Семинар - практикум для воспитателей «Использование кинезиологии в развитии детей старшего дошкольного возраста

Вахотина Оксана Владимировна

 

Упражнения с кинезиологическими мешочками позволяют развивать:

Саморегуляцию и контроль: Формирование программ действия, удержание программы в течении длительного периода, концентрация и удержание внимания, наращивание функции саморегуляции над выполняемой программой, укрепление возможностей к оттормаживанию нежелательного поведения.

 Сенсомоторную сферу: программа "Рука-глаз-мозг", а ловкость, точность выполняемых действий, развитие межполушарных связей.

 Зрительно-слуховые, речевые системы: фиксация, прослеживание предмета, чувство ритма (внутреннего и внешнего), расширение полей зрения.

 Становлению и сохранению правильной красивой осанки;

 Обучению сотрудничеству со взрослыми и другими детьми.

 

Основные принципы выполнения упражнений:

1. Соблюдение естественного внутреннего ритма, который является естественным и комфортным для ребенка, позволяющий естественно и просто выполнять упражнения, запомнить его на уровне мышечной памяти.

2. Сотрудничество, потому что большая часть упражнений являются парными или групповыми, для этого необходима синхронность. Поэтому ребенок учится работать в команде.

Все взятые элементы тесно связаны между собой. С первого дня проведения дети проявляют интерес, с энтузиазмом выполняют упражнения, которые построены с постепенным усложнением и учетом возрастных, индивидуальных особенностей дошкольников.

Диапазон методики. Процесс всестороннего развития дошкольников с ОВЗ посредством системы упражнений с кинезио мешочками и мячами происходит не только в специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни дошкольников. Кинезиологические упражнения могут непосредственно включаться в занятие. Или проходить в свободное от занятий время индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Упражнения нужно проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

Правила организации и проведения занятий (упражнений)

При разучивании нейроупражнений вначале разучиваем технику движений. Постепенно от занятия к занятию увеличиваю время и сложность упражнений. Учим выполнять движения сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях предлагаем ребенку помогать себе командами, произносимыми вслух или про себя.

Для эффективной результативности работы следует учитывать определенные условия:

· Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке

· Упражнения проводятся в движении (стоя) или сидя (с маленькими мячами)

· От детей требуется точное выполнение движений и приёмов

 

 

Примеры упражнений с кинезио мешочками:

На начальном этапе  разучиваем упражнения индивидуально:

1. «Пробуждение мешочка». Поглаживание мешочка с обеих сторон. Сначала правая рука сверху, затем левая.

2. Подбрасывание одного мешочка

Последовательность освоения: Двумя руками одновременно, правой - левой поочерёдно, руки согнуты в локтях, свободно лежат на уровне пояса, кисти рук «ковшиком». Следим за дыханием детей!

Вначале подбрасываем как удобно, на высоту чуть выше головы, привыкаем. Следим глазами, следим носом, не следим. Затем – под бубен (меняем темп), меняем высоту(выше - ниже).

3. Подбрасываем с хлопками (обеими, по одной).

Подбрасываем и ловим хватом сверху как одной рукой, так и поочерёдно («тигр»).

4. Упражнение «Квадраты» - Перекладывание 1 мешочка в паре «по квадрату» из руки в руку, друг другу

(перед собой, за спиной, над головой, за головой).

 5.Упражнение «Лыжи» - Перекладывание одновременно 2 мешочков : принцип «друг другу».

Дети стоят напротив друг друга, взяли мешочки в одноименные руки.

Под ритм (раз-и, два-и).

Кладем сверху вниз, принимаем – «ковшом».

6. «Вышиваем крестиком». Дети передают мешочек, стоя друг напротив друга, из левой руки в левую руку партнёра, тот перекладывает его в свою правую руку и передаёт его уже в правую руку партнёра. Получается траектория крестика. Повтор несколько раз.

7.  Упражнение «Себе – соседу» .

Дети становятся лицом в круг. Начинаем передавать мешочек по кругу следующим образом. Ребёнок вкладывает мешочек в правую руку соседа. Тот перекладывает его в свою левую руку и перекладывает следующему ребёнку в правую руку и так далее по кругу. Повтор 2-3 круга. Затем меняем направление передачи мешочка в другую сторону. Повтор 2-3 круга.

Усложнение упражнения заключается:

 а) в добавлении хлопков после передачи мешочка соседу.

б) в добавлении марширования ногами в такт передачи мешочка.

8. Игра «Просто, хлопок» (индивидуально, в парах, в группе).

Ребенок подбрасывает и ловит мешочек двумя руками.

При броске, пока летит мешочек, ребенок выполняет упражнения и сопровождает словами:

«Просто» (ловит мешочек),

«Хлопок» (хлопает в ладоши, пока летит мешочек),

«Накрест» (сложить руки на груди крестом, пока летит мешочек),

«На бок» (руки поставить на пояс, пока летит мешочек),

«Две свечи» (вытянуть указательные пальцы, пока летит мешочек),

«Кирпичи» (сжать пальцы в кулаки, пока летит мешочек),

«Палочки» (сложить одну руку на другую, пока летит мешочек),

«Галочки» (соединить запястья рук, показав «галочку», пока летит мешочек),

«Девочки» (поклон девочек, пока летит мешочек),

«Мальчики» (поклон мальчиков, пока летит мешочек).

9. Кинезиосказка с мешочками «Прогулка в зимнем лесу»

Жили-были девочки и мальчики (взять мешочек двумя руками, потянуть за уголочки). Пошли они гулять по лесу – идут по дорожке (подбрасывать и ловить мешочек правой рукой до уровня лба), увидели сугроб (подбросить мешочек выше головы и поймать) – оба упражнения повторяются несколько раз.

Перепрыгнули на другую дорожку (перебросить мешочек в левую руку), перепрыгнули еще (перебросить мешочек в правую руку), перепрыгнули еще (перебросить мешочек в левую руку).

Идут дальше (подбрасывать и ловить мешочек левой рукой до уровня глаз), увидели сугроб (подбросить мешочек выше головы и поймать) – оба упражнения повторяются несколько раз.

Замёрзли ребята, решили они погреться:

Раз, два, три   (подбросить и поймать мешочек двумя руками, одновременно двигая правой ногой вперед- назад – 3 раза)

Раз, два, три (подбросить и поймать мешочек двумя руками, одновременно двигая левой ногой вперед - назад– 3 раза)

Согрелись. Увидели на снегу шишки и решили шишки собирать. Собрали шишку (перебросить мешочек с тыльной стороны ладони, поймать ладошкой), белке отдали (перебросить мешочек на тыльную сторону ладони) – 3-4 раза.

Под другим деревом собрали шишку и тоже белке отдали (тоже самое выполнить другой рукой) - 3 – 4 раза.

А в лесу живет злой волк.

 Он охотится за…. (педагог поочередно называет имена детей, чье имя называет педагог, тот перебрасывает – меняется своим мешочком с педагогом).

Прогнали волка! Ура! Радуемся! (подбросить мешочек двумя руками, хлопнуть в ладоши и поймать, потом тоже самой, но хлопнуть два раза)

Вот и сказочке конец! А кто слушал – молодец! (дети стоят в кругу складывают пирамиду на руку педагога: мешочек–рука, мешочек–рука и т.д. Убирают руки, мешочки летят в корзину).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kineziologii_v_razvitii_detey_starsh.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование кинезиологии в развитии детей старшего дошкольного возраста»

 Упражнения с кинезиологическими мешочками позволяют развивать:

Саморегуляцию и контроль: Формирование программ действия, удержание программы в течении длительного периода, концентрация и удержание внимания, наращивание функции саморегуляции над выполняемой программой, укрепление возможностей к оттормаживанию нежелательного поведения.

 Сенсомоторную сферу: программа "Рука-глаз-мозг", а ловкость, точность выполняемых действий, развитие межполушарных связей.

 Зрительно-слуховые, речевые системы: фиксация, прослеживание предмета, чувство ритма (внутреннего и внешнего), расширение полей зрения.

 Становлению и сохранению правильной красивой осанки;

 Обучению сотрудничеству со взрослыми и другими детьми.

Основные принципы выполнения упражнений:

1. Соблюдение естественного внутреннего ритма, который является естественным и комфортным для ребенка, позволяющий естественно и просто выполнять упражнения, запомнить его на уровне мышечной памяти.

2. Сотрудничество, потому что большая часть упражнений являются парными или групповыми, для этого необходима синхронность. Поэтому ребенок учится работать в команде.

Все взятые элементы тесно связаны между собой. С первого дня проведения дети проявляют интерес, с энтузиазмом выполняют упражнения, которые построены с постепенным усложнением и учетом возрастных, индивидуальных особенностей дошкольников.

Диапазон методики. Процесс всестороннего развития дошкольников с ОВЗ посредством системы упражнений с кинезио мешочками и мячами происходит не только в специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни дошкольников. Кинезиологические упражнения могут непосредственно включаться в занятие. Или проходить в свободное от занятий время индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Упражнения нужно проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

Правила организации и проведения занятий (упражнений)

При разучивании нейроупражнений вначале разучиваем технику движений. Постепенно от занятия к занятию увеличиваю время и сложность упражнений. Учим выполнять движения сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях предлагаем ребенку помогать себе командами, произносимыми вслух или про себя.

Для эффективной результативности работы следует учитывать определенные условия:

 Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке

 Упражнения проводятся в движении (стоя) или сидя (с маленькими мячами)

 От детей требуется точное выполнение движений и приёмов

Примеры упражнений с кинезио мешочками:

На начальном этапе  разучиваем упражнения индивидуально:

  1. «Пробуждение мешочка». Поглаживание мешочка с обеих сторон. Сначала правая рука сверху, затем левая.
  2. Подбрасывание одного мешочка

Последовательность освоения: Двумя руками одновременно, правой - левой поочерёдно, руки согнуты в локтях, свободно лежат на уровне пояса, кисти рук «ковшиком». Следим за дыханием детей!

Вначале подбрасываем как удобно, на высоту чуть выше головы, привыкаем. Следим глазами, следим носом, не следим. Затем – под бубен (меняем темп), меняем высоту(выше - ниже).

  1. Подбрасываем с хлопками (обеими, по одной).

Подбрасываем и ловим хватом сверху как одной рукой, так и поочерёдно («тигр»).

Перекладывание в парах:

  • Упражнение «Квадраты» - Перекладывание 1 мешочка в паре «по квадрату» из руки в руку, друг другу

(перед собой, за спиной, над головой, за головой).

  • Упражнение «Лыжи» - Перекладывание одновременно 2 мешочков : принцип «друг другу».

Дети стоят напротив друг друга, взяли мешочки в одноименные руки.

Под ритм (раз-и, два-и).

Кладем сверху вниз, принимаем – «ковшом».

  1. «Вышиваем крестиком». Дети передают мешочек, стоя друг напротив друга, из левой руки в левую руку партнёра, тот перекладывает его в свою правую руку и передаёт его уже в правую руку партнёра. Получается траектория крестика. Повтор несколько раз.
  2.  Упражнение «Себе – соседу» .

Дети становятся лицом в круг. Начинаем передавать мешочек по кругу следующим образом. Ребёнок вкладывает мешочек в правую руку соседа. Тот перекладывает его в свою левую руку и перекладывает следующему ребёнку в правую руку и так далее по кругу. Повтор 2-3 круга. Затем меняем направление передачи мешочка в другую сторону. Повтор 2-3 круга.

Усложнение упражнения заключается:

 а) в добавлении хлопков после передачи мешочка соседу.

б) в добавлении марширования ногами в такт передачи мешочка.

Игра «Просто, хлопок»

индивидуально, в парах, в группе.

Ребенок подбрасывает и ловит мешочек двумя руками.

При броске, пока летит мешочек, ребенок выполняет упражнения и сопровождает словами:

«Просто» (ловит мешочек),

«Хлопок» (хлопает в ладоши, пока летит мешочек),

«Накрест» (сложить руки на груди крестом, пока летит мешочек),

«На бок» (руки поставить на пояс, пока летит мешочек),

«Две свечи» (вытянуть указательные пальцы, пока летит мешочек),

«Кирпичи» (сжать пальцы в кулаки, пока летит мешочек),

«Палочки» (сложить одну руку на другую, пока летит мешочек),

«Галочки» (соединить запястья рук, показав «галочку», пока летит мешочек),

«Девочки» (поклон девочек, пока летит мешочек),

«Мальчики» (поклон мальчиков, пока летит мешочек).

Кинезиосказка с мешочками «Прогулка в зимнем лесу»

Жили-были девочки и мальчики (взять мешочек двумя руками, потянуть за уголочки). Пошли они гулять по лесу – идут по дорожке (подбрасывать и ловить мешочек правой рукой до уровня лба), увидели сугроб (подбросить мешочек выше головы и поймать) – оба упражнения повторяются несколько раз.

Перепрыгнули на другую дорожку (перебросить мешочек в левую руку), перепрыгнули еще (перебросить мешочек в правую руку), перепрыгнули еще (перебросить мешочек в левую руку).

Идут дальше (подбрасывать и ловить мешочек левой рукой до уровня глаз), увидели сугроб (подбросить мешочек выше головы и поймать) – оба упражнения повторяются несколько раз.

Замёрзли ребята, решили они погреться:

Раз, два, три   (подбросить и поймать мешочек двумя руками, одновременно двигая правой ногой вперед- назад – 3 раза)

Раз, два, три (подбросить и поймать мешочек двумя руками, одновременно двигая левой ногой вперед - назад– 3 раза)

Согрелись. Увидели на снегу шишки и решили шишки собирать. Собрали шишку (перебросить мешочек с тыльной стороны ладони, поймать ладошкой), белке отдали (перебросить мешочек на тыльную сторону ладони) – 3-4 раза.

Под другим деревом собрали шишку и тоже белке отдали (тоже самое выполнить другой рукой) - 3 – 4 раза.

А в лесу живет злой волк.

 Он охотится за…. (педагог поочередно называет имена детей, чье имя называет педагог, тот перебрасывает – меняется своим мешочком с педагогом).

Прогнали волка! Ура! Радуемся! (подбросить мешочек двумя руками, хлопнуть в ладоши и поймать, потом тоже самой, но хлопнуть два раза)

Вот и сказочке конец! А кто слушал – молодец! (дети стоят в кругу складывают пирамиду на руку педагога: мешочек–рука, мешочек–рука и т.д. Убирают руки, мешочки летят в корзину).