Учебно-методическая литература
Одной из важной составляющей учебного процесса - является его обеспечение необходимой учебно-методической литературой, репертуарными сборниками, педагогическими хрестоматиями, дидактическими материалами. В моё портфолио войдут востребованные в практике нотные издания, которые обучающиеся могут распечатать (произведения или сборники целиком) у себя дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основные этапы работы дирижера над партитурой | 17.53 КБ |
Средства музыкальной выразительности | 19.05 КБ |
Пример аннотации | 26.5 КБ |
"Гимн ночи" (тема из сонаты "Апассионата"), перелож. В. Соколова | 75.87 КБ |
Р. Глиер "Травка зеленеет" | 278.55 КБ |
Р. Глиер "Вечер" | 97.81 КБ |
А. Даргомыжский Хор русалок из о. "Русалка" | 407.7 КБ |
В.А. Моцарт "Тоска по весне" | 92.04 КБ |
Р. Шуман "Ночь" | 46.96 КБ |
С. Рахманинов "Шесть хоров" | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Основные этапы работы дирижера над партитурой.
Прежде, чем приступить к разучиванию хорового произведения с хором, дирижер должен сам хорошо изучить это музыкальное произведение.
- Подготовительный.
- Изучить творчество композитора (биограф. данные, характеристика творчества);
- Определить эпоху, направление, представителем которого является композитор (классицизм, романтизм и т.д.);
- Изучить творческую биографию автора литературного текста;
- Проанализировать содержание литературного текста, ОСНОВНУЮ ИДЕЮ, СЮЖЕТ;
- Место и значение произведения в творчестве композитора.
- Музыкально-теоретический анализ.
- Определить форму произведения;
- Определить музыкальные темы и их развитие;
- Составить ладотональный план;
- Определить склад изложения (гомофонно-гармонический, полифонический, смешанный);
- Подробно познакомиться с гармонией и голосоведением;
- Метроритм;
- Интервалика;
- Роль аккомпанемента;
- Определить темп;
- Установить цезуры между музыкальными фразами.
- Вокально-хоровой анализ.
- Определить тип и вид хора;
- Изучить вокальные особенности каждой партии: объем, диапазон, тесситура, голосоведение, степень использования каждого голоса, трудности интонирования с интервальной или ритмической стороны;
- Определить особенности строя, ансамбля, хоровой фактуры, манеры звуковедения;
- Определить тип ансамбля между хоровыми партиями как с технической стороны (тесситурные условия), так и с музыкальной (значение партии по музыкально-тематическому материалу);
- Проверить фразировку со стороны дыхания и сделать нужные обозначения в голосах партитуры;
- Разобрать литературный текст со стороны его вокальности и дикции.
- Исполнительский анализ.
- Раскрытие связи литературного и музыкального текстов;
- Определение всех средств музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм и размер, лад, тембр, регистр, динамика)
- продумать музыкальную фразировку в связи с фразой литературного текста
- продумать приемы исполнения,
- определить приемы дирижирования
- Все термины в произведении должны быть переведены, показатели метронома расшифрованы.
- составить план репетиций по разучиванию данного произведения с учетом их количества и содержания.
Предварительный просмотр:
Средства музыкальной выразительности.
Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия.
Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.
В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности — ритма, без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность»; это соотношение длительностей звуков (нот) в их последовательности. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.
Лад — система, связывающая звуки различной высоты, основывающаяся на устойчивых звуках – тонике. Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.
Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Тембр (фр. «колокольчик», «отличительный знак») — колористическая (обертоновая) окраска звука. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменту. Именно благодаря тембру можно различить человеческий голос или «голос» музыкального инструмента.
Темп — скорость следования метрически счетных единиц. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте). Для точного измерения темпа служит метроном.
Фактура — это устройство, организация, структура музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, это то, из чего она складывается — мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски.
Музыкальная мысль может быть изложена различными способами. Музыка подобно ткани складывается из различных компонентов, таких как мелодия, сопровождающие ее голоса, выдержанные звуки и т.д. Весь этот комплекс средств называется фактурой. Фактура – способ изложения музыкальной ткани. В художественной практике фактура бывает различной по плотности. Это зависит от количества слагающих ее голосов (от одного до нескольких десятков). Часто слово фактура заменяют сходным по значению словом склад.
В настоящее время известны два основных типа фактуры: гомофония и полифония. Смешанный тип появляется при взаимодействии двух первых.
Монодия (унисон) (от греч. «моно» – один) – это древнейшая одноголосная фактура, которая представляет собой одноголосную мелодию, либо проведение мелодии несколькими голосами в унисон, или в октавном удвоении.
Гомофония - (от греч. «гомо» – человек, «фон» – звук, голос). Гомофония или гомофонно-гармоническая фактура – одно и то же. Гомофонно-гармоническая фактура складывается из мелодии и сопровождения. Она утвердилась в музыке венских классиков (вторая половина XVIII века) и является наиболее распространенной фактурой до наших дней. Аккордовая фактура - представляет собой аккордовое изложение без ярко выраженной мелодии. Примерами могут служить церковные песнопения - хоралы (довольно часто такую фактуру так и называют хоральной), к ней относятся инструментальные и хоровые произведения аккордового склада.
Полифония (от греч. «поли» - много и «фон» - звук, голос) – более древняя, чем гомофоническая, она достигла расцвета в эпоху Барокко (XVII век – первая половина XVIII века). Это тип многоголосия, в котором два или более голосов, имеют самостоятельное мелодическое значение («равенство» всех голосов). Полифоническая фактура бывает трех разновидностей: контрастная, имитационная, подголосочная. Контрастная (разнотемная) полифония образуется, если темы (мелодии) в полифонии разные, контрастные. Имитационная (от лат. – подражание) – образуется в том случае. Когда мелодии полифонического склада одинаковые или схожие вступают во взаимосвязь со сдвигом во времени. Своего расцвета имитационная полифония достигла в творчестве И.-С. Баха. Подголосочная полифония – свойственна русской народной песне. Она основана на свободной импровизации в процессе исполнения мелодии, когда к основному голосу присоединяются другие голоса – подголоски.
Гетерофония – также древний тип фактуры (возникла в IX веке), является самой примитивной разновидностью полифонии. В ней голоса движутся параллельно друг другу (ленточное движение – квартами, квинтами, терциями, секстами). Смешанная фактура – возникла вследствие взаимодействия разных по типу фактур, бывает полифонно – гармонической, гетерофонно-гармонической.
Штрих — способ (прием и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук – (пер. с немецкого – «черта», «линия»). Виды штрихов: Legato – связно, Staccato – отрывисто, Nonlegato – не связно.
Динамика — различной степени сила звучания, громкости и их изменения. Обозначения: Forte – громко, Piano – тихо, mf – не очень громко, mp – не очень тихо.
Предварительный просмотр:
Аннотация
на произведение А. Рубинштейна
«Старая песня»
Рубинштейн Антон Григорьевич (1829-1894) – русский пианист, композитор, дирижер, педагог и музыкальный деятель. По фортепиано ученик А. Виллуана. Основатель Русского музыкального общества (1859) и первой русской консерватории (1862, Петербург); ее директор и профессор (1862-67 и 1887-91). Его ученик по композиции – П. И. Чайковский. Наряду с Листом был величайшим пианистом; положил начало мировой славе русского пианистического искусства. Написал громадное число произведений в самых различных жанрах. Популярнейшее произведение Рубинштейна – опера «Демон». Наиболее свежа и самобытна музыка Рубинштейна, написанная в восточном духе («Персидские песни») В 1890 году Рубинштейн основал Международный конкурс пианистов и композиторов.
Кольцов Алексей Васильевич (1809-1842) – русский поэт. Лирические стихи (многие стали народными песнями и популярными романсами) – «Люди добрые скажите», «Песня пахаря», «Песня», «Косарь», «Лес», «Разлука» и др.
Содержание хора – патриотическая песня. Хор повествует о походе русского войска на татарское княжество. В аллегорической форме ярко очерчен выход русского войска. «Из лесов дремучих, северных, поднялась не тучка темная, а рать…» [Ну и как хор это поет: «… поднялась не тучка темная орать»?]
Характер музыки – военная песня. Этот хор по своей тематике и характеру очень похож на марш.
Состав хора: тенора, баритоны и басы.
Рубинштейн выразил военный характер за счет фанфарных интонаций.
Размер – сложный, 4/4.Динамика в хоре красочная.
Тесситура для всех голосов достаточно высокая. Темп – Andante (не спеша). Форма – период повторного строения. Фактура в хоре довольно разнообразная, склад гомофонно-гармонический.
Дикционных трудностей в хоре нет. Необходимо только придерживаться народного языкового лада. Дирижерские трудности заключаются в точном показе хору вступлений и снятий и передача былинно этнического характера хора.