мои публикации
Разработанный в соавторстве с коллегой проект урока Окружающего мира 3 класс по программе Виноградовой Н.Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_prirodnye_soobshchestva_vinogradova_3_klass.docx | 30.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Семченкова Галина Валентиновна
учитель высшей квалификационной категории
Ковалёва Анна Николаевна
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «СШ №29» г. Смоленска
Проект урока окружающего мира
в 3 классе по теме «Природные сообщества»
(по курсу «Окружающий мир», Н.Ф. Виноградова)
Тип урока: урок-закрепление
Форма урока: путешествие
Цели: продолжить формировать представление о природных сообществах;
расширить знания обучающихся о растительном и животном мире луга, озера, поля и
раскрыть связи, которые существуют между их обитателя;
выяснить значение природных сообществ для природы и жизни человека. развивать
познавательные процессы, творческую активность, информационной компетентности и
коммуникативных навыков;
развивать умение работать самостоятельно;
воспитывать умения учебного сотрудничества, бережного отношения к лесным
богатствам, желание вносить свой посильный вклад в охрану природы.
Оборудование: пейзажи с изображением луга, поля, озера; конверты с карточками – заданиями; фрагмент видеозаписи; муз. диск, сигнальные карточки (красный/зеленый).
Ход урока
Организационный момент
Я рада новой встрече с вами,
Мои дорогие друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Актуализация опорных знаний
1. Начнем урок с небольшого видеофрагмента.
2. Вы посмотрели видеофрагмент, и, думаю, догадались, о чём мы будем сегодня говорить на уроке. Кто может назвать тему урока? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Сообщение темы, постановка цели урока
У нас урок «Природные сообщества». На нашем уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.
Закрепление
- Но сначала давайте вспомним…
- Что такое природное сообщество?
- Какие природные сообщества существуют?
- Какие образуются связи в природных сообществах?
Самостоятельная работа
- Я вижу, что вы готовы поработать в группах и выполнить творческие задания.
- Напоминаю вам, что работа в группах – это не соревнование, а прежде всего сотрудничество. Надеюсь, что каждый из вас внесёт посильный вклад в общее дело.
- Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.
- У нас три группы – три сообщества. Прошу представителей групп взять конверт для своей группы, сложить пазлы и определить сообщество, в котором вы будете работать.
Задание 1. «Представьте своё сообщество»
Каждой группе дается таблица
Животные | Растения | Взаимосвязь животных и растений | Использование человеком |
После выступления каждой команды другие с помощью сигнальных карточек оценивают ответ выступающей группы (красный – не согласны, хотим дополнить, исправить/ зеленый – согласны, все правильно).
Задание 2. «Найди ошибку»
Каждой группе даётся текст, описывающий поле, луг или озеро. В тексте допущена только одна ошибка. Задача – найти ошибку.
Луг
Сколько здесь трав! Наиболее часто встречаются тимофеевка, мятлик, ежа. Всякие есть цветы: белые, красные, жёлтые. У каждого цветка, у каждой травинки есть свои названия. Белая ромашка, одуванчик, красный клевер, мышиный горошек, камыш, колокольчик, луговой василёк. В цветках копошатся шмели, пчёлы, мухи. С цветка на цветок порхают бабочки. В воздухе кружатся стрекозы. А внизу на земле бесчисленное множество жуков и муравьев. Благодаря зелёной окраске трудно различить среди травянистых растений кузнечиков. Только стрекотание выдаёт их присутствие. Обилие растительной пищи и насекомых привлекает сюда птиц.
Озеро
У самых берегов возвышаются стройные заросли рогоза с темно-коричневыми початками на верхушках стеблей. Недалеко от него тростник покачивает своими густыми метёлками темно - фиолетовых колосков. Здесь же можно увидеть скопление камыша и клевера.
По крупным белым цветкам и круглым блестящим листьям, плавающим по воде, мы узнаём одно из самых красивых растений - кувшинку. Цветки её целый день поворачиваются за солнцем, а вечером закрываются и опускаются в воду. Летом поверхность воды полностью затягивается зелёным покровом ряски. Есть растения, которые полностью погружены в воду. Из них наиболее часто встречается элодея. Здесь много водорослей.
Среди прибрежных животных обитает много стрекоз. Они схватывают на лету мух, комаров и других насекомых. По гладкой водной поверхности скользит клоп - водомерка.
Поле
Выходя за деревню, видишь огромные пространства, засеянные культурными растениями, такими как рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха. Высокая, густая рожь - это в своём роде лес. Здесь живут птицы и звери. Целый день птицы заняты тем, что летают над хлебами, отыскивая мышей, хомяков, и истребляют их в большом количестве. Вот орёл поймал суслика. Солнце уже давно село, и какие-то тени видны над рожью. Это совы вылетели на охоту. Целую ночь они будут ловить мышей и полёвок. Трудна их работа.
Но во ржи живёт множество таких мелких животных, которые страшнее грызунов. Это насекомые - вредители поля: слизни, тля, дождевые черви, гусеницы. Однако у зерновых есть друзья, которые их берегут. Это насекомоядные зверьки: землеройки, ежи, насекомоядные птицы.
Задание 3. «Пищевые цепочки»
Задача – составить 3 пищевые цепочки из 3, 4, 5 звеньев.
Задание 4. «Вопрос – ответ»
Каждой группе даются по 3 вопроса, требующих рассуждений.
Луг
1. Может ли бабочка быть одновременно вредной и полезной для растения?
2. Как называются луга, расположенные на разных континентах?
3. Задние ноги у кузнечика длинные, нескладные и, кажется даже мешают ему ходить. Для чего нужны кузнечику такие ноги?
Озеро
1. Можно ли аквариум с его обитателями назвать сообществом?
2. Надводные растения водоёма камыш, стрелолист, рогоз, тростник очищают воду от вредных веществ. Но сильное разрастание этих растений приводит к замору рыб. Почему?
3.Почему водомерки не тонут в воде?
Поле
1. Ржаной хлеб делают из зёрен ржи, рисовую кашу - из зёрен риса, гречневую - из гречихи, овсяную - из овса. А из каких зёрен делают манную, пшённую и перловую крупы?
2. Почему крупные животные не могут жить в поле?
3. Докажите на примерах, что человек не имеет права нарушать
жизнь поля.
Физминутка (звучит запись музыки из передачи «Мир животных»
Задание 5. «Экологическая культура»
- Есть хорошие слова: «Ты пришёл в гости к природе, - не делай ничего такого, что счёл бы неприличным сделать в гостях».
- Итак, вы пришли в гости к природе. А зачем?
- Не забывайте: вы – в гостях. Вы в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняйте их! Что же это за правила?
Задача – каждая группа должна нарисовать 3 запрещающих знака. Работают 3 человека, остальные члены команд получают задание – ситуация поведения в природе, которую необходимо обсудить.
Луг Ты любишь слушать музыку и взял с собой магнитофон. Ты идёшь по лугу, и музыка гремит рядом с тобой. Как хорошо! А хорошо ли? Почему?
Поле Заметил ли ты, что за тобой следом перелетает жаворонок? Не заметил? Тебе кажется, что ты идёшь по полю бесшумно. Но для полевых жителей твоё появление - целое событие. Десятки настороженных глаз наблюдают за тобой. Вот ты заметил в траве гнездо. Что ты сделаешь?
Озеро Ты идёшь по берегу озера и вдруг видишь: сидит здоровый, симпатичный птенец. Тихо сидит, ждёт, когда его накормят. Что ты сделаешь?
Задание 6. «Экологические задачи»
Каждой группе даётся задача.
- Если хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Всюду кипит жизнь. Всё у тебя есть: уши, чтобы всё слышать, глаза, чтобы всё увидеть, ноги, чтобы всюду пройти. И голова, чтобы всё понять. Давайте не повторять чужих ошибок и помнить, что мы в гостях.
Луг
За лето одна сова уничтожает 1000 полевых мышей, а одна полевая мышь съедает 1 кг зерна. Сколько килограммов зерна за лето сохранят 2 совы, 20 сов?
Поле
Размножаемость сорных растений очень велика. Одно растение в год даёт зёрен: ржаной костёр - 1420, василёк - на 5260 больше, а полевой осот - на 12920 больше, чем василёк. Сколько зёрен в год даёт одно растение каждого из указанных сорняков?
Озеро
Из неисправного крана постоянно течёт вода. Школьники подсчитали, что за 1 минуту вытекает 8 литров воды - целое ведро! А сколько вытечет чистой воды в канализацию за перемену, которая длится 10 минут? За 1 час?
- Итак, наше путешествие в природные сообщества подходит к концу. Что же даёт каждое сообщество для каждого из нас?
Подведение итогов
Подведём итог. О чем говорили на уроке? Что на уроке было для вас интересным? Что вызвало наибольшее затруднение? О чём заставил задуматься наш урок?
Звучит пение птиц.
- Друзья мои, путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песни природы, всмотритесь в её краски – вы как будто выпьете волшебный напиток и поймёте, о чём щебечут птицы, журчит ручей, квакает лягушка, тихо шепчут листья ивы. Слушайте и смотрите.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Рефлексия
- Рефлексия каждой групп
Урок заставил нас задуматься …
Урок дал нам для жизни …
В нашей группе мы хотим поблагодарить за работу __________ …, без него бы мы не
справились.
- Рефлексия настроения (Дерево настроения)
Красный листочек – было неинтересно
Желтый листочек - было интересно, но нелегко, не все получилось
Зеленый листочек – было интересно, все получилось
Домашнее задание ( по выбору)
1.Подготовить инд. проект для портфолио (рассказ о растении или животном, которое нуждается в защите).
2. Вопросы для любознательных.
Приложение 1
Вариант домашнего задания
Вопросы для любознательных
Где у кузнечика ухо?
Самая высокая трава на земле.
Назовите самого прожорливого хищника планеты.
Какие растения и как предсказывают погоду?
Как муравьи через ручьи и канавы перебираются?
Чем крылья у бабочек разрисованы?
Кого зовут глазастым охотником?
Кто живет в воде, а плавать не умеет?
Кто шагает «вверх» ногами?
Кто считается хвостатым родственником лягушки?
Кто без головы живет?
Сам легче перышка, имеет длинные проворные ноги. Бежит по воде, как на коньках.
По присутствию, какого животного определяется чистота водоема?
Как называется жилище бобра?
Какое озеро самое чистое и глубокое?
Какая ромашка без белых лепестков цветет?
Какой цветок называют лягушонком?
У какого растения листья на север и на юг направлены?
У кого голова на ноге находится?
Кто является врагом колорадского жука?
Кто является санитарами водоема?
Как называется растение, плавающее на поверхности воды?
Чем стрекочет кузнечик?
Знаете ли Вы, что...
Крот настолько прожорлив, что, если ему не удастся пообедать в течение всего лишь 12 часов, он может умереть?
Богомол - единственное насекомое, способное повернуть голову и посмотреть «через плечо»?
Насекомые различают цвета, форму предмета, но лучше видят движущиеся предметы, чем неподвижные?
В мире насчитывается 750 тысяч видов насекомых?
Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду, а голубь только 9? За день пчела успевает опылить до 7 тысяч цветков.
Стрекоза в поисках своего любимого лакомства - мух - способна пролететь за один час до 100 км, причем за тот же час эта обжора может проглотить целых 10 мух.