Для Вас, ребята!
Здесь вы можете подсмотреть помогающие памятки к различным урокам и темам и взять себе в помощь!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 71 КБ |
pamyatki_po_matematike.docx | 36.26 КБ |
pamyatki_po_chteniyu.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятки по русскому языку для 3-4 класса.
1.Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву.
Зажглась первая звезда.
2.Пропуск букв. Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву. Звонок, ученик.
3.Слог. Запиши слово. Подчеркни гласные. Раздели слово на слоги.
У/чи/тель – 3 сл. Ка/сса- 2 сл. Пой/дёт – 2 сл.
4.Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса всеми возможными способами. Ма-шина, маши-на. Май-ка. Суб-бота, суббо-та. Ко-ньки, конь-ки.
5.Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных. Подчеркни Ь и согласную перед ним. Собрались, пеньки, стулья, умываться, ткань, октябрь.
6. Гласные после шипящих. Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание букв. Шишка, расчудесно, этажи, чашка, щучки, щавель.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн. Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание букв. Дочка, точно, мощный, солнечный.
8. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Выпиши слово. Подбери проверочное и запиши рядом. Обозначь орфограмму. Золотой – золото, позолоченный.
9.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. Выпиши слово 3 раза. Подчеркни гласную и запомни её написание. Ягода, ягода, ягода.
10.Парные звонкие и глухие согласные. Запиши слово, в котором ошибся. Рядом запиши проверочное. Выдели орфограмму. Ягодка – ягода. Жираф – жирафы. Бант – бантик. Погрузка – погрузить.
11. Большая буква в имени собственном. Выпиши слово правильно. Подчеркни заглавную букву. Петрова Дарья Ивановна, Москва, река Яуза.
12.Непроизносимые согласные. Запиши слово правильно. Подбери и запиши проверочное. Орфограмму выдели. Солнце – солнышко, сердце – сердечко, радостный – радости, капустный – капуста, пастбище – пасти, хрустнуть – хрустеть.
13.Разделительный Ъ. Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание букв. Съезд, объезд, объявление, подъезд, объяснить.
14.Пробел между предлогом и словом. Выпиши слово вместе с предлогом. Вставь между предлогом и словом вопрос или другое слово. К_берегу, к крутому берегу.
15.Гласные и согласные в приставках. Запиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова с такой же приставкой. Перелезать, переехал, переход. Приехал, пришёл, приблизиться.
16.Правописание падежных окончаний имён существительных. Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения и падеж. Выдели окончание и проверь с помощью слов-помощников. На опушке – опушка, 1 скл. П.п. (на земле).
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Ж.р. и м.р. -а, -я Дядя , папа , поляна , земля | М.р. - Ср.р. –о, -е Поле, село, конь дом | Ж.р. – (с Ь на конце) Мышь, степь |
Склонение имен существительных
Падеж | вопрос | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
И.п. | Кто? Что? | -а, -я | -0, -о, -е | Ь0 |
Р.п. | Кого? Чего? | -ы, -и | -а, -я | -и |
Д.п. | Кому? Чему? | -е | -у, -ю | -и |
В.п. | Кого? Что? | -у, -ю | -а, -я -о, -е, -0 | Ь0 |
Т.п. | Кем? Чем? | -ой, -ей | -ом, -ем | ью |
П.п. | О ком? О чём? | -е | -е | -и |
17. Безударные окончания имён прилагательных. Выпиши прилагательное с существительным, к которому оно относится. Запиши вопрос. В (каком?) тёмном лесу, (какая?) зимняя дальняя дорога, (какого?) ясного синего неба.
18. Не с глаголом. Запиши слово правильно. Пробел подчеркни. Не_стой, не_выучил, не_знаю.
19. Слова с удвоенной буквой согласного в корне. Выпиши слово правильно. Орфограмму выдели. Ссора, аллея, жужжит.
20. Мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода. Запиши слово правильно. Определи род. Луч_- м.р., ночь – ж.р.
21. Безударные окончания глаголов. Запиши глагол правильно. По личному окончанию или по инфинитиву этого глагола определи спряжение.
Несу, несешь, несет, несем, несете, несут – 1 спр.;
сижу, сидишь, сидит, сидим, сидите, сидят – 2 спр.; вялить, готовить – 2 спр. Исключения: брить (брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют), стелить - имеют окончания I спряжения; глаголы на ать (аться): гнать, держать, дышать, слышать и глаголы на еть (еться): видеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть - имеют окончания II спряжения.
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием:
- Поставить глагол в неопределенную форму: пилит – (что делать?) пилить.
- Определить, какая гласная стоит перед –ть.
2 спряжение | 1 спряжение |
Глаголы на –ить (кроме брить, стелить): пилить, клеить + глаголы-исключения: гнать, дышать, держать, зависеть,видеть,слышать и обидеть, а ещё терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть. | Все остальные глаголы, например: паять, краснеть, открыть, таять, бороться, сеять, танцевать + брить, стелить. |
Глаголы хотеть, бежать - разноспрягаемые |
Фонетический разбор слова.
- Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?
- Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
- Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
- Количество звуков и букв в слове?
Пример:
Мо/рковь – 2 слога, 7 б., 6 зв.
м - м - согл., непарн. звонк., тв.
о - а - гласн., безударн.
р - р - согл., непарн. звонк., тв.
к - к - согл., парн. глух., тв.
о - о – гласн., ударн.
в - ф – согл., парн. глух., мягк.
ь -----------------------------
7 букв, 6 звуков
Морфологический разбор имени существительного.
- Часть речи.
- Начальная форма (им.п., ед.ч.).
- Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевлённое или неодушевлённое;
- род;
- склонение.
4. Непостоянные признаки:
- падеж;
- число.
5. Роль в предложении.
Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.
Морозец – сущ., морозец, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее.
Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в.п., ед.ч., дополнение.
Морфологический разбор имени прилагательного.
- Часть речи.
- Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
- Непостоянные признаки:
- число;
- род (только в ед.ч.);
- падеж.
4. Роль в предложении.
Пример: Я вышел из душной комнаты.
(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.
Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).
- Часть речи.
- Начальная форма.
- Постоянные признаки:
- спряжение;
4. Изменяемые признаки:
- число;
- время;
- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);
- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
5. Роль в предложении.
Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.
уходим – глаг., неопр.ф.- уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.
Морфологический разбор местоимения.
- Часть речи.
- Начальная форма (им.п.).
- Лицо.
- Число.
- Род (только в 3 лице ед.ч.).
- Падеж.
- Роль в предложении.
Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.
(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.
Порядок разбора слова по составу.
- Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
- Выдели основу слова.
- Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
- Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
- Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.
П р и м е р: з а м о р о з к и .
Разбор предложения.
- Какое предложение по цели высказывания?
- Какое предложение по интонации?
- Распространенное оно или нераспространенное?
- О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
- Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
- Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
- Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
- Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.
П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли
грибы. ( Повествоват., невосклиц., распростр.)
Что? Грибы - это подлежащее.
Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.
От подлежащего вопрос задать нельзя. Задаем вопрос от сказуемого.
Пошли (где?) в лесу – это обстоятельство места. Выражено именем существительным с предлогом.
Пошли (когда?) после дождей – это обстоятельство времени. Выражено именем существительным с предлогом.
После дождей (каких?) теплых – это определение. Выражено именем прилагательным.
Предварительный просмотр:
Учитель: Вандышева Анжелика Евгеньевна
Запомни!
Предварительный просмотр:
- Не берите книги грязными руками.
- Читайте, сидя за учебным столом.
- Держите книгу не более 30-40 см от глаз, с наклоном.
- Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.
- Следите, чтобы освещение падало с левой стороны, и было достаточным.
- Не читайте на ходу и при движении транспорта.
- Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.
- Храните книги в закрытых полках.
- Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых были допущены ошибки.
- Прочитайте несколько раз эти слова.
- Выясните значение все непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.
- Прочитайте текст повторно, перескажите.
Учитесь читать правильно
- Следите за словами на строчке, не переставляйте их.
- Старайтесь понять то, о чём читаете.
- При чтении будьте внимательны к каждому слову.
- Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.
- Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.
- Как называется сказка? Кто её сочинил?
- Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?
- Кто в сказке действует? Какие это герои?
- Какие события описываются в сказке?
- Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
- Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
- Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?
- Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?
- Как называется басня? Кто её автор?
- Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?
- Кто действует в басне?
- Какими показаны герои в басне? Прочитайте, как описывает их автор.
- Что осуждается в басне?
- Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
- Что должен понять из этой басни читатель?
- Какое выражение из басни стало крылатым?
- Помнете, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.
- Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.
- Определите своё отношение (и автора) к событиям, героям и постарайтесь при чтении его показать интонацией.
- Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).
- Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения между абзацами и частями текста.
- Выделяйте голосом важные места.
- Назовите стихотворение и его автора.
- Прочитайте стихотворение. О чём рассказывает поэт?
- Перечитайте стихотворение ещё раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?
- Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?
- Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
- Что вам понравилось в стихотворении?
- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
Работа над лирическим стихотворением
- Прочитайте стихотворение.
- Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
- Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?
- Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?
- Запомните, как называется статья и кто её автор.
- Прочитайте статью. Какие слова, выражения вы не поняли?
- О ком или о чём эта статья?
- О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
- Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Озаглавьте каждую часть. Составьте план.
- Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
- Что нового вы узнали из прочитанного?
- Что вы читали об этом раньше?
- Как называется рассказ? Кто его написал?
- Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нём описывается?
- Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?
- Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?
- О чём вы думали, читая рассказ?
Выделение главной мысли рассказа
- Внимательно прочитайте рассказ.
- Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.
- Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.
- Определите главную мысль рассказа.
- Разделите рассказ на части.
- Мысленно нарисуйте картину к каждой части.
- Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.
- Перескажите прочитанное: близко к тексту, кратко.
Выработка умения пересказывать полно
Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа.
- Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).
- Наметьте его основные смысловые части (картины).
- Подберите заголовки к частям (своими словами из текста).
- Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.
- Проверьте себя по книге, бегло просматривая рассказ.
Выработка умения пересказывать кратко
Задание. Составьте сжатый пересказ по плану.
- Перечитайте текст.
- Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).
- Расскажите о главном в каждой части.
- Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нём и главное в каждой части.
- Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ ещё короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).
Задание. Ответьте на вопросы.
- Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст).
- Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).
- Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы.
(или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)
Задание. Составьте рассказ о герое.
- Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).
- Определите, о чём говорится в каждом отрывке.
- Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).
- Продумайте порядок своего рассказа, ещё раз перечитав отмеченные отрывки.
- Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.
- Составьте рассказ про себя.
- Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.
- Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.
Список использованной литературы:
- Пирогова М. Памятки по чтению. «Начальная школа №23», 1997
- Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной школе. Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя». – Ростов –н/Д: Феникс, 2003.
- Синицина В. А. Путь к слову/ Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников/ - М.: АО «Столетие», 1996.