Главные вкладки
Педагогические/образовательные технологии
Педагогические/образовательные технологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность на уроках литературы
в 5-9 классах»
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5) развивают системное мышление.
Основные требования к использованию проектной деятельности:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
4. Использование исследовательских методов.
5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.
6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов)
Организация проектной деятельности на уроках литературы.
Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.
Этапы работы | Содержание работы | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
1. Подготовительный | Определение темы и целей проекта | Обсуждение и выбор темы | Предлагает темы проектов |
Выделение подтем в теме проекта | Выбор подтемы или предложение новой подтемы | Совместное обсу-ждение подтем проекта | |
Формирование творческих групп | Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды | Организационная работа по объединению школьников в группы | |
Подготовка мате-риалов к исследо-вательской работе | Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы | ||
Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса | Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания | Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания | |
2. Планирование | Определение источников, способов сбора и анализа информации | Корректировка и дополнение пред-ложений учителя | Предлагает основную литературу, способы сбора информации |
3.Разработка проекта | Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение | Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации | Консультации, координирование работы обучающихся |
4.Оформление результатов | Оформление результатов согласно выбранной форме отчета | Оформление результатов согласно выбранной форме отчета | Консультации, координирование работы обучающихся |
5. Презентация | Предоставление выполненной работы | Доклад о результатах работы | Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников |
6. Оценивание | Оценка работ согласно разработанным критериям | Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок | Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы |
Применение метода проектов на уроках литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.
Наиболее сложным для учащихся 5 – 7 классов является начало работы над проектом. Их пугает неизвестность, неумение работать в группе, ответственность не только за себя, но и за всех членов группы. Поэтому учитель сначала знакомит ребят с сутью проектного метода и мотивирует деятельность учащихся. Для этого в помощь начинающим работу над проектом должны быть собраны в папку все необходимые материалы, в том числе памятки, методические рекомендации. В связи с этим возникает необходимость создания пакета документов для учеников, который включает в себя:
- Памятку по работе с проектом.
- Требования к оформлению проекта.
- Критерии оценивания проекта (портфолио, защита).
- График консультационных дней.
- Паспорт проектной работы.
Практика показывает, что учащихся уже с пятого класса нужно знакомить с элементами пакета документов. Это дает возможность ребятам не только понять, о чем идет речь, но и сосредоточить свое внимание на различных этапах работы, грамотном распределении времени и обязанностях; узнать заранее, по каким критериям будет оцениваться их работа. С полным пакетом документов учащиеся познакомятся в начале 8 класса и будут пользоваться им (с некоторыми изменениями, дополнениями) на протяжении всей учебы.
Также учителю рекомендуется до начала учебного года разработать некоторое количество тем проектов для каждой параллели, вывесить в кабинете перечень их для того, чтобы слабые ученики могли сделать свой выбор на основе предложенного, а более сильные, опираясь на материал, - разработать свои. Желательно, чтобы брались темы, представленные односторонне в школьном курсе или дающие общее представление о каком – либо явлении. Это может быть такая тема и вытекающие из нее вопросы, решения которых нет в учебнике или же материала дано мало.
Например:
5 класс
- Проект «Мир пословиц»
- Проект «Подруга дней моих суровых…» (О няне А.С.Пушкина)
6 класс
- Проект – инсценировка «Басни И.А. Крылова»
- Проект «Ночь перед Рождеством» (новогодние истории учащихся) после изучения произведения Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)
- Проект «Моя басня»
- Серия проектов по произведению «Уроки французского»
В. Распутина:
- Урок – проект доброты. Почему учительница поступила именно так?»
- Мини - проект «Подарок главному герою»
7 класс
- Проект «Рассказы о животных»
- Проект «Лицейские друзья А.С.Пушкина» или «Лицей в жизни А.С. Пушкина»
8 класс
- Проект «Три встречи Гринева и Пугачева» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
- Проект «История моей семьи в истории моей Родины»
9 класс
- Проект – телепередача «Литература – уроки нравственности». Реклама.
- Проект «Мой Лермонтов»
- Проект «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»
- Проект «Я памятник воздвиг нерукотворный…» (по итогам года)
Предварительно ознакомив учащихся с пакетом документов, используемых при работе с проектом, предоставив темы, учитель указывает сроки выполнения задания. Затем записывает желающих участвовать в проекте, раздает пакеты документов
После выбора темы идет постановка целей. Самостоятельно сделать это ребята затрудняются. Учитель помогает, предлагает свои варианты. Чаще всего учащиеся выбирают парные или групповые типы проекта, это стимулирует самообучение и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков.
Как же лучше организовать процесс работы над проектом?
С пятого класса для адаптации учащихся нужно постепенно вводить мини – проекты, краткосрочные и недельные проекты. Время подготовки не должно быть длительным, потому что ребята часто забывают или откладывают работу на последний день. При этом обязательны консультационные дни (количество консультаций зависит от продолжительности проекта и расписания). По характеру результата вначале лучше использовать продукционный проект (учащиеся, сделав что-то своими руками, будут более удовлетворены: в наличии есть оценка и «вещь») или информационный проект (получить информацию в наше время не составляет труда, остается ее только преподнести на должном уровне).
С учащимися 6 классапродолжается работа над проектами, однако типы проектов могут меняться и ребята должны приобрести больший опыт в работе с данным методом. Так при изучении басен И.А. Крылова предлагается реализовать краткосрочный проект – инсценировку. На уроке учитель делит класс на 3 – 4 группы, которые выбирают басни, персонажи, вариант демонстрации (театр теней, кукольный театр, обычный), определяется лучший вариант костюмов, декораций. Из действующих групп выделяются инициативные группы, реализующие проект и презентующие его на следующем уроке.
Мини – проект, с одной стороны является легким вариантом проведения части урока, а с другой стороны, представляет опасность того, что цель урока не будет достигнута. Основными трудностями осуществления данного вида проекта является ограниченность во времени, неумение учеников сосредоточенно трудиться, наладить совместную результативную работу группы. Поэтому знакомство с мини – проектом нужно начинать не ранее, чем с 6 класса. К этому времени учащиеся ужепривыкли к требованиям учителей, ознакомились с основными принципами работы с проектами. И тут удачным может стать мини – проект «Подарок литературному герою» по произведению «Уроки французского» В.Распутина. Возможно и другое название: «Посылка от читателя».
Цели проекта:
- Учить ребят быть добрыми, сопереживать, заботиться о других людях.
- Помогать ему решать проблемы в трудные периоды жизни.
Задачи:
- Анализируя городские и деревенские условия жизни после войны, голод тех лет (работа с текстом), подобрать «продукты» в подарок главному герою.
- Выполнить оформление «продуктовой посылки» и суметь объяснить свой выбор.
В7 классе учащиеся имеют более широкие возможности, они могут самостоятельно найти тему для индивидуального проекта, однако скрытое руководство учителя все равно должно присутствовать при формулировке темы, корректировке задач, рекомендациях литературы. На уроках продолжается работа над проектами. Так, в конце учебного года учащимся можно предложить на обобщающем уроке мини – проект «Памятник литературному герою». К этому возрасту ребята вполне владеют приемами работы с проектом, в состоянии организовать ее на уроке (особенно если они уже привыкли трудиться в группах), имеют свои предпочтения, обладают необходимыми навыками.
Обязанности в этом проекте учитель распределяет таким образом:
- подбор материала для надписи;
- рисунок памятника герою (возможен вариант в виде символа);
- составление речи на открытии памятника;
- подготовка мини – презентации.
Творческий проект по созданию сборника рассказов о животных, выполняемый учащимися 7 классов, ценен тем, что в ходе работы над ним школьники развивают самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самореализации и созиданию. Авторы в полной мере пытаются выразить свое отношение к животным, птицам. Этот проект можно предложить и учащимся 6 класса при изучении стихотворения Н.Заболоцкого «Журавли».
Если работа над проектом осуществляется систематически, то к 14 годам учащиеся воспринимают любое нестандартное задание как проект. С одной стороны, это хорошо, так как у них уже выработался определенный алгоритм действий, с другой стороны, обычное выполнение задания учителя – это не проект. Поэтому нужно обратить особое внимание на наличие проблемы и путей ее решения, постановку задач.
Проектные задания по литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.
В 8 классе перед учениками можно ставить уже более сложные задачи.
Учебный проект, который возможно предложить обучающимся 8 класса, - сборник работ, объединенный названием "История моей семьи в истории Родины"после изучения рассказа В.Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Отправной точкой к созданию проекта будет последняя фраза из рассказа: "Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная его история".
Учащиеся старших классов – это уже самостоятельные люди,
способные не только придумывать темы проектов, но и успешно добиваться поставленной цели.
В 9 классе самая значимая и объемная тема - "Жизнь и творчество А.С.Пушкина", поэтому реализации цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над созданием проекта "Памятник А.С.Пушкину". Реализация этого проекта поможет ученикам создать свой образ Пушкина, сделать его близким и даже "родным".
Старшеклассникам можно предложить краткосрочный проект «Посмотри и нарисуй», направленный на умение «увидеть» то, что сказал поэт. Объяснить, при помощи каких художественных средств он это сделал, и нарисовать увиденное (то, есть сначала проанализировать стихотворение, а потом синтезировать рисунок на основе этого)
Презентация может проходить как групповая защита проекта: наиболее интересные фрагменты из работ защищаются групповой в виде рекламы, инсценировки, в виде презентации – ознакомления, которую представляет координатор группы.
Правила успешной проектной деятельности
1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Общие подходы к структурированию проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке).
6.Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.
План действий учащихся в проекте
Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте", включающий в себя:
1. Выбор темы проекта (исследования).
2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.
3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.
4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.
5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).
7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).
8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.
Критерии оценивания работ учащихся
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
45. Степень осмысления использованной информации;
6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
10. Владение рефлексией;
11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Заключение
Конечно, примерно треть обучаемых хотят учиться, но хотят делать это в знакомой им манере, они умеют учиться, но предпочитают это делать с помощью известных им средств и способов. Такая позиция обучающихся вполне объяснима, т. е. они хотят предсказуемости учебных действий. Познавательная мотивация в этом случае бывает высокой.
В современных условиях преподаватель должен сделать все возможное, чтобы ученик испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Ученик же, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы действий в незнакомых ситуацияхили новые способы при решении поставленных проблем. Именно этому способствует метод проекта.
Этот вид деятельности вносит разнообразие в учебный процесс. Позволяет школьникам творчески подходить к изучению материала. Работа над проектами на долгие годы остается в памяти ребят как неординарный учебный труд.
Приложение 1
Алгоритм работы над учебным проектом
Тема: "История моей семьи в истории моей Родины", 8 класс
Тип проекта: творческий
Проблема | Мы плохо знаем свою родословную, историю своей семьи, своих предков | ||
Почему? | Не интересуемся Не сохранилось достаточно сведений Отсутствие семейных традиций Родители тоже плохо знают историю своей семьи Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные | ||
Что делать? | Изучить историю семьи | ||
Как? | Узнать у родителей, бабушек, дедушек, родственников сведения о семье Изучить документы, семейные реликвии, фотографии | ||
Что получить? (результат) | Сочинение "История моей семьи в истории моей Родины" Познавательный (знания об истории семьи, предках) Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание) Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность) |
Для решения возникшей проблемы учащиеся должны будут найти в семейных альбомах самую старую (или самую интересную, на их взгляд) фотографию, рассказать не только о том, где и когда она была сделана, но и узнать у родителей или бабушек и дедушек о людях, изображенных на ней, их судьбах и тем самым прийти к выводу о том, как история нашей страны, народа отразилась в судьбах их предков, какой вклад внесли они в историю своего народа. Подобная работа, во-первых, сближает старшее и младшее поколения, воспитывает и в тех, и в других взаимное уважение, во-вторых, пробуждает у обучающихся интерес к образу жизни предшествующих поколений, что в конечном итоге несколько снимает напряженность в разрешении вечной проблемы "отцов" и "детей".
Кроме этого, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций.
Важен также и познавательный аспект, т.к. учащиеся, рассматривая старые фотографии, попытаются узнать, где и когда была сделана фотография, опишут костюмы начала и середины 20 века, что способствует развитию интереса к прошедшей эпохе, образу жизни людей.
Литература
- Чернобай Е.В. Технология урока в современной информационной образовательной среде. М.: Просвещение, 2012
- Проектно – исследовательская технология. Теория и практика.- 2005.- С.67 - 80
- Челишева И.Л. Метод проектов как мотивация учебной деятельности и способ формирования творческой личности учащихся // Русский язык и литература в учебных заведениях. – 2009.- № 3. – С. 36– 39
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М. Аркти, 2008
- Горбич О. И. Технологии личностно – ориентированного обучения. Метод проектов. Русский язык. № 21, 2009.
- Журнал «Литература в школе» - № 7, 2002. Ст. Борисенко Н. Б. «Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет; поиски ответов не только на вопросы " чему учить ?", " зачем учить ?", " как учить? ", но и на вопрос " как учить результативно ?»; возникла необходимость в применении технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании
Цель Средства Правила и последовательность их использования Результат Выбор технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется учителем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели
Гарвардская школа (американская) Манчестерская школа (европейская) обучение поиску единственно верного решения кейсы могут быть достаточно большие по объему (20-25 страниц, 8-10 иллюстраций) первый сборник кейсов в 1921 году многовариативность решения искомой проблемы кейсы небольшие по объему
Кейс (от англ. «с ase » - случай, ситуация) – это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология – это обучение действием. Метод case-study , или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).
Предназначен для получения знаний по дисципли-нам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; получения множественных вариантов решений; получения не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы. Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса.
разрабатывается модель конкретной ситуации; в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения; в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск; в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы(часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам.
метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения); метод инцидента (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию); метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции (получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение. игровое проектирование; метод дискуссии .
выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал; действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия; достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения.
Печатный кейс – содержит графики, диаграммы, иллюстрации (делает кейс более наглядным). Мультимедиа кейс – зависит от технического оснащения школы. Видео – кейс
тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях – написание текстов различных жанров); обучающий (овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов – теория литературы); аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов); исследовательский – выступает моделью для получения нового знания, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания исследовательской модели; систематизирующий (систематизация ситуационного знания - употребление суффиксов имен существительных); прогностический (получение сведений о развитии данной системы – прогноз развития событий в литературном произведении)
Определение раздела учебной программы. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке. Определение источников и методов сбора информации. Выбор техники работы с данным кейсом. Определение желаемого результата (лист оценки). Создание заданной модели. Апробация в процессе обучения
1уровень Есть практическая ситуация есть решение 2 уровень Есть практическая ситуация найди ее решение 3 уровень Есть практическая ситуация определи проблему и найди пути решения Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации, возможно ли иное решение, другой ответ Сравните, найдите точки соприкосновения и различия Решений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, обсуждение
Подготовительный – учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. Ознакомительный – вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации ( важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления). Аналитический – анализ ситуации в группе, процесс выработки решения (процесс ограничен во времени). Итоговый – презентация результатов аналитической работы группами, сравнение нескольких вариантов решения одной проблемы.
Создание кейса или использование уже имеющегося. Распределение учащихся по группам (4 – 6 человек). Ознакомление учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий. Организация работы обучающихся в группах. Организация презентации решений. Организация общей дискуссии. Обобщающее выступление, анализ ситуации. Оценивание обучающихся.
учитель ученик Организует предварительное обсуждение Делит на группы Руководит обсуждение в группах, обеспечивает дополнительными сведениями Оценивает работу учащихся Оценивает принятые решения и поставленные вопросы Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие Принимает решение или участвует в принятии решения Составляет письменный отчет о занятии по данной теме
интересным, написанным простым и доходчивым языком ; отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы; показывать как положительные примеры, так и отрицательные; соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.
1. На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году, Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, находившейся в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее.
Представьте себе, что Вы проводите экскурсию в Третьяковской галерее, в зале, где представлены картины В.Д. Поленова. Что вы расскажите о картине «Московский дворик»? Напишите небольшой текст этого фрагмента экскурсии. Найдите тексты лирических стихотворений, в которых лес описан в разные сезоны. Выпишите фрагменты. Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности авторы чаще всего используют для описания природы. Сфотографируйте экспонаты экспозиции каждого помещения музея, создайте красочный буклет-путеводитель по музею с комментариями для посетителей-экскурсантов. Если бы вам было необходимо написать продолжение пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», то что бы там оказалось? Напишите финальное явление вашей пьесы.
Кейс для учащихся 10 классов по роману «Обломов». Проблема : Для чего приходит в этот мир человек, в чём смысл его жизни? Вопросы: Можно ли назвать проблему поиска смысла жизни актуальной? Какова жизненная концепция Обломова, судя по предложенному отрывку? Прав ли он? В чём, по-вашему, смысл жизни? Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у педагога и студентов.
Первая степень сложности наличие практической ситуации и её решения. студентам предлагается определить подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли другое решение. Например: согласны ли вы с утверждением критика Н.Добролюбова назвавшего Катерину «лучом света в тёмном царстве»? или: согласны ли вы со словами А.С.Грибоедова о том что в его комедии «Горе от ума» - «25 глупцов на одного здравомыслящего человека »?
Вторая степень сложности : существует некая практическая ситуация - необходимо найти её решение. Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в русской литературе начала 19 века»? или «Чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе 19 века»? и.т.д.
Третья степень сложности: есть практическая ситуация - определить проблему и найти пути решения . Например, «чем вызван конфликт Базарова и П.П.Кирсанова и есть ли точки соприкосновения у двух этих героев»?
Ф.И. учащегося Выделение и формулирование главной мысли (идеи) Составление планов различных видов Описание фактов, явлений, событий, деталей Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами Логика изложения Анализ данных Навык определения и разработки проблемы Выступление перед аудиторией Составление конспекта темы, отчета, рецензии и т.д. Владение различными способами само и взаимоконтроля Умение вести полемику, участвовать в дискуссии Умение решать проблемные учебные задачи
К (красный) – устойчивое владение навыком; Ж (желтый) – навык в значительной степени сформирован; З (зеленый) – навык сформирован частично; С (синий) – навык практически не сформирован. В течение полугодия (года) выявляются «западающие» навыки, и для их корректировки подбираются дополнительные индивидуальные задания для отдельных учащихся.
обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся; повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс - технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально.