Петракова Екатерина Ивановна

Роль учителя в духовной жизни коллектива и личности. Сухомлинский В.А.

 

Воспитываем мы прежде всего не тем или иным методом и приёмом, а личностью, потому что без живой мысли и чувства педагога метод остается мёртвой схемой.

Чрезвычайно важной гранью процесса воспитания является то, что в процессе воспитания ребенок начинает вырабатывать отношение к самому себе. Отношение к себе - эта та черта духовной жизни, которая, в конечном счете, характеризует и определяет уровень культуры педагогического процесса. Только при том условии, что я, воспитатель, научил своих воспитанников относиться к себе, я создал психологическую, моральную, духовную предпосылку того, что в повседневной практике называют влиянием коллектива на личность.

Коллектив - это очень тонкий и чувствительный музыкальный инструмент, который творит музыку воспитания, необходимую для воздействия на душу каждого воспитанника. Коллектив творит только тогда, когда этот инструмент настроен, а настраивается он только личностью педагога, воспитателя, точнее: настраивается он тем, как смотрят воспитанники на меня, педагога, как на человека, что они во мне видят и открывают. Силой, которая заставляет каждого воспитанника взглянуть на самого себя, задуматься над своим поведением, управлять собой - есть лицо воспитателя, его идейные убеждения, богатство его духовной жизни.

Коллектив - это обычные и постоянные взаимоотношения, повседневное и всегдашнее отношение личности к другим людям. В коллективе человек выражает себя своим отношением к другим людям, к самому себе. Цель воспитателя - добиться, чтобы каждый его воспитанник выражал себя как человека твёрдых убеждений, был по отношению к себе и к другим принципиальным, честным, требовательным, дисциплинированным, умел отстаивать добро и активно ненавидеть зло. Такое выражение себя возможно лишь при условии, когда воспитатель влияет на каждую личность, не забывая, что она живет в коллективе и осмысливает себя как частичку его, утверждает в себе нравственные понятия, убеждения, идеалы на основе жизни коллектива.

Как же происходит этот сложный процесс влияния личности воспитателя на коллектив и - через коллектив - на духовную жизнь каждого питомца? В чем заключаются закономерности формирования того активного выявления моральных сил, которое мы называем отношением человека к себе, умением управлять собой? Каким должен быть воспитатель, чтобы каждое его слово настраивало на нужный лад сложный музыкальный инструмент - коллектив?

Это, по моему твердому убеждению, тонкие, сложные и вместе с тем самые обыденные вопросы культуры, технологии педагогического процесса. Вдумаемся в такое понятие, как воспитательное воздействие педагога на коллектив и личность - с ним мы сталкиваемся повседневно. Что такое влияние отдельного лица на людей - на духовное единство, творческое, трудовое, интеллектуальное содружество личностей? Это влияние немыслимо без определенного активного отношения воспитанников к воспитателю. Мне, воспитателю, надо не только учитывать, что со стороны воспитанников ко мне есть определенное отношение. Этого мало. Я должен создать видимо, нужное мне, отношение коллектива воспитанников, как единого целого, ко мне. Только тогда, когда я сумею достичь этого, возможно и осуществимо влияние моей личности на коллектив и - через коллектив - на каждую личность. Вдумаемся и в эту закономерность: для того, чтобы я мог влиять на коллектив как на единое целое, он должен относиться ко мне. Как же именно?

Дети, познавая мир, познают человека и, прежде всего, наблюдая ваше поведение, ваши поступки, ваше отношение к другим людям, прежде всего к ним же, воспитанникам. По тому, как и в чем вы выражаете себя, ребенок делает вывод о том, каковы люди вообще, каков добро и вообще что оно есть, в чем заключается идеал. Стремление питомца к идеалу нравственности зависит во многом от того, насколько глубоко и ярко перед ним в годы детства раскрылись нравственные устои, выраженные в живом человеке - воспитателе.

Источником воздействия воспитателя является отношение учащихся к его личности, которое можно охарактеризовать так: лицо воспитателя привлекает, захватывает целостностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов. Если вы хотите быть той силой, которая влияет на коллектив, будьте для своих воспитанников, по выражению Т. Г. Шевченко, «апостолом правды и науки», совестью народа, носителем идеалов, объединенных в вашей повседневной жизни и в вашем слове. Помните: с того момента, как у ребенка, юноши возникнет первое стремление подражать вам, быть похожим на вас, - каждое ваше слово и каждый поступок будут для них важнейшими.

Мы часто слышим слова: знания должны стать убеждениями. Это очень важная педагогическая истина. Но знания могут стать убеждениями лишь тогда, когда воспитанникам хочется вам подражать, хочется быть похожими на вас, когда слово в ваших устах становится привлекательным и одухотворённым силой, а наука наполняется жизненно важным содержанием.

Что же привлекает подростков, юношество в лице учителя, делает их вашими учениками - в полном и глубоком смысле этого понятия, духовно объединяет ваших воспитанников и создает коллектив как идейное, моральное, духовно-психологическое единство? Прежде всего - гармоничная общность идеалов, принципов, убеждений, взглядов, предпочтений, вкусов, симпатий и антипатий, морально-этических принципов в словах и поступках педагога. Тонкая и сложная вещь, которую мы называем авторитетом педагога - это умение утвердить в коллективе соответствующее отношение к себе, к своим идеалам, принципов, убеждений, это деятельность воспитателя, которая становится примером для воспитанников.

Нам, воспитателям, с особой ответственностью надо осмысливать ту истину, что воспитываем мы мнением, знаниями. И деятельность наша - это труд мысли, направленный на то, чтобы захватить воспитанников стремлением к знанию. Жизнь коллектива становится полноценной тогда, когда насыщена умственными интересами и потребностями. Воспитывать знаниями - это не значит брать готовые истины и переводить их в головы учеников. Настоящий воспитатель идёт к своим питомцам с собственными мыслями. Деятельность педагога как раз и состоит в том, чтобы знания, закономерности стали его собственным убеждениям, а затем - той силой, которая идейно объединяет коллектив, воспитывает единомышленников.

Здесь мы подходим к тому, что играет, на мой взгляд, решающую роль в одухотворении ученического коллектива идеями, убеждениями. Речь идет о духовной потребности воспитателя выражать себя как человека, раскрывать свой внутренний мир перед коллективом.

Нельзя представить себе миссии воспитателя без богатой духовной жизни в мире книг. Библиотека учителя постоянно пополняется - это источник, из которого он берет духовную энергию. Знания, взятые из книг, становятся его собственным богатством. Настоящий учитель переживает процесс приобретения знаний как радость личного приобщения к духовным богатствам, созданных человечеством. Знания, почерпнутые из книг, облучаются личным мнением и у вас возникает непреодолимое желание - чтобы ваши духовные достижения хоть небольшой каплей вошли в духовный мир ваших питомцев. Речь может не идти о прочитанной книге (хотя и это важно): вы приходите к своим ученикам с собственными размышлениями, обращаясь к ним как к единомышленникам. Тогда из ваших уст они слышат не поучения, а увлекательный рассказ о жизненно важной теме, такой, что знать необходимо.

Выражая себя в отношении к идейным святыням и нравственным ценностям нашего народа, педагог как раз и создает ту многогранную жизнь коллектива, в процессе которой дети, подростки, юноши и девушки становятся идейными единомышленниками.

Настоящая любовь воспитателя к детям - это большое, непреодолимое желание передать им сокровища своих мыслей и сердца, добиться, чтобы они поднялись еще на одну ступеньку в своих знаниях и чувствах. Только там, где есть такое желание, педагог становится привлекательной, притягательной силой для коллектива и личности.

Иметь воспитательное воздействие на воспитанников - значит зажигать их стремлением достичь какой-то цели, а коллективное стремление - это идейное, моральное единство. Что же пробуждает коллективное стремление к чему-то высокому и благородному? Выражение морально-этических принципов педагога как личности, его жизненных целей и программ, привлекательных и желанных для детей, а еще в большей степени для подростков и юношества. Ученики должны чувствовать, что учитель, помогая им познавать мир, не только объясняет, но и увлекается теми идеями, которые провозглашает, что он к чему-то призывает. И чем сильнее отзыв учеников на этот призыв, тем отчетливее, ярче проявляется коллективное стремление - по сути, коллектив и начинается с того, что воспитанники идут за своем воспитателем.

Какой бы предмет вы не преподавали, каким бы ни был круг ваших интересов, когда вы - воспитатель коллектива, то должны уметь говорить с подростками и юношеством о жизни так, чтобы это было обращение непосредственно к их мыслям и чувствам. Учитель рассказывает, скажем, о пьесе «Недоросль» Фонвизина, о, казалось бы, чужой, далекой жизни. Но настоящий воспитатель осветит рассказ собственными мыслями, своей личностью так, чтобы воспитанники почувствовали, что учитель обращается к их внутреннему миру. Кто-то в коллективе должен переживать стыд, другие - гордость, а в целом духовная жизнь коллектива в эти минуты общения с воспитателем должна вдохновиться стремлением жить так, как учит воспитатель.

Только при этом условии, когда воспитатель призывает, влечет за собой воспитанников, хочет видеть их духовно богатыми и красивыми, они чувствуют, что их судьба не безразлична воспитателю. А это ощущение, это переживание так важно в формировании идейного, морального единства коллектива! Воспринимая сердцем и умом родительскую заботу воспитателя, родительскую требовательность, ученики и сами стремятся к тому, чтобы он видел их хорошими людьми, достойными гражданами Отечества.

Способность личности поддаваться влиянию коллектива порождается и утверждается только тогда, когда он, маленький человек, чувствует заботу о себе, знает, что другому больно за каждый его опрометчивый шаг. Забота воспитателя, его волнение, высказанные перед всем коллективом, приобретают в глазах детей большое общественное значение. Когда я вижу, что ученик трудно поддается воспитанию - я говорю о его моральных недостатках со всем коллективом так, чтобы он почувствовал: это неприятность для всех. Но говорить с коллективом о моральной недостатке одного воспитанника надо очень осторожно, чтобы в эти минуты каждый думал о своей жизни, своём поведении. Повторяю: не об отдельном поступоке должны думать ученики, а о жизни, о характере своих отношений с товарищами, об отношении к человеку. Воспитанник, почувствовав призыв учителя, пытается быть лучше, у него возникает стремление воспитывать себя, идти за воспитателем. Где нет призыва и нет стремления, порождается равнодушие - тяжелая моральная болезнь, которую надо лечить. Она порождается, на мой взгляд, ещё в семье - там, где маленький человек растет, как сорняк: никто ни к чему его не призывает, ни к чему он не стремится. На такой «дикой» основе его поведение становится стихийным и своевольным, а желания выражают моральную распущенность и опустошенность. Вот почему, кстати, в воспитательной работе с родителями мы стремимся прежде всего к тому, чтобы у ребенка с малых лет воспитывалось стремление к морально привлекательным целям.

Настоящая образованность педагога проявляется в том, что в его лице воспитанники находят, образно говоря, проводника к вершинам нравственности; в его словах слышат призыв быть верными своим благородным убеждениям и непримиримыми ко злу, лжи, произволу. Уже само содержание того, о чем я говорю со своими воспитанниками, склоняет их к моральному благородству. Я говорю с ними о жизни тогда, когда чувствую, что мысль, которую хочу вложить в юные души, стала горением моего собственного сердца, не дает мне покоя, смущает и волнует меня прежде всего стремлением передать ее воспитанникам, чтобы она стала их достоянием. Но для этого сердце ребенка должно быть открыто перед словом, мыслью, убеждением, наставлением учителя. Только тогда, когда вы, влияя на коллектив, добиваетесь открытости сердца каждого воспитанника, коллектив становится мощным средством воспитания.

У вас коллектив четвероклассников. В нем - ребенок, равнодушный, невосприимчивый к советам, замечаниям. Он делает то, что ему хочется. Ранние годы его детства прошли в атмосфере эгоизма, бессердечия и даже жестокости. Вы много раз говорили с этим учеником, но это не помогло. Вы прибегаете к наиболее действенному и вместе с тем к тончайшему средству воздействия: надо, чтобы сердце ребенка, одухотворенное коллективными чувствами, переживаниями, стремлениями, открылось перед высокой, благородной идеей именно тогда, в те минуты, когда открываются сердца всех воспитанников, когда весь коллектив взволнован призывом педагога. Не ищите для воспитательной беседы с коллективом чего-то такого, что было бы связано с поступками и поведением этого мальчика. Не пришивайте идеи к фактам белыми нитками - дети очень тонко чувствуют и отвергают искусственность. Идите к коллективу с тем, что глубоко взволновало вас: мальчик, купаясь в Днепре, увидел, как тонут двое малышей. Он спас их, а сам, обессиленный, погиб. Это должно быть не просто рассказом о трагической новости, а выражением ваших взглядов на жизнь, вашей морально-этической программе, вашей жизненной линии. Слушая вас, воспитанники верят вам, что так сделали бы и вы - их воспитатель. Коллектив облагораживается вашей искренностью, взволнованностью, открытостью вашего сердца перед всем хорошим, благородным.

В такие минуты человек открывается человеку, мысль - мысли, сердце - сердцу. Захваченный общим духовным порывом, «трудно воспитуемый» в эти минуты пристально всматривается в других, испытывает в них одушевление моральной красотой; ему кажется, будто на него вопросительно устремлены глаза коллектива, словно его спрашивают: кто ты? какой ты человек? Даже в самых равнодушных сердцах в такие минуты общего морального подъема пробуждается стремление к идеалу. Воспитанник чувствует, что все его товарищи, его учитель и воспитатель хотят ему добра, хотят видеть его духовно богатым и морально красивым.

Помните, что ребенок познает мир, удивляясь и волнуясь, подросток - сомневаясь, восхищаясь и возмущаясь, юноша - утверждаясь. Открывая мир, осмысливая человеческие отношения, ваш питомец не может быть всегда спокойным и довольным, счастливым и уравновешенным. Чем больше заботы обнаруживаете вы, воспитатель, о его жизненной судьбе, о том, чтобы всё в окружающем мире и прежде всего в человеке он узнал и осмыслил, тем больше возникает у него вопросов, тем настойчивее, любознательнее, требовательнее и искреннее ищет он правды. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети, особенно подростки, юноши и девушки, получали ответы на все вопросы, которые волнуют их, чтобы на самой заре жизни не было у них перепутий и разочарований.

Перед воспитанником в период его самоопределения, активного утверждения надо раскрывать мир человека в системе положительных взглядов: так - правильно, так - красиво, так - достойно высокого звания человека, да - надо. В этом «правильно», «красиво», «достойно», «надо» и состоит жизненная правда, которой ищет и должна искать юная личность. Я считаю самым сложным и трудным, тонким и нежным (нежнейшим в том смысле, что надо очень осторожно прикасаться к юным сердцам) в работе с коллективом именно обогащение воспитанников системой положительных взглядов на жизнь.

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов