Актуальные проблемы литературного образования в аспекте художественного анализа текста
Данный материал поможет в подготовке к урокам литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
данный материал поможет в подготовке к урокам литературного чтения | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Селенгинское районное управление образованием
Новоселенгинская средняя общеобразовательная школа
Статья
Актуальные проблемы литературного образования в аспекте художественного анализа текста
Выполнила: Павлова
Надежда Александровна
учитель начальных классов
2018 год
К.Д. Ушинский говорил: «Чтение-это упражнение в нравственном чувстве». Работая на уроках чтения, учитель должен помочь детям увидеть красоту художественного слова. На уроках чтения работа строится в основном над такими вопросами: как раскрыть замысел автора, раскрыть главную мысль произведения. Курс литературного чтения нацелен на разрешение основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
- формировать умение воссоздать художественные образы литературного произведения;
- развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
( Программно- методические материалы. Чтение, начальная школа, стр. 13)
Учебные программы строятся на основе двух ведущих принципах:
- художественно- эстетический(развитие нравственности);
- литературоведческий ( воспитание грамотного читателя).
РАБОТА С ТЕКСТОМ.
- Фонографический анализ.
Этот вид анализа имеет две формы:
- графо (вижу), просматриваем, что будем читать, объем текста, шрифт, рисунки.
- фоно (слышу) выразительное чтение, идет развитие монологического слуха.
При таком анализе используют фонетические средства – ударение, интонация.
- Лексический (словесный) анализ.
- Лингвистический анализ (языковой).
- Стилистический анализ.
- Литературоведческий анализ.
Литературное чтение – это погружение в художественный текст, работа над словом;
это ведение ребенка к авторской идее, мы помогаем делать выводы, познать.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
- Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве».
а) работа с заголовком (предположение);
б) чтение (знакомство с содержанием);
в) проза + ИЗО.
- В какое время суток происходит? (рисуем солнце).
- Где видны алмазы? (В траве).
- Что автор сравнил с алмазами?
- Где находится росинка? (рисуем)
- Как автор относится к такому чуду природы? Как он ее описывает? Покажем, что она блестит, переливается разными цветами.
Работаем над обдумывающим восприятием текста через звук, цвет, запах:
- Какие краски возьмем?
- Какие запахи, звуки живут?
- Какова на вкус росинка?
2. Иван Саввич Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
а) Знакомство с текстом. Показательное выразительное чтение. Учитель говорит предложение, в котором отражается реальное представление происходящего, а ученики должны найти образные, поэтические выражения автора, сравнить, в чем превосходство образной, поэтической речи.
3. В.М.Гаршин «Лягушка - путешественница».
-Что это за жанр? Вид сказки? Как догадались? (Умение по признакам отличать сказку).
а) Работа над заголовком.
- С чем ассоциируется лягушка? утки?
Лягушка. Утки.
ленивое трудолюбивое
любопытное знающие своё дело
хвастливое умное
ненадёжное надёжное
б) Описание лягушки, болота.
в) Описание уток автором.
г) Описание зрителей.
д) В чем смысл сказки?
Всему своё место и время.
УРОКИ ОБОБЩЕНИЯ.
В конце каждого раздела есть уроки обобщения. Как сделать такие уроки интересными, наполненными мыслью, чувствами? Как в течение 45 минут охватить весь материал раздела? Как сделать так, чтобы обобщающие уроки литературного чтения стали уроками логики, мышления?
Игровая форма. «Что? Где? Когда? Почему?» (по планам уроков).
ЛИТЕРАТУРА.
- Программно-методические материалы по чтению в начальных классах.
- Материалы тематических курсов при БРИОП.
- Разработки уроков по литературному чтению.
- В.Г.Горецкий. «Литературное чтение». Учебник. 3 класс.