Психологическое сопровождение формирования умений сотрудничать у детей старшего дошкольного возраста

Губанова Ирина Николаевна

Программа формирования умений сотрудничать у детей страшего дошкольного возраста .

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

                                                                                             И.Н.Губанова

Психологическое сопровождение формирования  умений сотрудничать у детей старшего дошкольного возраста.

Исследования, посвященные изучению отношений сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста, занимают значительное место в отечественной и зарубежной психологии. От того как ребёнок общается со сверстниками, умеет наладить контакт с окружающими его людьми, насколько он раскрепощён и эмоционален  во многом от этого зависит его дальнейшая судьба. Первый опыт сотрудничества у детей  зарождается и наиболее интенсивно происходит в старшем дошкольном возрасте. В ходе занятий с педагогом – психологом в подгруппах формируются такие умения, как: принимать цель совместной деятельности как общей;         видеть и понимать позицию партнёра; распределять игровые роли и функции; учитывать действия и воздействия партнёра; уметь договариваться,  согласовывать  и соподчинять свои действия; совместно выполнять одну операцию, оценивая результат как итог общей работы.

        Для того  чтобы все выше перечисленные умения у детей были сформированы  педагогом-психологом составлена программа работы с детьми старшего дошкольного возраста.  Программа включает в себя  тринадцать тем занятий. Одна тема разрабатывается на протяжении двух – трёх занятий. Занятия побуждают детей показывать свои способности, в различных видах совместной деятельности в парах. Совместная деятельность в парах побуждает детей к выполнению умений сотрудничать.  Дети, работая в  парах вольно, невольно  принимают или стараются принять цель деятельности как общую цель. К примеру на занятиях Сказочный гриб  и  Волшебный песочный узор дети учатся выполнять совместно различные операции, учатся договариваться, кто чем будет занят, учатся понимать и видеть то, что делает его партнёр и не мешать ему.

     Для того чтобы определить насколько эффективно оказалось влияние  психологического  сопровождения  формирования  умений сотрудничать

у детей старшего дошкольного возраста проводится методика «Социометрия»  Якоба Леви Морэна  два  раза. Первый раз перед проведением данного занятия, второй после  занятия. Смотрится по социометрии динамика изменений у детей. Стали ли дети сплочённее, дружнее, увеличилось  количество звёзд или нет, предпочитаемых и уменьшилось  самое главное или нет  количество изолированных. Можно привести такой пример : если до занятия Волшебный песочный узор было в изолированных шесть человек, то после занятия остался один человек .

         В данном случаи напрашивается вывод сам собой. Психологическое сопровождение формирования умений сотрудничать очень важный аспект в работе педагога-психолога.  На занятиях дети учатся общению между собой, распределению своих обязанностей, ролей, функций, умению договариваться.  Эти умения детям пригодятся в дальнейшей жизни дома, в садике и в школе. У детей появится смысл посещать занятия педагога-психолога.  На них они  учатся распределять роли, что может им пригодится и группе (например, при дежурстве в столовой, в уголке природы), при сюжетно-ролевой игре, ребята смогут сами распределить роли.  Научатся ставить общую цель. Что им может пригодиться при работе над совместным проектом.

Таким образом делается такой вывод : занятия по формированию умений сотрудничать играют очень важную роль и нужны в детском саду в старшей и подготовительной группе, для того чтобы ребёнок мог успешно закончить дошкольное образовательное учреждение и поступить в школу.



Предварительный просмотр:

Программа психолого-педагогического  сопровождения

формирования психических процессов и умений сотрудничать  у детей старшего дошкольного возраста.

Направление

работы

Тема

работы

Цель работы

Форма организации работы

Сроки реализации

Мандала

Введение в мир мандолы

Научить детей приёмам нетрадиционного рисования.

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Работа по тетради

Классификация предметов

Обучение детей старшего дошкольного возраста приёмам классификации предметов.

Занятие

1 неделя сентября

Весёлые старты

Формирование  умений сотрудничать

Формирование у детей потребности в двигательной активности. Формирование  умений  сотрудничать.

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Индивидуальная работа  

Проведение диагностики

Занятие

2 неделя сентября

Музыкотерапия

Введение в мир музыкотерапии

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Работа по тетради

Учить находить путь

Формирование мышления у детей старшего дошкольного возраста

Занятие

3 неделя сентября


Коллективная аппликация

Формирование  умений сотрудничать

Формирование  умений  сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд.

Занятие

4 неделя сентября

Индивидуальная работа  

Проведение диагностики

Занятие

В течение учебного

2018-2019года.

Работа по тетради

Учить запоминать предметы.

Обучение детей старшего дошкольного возраста приёмам запоминания предметов.

Занятие

1 неделя октября

Музыкотерапия

Музыка и настроение

Изображение своего настроения

на рисунке.

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Работа по тетради

Развитие психических процессов

Формирование моторики,логики,мышления,воображения.

Занятие

2 неделя октября

Коллективное рисование

Формирование  умений сотрудничать

Формирование  умений  сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд.

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Коллективная аппликация

Формирование  умений сотрудничать

Формирование  умений  сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд.

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Работа по тетради

Развитие психических процессов

Формирование моторики,логики,мышления,воображения.

Занятие

4 неделя октября

Коллективная аппликация

Формирование  умений сотрудничать

Формирование  умений  сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд.

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Игра-тренинг по знаниям дорожного движения

Формирование  умений сотрудничать

Формирование  умений  сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд.

Коллективное Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Работа по тетради

Развитие психических процессов

Формирование моторики, логики, мышления, воображения.

Занятие

1 неделя ноября

Работа с инвидуальными картами «Сложи слово»

Развитие психических процессов

Формирование моторики, логики, мышления, воображения.

Занятие

2 неделя ноября

Индивидуальная работа  

Проведение диагностики

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Весёлые старты

(Эстафеты)

Формирование  умений сотрудничать

Формирование у детей потребности в двигательной активности. Формирование  умений  сотрудничать.

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Коллективное рисование

Формирование  умений сотрудничать

Формирование  умений  сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд.

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Мандала

Развитие психических процессов

Формирование моторики, логики, мышления, воображения.

Занятие

3 неделя ноября

Игра-тренинг по знаниям дорожного движения

(Закрепление и  уточнение)

Изготовление группами гирлянды в группу

Формирование  умений сотрудничать

Формирование  умений сотрудничать

Формирование  умений  сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд.

Формирование  умений  сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд.

Коллективное Занятие

Занятие

4 неделя ноября

В течении декабря

Индивидуальная работа  

Проведение диагностики

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Мандала

Развитие психических процессов

Формирование моторики, логики, мышления, воображения.

Занятие

2 неделя декабря

Работа по тетради

Развитие психических процессов

Формирование моторики, логики, мышления, воображения.

Занятие

3  неделя декабря

Индивидуальная работа  

Проведение диагностики

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Мандала

Развитие психических процессов

Формирование моторики, логики, мышления, воображения.

Занятие

3 неделя января

Работа по тетради

Развитие психических процессов

Формирование моторики, логики, мышления, воображения.

Занятие

4  неделя января

Весёлые старты

(Эстафеты)

Формирование  умений сотрудничать

Формирование у детей потребности в двигательной активности. Формирование  умений  сотрудничать.

Занятие

1 неделя февраля

Коллективное рисование

Формирование  умений сотрудничать

Формирование  умений  сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд.

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Коллективная аппликация

Формирование  умений сотрудничать

Формирование  умений  сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд.

Занятие

3 неделя февраля

Индивидуальная работа  

Проведение диагностики

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Работа по тетради

Развитие психических процессов

Формирование моторики, логики, мышления, воображения.

Занятие

1 неделя марта  

Музыкотерапия

(рисование под музыку своего настроения)

Музыка и настроение

Изображение своего настроения

на рисунке.

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Коллективное рисование

Формирование  умений сотрудничать

Формирование  умений  сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд.

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Коллективная аппликация

Формирование  умений сотрудничать

Формирование  умений  сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд.

Занятие

2 неделя марта

Мандала

Введение в мир мандолы

Научить детей приёмам нетрадиционного рисования.

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Работа по тетради

Классификация предметов

Обучение детей старшего дошкольного возраста приёмам классификации предметов.

Занятие

3 неделя марта

Весёлые старты

Формирование  умений сотрудничать

Формирование у детей потребности в двигательной активности. Формирование  умений  сотрудничать.

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Музыкотерапия

(рисование под музыку своего настроения)

Музыка и настроение

Изображение своего настроения

на рисунке.

Занятие

4 неделя марта  

Коллективное рисование

Формирование  умений сотрудничать

Формирование  умений  сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд.

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Коллективная аппликация

Формирование  умений сотрудничать

Формирование  умений  сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд.

Занятие

2 неделя апреля

Мандала

Введение в мир мандолы

Научить детей приёмам нетрадиционного рисования.

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Работа по тетради

Классификация предметов

Обучение детей старшего дошкольного возраста приёмам классификации предметов.

Занятие

3 неделя апреля

Весёлые старты

Формирование  умений сотрудничать

Формирование у детей потребности в двигательной активности. Формирование  умений  сотрудничать.

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.

Музыкотерапия

(рисование под музыку своего настроения)

Музыка и настроение

Изображение своего настроения

на рисунке.

Занятие

4 неделя апреля

Индивидуальная работа  

Проведение диагностики

Занятие

В течение мая

Работа по тетради

Учить запоминать предметы.

Обучение детей старшего дошкольного возраста приёмам запоминания предметов.

Занятие

1 неделя  мая

Музыкотерапия

Музыка и настроение

Изображение своего настроения

на рисунке.

Занятие

2 неделя мая

Индивидуальная работа  

Проведение диагностики

Занятие

3 неделя мая

Коллективное рисование

Формирование  умений сотрудничать

Формирование  умений  сотрудничать таких как: видеть и понимать позицию партнёра, распределять игровые роли и функции итд.

Занятие

В течение учебного

2018-2019 года.