрадиционную технику рисования.
-Совершенствовать умения детей подбирать и использовать изобразительные техники
- Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, тушью, солью и т.д.
- Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
2. Организационные условия реализации программы
Занятия в кружке рассчитаны для детей средней, старшей и подготовительной, круглосуточной группы возрасте 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет.
Кружок посещают дети
4-5 лет Средняя группа
5-6 лет Старшая группа
6-7 лет подготовительная группа
Возрастные особенности детей 4-5 лет:
Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Развивать умение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
Развивать желание использовать в рисовании разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения.
Формировать умение закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.
Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать.
Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства.
Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство.) как основе развития творчества.
Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании.
Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь.
Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Формировать умение выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности.
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.); передавать движения фигур.
Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).
Закреплять умение рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).
Совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
Знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, poзовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.
Сюжетное рисование. Подводить детей к созданию сюжетных компа¬ртий на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка!», «Где обедал воробей !?» и др.).
Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на г посе внизу листа, по всему листу.
Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья частично его загораживают и т. п.). Закреплять умение ритмично располагать узор. Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Обращать внимание на передачу в изображении не только основных свойств предметов (форма, величина, цвет), но и характерных деталей, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Рисование. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).
Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.
Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разные способы создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью, при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как вначале, так и по завершении основного изображения.
Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.
Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.
Постепенно подводить детей к обозначению цветов, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое—в пасмурный), Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.
Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).
Сюжетное рисование. Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа —передний план или дальше от него—задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения. Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету.
Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать свои работы и работы сверстников, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
Воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании.
Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.
Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их: вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
Объем программы: Программа кружка рассчитана на 2 года обучения.
Режим занятий: обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей среднего, старшего и подготовительного возраста. Художественно-творческий кружок проводится один раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятий не более 20-30 минут.
Основные формы занятий: теоретические, практические, индивидуальные, групповые.
Структура занятия включает в себя изучение нетрадиционных техник рисования.
Методы, приемы обучения и развития детей:
Методы проведения занятия:
• Наглядные методы и приемы. К наглядным методам и приемам обучения относятся:
-репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов;
- показ воспитателем приемов изображения;
- показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
-Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: -показ жестом;-показ приемов изображения.
Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. Показ воспитателем способов изображения, показ сопровождается словесными пояснениями.
При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детали, не усвоившим тот или иной навык. Постоянный показ приемов выполнения задания приучит детей во всех случая ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов.
• Словесные методы и приемы обучения
-Беседа: вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию, изображать или разъяснить новые приемы работы.
-Художественное слово. Оно дополнит друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.
• Игровые приемы обучения Это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения. Их цель – сделать более эффективным процесс обучения детей . Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы Включение игровых моментов в изобразительную деятельность продолжается и при изображении предметов. При использовании игровых моментов весь процесс обучения не должен превращаться в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
• Эмоциональный настрой. Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.
• Педагогическая драматургия. На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.
Факторы, позволяющие не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия:
• Разнообразие мотивационного момента; разнообразие и вариативность работы с детьми;
• Новизна обстановки;
• Необычное начало работы;
• Красивые и разнообразные материалы;
• Интересные для детей неповторяющиеся задания;
• Возможность выбора;
• Рисования с помощью бросового материала.
Нетрадиционные техники рисования:
-рисование пальчиками;
-рисование ладошками
-тычок жесткой полусухой кистью;
-оттиск поролоном;
-волшебные веревочки.
-рисование гуашью по восковым мелкам;
-рисование мыльными пузырями
-Рисование на воде
-Кляксография
-рисование ватными палочками
-рисование пластиковыми вилками
-набрызг
-точечная роспись
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее , смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.
3.Учебно-тематический план
1 год обучения:
№ | Блоки | Количество часов |
1 | Ознакомление | 1ч |
2 | Диагностика | 1 ч |
3 | Каплетерапия | 1 ч 30 м |
4 | Кляксография | 1 ч 30 ми |
5 | Ниткография | 1 ч |
6 | Аппликация из крупы | 30 м |
7 | Рисование гуашью по восковым мелкам | 30 м |
8 | Оттиск поролоном | 1ч 30 мин |
9 | Пуантализм | 1 ч |
10 | Рисование ладошкой | 1 ч |
11 | Батик | 1 ч |
12 | Рисование способом тычка | 30 м |
13 | Рисование пальчиками | 1 ч |
14 | Отпечаток целлофановым пакетом | 30 мин |
15 | Рисование на воде | 1ч30 м |
16 | Узелковый батик | 30 м |
17 | Точечная роспись | 1 ч 30 мин |
18 | Рисование мыльными пузырями | 1 ч |
19 | Монотипия | 30 мин |
20 | Зентангл | 1 ч |
21 | Практическая часть | 15.7 |
2 год обучения:
№ | Блоки | Количество часов |
Диагностика | 1 ч | |
1 | Тычок жесткой полусухой кистью | 30 ми |
2 | «Пуантализм» | 1 ч |
3 | Кляксография | 1 ч
|
4 | Рисование пальчиками
| 1 ч |
5 | Рисование мыльными пузырями
| 1 ч |
6 | Рисование одноразовыми вилками | 1 ч |
7 | Граттаж
| 1 ч |
8 | Эбру | 1 ч |
9 | Набрызг
| 1 ч |
10 | Точечная роспись
| 1 ч |
11 | Печать по трафарету
| 1 ч |
12 | Комкание бумаги
| 1 ч |
13 | Монотипия | 1 ч |
14 | Рисование по сырому фону
| 1 ч |
15 | Практическая часть | 19 ч |
Всего: 33 ч |
4.Содержание программы:
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; — становление эстетического отношения к окружающему миру; — формирование элементарных представлений о видах искусства; — восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; — стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; — реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве
2) опыт художественно-творческой деятельности. Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно- эстетической деятельности. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием произведения изобразительного искусства. В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и последующим обучением. Методы обучения, используемые в образовательном процессе, соответствуют возрастным особенностям детей.
Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Знакомит детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.
Учит понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит. Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Знакомит детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов. Побуждает детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы. Поощряет и поддерживает детские творческие находки.
Учебно-календарное планирование:
1 год обучения:
№ | Дата | Тема занятия | Методы и приемы. |
1. | 04.10. | Знакомство. Тема: Свободное рисование | Беседа, рассматривание иллюстраций теплые/ холодные цвета. |
2 | 10.10 | Тема: «Рисование любимой игрушки» | Беседа, показ воспитателем технику рисования. |
3 | 18.10 | Тема: «Животные, которых я сам себе придумал». | Беседа, рассматривание картин про животных, загадки про животных, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
4 | 14.11 | Тема: «Загадки», «Веселые камушки» | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования. |
5 | 22.11 | Тема: «Черепашка» «Ежик» | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
6 | 22.11 | Тема: «Северное сияние» | Беседа, рассматривание иллюстраций «Северное сияние» пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка. |
7 | 28.11 | Тема: «Мои любимые рыбки» | Беседа, рассматривание картин про рыбок, повторить холодные тона, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
8 | 28.11 | Тема: «Яблоки для ёжика»
| Беседа, рассматривание строения, образа ежика, повторить теплые тона, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
9 | 28.11 | Тема: «Зимние цветы» | Беседа, рассматривание зимних пейзажей разных художников, повторить холодные цвета, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
10 | 05.12 | Тема: «Два петушка». | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
11 | 05.12 | Тема: «Яблоки для ёжика» (продолжение)
| Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
12 | 05.12 | Тема: Батик (знакомство) | Беседа, рассматривание разных видов тканей, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
13 | 13.12 | Тема: «Снежная семья». | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
14 | 13.12 | Тема: «Ягоды на тарелке». | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
15 | 13.12 | Тема: «Зимний пейзаж» | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
16 | 19.12 | Тема: «Елочка» | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка, экспериментирование с водой и красками. |
17 | 27.12 | Тема: «Елочка» (продолжение) | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
18 | 09.01 | Тема: Батик (знакомство) продолжение | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
19 | 17.01 | Тема: «Зимний пейзаж» | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
20 | 29.01 | Тема: «Салюты» | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
21 | 31.01 | Тема: «Спираль» | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
22 | 06.02 | Тема: «Любимые кошечки» | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
23 | 14.02 | Тема: «Любимые кошечки» (продолжение) | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
24 | 20.02 | Тема: Свободная | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
25 | 28.02 | Тема: Придумай и дорисуй | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
26 | 06.03 | Тема: «Букет для мамы». | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
27 | 14.03 | Тема: «Наша улица». | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
28 | 20.03 | Тема: «Какого цвета весна». | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
29 | 20.03 | Тема: «Одуванчики – цветы, словно солнышки, желты». | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
30 | 28.03 | Тема: Зентангл (пробная работа) | пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
31 | 03.04 | Тема: «Мои водные друзья» Подготовка к олимпиаде по рисованию. | Беседа, рассматривание картин про рыб, кита итд. пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
32 | 11.04 | Тема: «Цветные камушки» Подготовка к олимпиаде (продолжение) | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
33 | 17.04 | Тема: «Космос» | Беседа про космонавта Ю.Гагарина, рассматривание картин про космос, планеты, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
34 | 25.04 | Тема: «Космос» | Беседа продолжение про космос пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
2 год обучения:
№ | Дата | Тема занятия | Методы и приемы. |
1 | 03.10.19 | Знакомство. Тема:Свободное рисование | |
2 | 09.10.19 | Тема: «Волшебница осень» | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
3 | 17.10.19 | Тема: «Гроздь рябины» | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
4 | 23.10.19 | Тема: «Волшебные кляксы» | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
5 | 31.10.19 | Тема: «Ягоды на тарелке». | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
6 | 06.11.19 | Тема: «Подводное царство» | Беседа, рассматривание иллюстраций по теме. пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
7 | 14.11.19 | Тема: «Идет снег» | Беседа, рассматривание иллюстраций про снег, Чтение сказки «Почему снег белый» Антонина Лукьянова Пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
8 | 20.11.19 | Тема: «Рисование по замыслу» | Беседа, пальчиковая гимнастика, расслабляющее музыкальное сопровождение физминутка |
9 | 28.11.19 | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка | |
10 | 04.12.19 | Тема: «Зимняя сказка» | Чтение сказки «Зимняя сказка» С.Козлов Пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
11 | 12.12.19 | Тема: «Елочка пушистая». | Беседа, Рассматривание картин «Елочка» Пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
12 | 18.12.19 | Тема: «Новогодняя ночь» | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
13 | 27.12.19 | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка | |
14 | 16.01.20 | Тема: «Новогоднее волшебство» | Беседа, пальчиковая гимнастика, индивидуальная работа с детьми, физминутка |
15 | 22.01.20 | Тема: «По замыслу». | Беседа, пальчиковая гимнастика, повторение цветовой палитры, физминутка |
16 | 30.01.20 | Тема: «Зимний пейзаж» | Беседа, «Зимний пейзаж» рассматривание картин художников И. Шишкин, И Левитан итд пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
17 | 05.02.20 | Тема: «Снежинки» | Беседа, повторить строение снежинки, рассматривание иллюстраций по теме, пальчиковая гимнастика, физминутка |
18 | 13.02.20 | Тема: «Самолёт» | Беседа, пальчиковая гимнастика, физминутка |
19 | 19.02.20 | Тема: «Снеговичок» | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
20 | 27.02.20 | Тема: «Нарисуй, что хочешь». | Беседа, пальчиковая гимнастика, физминутка |
21 | 04.03.20 | Тема: «Цветочек в горшочке» | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
22 | 12.03.20 | Тема: «букет для мамы» | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
23 | 18.03.20 | Тема: «Берег реки». | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
24 | 26.03.20 | Тема: «Рисование по замыслу». | Беседа, пальчиковая гимнастика , физминутка |
25 | 01.04.20 | Тема: «Звездное небо». | Беседа, рассматривание иллюстраций по теме, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
26 | 09.04.20 | Тема: «Фантазии» | Беседа, пальчиковая гимнастика, физминутка |
27 | 15.04.20 | Тема: «Облака». | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
28 | 23.04.20 | Тема: «Весеннее дерево» | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
29 | 29.04.20 | Тема: «Рисование по замыслу». | Беседа, пальчиковая гимнастика, физминутка |
30 | 07.05.20 | Тема: «Цветущая веточка». | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
31 | 13.05.20 | Тема: «Праздничный салют» | Беседа, пальчиковая гимнастика, физминутка |
32 | 21.05.20 | Тема: «Цветные камушки» | Беседа, пальчиковая гимнастика , физминутка |
33 | 27.05.20 | Тема: «Сложные узоры» | Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка |
Ожидаемые результаты:
посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
-Развитию мелкой моторики рук;
- Улучшению цветовосприятия;
- Концентрации внимания;
- Повышению уровня воображения.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
-Активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-Умение находить новые способы для художественного изображения;
-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
1 год обучения: Приложение №1
2 год обучения: Приложение №2
Н.- начало года К.- конец года
Формы подведения итогов реализации программы кружка.
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
-Проведение мастер-класса
5.Материально-техническое обеспечение программы:
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и плотности.
- Акварельные краски.
- Гуашевые краски 12-24 цвета
- Палитры.
- Кисти круглые и плоские разного размера.
- Карандаши разной твердости, ластики.
- Гелевые ручки, ватные палочки.
- Фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши.
- Баночки для воды.
- Бумажные, влажные салфетки
- Зубная щетка, губка, полиэтиленовые пакеты
- Краски для батика и инструменты к ним
- Шерстяные нитки разных цветов
- Акриловые краски.
- Набор для рисования на воде(Эбру)
- Трубочки
- Пипетки
- Ткани разной плотности
- Подносы
- Иллюстрации картин художников, портреты художников.
- Маркеры
- Иллюстрации картин по темам занятия.
6.Список литературы:
1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования .
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
7. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
8. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
9. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.