Обществознание
Лекции и практические задания по курсу Обществознание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Безработица | 18.15 КБ |
vazhneyshie_sotsialnye_obshchnosti_i_gruppy.docx | 15.67 КБ |
vidy.docx | 20.86 КБ |
voinskaya_obyazannost.docx | 16.6 КБ |
gosudarstvennyy_byudzhet.docx | 17.31 КБ |
gosudarstvo.docx | 20.87 КБ |
grazhdanskoe_obshchestvo_i_gosudarstvo.docx | 16.42 КБ |
gosudarstvo.docx | 20.87 КБ |
grazhdanskoe_obshchestvo_i_gosudarstvo.docx | 16.42 КБ |
grazhdanskoe_obshchestvo_i_gosudarstvo.docx | 16.42 КБ |
duhovnaya_kultura_lichnosti_i_obshchestva.docx | 20.96 КБ |
nauka._osnovnye_osobennosti_nauchnogo_myshleniya.docx | 20.83 КБ |
obrazovanie_i_samoobrazovanie.docx | 20.9 КБ |
moral.docx | 19.38 КБ |
iskusstvo.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Безработица
1. Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.
2. Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда. Поскольку большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавцами трудовых услуг, безработица понижает их жизненный уровень, причем иногда весьма значительно. Не используемые сегодня трудовые услуги утрачиваются экономикой навсегда.
3. Точки зрения на причины безработицы:
- завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы.
- слишком низкий спрос на рабочую силу.
- негибкость, характерная для рынка труда.
Виды безработицы:
- Структурная – невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации.
- Фрикционная – невозможность для уволенного работника найти свободное место по своей специальности.
- Циклическая – характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства.
- Сезонная – зависит от работ в определенное время года (с/х рабочие, гиды).
Сумма фрикционной и структурной безработицы составляет естественный уровень безработицы, т.е. уровень безработицы при полной занятости.
6. Формы безработицы:
- Открытая (см. выше)
- Скрытая – работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства
- Текучая – связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда
- Застойная – длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы
Безработица имеет негативные экономические и социальные последствия:
- Недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального
- Снижение уровня жизни населения: предпосылки для сокращения доходов работающих по найму; потерявшие работу получают лишь пособия по безработице; сокращается потребительский спрос, уровень сбережений
- Потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства
- Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, само
убийствам, росту преступности
Некоторые исследователи отмечают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий:
- Формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства
- Сдерживаются требования профсоюзов в части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции
- Усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду
9. Направления, по которым государство решает проблему безработицы:
- Проведение структурной перестройки профессий на уровне квалификации.
- Выплата пособий по безработице.
- Установление уровня минимальной заработной платы.
Предварительный просмотр:
Важнейшие социальные общности и группы
Молодежь как социальная группа
Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств. Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения. Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.
Особенности социального положения молодежи
- Переходность положения.
- Высокий уровень мобильности.
- Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
- Активный поиск своего места в жизни.
- Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Молодежь — это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности; стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры. Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими признаками:
- возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;
- самоорганизация и независимость от официальных структур;
- обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);
- относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;
- выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;
- атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
Предварительный просмотр:
Виды, причины и последствия инфляции
1. Инфляция (от лат. inflatio — вздутие) — обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества.
Основные источники инфляции
- Повышение номинальной заработной платы (например, под давлением профсоюзов, когда ее увеличение не обусловлено повышением производительности труда)
- Увеличение цен на сырье и энергию (вследствие чего нарушается механизм предложения)
- Увеличение налогов
Типы инфляции: инфляция спроса и инфляцию предложения.
- Инфляция спроса – равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, который толкает цены вверх. Для преодоления необходимо вмешательство государства.
- Инфляция предложения (издержек) – увеличение издержек производства (вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги. Снижение предложения ведет к сокращению производства и занятости, т.е. к спаду и дальнейшему сокращению расходов и постепенному выползанию из кризиса.
Стагфляция — инфляция, сопровождаемая стагнацией (лат. stagnum — стоячая вода) производства, высоким уровнем безработицы и одновременным повышением уровня цен
Виды инфляции
По характеру протекания:
- открытая – отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги;
- скрытая (подавленная) – возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения.
В зависимости от темпа роста цен
- умеренная (ползучая) – цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (до 10% в год);
- галопирующая – быстрый рост цен (примерно 100—150% в год);
- гиперинфляция – сверхвысокий рост цен (до 1000% в год)
По степени расхождения роста цен по различным товарным группам
- сбалансированная – цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными;
- несбалансированная – цены различных товаров по отношению друг к другу постоянно меняются.
Последствия инфляции
Для сферы производства:
- снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;
- обесценение всего фонда накопления;
- обесценение кредитов;
- стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.
При распределении доходов:
- перераспределение доходов за счет увеличения доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику кратковременного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);
- отрицательное воздействие на население с фиксированными доходами, которые обесцениваются;
- обесценение доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления;
- определение реального дохода уже не по количеству денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может купить;
- снижение покупательной способности денежной единицы.
Для экономических отношений:
- владельцы предприятий не знают, какую цену ставить на свою продукцию;
- потребители не знают, какая цена является оправданной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь;
- поставщики сырья предпочитают получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, начинает процветать бартер;
- кредиторы избегают давать в долг.
Для денежной массы:
- деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху.
НО! Умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.
Виды антиинфляционной политики
- адаптационные меры (приспособление к инфляции) – индексация доходов, контроль за уровнем цен;
- ликвидационные (антиинфляционные) меры – активное снижение инфляции посредством экономического спада и роста безработицы.
Если указанные меры не помогают, то тогда государство будет вынуждено проводить денежную реформу.
2. Денежная реформа — это полное или частичное изменение денежной системы страны. Данные изменения могут осуществляться государством несколькими методами. Методы денежной реформы
- дефляция (от лат. de-flatio — выдувание) – сокращение денежной массы путем изъятия из обращения избыточных денежных знаков;
- деноминация (от лат. denominatio — переименование) – укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых денежных знаков на новые;
- девальвация (от лат. de — приставка, означающая понижение, и valeo — стою) – уменьшение золотого содержания денежной единицы (при золотом стандарте) или снижение ее обменного курса по отношению к иностранным валютам;
- ревальвация (от лат. re — приставка, означающая возобновление, возврат, и valeo — стою) – повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства, т.е. процесс, противоположный девальвации;
- нуллификация (от лат. nullificatio — уничтожение) – объявление старых обесценившихся денежных знаков недействительными, либо организация их обмена по очень низкому курсу.
Предварительный просмотр:
Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
Защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:
1. воинский учет;
2. обязательную подготовку к военной службе;
3. призыв на военную службу;
4. прохождение военной службы по призыву;
5. пребывание в запасе;
6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Воинская обязанность предусматривает и призыв на военную службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Воинская обязанность в этот период определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Призывники, убеждениям или вероисповеданию которых противоречит несение военной службы, имеют, в силу ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой (АГС). Перечень оснований замены:
– убеждения и вероисповедание
– принадлежность призывника к коренному малочисленному народу, ведение традиционного образа жизни, осуществление традиционного хозяйствования и занятие традиционными промыслами.
Таким образом, три категории граждан имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской:
- призывники, убеждениям которых противоречит несение военной службы;
- призывники, вероисповеданию которых противоречит несение военной службы;
- призывники, принадлежащие к коренному малочисленному народу, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.
АГС - вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. На АГС не могут быть направлены граждане, которые подлежат зачислению в запас: АГС – это деятельность, осуществляемая теми, кто должен быть призван на военную службу, если бы не имел оснований для направления на АГС. Поэтому призывники, признанные ограниченно годными и не годными к военной службе, не направляются на АГС, т.к. подлежат зачислению в запас.
Предварительный просмотр:
Государственный бюджет
1. Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
2. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.
3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.
- доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета;
- расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
4.Источники доходной части:
- налоги;
- государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
- эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
- займы у международных организаций.
5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:
- социальные нужды (не менее 50% всех расходов);
- поддержание обороноспособности страны (примерно 20%);
- обслуживание государственного долга;
- предоставление дотаций предприятиям;
- развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).
Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.
6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:
- Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета.
- Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Дефицит – разность расходов и доходов бюджета.
- Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Профицит – разность доходов и расходов бюджета.
Предварительный просмотр:
Государство, его функции
Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей. Государство – главный институт политической системы. Основные признаки:
1. территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);
2. публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);
3. суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);
4. принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);
5. исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;
6. обязательность членства в государстве;
7. представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;
8. наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).
9. единый государственный язык как средство общения;
10. единая оборонная внешняя политика;
11. единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.
Основные теории происхождения государства: теологическая, классовая, патриархальная, договорная (естественно-правовая), теория насилия
Функции государства – основные направления деятельности государства:
Внутренние | Внешние |
|
|
Форма государства – устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
Форма правления | Форма государственно-территориального устройства | Политический режим |
Способ организации верховной государственной власти | Способ взаимосвязи территориальных образований государства | Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления |
1. Монархия
В истории так же сословно-представительская (XV-XVIII вв.) 2. Республика
| 1. унитарная - однонациональная (Франция), - многонациональная (Китай); 2. федеративная (определенный суверенитет территориальных образований) - территориальная (США), - национальная (Россия); 3. конфедеративная (объединение независимых государств) (Швейцария). | 1. демократический; 2. недемократические:
|
Государственный аппарат (механизм) – система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственной управление. Его структура определяется функциями государства.
Органы, исполняющие внутренние функции | Органы, исполняющие внешние функции |
|
|
Элементы госаппарата:
- служащие;
- государственные органы – составные части аппарата, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства;
- государственные учреждения – государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и пр.);
- материальные средства.
Предварительный просмотр:
Гражданское общество и государство
Исходной идеей гражданского общества является преобразование коллективности (организованной по законам природы совместной жизни людей в обществе), и развитие человека, вышедшего из мира всеобщей вражды, необузданной свободы, в гражданина этого общества. В самом понятии гражданского общества заложено постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и цивилизованному. Условием такого развития является равновесие, равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех главных составляющих гражданского общества — человека, общества и государства. Доминирование одной из этих сфер разрушает гражданское общество. Формулирование понятия гражданского общества предполагает выявление его составляющих, присущих ему черт и свойств, осмысление особенностей его функционирования и развития. Несомненно, что первым, исходным элементом гражданского общества является функционирующая в условиях правового государства и демократии суверенная личность. Гражданское общество потому и называется «гражданским», что состоит не из стесненных в своих действиях, подневольных подданных, а из свободных граждан. Личность гражданского общества ориентирована на созидание и во многом существует и функционирует в автономном режиме, вне рамок и без вмешательства государства, общественных структур, других личностей, но в постоянном, разнообразном взаимодействии с ними. Реализация личностью своего суверенитета, своей автономии, своих прав и свобод предполагает добросовестное выполнение ею своих гражданских обязанностей. «Простые» свойства порядочности, честности, человечности составляют фундаментальные устои гражданского общества и его второй составляющей — правового государства. В условиях гражданского общества государство не остается прежним, а становится правовым, деятельность которого ограничивается строго установленными законом рамками. Оно позволяет, с одной стороны, преодолеть мертвящее огосударствление жизненных сфер, а с другой стороны, обеспечить их необходимое эффективное регулирование. Однако подобное государство практически невозможно без целостного политического, идеологического, культурного, этического механизма воздействия гражданского общества на структуры власти и социальную жизнь страны. Такой механизм фактически составляет реализацию демократизма на практике.
Третьей составляющей гражданского общества является общество и различные элементы, его составляющие, такие как семья, трудовые коллективы, общественные организации, кооперативы, ассоциации и союзы предпринимателей, средства массовой информации, церковь. Еще одна специфическая особенность жизни гражданского общества состоит в том, что в основе его функционирования и развития лежат самоуправленческие начала, согласно которым граждане являются управляющими и управляемыми одновременно. Наконец, к числу существенных специфических особенностей жизни гражданского общества по праву следует отнести мировоззренческий плюрализм. Таким образом, гражданское общество — это совокупность самостоятельных, независимых социальных элементов (отдельных индивидов и создаваемых ими учреждений, объединений, организаций), которые в процессе свободных, равноправных взаимоотношений друг с другом выражают свою волю, реализуют свои интересы и удовлетворяют свои потребности, обеспечивая тем самым необходимые условия для своего успешного функционирования и развития.
Предварительный просмотр:
Государство, его функции
Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей. Государство – главный институт политической системы. Основные признаки:
1. территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);
2. публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);
3. суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);
4. принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);
5. исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;
6. обязательность членства в государстве;
7. представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;
8. наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).
9. единый государственный язык как средство общения;
10. единая оборонная внешняя политика;
11. единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.
Основные теории происхождения государства: теологическая, классовая, патриархальная, договорная (естественно-правовая), теория насилия
Функции государства – основные направления деятельности государства:
Внутренние | Внешние |
|
|
Форма государства – устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
Форма правления | Форма государственно-территориального устройства | Политический режим |
Способ организации верховной государственной власти | Способ взаимосвязи территориальных образований государства | Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления |
1. Монархия
В истории так же сословно-представительская (XV-XVIII вв.) 2. Республика
| 1. унитарная - однонациональная (Франция), - многонациональная (Китай); 2. федеративная (определенный суверенитет территориальных образований) - территориальная (США), - национальная (Россия); 3. конфедеративная (объединение независимых государств) (Швейцария). | 1. демократический; 2. недемократические:
|
Государственный аппарат (механизм) – система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственной управление. Его структура определяется функциями государства.
Органы, исполняющие внутренние функции | Органы, исполняющие внешние функции |
|
|
Элементы госаппарата:
- служащие;
- государственные органы – составные части аппарата, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства;
- государственные учреждения – государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и пр.);
- материальные средства.
Предварительный просмотр:
Гражданское общество и государство
Исходной идеей гражданского общества является преобразование коллективности (организованной по законам природы совместной жизни людей в обществе), и развитие человека, вышедшего из мира всеобщей вражды, необузданной свободы, в гражданина этого общества. В самом понятии гражданского общества заложено постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и цивилизованному. Условием такого развития является равновесие, равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех главных составляющих гражданского общества — человека, общества и государства. Доминирование одной из этих сфер разрушает гражданское общество. Формулирование понятия гражданского общества предполагает выявление его составляющих, присущих ему черт и свойств, осмысление особенностей его функционирования и развития. Несомненно, что первым, исходным элементом гражданского общества является функционирующая в условиях правового государства и демократии суверенная личность. Гражданское общество потому и называется «гражданским», что состоит не из стесненных в своих действиях, подневольных подданных, а из свободных граждан. Личность гражданского общества ориентирована на созидание и во многом существует и функционирует в автономном режиме, вне рамок и без вмешательства государства, общественных структур, других личностей, но в постоянном, разнообразном взаимодействии с ними. Реализация личностью своего суверенитета, своей автономии, своих прав и свобод предполагает добросовестное выполнение ею своих гражданских обязанностей. «Простые» свойства порядочности, честности, человечности составляют фундаментальные устои гражданского общества и его второй составляющей — правового государства. В условиях гражданского общества государство не остается прежним, а становится правовым, деятельность которого ограничивается строго установленными законом рамками. Оно позволяет, с одной стороны, преодолеть мертвящее огосударствление жизненных сфер, а с другой стороны, обеспечить их необходимое эффективное регулирование. Однако подобное государство практически невозможно без целостного политического, идеологического, культурного, этического механизма воздействия гражданского общества на структуры власти и социальную жизнь страны. Такой механизм фактически составляет реализацию демократизма на практике.
Третьей составляющей гражданского общества является общество и различные элементы, его составляющие, такие как семья, трудовые коллективы, общественные организации, кооперативы, ассоциации и союзы предпринимателей, средства массовой информации, церковь. Еще одна специфическая особенность жизни гражданского общества состоит в том, что в основе его функционирования и развития лежат самоуправленческие начала, согласно которым граждане являются управляющими и управляемыми одновременно. Наконец, к числу существенных специфических особенностей жизни гражданского общества по праву следует отнести мировоззренческий плюрализм. Таким образом, гражданское общество — это совокупность самостоятельных, независимых социальных элементов (отдельных индивидов и создаваемых ими учреждений, объединений, организаций), которые в процессе свободных, равноправных взаимоотношений друг с другом выражают свою волю, реализуют свои интересы и удовлетворяют свои потребности, обеспечивая тем самым необходимые условия для своего успешного функционирования и развития.
Предварительный просмотр:
Гражданское общество и государство
Исходной идеей гражданского общества является преобразование коллективности (организованной по законам природы совместной жизни людей в обществе), и развитие человека, вышедшего из мира всеобщей вражды, необузданной свободы, в гражданина этого общества. В самом понятии гражданского общества заложено постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и цивилизованному. Условием такого развития является равновесие, равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех главных составляющих гражданского общества — человека, общества и государства. Доминирование одной из этих сфер разрушает гражданское общество. Формулирование понятия гражданского общества предполагает выявление его составляющих, присущих ему черт и свойств, осмысление особенностей его функционирования и развития. Несомненно, что первым, исходным элементом гражданского общества является функционирующая в условиях правового государства и демократии суверенная личность. Гражданское общество потому и называется «гражданским», что состоит не из стесненных в своих действиях, подневольных подданных, а из свободных граждан. Личность гражданского общества ориентирована на созидание и во многом существует и функционирует в автономном режиме, вне рамок и без вмешательства государства, общественных структур, других личностей, но в постоянном, разнообразном взаимодействии с ними. Реализация личностью своего суверенитета, своей автономии, своих прав и свобод предполагает добросовестное выполнение ею своих гражданских обязанностей. «Простые» свойства порядочности, честности, человечности составляют фундаментальные устои гражданского общества и его второй составляющей — правового государства. В условиях гражданского общества государство не остается прежним, а становится правовым, деятельность которого ограничивается строго установленными законом рамками. Оно позволяет, с одной стороны, преодолеть мертвящее огосударствление жизненных сфер, а с другой стороны, обеспечить их необходимое эффективное регулирование. Однако подобное государство практически невозможно без целостного политического, идеологического, культурного, этического механизма воздействия гражданского общества на структуры власти и социальную жизнь страны. Такой механизм фактически составляет реализацию демократизма на практике.
Третьей составляющей гражданского общества является общество и различные элементы, его составляющие, такие как семья, трудовые коллективы, общественные организации, кооперативы, ассоциации и союзы предпринимателей, средства массовой информации, церковь. Еще одна специфическая особенность жизни гражданского общества состоит в том, что в основе его функционирования и развития лежат самоуправленческие начала, согласно которым граждане являются управляющими и управляемыми одновременно. Наконец, к числу существенных специфических особенностей жизни гражданского общества по праву следует отнести мировоззренческий плюрализм. Таким образом, гражданское общество — это совокупность самостоятельных, независимых социальных элементов (отдельных индивидов и создаваемых ими учреждений, объединений, организаций), которые в процессе свободных, равноправных взаимоотношений друг с другом выражают свою волю, реализуют свои интересы и удовлетворяют свои потребности, обеспечивая тем самым необходимые условия для своего успешного функционирования и развития.
Предварительный просмотр:
Духовная культура личности и общества
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
- технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;
- деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;
- ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)
- в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
- в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):
- материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира
- духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.
Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели. Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право.
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.
Формы и разновидности культуры. Типология культур:
- национальная – мировая;
- светская – религиозная;
- восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);
- традиционная – индустриальная – постиндустриальная;
- сельская – городская;
- обыденная – специализированная;
- высокая (элитарная) – массовая – народная
Элитарная, массовая и народная культуры
Критерии | Массовая (поп-культура, китч, «искусство антиусталости») | Элитарная | Народная |
Авторы | Профессиональные творцы (стандартизация культуры) | Профессиональные творцы, создающие культурные каноны | Анонимные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы) |
Характер | Коммерческий (невозможно без СМИ) | Некоммерческий | Некоммерческий |
Уровень сложности | Низкий | Высокий (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение) | - |
Аудитория | Массовая | Узкая | Широкая |
Взаимодействие | Тесное взаимодействие и взаимодополнение |
Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:
- рост жизненного уровня;
- развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;
- возрастание роли и значения свободного времени, досуга.
Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).
Предварительный просмотр:
Лекция 4. Наука и образование
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:
- социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)
- отрасль духовного производства (НИОКР);
- особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).
Классификации наук:
- по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;
- по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.
Функции науки:
- культурно-мировоззренческая,
- познавательно-объяснительная,
- прогностическая,
- социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).
Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.
Модели развития научного знания:
- постепенное развитие науки;
- развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);
- развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;
- развитие через интеграцию научного знания.
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
Особенности:
- объективность;
- развитость понятийного аппарата (категориальность);
- рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);
- проверяемость;
- высокий уровень обобщения;
- универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);
- использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
8. Уровни, формы и методы научного познания
Уровни | Эмпирический | Теоретический |
Формы | - научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании; - эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами. | - вопрос - проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая); - гипотеза – научное предположение; - теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений. - концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения. |
Методы (строгость и объективность) |
|
|
Универсальные методы научного познания:
- анализ – разложение целого на части;
- синтез – воссоединение целого из частей;
- дедукция – выведение общего положения из фактов;
- дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;
- аналогия – сходство нетождественных объектов;
- моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
- абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;
- идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
Классификация социальных наук:
- Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология
- Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика
- Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение
Предварительный просмотр:
Образование и самообразование
Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния. Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства. Самообразование – знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Функции образования:
- экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);
- социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);
- культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).
Сеть образовательных учреждений в России:
- дошкольные (ясли, детские сады);
- начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);
- дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);
- среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);
- высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);
- постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);
- подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);
- духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).
Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)
Общие тенденции в образовании:
- демократизация образования;
- рост продолжительности образования;
- непрерывность образования;
- гуманизация образования;
- гуманитаризация образования;
- интернационализация образования;
- компьютеризация образования.
Направления реформ в российском образовании – для ЕГЭ они соответствуют тенденциям, приведенным выше. Сайт министерства образования и науки РФ (2009) определяет следующие приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования:
- Обеспечение доступности качественного общего образования
- Повышение качества школьной учебной литературы
- Повышение уровня оплаты труда работников образования
- Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования
- Повышение качества профессионального образования
- Расширение общественного участия в управлении образованием
- Развитие сети общеобразовательных учреждений
- Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений
Законодатель выделяет несколько видов получения образования. Некоторые из них зависят о достижения гражданином определенного возраста, другие от прежде достигнутого уровня знаний, третьи, лишь от воли лица желающего приобрести какой-либо навык. Все они входят в единую образовательную систему. Законодатель выделяет следующие виды образования:
- Дошкольное образование. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. - Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. - Профессиональное образование.
- Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки.
Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию. - Начальное профессиональное образование целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально - технических и иных училищах данного уровня).
- Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
- Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
- Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре.
- Дополнительное образование реализуется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
К образовательным учреждения относятся следующие их виды:
1) Дошкольные
2) Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)
3) Учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
Предварительный просмотр:
Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры Религия как феномен культуры
Религия – это
- вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;
- совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
- форма удовлетворения духовных потребностей.
Признаки религии: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)
Элементы религии:
- вера – принятие истинности чего-либо без доказательств;
- культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность;
- переживания;
- образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы);
- символы.
Церковь – социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
Функции религии:
- мировоззренческая (Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание);
- регулятивная (Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность);
- терапевтическая (Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации - снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение);
- культуротранслирующая (Способствует развитию определенных основ культуры - письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению);
- коммуникативная (Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих - с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.);
- интегрирующая (Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии);
- легитимизирующая.
Формы ранних религий:
- анимизм (от лат. душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы;
- фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами;
- тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику;
- магия (колдовство).
Религии современного мира:
- родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
- национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);
- мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)
В Конституции РФ провозглашается свобода совести.
Мировые религии:
Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам
Признаки мировых религий:
- Объединение крупной общности людей
- Наличие последователей во многих странах и среди различных народов
Предварительный просмотр:
Искусство, его формы, основные направления
Искусство:
- специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах;
- практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;
- высокая степень мастерства.
Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Форма бытия искусства – художественное произведение. Виды искусства: архитектура (зодчество), живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада. Специфика искусства как формы художественного познания: образное и наглядное, специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.), большая роль воображения и фантазии познающего субъекта.
Функции искусства:
- общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества);
- художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира);
- воспитательная (формирует личность, чувства и мысли людей);
- эстетическая (формирует эстетические вкусы и потребности человека);
- утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности);
- предвосхищения (предвосхищает будущее);
- внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику);
- гедонистическая (доставляет людям удовольствие);
- познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке).
Мораль, ее категории
Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.
Развитие норм морали: табу – обычай – традиция – моральные правила.
Моральные требования и представления:
- нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);
- моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);
- нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);
- морально-психологические механизмы (долг, совесть);
- высшие моральные ценности (добро, смысл жизни; свобода; счастье).
Этика – философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Мораль – высокие идеалы и строгие нормы, мир должного. Нравственность – принципы реального практического поведения людей, мир сущего.
Функции морали: регулятивная, ценностно-ориентационная, координационная, мотивационная, конститутивная.
Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Этапы формирования: элементарная нравственность (что со мной сделают?), конвенциональная нравственность (что обо мне подумают?), автономная нравственность (что я сам о себе подумаю?). Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет.