Методическая копилка
Методическая копилка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_kommunikativnoe_razvitie.docx | 20.33 КБ |
konsultatsiya_dlya_pedagogov_metod_razgovora.docx | 17.12 КБ |
kartoteka_igr_na_razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx | 16.22 КБ |
kartoteka_igr_na_razvitie_tvorcheskoy_aktivnosti.docx | 16.82 КБ |
progulki_yanvar_sr_gr.docx | 1.98 МБ |
progulki_mart_sr_gr.docx | 1.49 МБ |
progulki_sentyabr.docx | 2.92 МБ |
progulki_oktyabr_sr_gr.docx | 2.29 МБ |
progulki_noyabr_sr_gr.docx | 1.75 МБ |
progulki_aprel_sr_gr_rasp.docx | 2.02 МБ |
kartoteka_didakticheskih_igr_s_ispolzovaniem_tehnologii_triz.docx | 290.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №79» городского округа город
Стерлитамак Республики Башкортостан
Консультация для педагогов
«Коммуникативное развитие»
Подготовила:
воспитатель группы №10
Ишдавлетова А.К.
Стерлитамак, 2017 год
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Ведь интенсивный темп жизни родителей не оставляет времени для живого общения с ребенком. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками их ощущения. Современные дети не могут вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не способны сопереживать или симпатизировать, по большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения.
Неумение детей организовывать общение, провоцирует личностные и поведенческие нарушения, способствующие появлению замкнутости или чувства отверженности. И перед нами воспитателями ставятся следующие задачи:
- Одна из главных задач – научить дошкольников управлять своими эмоциями, поскольку именно эмоциональные состояния определяют поведение ребёнка.
- Учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе.
2. Обогащать языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков).
3. Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.
4. Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.
5. Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях
6. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.
- Словесные методы: диалог, рассказ, чтение. Очень важно научить ребенка не только рассказывать, но и уметь слушать, не перебивая собеседника.
- Визуальные методы: использование наглядных пособий, рассматривание картинок.
- Практические упражнения: театрализованная инсценировка сказок, ситуаций. Воспитатель предлагает различные ситуации: вашему другу грустно, сестренка заболела, бабушка потеряла очки. Каждый малыш должен предложить свою версию решения проблемы. Развить навыки невербального общения помогут простые упражнения: попросите ребенка показать, как сидят, ходят или бегают персонажи его любимых сказок. Пусть он изобразит, как передвигаются хитрая Лиса, наивный Колобок, злой Волк.
- Игровые методы. Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры. Для налаживания диалогического общения использовать настольно-печатные, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами. В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка.
- Физиологические методы: психогимнастика, тренинг эмоций, «Разъяренная медведица», сочинение историй, поведенческий тренинг, игра «Хорошо – плохо». "Подари подарок другу" - при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу
- Логические методы: постановка этических и нравственных вопросов, загадки.
Для каждого возраста характерны свои особенности коммуникации. Формы общения дошкольников со сверстниками:
- Эмоционально-практическая. Характерна для младшего дошкольного возраста, когда ребёнок стремится к активной деятельности под действием эмоций. Дети 2-4 лет еще только учатся общению с ровесниками. Основным поведенческим эталоном продолжает оставаться взрослый, с которым малыш проводит большую часть времени.
- Ситуативно-деловая. В 4-5 лет дети не просто имитируют активность взрослых под действием эмоций. Деятельность ребенка становятся более осознанной. Малыши в 4-5 лет уже охотно имитируют взрослую жизнь. В этот период сверстник становится более предпочтительным партнером.
- Внеситуативно-деловая. Доминирует у детей 6-7 лет. Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в этот период достигает наибольшей активности. Дети не просто обыгрывают готовые сюжеты, как это было в 4-5 лет. Они пытаются устанавливать свои собственные правила.
В процессе непосредственно-образовательной деятельности необходимо включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты», развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении.
Немаловажным также является и работа с семьей воспитанников,не стоит забывать, что навыки общения с окружающими формируются именно в семье. Поэтому разнообразные формы работы с родителями помогут в достижении результатов по коммуникативному развитию.
Из консультации «Развиваем речь ребенка вместе» родители могут познакомиться с речевыми играми-помощницами, убедятся в необходимости развивать и совершенствовать речь детей. Беседы помогают родителям, что читать детям по возрасту, какие вопросы нужно задавать после чтения произведений. Кроме этого утренники, фотовыставки, дни открытых дверей, совместный выпуск стенгазет, составление родословной.
Непрерывная работа по всем направлениям способствует социально-коммуникативному развитию каждого ребенка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными, уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Предварительный просмотр:
Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях является разговор воспитателя с детьми или неподготовленный диалог. Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи, развивать навыки диалогической и монологической речи.
При проведении разговоров рекомендуется учитывать следующее:
- Начинать разговор можно только в том случае, если ребёнок не знает, чем заняться. Если он увлечён интересным для него делом, то разговор будет не уместным;
- Разговор проходит в спокойной обстановке, ребенок свободно общается с воспитателем, спрашивает его, рассказывает о чем-то;
- Внимание к одному ребёнку не должно отвлекать педагога от других детей, надо видеть чем они занимаются, во что играют;
- Говорить надо так, чтобы у ребенка осталось удовлетворение от того, что его выслушали;
- Необходимо знать каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье.
Речь взрослого может быть оформлена по-разному: в виде вопросов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных лучше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением, но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров. Разговоры могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные – воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов.
Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей.
В младших группах речевую активность и умение разговаривать воспитывают в основном в реальных жизненных ситуациях общения и в деятельности детей. Этот процесс начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду. Важно воспитателю с самого начала расположить к себе ребенка, приласкать и заинтересовать его. Ребенок второго и третьего года жизни легко отвлекается от содержания разговора. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики : (Дай мне. У меня тоже есть. А кто это? И т. д.). Это могут быть привлекательные игрушки, яркие картинки. Воспитатель должен заранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров, которые ребенок этого возраста может сразу поддержать (Кто тебе купил эту книжку? Какие у тебя есть игрушки? И др.).
В средней группе ребёнок постепенно переходит от отрывочных высказываний к более последовательным, развернутым, начинает задавать много вопросов, в том числе такие характерные, как почему? зачем? и др. Дети пяти лет способны к целеустремленному разговору в течение довольно длительного времени. Такой разговор содержит вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников и т. д. В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки.
В старшей группе можно предложить вспомнить свои игрушки, игры дома, на улице, любимые книжки и т. д. В разговорах педагог касается не только названий предметов, но и их качеств, деталей, действий с ними.
В старшей и подготовительной группах начинают преобладать коллективные разговоры. Дети уже умеют более длительное время слушать воспитателя и товарищей не перебивая, ждать очереди высказаться самому. Разговоры их более длительны, запас знаний и интересов больше. Педагог обращает большое внимание на содержание речи, ее правильность. Для формирования диалогической речи используется прием словесных поручений. Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета. Сначала к таким поручениям привлекают самых общительных детей, а постепенно и менее активных. Сначала взрослый дает образец словесной просьбы. По мере накопления опыта общения надобность в образце отпадает, и ребенок сам выбирает подходящую форму.
Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», позднее — «в школу», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.
Таким образом, разговорная речь — наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.
Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. , либо яркой картинкой, либо животным в уголке природы и пр.;
- начинать разговор можно только в том случае, если ребёнок не знает, чем заняться. Если он увлечён интересным для него делом, то разговор будет неуместным;
- разговор должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу;
- внимание к одному ребёнку не должно отвлекать педагога от других детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №79» городского округа город
Стерлитамак Республики Башкортостан
- говорить надо так, чтобы у ребёнка осталось
, что происходит у них в семье.
Содержанием разговоров служит жизнь в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за
и растениями, поступки детей, книги, мультфильмы, фильмы и т.д.
Консультация по развитию речи
«Метод разговора»
Подготовила:
Ишдавлетова А.К.
воспитатель гр.№ 10
2015г.
Предварительный просмотр:
Картотека игр
на развитие мелкой моторики рук
Составила: Ишдавлетова А.К.
1. Самомассаж пальцев и ладоней с помощью шестигранного карандаша
Карандаш в руках катаю, (Прокатываем карандаш
между ладонями)
Между пальчиков верчу. (Прокатываем карандаш
между указательным и большим пальцами).
Непременно каждый пальчик (Прокатываем карандаш
между большим и средним пальцами)
Быть послушным научу, (Прокатываем между
большим и безымянным пальцами, а затем между большим пальцем и мизинцем)
Упражнение проделывается левой и правой рукой.
2. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять (Удары по столу пальчиками
обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая - с большого пальца)
Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по
столу пальчиками обеих рук)
Шел неспешно, по привычке, («Шагают»средним и
А куда ему спешить? указательным пальцами
обеих рук по столу)
Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то
«По газону не ходить!» ладонями, то кулачками по столу)
Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши)
- Ох! (Один хлопок)
И ушел. (Ритмичные хлопки по столу)
Газон засох.
3. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.) (Грозят пальчиком) (Медленно сближают ладони.)
(Снова изображают, как плывет рыбка.) (Делают хватательное движение обеими руками.) (Снова «плывут».)
4. Пальчиковая гимнастика «Подарки»
Дед Мороз принес подарки: Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
Гав! Гав!
(Дети «шагают» пальчиками по столу.)
(На каждое произнесенное название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке) (Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики - «ушки».)
5. Пальчиковая игра «Я художник»
Я взял бумагу, карандаш, Нарисовал дорогу.
(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - «лист бумаги». Указательный палец правой руки - «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)
На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.
Направо дом, Налево сад...
В лесу двенадцать кочек.
На ветках яблочки висят,
И дождичек их мочит. Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.
Уф! Свой рисунок приколол -Совсем неплохо вышел!
(Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка
оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. Детипроизносят: «My-у!..»)
(Пальцы складываются домиком.)
(Кисти рук скрещиваются в запястьях - «деревьях», шевелить раздвинутыми пальцами-«ветер раскачивает ветки»).
(Указательным пальцем правой руки рисуют кисточкина левой ладони)
(Встряхивание кистей - имитация капель дождя.)
(Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь
правой.)
(Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся
вверх.)
(Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - поднятую в вертикальном положении левую ладонь. улыбка удовлетворения на
лице).
6. Массаж пальцев «Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальцы погулять.
(Поочередно соединять пальцы подушечками) (Хлопки в ладоши).
Этот пальчик самый сильный
Самый толстый и большой
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли пальцы погулять. Погуляли, погуляли
И домой пришли опять
(Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне левой руки (При повторении-правой руки) начиная с большого.)
(Интенсивно растереть кисти, энергично встряхивать кистями рук.)
7. Пальчиковая игра «Осенний букет»
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя
Листья осины,
Листья дуба
Мы соберем
Маме осенний
Букет отнесем
Песню осеннюю
Маме споем
(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
(Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.)
(Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки)
Предварительный просмотр:
Картотека игр на развитие творческой активности
Составила: Ишдавлетова А.К.
«Нарисуй теплую картинку»
Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.
Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.
Творческие задания:
A) нарисуй «теплый» натюрморт;
Б) расскажи, что бывает оранжевым (зеленым, красным, желтым);
B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?
«Кто нарисует больше предметов овальной формы?»
Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.
Материал: карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.
Правила игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.
Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.
«Составь ежа из палочек»
Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры.
Действия детей: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.
«Портреты»
Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет
«Кто играет с нами в прятки»
Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.
Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.
Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.
Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.
Панно «Осень праздничная»
Цель: передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности.
Игровые задания:
- Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе (деревни); отмечают, как это выражается в цвете.
- На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «художников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы.
- «Главные художники» комментируют коллективные работы. Участники игры (жюри) решают, кому присудить первое (второе, третье) место.
- После игры из сделанных панно может быть подготовлена общая композиция.
Оборудование: 2-3 листа бумаги для фона, цветная бумага, природный материал, клей, ножницы, кисти, дипломы победителям.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Картотека
игр по ТРИЗ технологии
для детей
дошкольного возраста
Составила: воспитатель
Ишдавлетова А.К.
Пояснительная записка
Цель: Воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектического мышления.
Задачи: Формировать навык творческой, познавательной и практической деятельности у дошкольников. Развивать творческие способности.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
1. Игра "Хорошо - плохо"
(младший дошкольный возраст)
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры: ведущем называется любой объект или в старшем возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход:
1 вариант
Ведущий: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Дети: Потому, что она сладкая.
Ведущий: Съесть конфету - плохо. Почему?
Дети: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что хорошо - почему?","что-то плохо - почему?"
2 вариант
Ведущий: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Дети: Потому, что она сладкая.
Ведущий: Сладкая конфета - это плохо. Почему?
Дети: Могут заболеть зубы.
Ведущий: Зубы заболят - это хорошо. Почему?
Дети: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
Ознакомление с окружающим миром.
Ведущий: Человек изобрел огонь. Огонь - это хорошо, почему?
Дети: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.
Ведущий: Огонь - это плохо. Почему?
Дети: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.
Живая система.
Ведущий: Листопад - это хорошо?
Дети: Да. Земля становится красивой, листва шелестит под ногами.
Ведущий: Листья под ногами - плохо. Почему?
Дети: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрой, если после дождя.
2. Игра "Раньше-позже"
(с 3-х летнего возраста)
Цель: учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия "сегодня", "завтра", "вчера". Развивать речь, память.
Правила игры: ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.
Ход:
Ведущий: Мы сегодня с вами были на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?
Дети: Мы одевались на прогулку.
Ведущий: А до этого?
Дети: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а еще раньше завтракали.
Ведущий: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?
Дети: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы.
Ведущий: Я сшила платье. А что я сделала раньше? Покажите мне!
Дети: Вы пошли в магазин, купили ткань (ребенок молча показывает действиями), взяли ножницы, раскроили ткань...
При закреплении понятий "сегодня", "завтра", "вчера".
Ведущий: А какой сегодня день недели?
Дети: Вторник.
Ведущий: А какой день недели был вчера?
Дети: Понедельник.
Ведущий: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?
Или....
Ведущий: Посмотрите, какое это растение?
Дети: Тыква большая.
Ведущий: Она всегда такая была? Что было с ней раньше?
Дети: Была маленькая тыквочка, а до этого растение зацвело.
Ведущий: Правильно, а еще раньше?
Дети: Маленький росточек.
Ведущий: А еще раньше?
Дети: Семечко.
Ведущий: А что было до того, как семечко попало в землю? Покажите мне это!
Ведущий: Это блюдце с водой. Что будет с водой дальше?
Дети: Ее может кто-то выпить. Или вылить.
Ведущий: А дальше?
Дети: Если ее выльют, то она впитается в землю. а если там было какое-нибудь семечко, то оно прорастет, будет дерево..
Ведущий: Вот какую пользу приносит вода. А если она в чашке, ее никто не выливает, что будет дальше?
Дети: Она испаряется, превратиться в тучку и в дождик.
Ведущий: Конечно, от небольшого количества воды в чашке дождик не прольет, а влажность в воздухе увеличиться. Почему?
Дети: Потому, что жидкие человечки воды встретятся в чашке с бегущими человечками воздуха.
3. Игра: "Чем был - чем стал"
(с 4 - х летнего возраста)
Цель: на определение линии развития объекта, развивать мышление, речь.
Правила игры:
1 вариант
Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань...), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют.
2 вариант
Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют какие материалы используют при его изготовлении.
Ход:
Ведущий: Стекло. Оно раньше было сплавом разных материалов.
Дети: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы.
Ведущий: Что хорошего в стеклянном столе?
Дети: Оно красивое, можно видеть, как под столом лежит кошка.
Ведущий: А что плохого в таком столе?
Дети: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди.
Ведущий: А что еще может быть из стекла?
Дети: Есть в стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло.
Ведущий: А вы слышали выражение: "У него стеклянное сердце". Про кого так можно сказать?
Дети: Так можно сказать про злого, "колючего" человека. У Бабы-яги злое сердце, оно у нее из острых осколков.
Ведущий: Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем!
Воспитатель обобщает ответы детей.
Ведущий: Телевизор.
Дети: Он сделан из разных материалов. Корпус - из дерева или пластмассы, экран стеклянный, а внутри телевизора много железных деталей.
4. Игра "Цепочка"
Цель: учить детей выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей.
Правила игры: Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать, как можно больше признаков и не повториться.
Ход:
Ведущий показывает ребенку картинку с изображением очков, ребенок увидев картинку, говорит очки круглые и передает картинку следующему игроку. Следующий игрок говорит очки солнечные и передает следующему игроку картинку и т.д.
5. Игра «Гирлянда»
(со 2 младшей группы)
Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью
вопросов.
Ход:
Ведущий предлагает стартовое слово.
Например: ЛЯГУШКА.
И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого предмета.
Ведущий: Лягушка какая?
Дети: Зеленая.
От этого слова вновь ставится вопрос.
Например: Зеленая кто (что)?
Дети: Трава.
Ведущий: Трава что делает?
Дети: (растет)
Ведущий: Растет что (кто)?
Дети: (ребенок)
Ведущий: Ребенок какой?
Дети: (веселый)
Ведущий: Веселый кто бывает?
Дети: (клоун)
Ведущий: Клоун что делает?
Дети: (смеется)
И т.д.
6. Игра «Назови часть предмета»
(со 2 младшей группы)
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.
Ход:
Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):
- ДОМ.
Ребенок, поймав мяч должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:
- КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…)
7. «Что умеет делать»
(проводится с середины 2 младшей группы)
Цель: на формирование умения выявлять функции объекта.
Правила игры: Ведущий называет объект. Объект можно показать или загадать с помощью игры «Данетки» или загадки.
Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его
помощью.
Ход:
Ведущий: Что может слон?
Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.
Ведущий: Телевизор.
Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.
Ведущий: Что может мяч?
Дети: прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.
Ведущий: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку "Колобок". Как он может помочь Колобку?
Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.
Базис личностной культуры.
Ведущий: Вежливый человек - это какой и что умеет делать?
Дети: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или о собаке, он может уступить место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.
Ведущий: Еще
Дети: Выручать из беды или трудного положения другого человека.
Ведущий: Что может растение?
Дети: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.
Ведущий: Что может слон?
Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.
Ведущий: Что может дождь?
Дети: Растворить лед.
Ведущий: Когда и почему?
Дети: Когда ярко светит солнце, тепло.
Ведущий: Что еще может лед?
Дети: Лед может расколоться, треснуть.
Ведущий: А какие полезные функции у льда?
Дети: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.
Ведущий: Что можно делать со льдом?
Дети: Можно раскрашивать, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.
Ведущий: Что может дождь?
Дети: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить.
8. «Давай поменяемся»
Цель: учить детей выделять главную функцию объекта, развивать логическое мышление, речь, воображение.
Правила игры:
Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.
Ход игры:
Р1: Я - часы. Я умею показывать время.
Р2: Я - книга. Я делаю человека умнее.
Р3: Я - комар. Я выбираю функцию - мешать людям.
Р4: Я - машина. Я перевожу людей.
В: Давайте поменяемся функциями.
Часы (ребенок 1) объясняют, как они делают человека умнее или каким образом машина может показывать время.
Живая и неживая системы.
Р1: Я -слон. Я могу обливаться водой из хобота.
Р2: Я - страус. Я могу прятать голову в песок.
Р3: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком.
Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился прятать голову в песок, а страус сворачиваться клубком.
Неживая природа.
Р1: Я - лед. Я прозрачный и состою из твердых человечков.
Р2: Я - вода. Я состою из жидких человечков.
Р3: Я - пар. Я состою из газообразных человечков.
Затем идет обмен функциями: лед (ребенок 1) неожиданно стал состоять из жидких человечков, а пар (ребенок 3) стал твердым. Когда это бывает.
9. «Маша-Растеряша»
Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы, развиваем речь детей.
Перед игрой напомните детям функции различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.. А также вспомните кто такие растеряшки.
Ход игры:
Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)?
Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (фишку).
В конце игры подсчитываем фишки и определяем победителя.
10. Игра «Превращения»
Цель: учить детей выделять главную функцию объекта, развивать логическое мышление, речь, воображение.
Ход игры:
Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).
11. Круги Луллия
Цель: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов
Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов. «Составь слово» - используется для составления слов. «Смешивание цветов» - закрепление получения цвета и его оттенков. «Сочини сказку» - используется для составления различных вариантов сказок.
12. Метод мозгового штурма
Цель: постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения.
Примерные вопросы:
- Как не ссориться с мамой?
- Как помочь себе фантазировать?
- Как не промокнуть под дождем?
-Как выгнать лису из заюшкиной избушки?
- Как не пустить медведя в Теремок?
- Как спасти собаку, плавающую на льдине в холод?
- Что сделать безудержно веселое?
- Как спасти птиц в невыносимо холодную зиму?
- Чем можно рисовать на бумаге? На асфальте? На снегу?
- На чем еще можно рисовать?
- Чем размешать сахар в стакане, если нет ложки?
- Что будет, если уничтожить всех волков?
- Что будет, если слон увеличится до размеров синего кита? (слон в высоту 4, 5 метра, весом 5 тонн, кит в длину 30 метров, весом более 100 тонн)
- Что будет, если увеличить длину ног зайца в 10 раз?
- Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?
- Как сделать необычную льдинку?
- Как курочке спасти своих цыпляток от коршуна?
- Как можно поприветствовать хорошего человека?
- Как помочь черепахе, когда она перевернулась на спинку?
- Как проникнуть в комнату, не открывая дверь?
- Как достать сосульку с крыши?
- Как уберечь прохожих от падающих сосулек?
- Как украсить группу детского сада к Новому году? К другим праздникам?
-Что положить в торт, чтобы он стал вкусным? А в манную кашу?
- Куда в группе можно спрятать куклу?
- Куда я спрятала конфету?
- Какие качества птиц ты хотел бы иметь?
- Как найти самого умного человека в королевстве?
- Чем вреден комар? Чем комар полезен?
- Как можно определить время, если нет часов?
- Что можно сделать, чтоб любимая игрушка никогда не терялась?
- Придумать новое природное явление.
- Как сделать природное явление необычным (усилить, поменять что-то местами, перевернуть)
- Придумать дом будущего. Дом волшебника. Дом мечты.
- Придумать насекомое с необычными свойствами.
13. «Где живет?»
(метод системного анализа, с 3-х лет)
Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов, активизация словаря.
Ход игры: ведущий называет предметы окружающего мира. Это могут быть неживые объекты из ближайшего окружения, и объекты живой природы, и любые предметы и явления реального и фантастического миров. Дети называют среду обитания живых объектов, место нахождения реальных объектов, вымышленное место размещения фантастических объектов.
Пример: Где живет подорожник? На дорожке, на лужайке, на полянке. Может жить в аптеке.
Где живет гвоздь? В столе. На мебельной фабрике. В коробке для инструментов…
14. «Что такое же у другого объекта?»
Цель: Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…»
Ход игры:
Ведущий называет объект (самовар). Дети определяют признаки, отвечающие на вопрос «Какой?», и перечисляют признаки объекта (блестящий, дымящийся, пыхтящий). К каждому признаку подбирается объект, у которого он явно выражен (блестящий — монета, дымящийся — вулкан, пыхтящий — ёжик). Составляется текст загадки со связками «Как…», «Но не…». Произносится текст загадки: «Самовар: блестящий, как монета, дымящийся, как вулкан, пыхтящий, но не ёжик».
15. «Замри — отомри»
Цель: Закрепить представления о многообразии мира, о том, что есть объекты подвижные и статичные.
Ход игры:
Ведущий называет объекты динамичные и статичные. Играющие показывают (жестом, мимикой, движением), когда они могут быть подвижны (динамичны), а когда нет (статичны). Воспитатель объясняет возможности Волшебника Оживления — Окаменения.
Пример: стол, бабочка, стул, дерево, машина, лампа, дверь, телевизор, раковина, солнце, планета, рыба, лиса, картина, кресло, вода, ветер и т. д.