Материалы для родителей


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА

Основной процесс развития речи у ребенка происходит в каждодневном общении. Родители должны обращать внимание на то, как ребенок говорит и обязательно поощрять его к разговору.

Есть несколько правил, о которых не нужно забывать:

  • Разговаривайте с ребенком правильно, следите за дикцией и построением фраз.
  • Обязательно побуждайте детей к рассказам, помогайте, задавая наводящие вопросы и поддерживая эмоционально.
  • Не перебивайте ребенка, поощряя его к разговору.
  • Расширяйте круг общения ребенка, стимулируя его к обогащению словарного запаса.
  • Уделяйте время чтению, рассматриванию книг с картинками. Обсуждайте все, что происходит на прогулке, дома или детском саду. Чем больше вы читаете и общаетесь, тем быстрее развивается словарный запас у ребенка, становится более правильным построение речи.
  • Обязательно отмечайте все достижения своего чада, хвалите его. Моральная и психологическая поддержка, своевременная похвала становится мощным стимулом к развитию.
  •           Быстрая речь не приемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно. Контролируйте речь малыша, не позволяйте говорить быстро.
    Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно знакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок растет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Уважаемые родители!

Предлагаем Вашему вниманию ряд игр и упражнений, которые можно использовать для развития  различных сторон речи у дошкольников.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Определение звучания игрушек. Возьмите 3 - 5 звучащих по - разному игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, пищащие и заводные игрушки), предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону (3-5 метров), поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и указать на звучащую игрушку (назвать) (воспроизвести ее звучание.

  • Определение голосов членов семьи, птиц, животных.
  • Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машины, лай собаки, шум дождя, ветер и т.д.)
  • Перемещение предметов по заданию, например, взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, под шкаф :)
  • Повторение сочетаний звуков и слогов: А,У,И, А-У, А-И, О-А, ТА, ПА, ТА-ТА, ТА-ТА-ДА; ДА-ТА-ТА; ПА-ПА -БА и т.д.
  • Повторение слов, словосочетаний, небольших предложений. Для усложнения: ребенок стоит спиной к говорящему и повторяет за ним все словосочетания, сохраняя их количество и порядок.

Дыхательные и голосовые упражнения

  • Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, ватку:.
  • Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной формы и длины, стараясь сдвинуть их с места
  • Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазике, тарелке, миске с водой
  • Надувать резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, дуть в дудочку, свистульку.
  • Надувать мыльные пузыри

Артикуляционные упражнения

- для лица: надуть и сдуть щеки, сделать лицо веселое, удивленное, грустное;

- для губ: улыбка, показ зуб «заборчиком», вытягивание  губ трубочкой,

- для языка: показать широкий и узкий язык, облизывание верхней и нижней губы, движение языком вправо и влево, пощелкивание языком ("лошадка")

Развитие правильного звукоподражания

Звуковое подражание: укачиваю ребенка (а-а-а), гудит паровоз (у-у-у), плач ребенка (уа-уа-уа), крик в лесу (ау-ау)

Подражание голосам птиц, животных (мяу, му, ква, пи-пи, га-га и т.д.)

Игры для развития речи:

  • «Один –много»

Дождь - …дожди                                                 

Зонт - …зонты

Ветер -… ветры

Дерево - …деревья

Животное - … животные и т. д.

                                                           

  • «Подбери слова – действия»

Снег – (что делает) идёт, метёт, кружится, летит.

Солнце – (что делает) светит,  но не греет, прячется за тучи.

Ветер – дует, воет.

Мороз – морозит, щиплет, кусает, румянит щеки.

Метель – метёт, вьюжит.

  • «Скажи ласково»

дождь – дождик

Ветер – ветерок

Лист – листик

Дерево – деревце

зонт – зонтик

  • «Нет чего?»

Представьте что пришёл волшебник, принёс теплую погоду и унёс всё что бывает зимой. Я называю слово,  а вы говорите «нет» и добавляете слово. Например: трава – нет травы

  • Мороз – нет мороза
  • Ветер – нет ветра
  • Пурга – нет пурги
  • Метель – нет метели
  • Снег – нет снега
  • Снежинка – нет снежинки
  • Снежинки – нет снежинок
  • Лёд – нет льдинки
  • Сугробы – нет сугробов

Упражнения на развитие мелкой моторики

  • Перебирание крупы, гороха, фасоли и т.д
  • Разложить пуговицы по величине, цвету, форме.
  • Разобрать монеты по величине.
  • Надевать и снимать перчатки, рукавички.
  • Нанизывать на толстую нитку, проволоку бусинки, фигурки и пр.
  • Работа с пластилином, карандашами, кистью.
  • Конструирование, шнуровки и т.д.
  • Упражнения с массажными мячиками, пальчиковые игры.



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

  1. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом с обязательным соблюдением правил осанки.
  2. За одно занятие не следует давать больше 2-5 заданий в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

3. Главным требованием является выработка умений:

- удерживать нужную артикуляционную позу правильно в течение определенного времени  (начиная с 5-7 мин., под счет от 1 -5).

- необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

4.Вначале артикуляторные движения выполняются медленно,
неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп
увеличивается.

5. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Дозировку назначает только логопед.

6.Всю работу согласовывать с логопедом, обращайтесь к нему пpи всех затруднениях.

7.Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребенку. (например, сказка «о веселом язычке», его «домике-ротике» «заборчике» – зубках и т.д.)

Главное правило: « НЕ НАВРЕДИТЬ!»



Предварительный просмотр:

Советы логопеда

УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ

ВМЕСТЕ С МАМОЙ

  • Проговорите звук совместно с ребенком.
  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
  • Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек или карандашей.
  • Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук
  • В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.
  • Проговорите речевой материал на этот звук.



Предварительный просмотр:

Страничка логопеда

РАЗВИВАЯ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ У РЕБЕНКА-

СТИМУЛИРУЕМ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Уже доказано, чем выше развита мелкая моторика, т.е. движение кистей рук, тем выше развитие речи и мышления ребенка. У ребенка с высоким уровнем мелкой моторики наблюдается достаточно высокий уровень развития памяти и внимания.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК:

  • Разминать пальцами пластилин или глину.
    Катать по столу по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, шарики.
  • Двумя пальцами руки (сначала указательным и средним, затем средним и безымянным) «ходить по столу», изображая различные способы передвижения: крадучись, бегом, на коленях. Упражнения выполняются сначала правой, а затем левой рукой.
  • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
  • Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  • Завязывать и развязывать узлы на толстой веревке или шнуре.
  • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
  • Застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, крючки.
  • Закручивать и раскручивать крышки, шурупы, гайки.
  • Различные игры с конструктором и мозаикой, различного размера кубиками.
  • Рисовать в воздухе различные фигуры всей рукой и одной только кистью. Упражнения выполняются сначала правой, а затем левой рукой.
  • Мять пальцами поролоновые игрушки, губку.
  • Рисовать, раскрашивать, штриховать.
  • Вырезать различные фигуры ножницами.
  • Рисовать цветными мелками, акварелью, карандашами, ручкой и т.д.



Предварительный просмотр:

Советы логопеда

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛОХО ГОВОРИТ….

     Среди наиболее распространенных причин отставания в речевом развитии, можно выделить следующие:

  • Родовые травмы.
  • Дефицит личного общения.
  • Медленное созревание нервной системы.
  • Поражение слуха.
  • Общее расстройство развития нервной системы.
  • Отсутствие мотивации говорить.
  • Педагогическая запущенность.
  • Частые болезни ребенка в первые годы жизни.
  • Психологическая травма.
  • Наследственность.

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ У ДОШКОЛЬНИКА ?

Общаться. 

С ребенком дошкольного возраста общаться необходимо постоянно. Побуждать его рассказывать о событиях, произошедших с ним в детском саду, о детях, играх, в которые играли в д/с, о том, что он видит по пути в д/с или магазин и т.д.

Слушать и понимать своего ребенка.

Читать вместе
         В зависимости от возраста чтение может быть более или менее сложным. Важно, чтобы мама читала с выражением, желательно -наизусть, глядя на своего ребенка, а не в книгу.

Не исключено, что малыш ее захлопнет, если заметит, что внимание мамы направлено не на него.

После прочтения произведения необходимо побуждать ребенка рассказать о том, что услышал, что ему понравилось, описать главных героев.  Задавать ребенку как можно больше вопросов о произведении, показывать картинки и беседовать о том, кто нарисован на картинках, что он делает, какой он и т.д.


4
 Стать интереснее гаджетов. 
         Неверно думать, что слушая аудиосказки или просматривая мультфильмы, малыш заговорит в большем объеме, чище и лучше. Обучение происходит только тогда, когда он видит лицо говорящего человека,

положение его тела, слышит интонацию — все это он подсознательно запоминает.

        Отбирать ли гаджеты, решать  только вам, однако лучше стать для своего малыша интереснее гаджетов.

5 Добавить общения со сверстниками
          Игра на детской площадке, в парке, игровом центре — все это замечательные стимулы речевого развития. Игра расслабляет, добавляет эмоций, и возникает желание поделиться радостью, высказаться.

6 Создать доброжелательную атмосферу

        Дети чувствительны, поэтому они наверняка поймут беспокойство мамы и папы по поводу плохой речи или ее отсутствия. Постарайтесь умерить тревогу, не обсуждать в присутствии ребенка его «недостаток», пресечь попытки родственников отнести сына или дочку в разряд «плохо говорящие дети».

7.Развивающие игры для детей
Занятия, направленные на развитие речи ребенка, проходят в игровой форме. Желательно сделать так, чтобы игра нравилась и взрослому. Так оба играют с удовольствием, и не создается ощущения, что вы «занимаетесь» специально.

  • Играть в настольные и пальчиковые игры ;
  • с мячом, кубиками, машинами, куклами и др.игрушками, вызывающими интерес к игровому процессу и побуждающие ребенка говорить;
  • с крупой и макаронами, веревочками (нанизывать бусины, завязать бантик), рисовать, лепить, вырезать ножницами;
  • Можно учить скороговорки, стихи, предлагать ребенку продолжить фразу, начатую взрослым, загадывать загадки и т.д.

Картинки по запросу картинки детский сад

Удачи вам и положительных эмоций в совместном досуге с детьми!