Шишкина Наталья А.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в раннем возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности. Недопустима задержка и любое нарушение в ходе развития речи малыша. Она отразится на общем эмоциональном и физическом развитии ребенка.

Развитию речи благоприятствует разнообразие форм общения ребенка со взрослым. Большое значение в развитии речи имеет общая активность ребенка, действия с окружающими его предметами, игрушками и повышенный интерес ко всему окружающему и в первую очередь к окружающим взрослым. Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи  ребенка необходимо общаться с ним в доброжелательном тоне и чаще. При этом речь должна быть эмоциональной, ласковой, богатой различными интонациями, что будет способствовать развитию интонационной стороны активной речи ребенка. Так же речь должна быть богатой и выразительной и в области словарного запаса, синонимических замен типа сестра, она, родная и др; в области морфологических норм: недопустимо искажать формы слов – «мышом», «сумькими, канавькими», «красивше», «ехай» и подобными; в области орфоэпии (это нужно подчеркнуть особенно) – недопустимо «кулинария», «портфель», «квартал», «каталог»; в синтаксисе – «у них уехано», «у их плохо» и др. Ведь, повзрослев, ребенок будет копировать и такую речь.

Развитие речи - одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни. У ребенка 2-3 лет речь необходимо развивать как средство общения, т.е. создавать условия, при которых дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику. Следует также обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.

Для этого необходимо следующее.

• Внимательно и заинтересованно выслушивать детей.

• Много говорить самому.

• Вовлекать детей в разговор на определенную тему.

• Помогать им вступать в речевой контакт с взрослыми и сверстниками.

Дети 2-3 лет - народ наблюдательный. Ни одна вещь в руках, ни один жест не останутся незамеченными. Играя с детьми, что-то рассматривая  педагогу необходимо терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как делает и что надеется получить в результате. На третьем году жизни совершенствуется восприятие речи окружающих. Многие уже легко повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы. Однако между пассивным и активным словарем ребенка наблюдается большой разрыв. Следует, как можно чаще использовать задания типа «Найди зеленый карандаш», «Принеси кукле Маше варежки», «Покажи, как поливают цветы из лейки», «Сделай то-то, например, поставь сапожки в шкафчик» и т.п. Эти задания позволят воспитателю выяснить, понимает ли ребенок, о чем идет речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре. Знакомя детей с новым словом, необходимо неоднократно повторить его в сочетании с уже известными им словами («Курочка клюет. Клюет. У нее клюв. А у цыплят - клювики. И цыплята клюют. Клюют зернышки» и т.п.). Затем с помощью вопросов можно поупражнять детей (хоровые и индивидуальные ответы) в употреблении этого слова («Курочка клюет?» - «Клюет»). Необходимо использовать игры и упражнения, способствующие формированию словаря: «Поможем кукле Кате запомнить посуду (одежду, мебель, игрушки)», «Куда что надо положить?» (чашку поставить на поднос; платье повесить в шкаф), «Что изменилось?» (кукла Маша надела шапочку; чашку поставили на блюдце), «Чей малыш? Чья мама?» (группировать животных по принципу: взрослое животное - детеныши); «Назови правильно» (это большой гриб, а рядом грибочек, книга - книжечка, банка - баночка, совок - совочек, платок - платочек). Эти игры и упражнения используются при повторении знакомых детям сказок, потешек, песенок, стихотворений.

На третьем году жизни у ребенка более подвижными становятся нижняя челюсть, мышцы языка и губ, поэтому данный возраст благоприятен для формирования звуковой культуры речи. Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков и простых по артикуляции согласных (м, п, б, в, ф). Правильное, отчетливое их произношение готовит артикуляционный аппарат к произношению более сложных звуков, таких, как свистящие.

Отработка произношения звука проходит через следующие этапы.

• Проговаривание изолированного звука.

• Произнесение несложных звукоподражательных слов; при тенденции к общей смягченности речи в звукоподражаниях, начинающихся с согласного звука (му-у тук-тук, динь-дон и т.п.), четче проявляются (и легче исправляются) дефекты речи.

• Отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова).

• Закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком.

Маленькие дети часто говорят или тихо, или, наоборот, крикливо, не умеют говорить шепотом. Развитию голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Это подготавливает ребенка к правильному интонированию как средству выразительности (смена силы голоса в зависимости от содержания высказывания). Правильное произношение звуков, слов, фраз обеспечивается и хорошо поставленным речевым дыханием. Для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха детям дается задание подуть на какой-нибудь предмет, например на ватку, на бумажный кораблик в тазике с водой и т.п.; протяжно и длительно произнести гласные звуки (например, «спеть длинную песенку» -а-а-а-а). Во всех ситуациях на занятиях по развитию речи, когда ребенок повторяет предложение или строит его, воспитатель помогает ему правильно согласовывать слова («Не лай, собачка, не пугай птичек-синичек»).

С детьми раннего возраста проводятся подгрупповые занятия.

• Прогулки по группе, рассматривание и обследование вещей, игры с некоторыми из них (обручи, мячи, фантики и т.п.). Они наиболее эффективны в первые месяцы учебного года, потому что приучают детей что-то делать всем вместе, слышать воспитателя.

• Рассказы без показа, развивающие способность слушать и понимать маленький текст без наглядного сопровождения. Если воспитатель предлагает вниманию детей авторский литературный рассказ, он трижды без изменений повторяет его, каждый раз выясняя: «Рассказать еще раз про гусей, не хотевших возвращаться домой?» («Гуси» К. Ушинского). Если это небольшой дидактический текст, воспитатель рассказывает его, придумывая дополнительные ситуации, но и в этом случае достаточно трех повторений («Зайчик», «Кораблик» Л. Славиной).

• Игры-инсценировки. С помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения, характерные для детей третьего года жизни («Я не буду плакать в детском саду», «Здравствуй, мамочка. Я по тебе соскучился» и т.п.).

• Рассматривание с детьми сюжетных картин. Желательно, чтобы это были картины из серий, специально созданных для детских садов (картины Е. Радиной и В. Езикеевой, Е. Батуриной, С. Веретенниковой, В. Гербовой и В. Сотниковой).

Таким образом, существует множество методов и приемов, направленных на развитие речи ребенка раннего возраста. Со стороны взрослого важно создать условия для более успешного усвоения словаря ребенком. Важное значение для своевременного развития речи ребенка имеет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребенком тесный контакт и развивать его активную речь. Воспитательные воздействия должны проводится постоянно, и направляться на все стороны психического развития ребенка.

Только при всестороннем развитии у ребенка будет развиваться активная речь и общение.

 

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов