Преодоление трудностей при обучении младших школьников письму.
Советы для родителей, дети котрорых поступают в первый класс. Какие приемы работы помогут ребенку в преодолении трудности, которые могут возникнуть при обучении письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preodolenie_trudnostey_pri_obuchenii_mladshih_shkolnikov_pismu.docx | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Преодоление трудности при обучении младших школьников письму.
(советы для родителей)
Письмо представляет собой не простой процесс. Что же должен знать и уметь делать ваш малыш, чтобы писать без ошибок?
Сначала:
- Услышать звук в слове, затем вспомнить, какой буквой этот звук нужно обозначить, представить, как выглядит буковка и расположить все ее элементы-крючочки в пространстве.
А он только учится ее писать! Да и образ печатной буквы - знает, а письменную только узнает. Но мы отвлеклись от письма:
- Вспомнили образ буквы - теперь мозг "даёт команду" руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой.
- Вспомнить первые изученные правила и использовать их при письме.
Мы увидели, насколько письмо трудный, сложный процесс, в котором участвуют все отделы мозга. Необходимые импульсы передаются из одного отдела мозга в другой по цепочки.
По мере развития навыка письма его психологическая структура меняется. Ребенок приучается легко писать сочетания букв, затем целых слов. Выделение отдельных звуков, нахождение нужного графического знака, написание его – все это перестает занимать произвольное внимание, а становится автоматизированным.
На начальных этапах развития навыки письма протекают полностью осознанно, постепенно перестают осознаваться и становятся автоматическими. У некоторых детей именно на этом этапе возникают трудности, которые проявляются в пропусках букв, заменах, пропусков слогов, не дописывании окончаний, соединение отдельных слов и др. Подобные ошибки ведут к дисграфии и дислексии.
Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в стойких ошибках, обусловленных недостаточной сформированностью фонематической системы языка.
Коррекционная работа помогает уменьшить количество специфических ошибок. Специальные приемы и упражнения возможно использовать не только на занятиях, но и дома.
- Развитие фонематического слуха.
«Музыкант» - отхлопай ритмический рисунок // /// // ///
- отхлопай ритмический рисунок музыкального произведения сильные и слабые доли;
«Отгадай слово» - выдели из каждого предложенного слова заданный звук, например второй, - назови новое слово: оКно, мОст, уШи, уКазка, пАлец – КОШКА.
- Развитие восприятия образа букв
«На что похожа» - придумай, на какой предмет похожа буква: п – пара бегущих ног, т – три ноги, б- б спряталась в белке и тд.
«Буквографика» - узнай букву написанную на ладони, спине
«Кот Лизун» - допиши недостающую часть буквы, которую слизал кот.
- Развитие слоговой структуры.
« Пробеги по дорожке» (бродилка)– соедини слоги в слова
«Паутинка» - в паутине запутались слова, прочти слоги в нужном порядке.
- Коррекция ошибок на уровне слова (расширение лексического запаса)
«Вырасти дерево» - подбор однокоренных слов
«Дифференциация слов, различных частей речи»
« Скажи наоборот» - слова антонимы.
« Собери корзину» - подбор синонимов.
«Зоркий глаз» в ряду букв, найди спрятанное слов, предложение.
- Работа на уровне словосочетания, предложения
«Найди пару» - ребенку предлагаются слова – предметы и слова – признаки предметов, необходимо соединить эти слова.
«Корректор» - прочти словосочетания, исправь ошибки: солнечное погода, зимний прогулка, пушистая заяц и подобное.
«Волшебная точка» - прочти, поставь на место точку: «Тихо падают. Листья в лесу словно лиственный дождь вот. Белка рыжим хвостом мелькнула. По ветвям.»
«Склеенное предложение» - Грибросусамойтропинки.
Работа с пословицами, поговорками, загадками, сказками.
Описанные приемы весьма эффективные. Они способствуют развитию операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, положительно сказываются на интеллектуальном развитии ребенка.