Главные вкладки
Ранцева Елена Анатольевна
Ранцева Елена Анатольевна старший воспитатель МБДОУ "Детский сад №16" г.Владимир, стаж педагогической работы 32 года.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира «Детский сад №16»
Консультация на тему: «Развивающие игры нового поколения для всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Автор Ранцева Елена Анатольевна
старший воспитатель
Г. Владимир
2024г.
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.
Зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику?
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Особую ценность сегодня приобретает развитие у детей способности логически и творчески мыслить, умение планировать свою деятельность, доказывать свою точку зрения, быть самостоятельным и активным. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме».
Так как же научить маленького ребенка думать?
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей, не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира. Поэтому обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, упражнений.
Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру.
Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей, можно выделить интеллектуально-развивающие игры.
1. Развивающие игры Никитина (« Сложи узор», « Уголки», «Кубики для всех», «Уникуб», «Внимание», «Сложи Квадрат», «Внимание угадай –ка», «Кубики для всех» и др.)
2. Геометрические конструкторы на воссоздание силуэтов фигур, разработанные З.А.Михайловой («Танграм», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Листик», «Гексамино» и др.);
3. Игры В.В.Воскобовича («Геоконт», «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат» и др.);
4. Игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.
5. Разнообразный природный материал, коллекции семян, камней, песок.
6. Материал для проектной деятельности.
7. Конструкторы различных форм и конфигураций.
Характерной чертой данных игр является наличие в них ни какого-то познавательного содержания, а поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирование своих умственных операций.
При всем своем разнообразии развивающие игры объединены одним названием, поскольку исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, деталей конструктора и т.д.
2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип «от простого к сложному».
4. В игровые задания входят задачи разной сложности.
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
6. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач, нельзя подсказывать ему. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится брать все необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
7. Не надо требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать какое-то время.
8. Решение задачи предстает перед ребенком в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверить точность выполнения задачи.
9. Развивающие игры позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы.
Данные игры позволяют развивать у детей следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. При этом главное, на что обращается внимание, - творчество: ребенок, проходя через систему заданий, делает множество открытий и приучается к самостоятельному творческому активному мышлению.
Список используемых источников
1.Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. -М.: «ТЦ Сфера», 2015г.
2.Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы.-Санкт-Петербург: «Детство –пресс», 2014г.