Проект «Я – ребенок, и я имею право…»
Проект
«Я – ребенок, и я имею право…»
(формирование нравственно - правовых представлений старших дошкольников посредством дидактической сказки)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ya_-_rebenok_i_imeyu_pravo.docx | 333.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1 «Родничок»
Проект
«Я – ребенок, и я имею право…»
(формирование нравственно - правовых представлений старших дошкольников посредством дидактической сказки)
Составила:
Шевченко Елена Петровна
2017г.
Содержание
Механизм реализации проекта 12
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Я – ребенок и я имею право…» (по формированию нравственно правовых представлений дошкольников посредством дидактической сказки») |
Разработчики проекта | Шевченко Елена Петровна |
Вид проекта | Творческий, информационно – практико -ориентированный |
Продолжительность проекта | Долгосрочный (2 года) |
Участники проекта | Педагог группы, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители воспитанников. |
Цель проекта | Формирование у дошкольников нравственно-правового сознания через внедрение сказочных сюжетов. |
Задачи проекта | Образовательные: - разработать и внедрить познавательно – игровую деятельность детей дошкольного возраста с использованием дидактических сказок в образовательный процесс. - разработать цикл развивающих занятий с использованием различных сказок для формирования и развития нравственных качеств личности дошкольника. - сформировать нравственно правовых представлений (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения. Развивающие: - развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; - развивать коммуникативные навыки, умение общаться друг с другом в совместной и самостоятельной деятельности; - развивать у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово. - развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор. Воспитательные: - воспитывать интерес и любовь к сказкам; - воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству. - воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения. |
Механизм реализации проекта | - организация и проведение мероприятий; - осуществление мониторинга; -просветительская работа среди родителей воспитанников; -распространение педагогического опыта среди педагогов дошкольного учреждения; -размещение фотографий и информационно-методического материала на сайте ДОУ. |
Ресурсное обеспечение | -нормативно-правовое; -кадровое; -материально-техническое; -финансовое; -информационно-методическое. |
Сроки и этапы реализации проекта | Первый этап – организационно-подготовительный: июнь 2017 – октябрь 2017 г.г. - осуществление и определение теоретических основ проблемы; -изучение и анализ научно-практической и методической литературы; - определение цели, основных задач и направлений реализации проекта; -определение форм, методов организации и проведении работы; - проведение организационной и подготовительной работы с родителями воспитанников; - составление плана реализации проекта; - разработка компьютерных дидактических игр, презентаций, конспектов непосредственно образовательной деятельности, сценариев бесед, развлечений, конкурсов. Второй этап – основной, практический: октябрь 2017 – март 2018 г.г. - непосредственная реализация проекта: проведение запланированных мероприятий проекта с детьми и родителями; - отслеживание промежуточных результатов работы проекта. Третий этап – итоговый: апрель 2018 – май 2018 г.г. - соотнесение результатов с целями и задачами проекта; - подготовка проекта к презентации. |
Ожидаемые и конечные результаты проекта | - формирования у детей умение применять накопленные практические навыки нравственно - правовых норм поведения в социуме; различать полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло» и т. д. в сказке и в жизни; делать самостоятельный нравственный выбор; уметь выражать чувства и переживания словами. - улучшение качества работы с детьми по ознакомлению со сказкой; - улучшение работы с родителями по данному направлению работы. |
Предполагаемые источники финансирования | Бюджетные и внебюджетные средства, спонсорская помощь. |
Актуальность
Людям, никогда не читавшим сказок, говорил профессор, труднее справляться с жизнью, чем тем, кто читал. У них нет того опыта странствий по дремучим лесам, встреч с незнакомцами, которые отвечают на доброту добротой, нет знаний, которые приобретаются в обществе Ослиной Шкуры, Кота в сапогах и Стойкого оловянного солдатика. Я говорю не о прямом нравоучении, а о более тонких уроках. О тех, что просачиваются в подсознание и создают нравственный облик и человеческую структуру. О тех, что учат побеждать и доверять. А может быть, даже любить.
Чарльз де Линт
С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, насилия. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является – как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации.
Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям.
Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.
В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа, он пока еще мало знаком не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.
Так же в настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного Стандарта дошкольного образования. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Причиной тому явилось резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. Поэтому первоочередной задачей для педагогов является умение использовать наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей, которые формируют личность дошкольника.
Одним из самых древних средств нравственного и эстетического воспитания является литература для детей – сказки. Сказки – это то, что формирует в детском сознании модель окружающего мира, образ мамы и папы, друга и врага, через них закладываются такие понятия как милосердие, справедливость, понятия добра и зла, все то, на что он будет ориентирован всю жизнь, как на духовный компас. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми чувствами.
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам и остаются с ними на протяжении всего детства, а потому трудно переоценить ее влияние на развивающуюся личность.
Конечно, в настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение.
Мною было придумано включить сказочные сюжеты в дидактические игры, и использовать их в различных видах образовательной деятельности, чтобы повысить интерес и непроизвольное внимание детей к сказкам, повысить уровень познавательных возможностей. Они могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности: в начале для обозначения темы, как сопровождение объяснения педагога, для контроля усвоения материала детьми.
Новизна проекта
В проекте научно обосновано и практически доказано, что в ходе реализации проекта у воспитанников проявляется наибольший интерес к сказкам, и, закладываются основы нравственно-правового воспитания.
Проект «Я – ребенок, и я имею право….» по формированию нравственно правовых представлений дошкольников посредством дидактической сказки - долгосрочный, рассчитан на 2 года, предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Он включает в себя несколько блоков (каждый блок посвящен одной сказке). В перерывах между блоками предполагается ознакомление детей с другими сказками, которые мы будем более подробно изучать в следующем году. Каждый блок рассчитан на 1- 2 недели. В эту неделю всё оформление группы подчиненно изучаемой сказке: кукольный театр, сказочные персонажи, иллюстрации, подборка книг, предметы, встречающиеся в сказке.
Объект исследования: особенности усвоения детьми старшего дошкольного возраста нравственно-правовых норм (в условиях дошкольного учреждения).
Предмет исследования: педагогический процесс формирования у старших дошкольников нравственно правовых представлений с помощью сказок.
Цель проекта: формирование у дошкольников нравственно-правового сознания через внедрение сказочных сюжетов.
В ходе работы над проектом была выдвинута рабочая гипотеза:
в старшем дошкольном возрасте возможно и целесообразно проводить нравственно-правовое просвещение;
его успешность определяется соблюдением следующих педагогических условий:
если его рассматривать в контексте нравственного воспитания дошкольников, придавая усвоению нравственных норм базисный характер;
если будет проведен научно-обоснованный отбор знаний о правах ребенка и разработана адекватная методика их усвоения с помощью дидактических сказок;
если содержание Конвенции о правах ребенка будет реально представлено в педагогической деятельности воспитателя.
Задачи проекта:
Образовательные:
- разработать цикл развивающих занятий с использованием различных сказок для формирования и развития нравственно-правовых качеств личности дошкольника.
- сформировать нравственно-правовых представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
Развивающие:
- развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- развивать коммуникативные навыки, умение общаться друг с другом в совместной и самостоятельной деятельности;
- развивать у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.
- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к сказкам;
- воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
- воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
Концептуальные позиции проекта
- Принцип развивающего образования.
- Принципы научной обоснованности и практической применимости.
- Принцип единства воспитательных, развивающих и образовательных задач.
- Принцип интеграции образовательных областей.
- Принцип решения образовательных задач в различных формах совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности.
Механизм реализации проекта
- осуществление мониторинга;
- организация и проведение мероприятий с детьми;
- работа с семьями воспитанников;
- размещение информации, фотографий на сайте детского сада;
- распространение педагогического опыта среди педагогов дошкольного учреждения.
Ресурсное обеспечение:
Нормативно-правовое обеспечение:
Законодательной базой проекта являются:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Кадровое обеспечение:
- педагоги ДОУ,
-специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре),
- родители.
Финансовое обеспечение:
- реализация проекта за счет бюджетных ассигнований детского сада, а также вложений спонсоров.
Информационно-методическое обеспечение:
Современные программы, технологии, научно-практическая и методическая литература.
Материально-техническое обеспечение:
1. ноутбук;
2. мультимедийное оборудование;
3. мультимедийные презентации;
4.дидактические игры;
5. демонстрационные пособия;
6. литературно-художественный материал;
Этапы и сроки реализации
Организационно-подготовительный
(август 2017 - октябрь 2017 г.г.)
Постановка проблемы, определение целей и основных задач работы; материальное оснащение; проведение организационной и подготовительной работы с детьми, родителями и социумом. На этом этапе проводится диагностика уровня представлений детей о нравственных качествах и цикл мероприятий по подбору информационного материала, созданию дидактических игр, мультимедийных презентаций.
Формы работы:
1.Создание картотеки стихотворений, загадок о народной игрушке.
2.Подбор информационного материала, создание игр, пособий.
3.Создание компьютерных дидактических игр, мультимедийных презентаций.
- Основной
(октябрь 2017 г. – март 2018 г.)
Непосредственная реализация проекта: проведение мероприятий.
Цикл мероприятий с детьми:
1.Образовательная область «Познание»:
- НОД «Путешествие по сказкам»;
- НОД развлечение «В гости к нам пришла Лисичка»;
-совместная деятельность воспитателя с детьми: рассматривание иллюстраций и книг со сказками;
- театрализация по сказкам.
2. Образовательная область «Художественное творчество»:
- НОД лепка «Герои сказок»;
- НОД рисование «Как я попал в сказку»;
- НОД художественный труд «Любимый сказочный персонаж»;
- совместная деятельность воспитателя с детьми аппликация.
3. Образовательная область «Коммуникация»:
- составление творческих рассказов «Моя любимая сказка», «Сказочные мотивы», «Василиса прекрасная»;
- беседы с детьми «Как раньше рассказывали сказки», «Знакомство с бабушкиным сундуком».
4.Образовательная область «Социализация»:
- дидактические игры «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор», «Наряди Василису», «Угадай сказочного персонажа»;
- пальчиковые игры;
- сюжетно-ролевые игры.
5. Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
- чтение русских народных сказок.
Цикл мероприятий с родителями:
- дни открытых дверей (родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания).
- подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам.
- совместное участие родителей и детей в них.
- выставка работ детей и родителей «Наши любимые сказки».
- выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок).
с социумом: экскурсия в детскую библиотеку.
- Итоговый
(апрель 2018 – май 2018 г.г.)
1. Анализ проектной деятельности (соотнесение результатов с целями и задачами проекта);
2. Презентация результатов проектной деятельности:
- выпуск CD диска «Дидактические игры и презентации по сказкам»; развлечение «Путешествие по сказкам»;
- представление проекта «Я – ребенок, и я имею право…» по формированию нравственно правовых представлений дошкольников посредством дидактической сказки» на педагогическом совете дошкольного образовательного учреждении.
Заключение
Новизна проекта
В проекте научно обосновано и практически доказано, что в ходе реализации проекта у воспитанников проявляется наибольший интерес к сказкам, и, закладываются основы нравственно-правового воспитания.
Диаграмма уровня нравственно - правовых представлений
Сентябрь 2017 учебный год
1 – Ребенок самостоятельно и правильно называет правовые нормы поведения
2 – правдивость
3 – ответственность
4 – вежливость
5- отзывчивость
Диаграмма уровня нравственно - правовых представлений
Май 2018 учебный год
Литература
- Берлова, А. Л. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. / А. Л. Берлова – М.: «Просвещение», 2008. – 123с.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович - М.: Педагогическое общество России, 2002. – 214с.
- Гаврилова, Т. П. О воспитании нравственных чувств. / Т. П. Гаврилова – М.: «Просвещение», 2004. – 145с.
- Гербова, В. В. Книга для чтения в детском саду и дома / В. В. Гербова – М.: Прометей, 2005. – 159с.
- Гриценко, З. А. Ты детям сказку расскажи… / З. А. Гриценко - М.: «Просвещение», 2003. – 241с.
- Каиров, И. А., Богданова, О. С. Азбука нравственного воспитания. / И. А. Каиров, О. С. Богданова – М.: Прометей, 2004. – 168с.
- Рябкова, И. В. Учимся говорить правильно: праздники, игры и сказки. / И. В. Рябкова - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 213с.
- Садилова, О. А. Волшебные сказки. Духовно – нравственное воспитание детей и подростков. / О. А. Садилова – М.: Прометей, 2005. – 187с.
- Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой. / Л. Б. Фесюкова – М.: «Просвещение», 2000. – 352с.
- Шамаева, С. В. Апология сказки. / С. В. Шамаева - М.: «Просвещение», 2000. – 256с.
Приложение 1
Учебно – тематический план
5-6 лет
Сказка | Тема |
«Сивка - бурка» | Послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость |
«Царевна-лягушка» | Послушание - непослушание, ответственность, смелость, любовь |
«Цветик – семицветик» | Рассеянность и ее следствия, своеволие и ответственность, самолюбие и способность проявить сострадание и жалость к другому человеку. Любовь – чудо. |
«Гуси – лебеди» | Послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность |
«Кукушка» | Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям |
«Хаврошечка» | Трудолюбие, терпение |
6-7 лет
Сказка | Тема |
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | О зависти |
«Василиса Прекрасная» | О любви к родителям |
«Сказка о золотом петушке» | О совести |
Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» | О жадности, милосердии, милостыне |
«Айога» | Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям |
«Беляночка и Розочка» | Трудолюбие, терпение |
Приложение 2
Тематическое планирование
Возраст | Тема | Задачи | Совместная деятельность педагога с детьми | Совместная детско-родительская деятельность |
5-6 лет | Тема: Послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость Сказка «Сивка – бурка» Пословицы «За добро добром платят», «Храброму смерть не страшна» | Уточнить с детьми значение непонятных слов, встречающихся в сказке. Помочь детям увидеть зависимость имен героев от их внешнего облика (сивка-бурка). Воспитывать в детях послушание, милосердие, ответственность за порученные дела. Учить детей преодолевать трудности на пользу общего дела. | Викторина по сказкам, где герои обладают данными качествами | Совместное сочинение сказки, используя данные качества этих героев |
Тема: Послушание -непослушание, ответственность, смелость, любовь Сказка «Царевна-лягушка» Пословицы «Умей обождать», «Мир не без добрых людей» | Формировать нравственные представления таких качеств, как послушание-непослушание, любовь-эгоизм, ответственность | «Мозаичный ковер» | Прочтение сказки на подобную тему | |
Тема: Рассеянность и ее следствия, своеволие и ответственность, самолюбие и способность проявить сострадание и жалость к другому человеку. Любовь – чудо. Сказка «Цветик - семицветик» Пословицы «Для милого дружка и сережка из ушка» «Доброе дело век не забудется», «Без друга в жизни туго» | Развивать в детях стремление посильно помогать окружающим людям. На примере сказки показать пример верного выбора друга –выбора сердца. Помочь детям осознать, что любовь способна творить чудеса. Дать детям понять, что физическая ущербность не говорит еще об ущербности души. | Этюд "Потерянная варежка" | Составить рассказ о знакомом человеке, доброта которого тебя поразила | |
Тема: Послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность Сказка «Гуси-лебеди» Пословица «Придет беда – не купишь ума» | Учить детей выполнять обещания, исправляя ошибки в поведении, преодолевая трудности. Воспитывать в детях внимательность и заботливость к родным. Развивать чувство ответственности за свои поступки. Учить детей быть послушными, приветливыми. | Аппликация из бумаги и природного материала «Гуси улетают». | С помощью родителей нарисовать дерево своих добрых дел и обязанностей. | |
Тема: Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям Сказка «Кукушка» Пословица «Все купишь, а отца и матери не купишь». | Воспитывать уважительное, заботливое и благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи | «Вырастим цветы для мам и бабушек» | Составить рассказ о том, как члены семьи помогают дома друг другу | |
Тема: Трудолюбие, терпение Сказка «Хаврошечка» Пословица «Терпение и труд все перетрут». | Формировать у детей представление о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, непраздному проведению времени | Рисование по сказке «Как бы я помог Хаврошечке» | Изготовление атрибутов к сказке | |
6-7 лет | Тема: О зависти «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Пословицы «Где счастье там и зависть», «Кто доброе творит, того зло не вредит» | Рассказать об источниках зла: зависти, гордости, своенравии, злости. Раскрыть красоту качеств, присущих нравственному человеку. Воспитывать непримиримость к проявлениям всякого в себе зла, своеволия | Раскрась картинку так, чтобы получилась царевна или ее мачеха (предлагается контурное изображение). Задача детей – с помощью цвета изобразить положительного и отрицательного героя. | С помощью родителей ответить на следующие вопросы: как можно исправить злые дела? Кто может помочь, если трудно самому удержаться от жадности? от грубости? от обиды? Как быть послушным? |
Тема: О любви к родителям Сказка «Василиса Прекрасная» Пословицы « Кто родителей почитает, тот век счастливым живет», «Без отца — бедность, без матери — сиротство», «Все купишь, а отца и матери не купишь». | Воспитывать почтительное отношение к родителям. Рассказать о том, почему необходимо быть послушными, выполнять наказы со смирением и любовью. Раскрыть значение родительского благословения | Изготовление «Куклы-закрутки» | Введение детей и родителей в традицию семейного рукоделия, знакомство с приемами изготовления простой куклы из ткани. Воспитание желания трудиться, выполнять дело вместе | |
Тема: О совести «Сказка о золотом петушке» Пословица «Долг платежом красен», «Как ни мудри, а совести не перемудришь» | Раскрыть понимание чувства совести. Воспитывать чувства ответственности в себе, бдительности по отношению ко злу. | Рисование по сказке | Прочтение родителями сказок с подобным сюжетом | |
Тема: О жадности, милосердии, милостыне По басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» Пословица «На чужую работу глядя, сыт не будешь», «Доплясалась, что без хлеба осталась» | Рассказать о том, что означает быть милосердным. Свидетельствовать о том, как делать добрые дела. Воспитывать осознанное отношение к грехам бессердечия и немилосердия | Этюд "Жадный поросенок" | Семейный проект «Волшебная страна семьи» | |
6-7 лет | Тема: Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям Сказка «Айога» Пословица «Умей ошибиться, умей и поправиться» | Воспитывать уважительное, заботливое и благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи | Изготовление коллажа (с использованием оригами) по сказке | Предложить родителям подобрать вместе с детьми пословицы и поговорки об уважении, послушании, уважительном отношении к родителям |
Тема: Трудолюбие, терпение Сказка «Беляночка и Розочка» Пословица «По труду и честь» | Формировать у детей представление о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, непраздному проведению времени | Игра «Дневник» (заводится дневник, в который дети записывают дела, порученные им с помощью условных значков) | Предложить изготовить выносной материал для трудовой деятельности на прогулке |
Приложение 3
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие»
старшая группа
«Добрая сказка Гуси Лебеди»
Цель: формирование у детей нравственных представлений о нормах поведения, взаимоотношений посредством сказочных сюжетов.
Задачи:
1. образовательные:
- формировать умение понимать математический смысл сказки, вовлекая детей в совместную содержательную и активную деятельность, вызывая у них радостное чувство успеха и положительные эмоции;
- упражнять в умении складывать целое изображение из нескольких частей;
- совершенствовать навыки решения задач;
-упражнять в умении составлять логическую цепочку из геометрических фигур.
2. развивающие:
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, активизировать речь.
3. воспитательные:
- содействовать формированию положительных взаимоотношений старших дошкольников в процессе общих дел;
- воспитывать у детей желание оказать сказочному персонажу посильную помощь.
Ход НОД
Воспитатель и дети стоят в кругу
(Слайд№1)
Психологический настрой
Воспитатель: Придумано кем- то
Просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
Доброе утро, ребята.
Предлагаю вам сеть на стульчики и немного пообщаться…
Вы любите сказки? (Ответы детей). В любой сказке есть добрые герои и злые. Каких добрых героев сказок вы знаете? (ответы детей). А каких злых или плохих? (Ответы детей.) А если бы вы попали в сказку, каким героем вы хотели бы стать добрым или злым? (Ответы детей). Если вы хотите стать добрыми героями, то значит, вы готовы прийти на помощь тому, кто оказался в беде. Хотите отправиться в такое путешествие? А как же нам узнать, кому нужна наша помощь? (ответы детей). Я знаю. У меня есть волшебное зеркало!!!! Оно подскажет, в какой сказке случилась беда, а вот и оно…
СЛАЙД (Зеркало)
Помогите- ка друзья, в сказке новая беда……..
Чтобы Ванечку найти
Испытания не легкие надо пройти.
Путь вам укажет волшебный клубок,
Спешите ребята, ведь путь ваш далек!
Воспитатель: Ребята, давайте кинем клубок, и пойдем к печке.
СЛАЙД (Печка)
Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй печка, не видела ли ты, куда гуси лебеди полетели?
СЛАЙД (Печка)
Выполните моё задание – скажу!
Испекла я тортик вкусный,
Чтоб прохожим угодить.
Налетели гуси-гуси
И давай его дробить.
Вы ребята помогите,
Вкусный тортик соберите.
Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь печке? (ответы детей). Чтобы ей помочь нам необходимо собрать пирог.
Дид. игра «Сложи квадрат» (воспитатель обращает внимание детей на то, что из частей мы собрали целое).
СЛАЙД (Печка)
Спасибо ребята, тортик сложили,
Хорошее дело вы совершили….
К яблоне путь свой скорее держите
И доброе дело еще совершите.
Воспитатель: Ребята, идем к яблоне.
СЛАЙД (Яблоня)
Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй, яблоня. Ты не видела, куда гуси лебеди полетели?
СЛАЙД (Яблоня)
Милые ребята, помогите, от яблок тяжелых меня освободите.
Но чтоб яблоки сорвать, нужно задачи уметь решать.
1.Сколько бубликов в мешок
Положил ты, Петушок? —
Два, но дедушке дадим,
И останется…(1)
2. Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
3.Четыре щенка в футбол играли
Одного домой позвали
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (три щенка)
4.На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
5. Сколько хвостов у четырех котов?
6. По дороге на полянку
Четыре морковки съел зайка,
На пенек потом он сел
И еще морковку съел
Ну-ка быстро сосчитай-ка,
Сколько съел морковок зайка?
(воспитатель снимает яблоки и кладет их в корзину).
СЛАЙД (Яблоня)
Речку глубокую вам нужно пройти, чтобы Ванюшу спасти от Яги.
Воспитатель: Ребята, вот и снова мы помогли, молодцы!
Физминутка
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
Воспитатель: Ребята, а вот и речка.
СЛАЙД (Речка)
Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй речка, мы спешим на помощь к Ванюше, помоги нам найти его.
СЛАЙД (Речка)
Всем друзьям помочь я рада,
Только вот для вас преграда-
Гуси мимо пролетали
и волшебный мост сломали,
чтобы мостик мой собрать
геометрические фигуры надо знать.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей)
СЛАЙД (Речка)
Вот подсказка посмотрите -
Мост волшебный соберите (схема)
Выполняем задание с мягкими модулями.
СЛАЙД (Речка)
Спасибо ребята, дорога открыта!
Ванечка ждет вас, скорее друзья
Яга очень злая и медлить нельзя.
СЛАЙД
Воспитатель: Ребята, подходим к избушке бабы Яги.
СЛАЙД (баба Яга)
Чую русским духом пахнет,
Час яга в окошко глянет.
вы зачем сюда явились?
А …. Наверно заблудились
Воспитатель: Здравствуй, бабушка. Мы пришли за Ванечкой.
СЛАЙД (баба Яга)
Не отдам я вам мальчонку,
Яга пустит сейчас слезенку!
Живу я в домике одна
и друзей нет у меня.
И все понять я не могу,
За что же не любят бабушку Ягу?
Воспитатель: Ребята, а за что люди не любят бабу Ягу? (ответы детей)
Воспитатель: А ты не сиди на печи, а иди к людям и помогай им. И тогда они тебя полюбят, и будет у тебя много друзей. Сейчас, ребята, расскажут тебе, какие добрые дела они совершили, чтобы найти Ванечку. (Дети перечисляют)
- печке (а что вы делали?)
- яблоне
- речке
СЛАЙД (баба Яга)
Поступки ваши понравились мне очень,
Ванечку с собой берите и домой скорей спешите,
А я полечу еще добрые дела делать.
Воспитатель: Вот видите, ребята, благодаря вашим хорошим делам баба яга превратилась из злого сказочного героя в доброго героя. Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось путешествовать? Что больше всего понравилось? Всем понравилось делать добрые дела?
А всем ли понравилось быть добрыми героями? (ответы детей).
И мне очень понравилось путешествовать с вами. Спасибо вам ребята, до новой встречи в сказках!
Приложение 4
Игровые тренинги по правовому воспитанию по содержанию русских народных сказок.
ЦЕЛЬ: поставить самого ребенка на место героя сказки и «проиграть» возможные варианты поиска помощи и самозащиты, закрепить знания о своих правах согласно Конвенции.
1. Русская народная сказка «Заюшкина избушка».
Детям предлагается поиграть в знакомую сказку. Распределить роли с помощью считалки.
После драматизации сказки провести обсуждение ситуации:
- (обращение к ребенку-зайчику) Что ты чувствовал, когда лиса тебя выгнала из избушки?
- (обращение к детям) Мог ли зайчик защитить себя в этой ситуации? Как?
- Какое право нарушила лиса в этой сказке? (право на жилище)
-Чтобы вы могли посоветовать лисе?
2. Русская народная сказка «Золушка». Обсуждение ситуации после проигрывания фрагмента сказки
- (обращение к ребенку-Золушке) Что ты почувствовала, когда мачеха с дочерьми поехала на бал, а тебя не взяли?
- (обращение к детям) Давайте немного пофантазируем – к кому могла обратиться Золушка за помощью?
- Как она могла защитить себя?
- Какое право нарушено в этой сказке? (право на отдых)
3. Сказка К.Чуковского «Айболит».
Обсуждение ситуации после проигрывания фрагмента сказки, где доктор лечит Зверей.
- Почему звери так охотно обращались к доктору за помощью?
- Чтобы вы посоветовали зверюшкам, чтобы не болеть? (ответы детей).
- Каким правом пользовались звери в этой сказке? (право на медицинскую помощь)
4. Сказка К. Чуковского «Муха-цокотуха» Обсуждение ситуации после проигрывания фрагмента сказки, когда на муху- цокотуху напал паук.
- (обращение к ребенку-Мухе-цокотухе) Что ты чувствовала, когда паук тебя тащил?
- Могла ли Муха-цокотуха себя защитить? Как?
- Давайте «проиграем» эту ситуацию.
- Какое право в этой сказке нарушил паук? (право на жизнь)