Психологическое сопровождение формирования умений сотрудничать у детей старшего дошкольного возраста
Программа формирования умений сотрудничать у детей страшего дошкольного возраста .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_soprovozhdenie_formirovaniya_umeniy_sotrudnichat_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.65 КБ |
programma.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
И.Н.Губанова
Психологическое сопровождение формирования умений сотрудничать у детей старшего дошкольного возраста.
Исследования, посвященные изучению отношений сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста, занимают значительное место в отечественной и зарубежной психологии. От того как ребёнок общается со сверстниками, умеет наладить контакт с окружающими его людьми, насколько он раскрепощён и эмоционален во многом от этого зависит его дальнейшая судьба. Первый опыт сотрудничества у детей зарождается и наиболее интенсивно происходит в старшем дошкольном возрасте. В ходе занятий с педагогом – психологом в подгруппах формируются такие умения, как: принимать цель совместной деятельности как общей; видеть и понимать позицию партнёра; распределять игровые роли и функции; учитывать действия и воздействия партнёра; уметь договариваться, согласовывать и соподчинять свои действия; совместно выполнять одну операцию, оценивая результат как итог общей работы.
Для того чтобы все выше перечисленные умения у детей были сформированы педагогом-психологом составлена программа работы с детьми старшего дошкольного возраста. Программа включает в себя тринадцать тем занятий. Одна тема разрабатывается на протяжении двух – трёх занятий. Занятия побуждают детей показывать свои способности, в различных видах совместной деятельности в парах. Совместная деятельность в парах побуждает детей к выполнению умений сотрудничать. Дети, работая в парах вольно, невольно принимают или стараются принять цель деятельности как общую цель. К примеру на занятиях Сказочный гриб и Волшебный песочный узор дети учатся выполнять совместно различные операции, учатся договариваться, кто чем будет занят, учатся понимать и видеть то, что делает его партнёр и не мешать ему.
Для того чтобы определить насколько эффективно оказалось влияние психологического сопровождения формирования умений сотрудничать
у детей старшего дошкольного возраста проводится методика «Социометрия» Якоба Леви Морэна два раза. Первый раз перед проведением данного занятия, второй после занятия. Смотрится по социометрии динамика изменений у детей. Стали ли дети сплочённее, дружнее, увеличилось количество звёзд или нет, предпочитаемых и уменьшилось самое главное или нет количество изолированных. Можно привести такой пример : если до занятия Волшебный песочный узор было в изолированных шесть человек, то после занятия остался один человек .
В данном случаи напрашивается вывод сам собой. Психологическое сопровождение формирования умений сотрудничать очень важный аспект в работе педагога-психолога. На занятиях дети учатся общению между собой, распределению своих обязанностей, ролей, функций, умению договариваться. Эти умения детям пригодятся в дальнейшей жизни дома, в садике и в школе. У детей появится смысл посещать занятия педагога-психолога. На них они учатся распределять роли, что может им пригодится и группе (например, при дежурстве в столовой, в уголке природы), при сюжетно-ролевой игре, ребята смогут сами распределить роли. Научатся ставить общую цель. Что им может пригодиться при работе над совместным проектом.
Таким образом делается такой вывод : занятия по формированию умений сотрудничать играют очень важную роль и нужны в детском саду в старшей и подготовительной группе, для того чтобы ребёнок мог успешно закончить дошкольное образовательное учреждение и поступить в школу.
Предварительный просмотр:
Программа психолого-педагогического сопровождения
формирования психических процессов и умений сотрудничать у детей старшего дошкольного возраста.
Направление работы | Тема работы | Цель работы | Форма организации работы | Сроки реализации |
Мандала | Введение в мир мандолы | Научить детей приёмам нетрадиционного рисования. | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. |
Работа по тетради | Классификация предметов | Обучение детей старшего дошкольного возраста приёмам классификации предметов. | Занятие | 1 неделя сентября |
Весёлые старты | Формирование умений сотрудничать | Формирование у детей потребности в двигательной активности. Формирование умений сотрудничать. | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. |
Индивидуальная работа | Проведение диагностики | Занятие | 2 неделя сентября | |
Музыкотерапия | Введение в мир музыкотерапии | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. | |
Работа по тетради | Учить находить путь | Формирование мышления у детей старшего дошкольного возраста | Занятие | 3 неделя сентября |
Коллективная аппликация | Формирование умений сотрудничать | Формирование умений сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд. | Занятие | 4 неделя сентября | ||
Индивидуальная работа | Проведение диагностики | Занятие | В течение учебного 2018-2019года. | |||
Работа по тетради | Учить запоминать предметы. | Обучение детей старшего дошкольного возраста приёмам запоминания предметов. | Занятие | 1 неделя октября | ||
Музыкотерапия | Музыка и настроение | Изображение своего настроения на рисунке. | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. | ||
Работа по тетради | Развитие психических процессов | Формирование моторики,логики,мышления,воображения. | Занятие | 2 неделя октября | ||
Коллективное рисование | Формирование умений сотрудничать | Формирование умений сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд. | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. | ||
Коллективная аппликация | Формирование умений сотрудничать | Формирование умений сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд. | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. | ||
Работа по тетради | Развитие психических процессов | Формирование моторики,логики,мышления,воображения. | Занятие | 4 неделя октября | ||
Коллективная аппликация | Формирование умений сотрудничать | Формирование умений сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд. | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. | ||
Игра-тренинг по знаниям дорожного движения | Формирование умений сотрудничать | Формирование умений сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд. | Коллективное Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. | ||
Работа по тетради | Развитие психических процессов | Формирование моторики, логики, мышления, воображения. | Занятие | 1 неделя ноября | ||
Работа с инвидуальными картами «Сложи слово» | Развитие психических процессов | Формирование моторики, логики, мышления, воображения. | Занятие | 2 неделя ноября | ||
Индивидуальная работа | Проведение диагностики | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. | |||
Весёлые старты (Эстафеты) | Формирование умений сотрудничать | Формирование у детей потребности в двигательной активности. Формирование умений сотрудничать. | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. | ||
Коллективное рисование | Формирование умений сотрудничать | Формирование умений сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд. | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. | ||
Мандала | Развитие психических процессов | Формирование моторики, логики, мышления, воображения. | Занятие | 3 неделя ноября | ||
Игра-тренинг по знаниям дорожного движения (Закрепление и уточнение) Изготовление группами гирлянды в группу | Формирование умений сотрудничать Формирование умений сотрудничать | Формирование умений сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд. Формирование умений сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд. | Коллективное Занятие Занятие | 4 неделя ноября В течении декабря | ||
Индивидуальная работа | Проведение диагностики | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. | |||
Мандала | Развитие психических процессов | Формирование моторики, логики, мышления, воображения. | Занятие | 2 неделя декабря | ||
Работа по тетради | Развитие психических процессов | Формирование моторики, логики, мышления, воображения. | Занятие | 3 неделя декабря | ||
Индивидуальная работа | Проведение диагностики | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. | |||
Мандала | Развитие психических процессов | Формирование моторики, логики, мышления, воображения. | Занятие | 3 неделя января | ||
Работа по тетради | Развитие психических процессов | Формирование моторики, логики, мышления, воображения. | Занятие | 4 неделя января | ||
Весёлые старты (Эстафеты) | Формирование умений сотрудничать | Формирование у детей потребности в двигательной активности. Формирование умений сотрудничать. | Занятие | 1 неделя февраля | ||
Коллективное рисование | Формирование умений сотрудничать | Формирование умений сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд. | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. | ||
Коллективная аппликация | Формирование умений сотрудничать | Формирование умений сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд. | Занятие | 3 неделя февраля | ||
Индивидуальная работа | Проведение диагностики | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. | |||
Работа по тетради | Развитие психических процессов | Формирование моторики, логики, мышления, воображения. | Занятие | 1 неделя марта | ||
Музыкотерапия (рисование под музыку своего настроения) | Музыка и настроение | Изображение своего настроения на рисунке. | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. | ||
Коллективное рисование | Формирование умений сотрудничать | Формирование умений сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд. | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. | ||
Коллективная аппликация | Формирование умений сотрудничать | Формирование умений сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд. | Занятие | 2 неделя марта | ||
Мандала | Введение в мир мандолы | Научить детей приёмам нетрадиционного рисования. | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. | ||
Работа по тетради | Классификация предметов | Обучение детей старшего дошкольного возраста приёмам классификации предметов. | Занятие | 3 неделя марта | ||
Весёлые старты | Формирование умений сотрудничать | Формирование у детей потребности в двигательной активности. Формирование умений сотрудничать. | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. | ||
Музыкотерапия (рисование под музыку своего настроения) | Музыка и настроение | Изображение своего настроения на рисунке. | Занятие | 4 неделя марта | ||
Коллективное рисование | Формирование умений сотрудничать | Формирование умений сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд. | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. | ||
Коллективная аппликация | Формирование умений сотрудничать | Формирование умений сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд. | Занятие | 2 неделя апреля | ||
Мандала | Введение в мир мандолы | Научить детей приёмам нетрадиционного рисования. | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. | ||
Работа по тетради | Классификация предметов | Обучение детей старшего дошкольного возраста приёмам классификации предметов. | Занятие | 3 неделя апреля | ||
Весёлые старты | Формирование умений сотрудничать | Формирование у детей потребности в двигательной активности. Формирование умений сотрудничать. | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. | ||
Музыкотерапия (рисование под музыку своего настроения) | Музыка и настроение | Изображение своего настроения на рисунке. | Занятие | 4 неделя апреля | ||
Индивидуальная работа | Проведение диагностики | Занятие | В течение мая | |||
Работа по тетради | Учить запоминать предметы. | Обучение детей старшего дошкольного возраста приёмам запоминания предметов. | Занятие | 1 неделя мая | ||
Музыкотерапия | Музыка и настроение | Изображение своего настроения на рисунке. | Занятие | 2 неделя мая | ||
Индивидуальная работа | Проведение диагностики | Занятие | 3 неделя мая | |||
Коллективное рисование | Формирование умений сотрудничать | Формирование умений сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд. | Занятие | В течение учебного 2018-2019 года. |