Актуальные проблемы литературного образования в аспекте художественного анализа текста

Павлова Надежда Александровна

Данный материал поможет в подготовке к урокам литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Селенгинское  районное управление образованием

Новоселенгинская средняя общеобразовательная школа

Статья

 Актуальные проблемы литературного образования в аспекте художественного анализа текста

Выполнила: Павлова

 Надежда Александровна

учитель начальных классов

2018 год

К.Д. Ушинский говорил: «Чтение-это упражнение в нравственном чувстве». Работая на уроках чтения, учитель должен помочь детям увидеть красоту художественного слова. На уроках чтения работа строится в основном над такими вопросами: как раскрыть замысел автора, раскрыть главную мысль произведения. Курс литературного чтения нацелен на разрешение основных задач:

    - развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям;

    - учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

    - формировать умение воссоздать художественные образы литературного произведения;

    - развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус;

    - формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

    - обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

    - формировать эстетическое отношение ребенка к жизни;

    - работать с различными типами текстов;

    - создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

( Программно- методические  материалы. Чтение,  начальная школа,  стр. 13)

Учебные программы строятся на основе двух ведущих принципах:

     - художественно- эстетический(развитие нравственности);

     - литературоведческий ( воспитание грамотного читателя).

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

  1. Фонографический анализ.

Этот вид анализа имеет две формы:

- графо (вижу), просматриваем, что будем читать, объем текста, шрифт, рисунки.

            - фоно (слышу) выразительное чтение, идет развитие монологического слуха.

При таком анализе используют фонетические средства – ударение, интонация.

  1. Лексический (словесный) анализ.
  2. Лингвистический анализ (языковой).
  3. Стилистический анализ.
  4. Литературоведческий анализ.

Литературное чтение – это погружение в художественный текст, работа над словом;  

это ведение ребенка к авторской идее, мы помогаем делать  выводы, познать.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

  1. Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве».

а) работа с заголовком (предположение);

б) чтение (знакомство с содержанием);

в) проза + ИЗО.

      - В какое время суток происходит? (рисуем солнце).

     - Где видны алмазы? (В траве).

     - Что автор сравнил с алмазами?

     - Где находится росинка? (рисуем)

    - Как автор относится к такому чуду природы? Как он ее описывает? Покажем, что она блестит, переливается разными цветами.

        Работаем над обдумывающим восприятием текста через звук, цвет, запах:

        - Какие краски возьмем?

        - Какие запахи, звуки живут?

        - Какова на вкус росинка?

2.   Иван Саввич Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

        а) Знакомство с текстом. Показательное выразительное чтение.    Учитель говорит предложение, в котором отражается реальное представление происходящего, а ученики должны найти образные, поэтические выражения автора, сравнить, в чем превосходство образной, поэтической речи.

3. В.М.Гаршин «Лягушка - путешественница».

        -Что это за жанр? Вид сказки? Как догадались? (Умение по признакам отличать сказку).

        а) Работа над заголовком.

        - С чем ассоциируется лягушка? утки?

                Лягушка.                                                Утки.

        ленивое                                                              трудолюбивое

        любопытное                                                              знающие своё дело

        хвастливое                                                              умное

      ненадёжное                                                                            надёжное

        б) Описание лягушки, болота.

        в) Описание уток автором.

        г) Описание зрителей.

        д) В чем смысл сказки?

Всему своё место и время.

УРОКИ ОБОБЩЕНИЯ.

        

В конце каждого раздела есть уроки обобщения. Как сделать такие уроки интересными, наполненными мыслью, чувствами? Как в течение 45 минут охватить весь материал раздела? Как сделать так, чтобы обобщающие уроки литературного чтения стали уроками логики, мышления?

        Игровая форма. «Что? Где? Когда? Почему?» (по планам уроков).

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Программно-методические материалы по чтению в начальных классах.
  2. Материалы тематических курсов при БРИОП.
  3. Разработки уроков по литературному чтению.
  4. В.Г.Горецкий. «Литературное чтение». Учебник. 3 класс.