Преодоление трудностей при обучении младших школьников письму.

Советы для родителей, дети котрорых поступают в первый класс. Какие приемы работы помогут ребенку в преодолении трудности, которые могут возникнуть  при обучении письму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление трудности при обучении младших школьников письму.

(советы для родителей)

Письмо представляет собой не простой процесс. Что же должен знать и уметь делать ваш малыш, чтобы писать без ошибок?

Сначала:

- Услышать звук в слове, затем вспомнить, какой буквой этот звук нужно обозначить, представить, как выглядит буковка и расположить все ее элементы-крючочки в пространстве.

А он только учится ее писать! Да и образ печатной буквы - знает, а письменную только узнает. Но мы отвлеклись от письма:

- Вспомнили образ буквы -  теперь мозг "даёт команду" руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой.

- Вспомнить первые изученные правила и использовать их при письме.

 Мы увидели, насколько письмо трудный, сложный процесс, в котором участвуют все отделы мозга.  Необходимые импульсы передаются из одного отдела мозга в другой по цепочки.

По мере развития навыка письма его психологическая структура меняется. Ребенок приучается легко писать сочетания букв, затем целых слов. Выделение отдельных звуков, нахождение нужного графического знака, написание его – все это перестает занимать произвольное внимание, а становится автоматизированным.

На начальных этапах развития навыки письма протекают полностью осознанно, постепенно перестают осознаваться и становятся автоматическими. У некоторых детей именно на этом этапе возникают трудности, которые проявляются в пропусках букв, заменах, пропусков слогов, не дописывании окончаний, соединение отдельных слов и др. Подобные ошибки ведут к дисграфии и дислексии.

Дисграфия  - частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в стойких ошибках, обусловленных недостаточной сформированностью фонематической системы языка.

Коррекционная работа помогает уменьшить количество специфических ошибок. Специальные приемы и упражнения возможно использовать не только на занятиях, но и дома.

  1. Развитие фонематического слуха.

«Музыкант» - отхлопай ритмический рисунок // /// // ///

- отхлопай ритмический рисунок музыкального произведения сильные и слабые доли;

«Отгадай слово» - выдели из каждого предложенного слова заданный звук, например второй, - назови новое слово: оКно, мОст, уШи, уКазка, пАлец – КОШКА.

  1. Развитие восприятия образа букв

«На что похожа» - придумай, на какой предмет похожа буква: п – пара бегущих ног, т – три ноги, б- б спряталась в белке и тд.

«Буквографика» - узнай букву написанную на ладони, спине

«Кот Лизун» - допиши недостающую часть буквы, которую слизал кот.

  1. Развитие слоговой структуры.

« Пробеги по дорожке» (бродилка)– соедини слоги в слова

«Паутинка» - в паутине запутались слова, прочти слоги в нужном порядке.

  1. Коррекция ошибок на уровне слова (расширение лексического запаса)

«Вырасти дерево» - подбор однокоренных слов

«Дифференциация слов, различных частей речи»

« Скажи наоборот» - слова антонимы.

« Собери корзину» - подбор синонимов.

«Зоркий глаз»  в ряду букв, найди спрятанное слов, предложение.

  1. Работа на уровне словосочетания, предложения

«Найди пару» - ребенку предлагаются слова – предметы и слова – признаки предметов, необходимо соединить эти слова.

«Корректор» - прочти словосочетания, исправь ошибки: солнечное погода, зимний прогулка, пушистая заяц и подобное.

«Волшебная точка» - прочти, поставь на место точку: «Тихо падают. Листья в лесу словно лиственный дождь вот. Белка рыжим хвостом мелькнула. По ветвям.»

«Склеенное предложение» - Грибросусамойтропинки.

Работа с пословицами, поговорками, загадками, сказками.

               Описанные приемы весьма эффективные. Они способствуют развитию операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, положительно сказываются на интеллектуальном развитии ребенка.