Для родителей
Полезная информация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_detey_6-7_let._gotovnost_k_shkole.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление психолога для родителей будущих первоклассников
на тему: «Особенности детей 6-7 лет. Готовность к школе».
Добрый вечер, уважаемые родители!
Вас наверняка уже начали волновать вопросы о том, как подготовить ребенка к школьному обучению, что должен знать и уметь будущий первоклассник?
Итак, существует несколько видов готовности ребенка к школе:
- Психофизиологическая готовность;
- Психолого-педагогическая готовность;
- Социально-личностная готовность.
Поговорим подробней о психофизиологической готовности.
Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.
Физиологическая готовность определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья.
Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному (т.е. паспортному) возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.
Физиологические системы организма должны приобрести свойства, обеспечивающие дееспособность ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки. Должны созреть нервные центры, управляющие разнообразными видами деятельности. В частности, способность к достаточно тонкой координации движений – это свойство нервной системы, которое реализуется только на определенном уровне ее зрелости. Именно с этими способностями связано обучение письму.
И, наконец, должны произойти качественные изменения в обменных процессах, благодаря которым ребенок приближается ко взрослому по внутреннему ощущению времени.
При низком уровне развития крупных движений (то есть движений рук, ног, всего тела) у школьников часто возникают трудности в занятиях физкультурой, а так же в общении со своими сверстниками (ребенок оказывается не в состоянии играть с другими детьми в подвижные игры). Поэтому развитие крупных движений – один из важных показателей степени подготовленности к школе.
Несомненно, важна и мелкая моторика.
Высокий уровень развития мелкой моторики – это одна из самых важных предпосылок успешного обучения. Но у многих детей 6-7 лет это умение сформировано недостаточно.
Если вы считаете, что рука вашего ребенка недостаточно готова к овладению письмом в школе, то используйте оставшееся время для укрепления руки и развития моторики. В этом вам поможет комплекс упражнений (памятки раздать)
Теперь поговорим о психолого-педагогической готовности.
ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ
Еще одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.
Произвольное поведение – это умение слушать и умение слушаться.
Как показывает практика, лишь немногие дети к моменту поступления в школу обладают достаточно высоким уровнем произвольной саморегуляции.
Произвольность проверяется тестом «Графический диктант». Ребенку предлагается нарисовать 3 узора по клеточкам, следуя словесной инструкции.
Формируйте у ребенка произвольное поведение – умение подчинять свое поведение воле.
В этом могут помочь, например, следующие игры:
- конструирование;
- игра «Да и Нет не говорить».
Так же следует обратить особое внимание на развитие внимания, мышления и памяти.
ВНИМАНИЕ
Нередко кажется, что все школьные беды ребенка – от его невнимательности. Внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс не может протекать без внимания, то есть чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения в школе.
Развивать внимание у ребенка помогут такие игры, как например:
- игра «Что изменилось?»;
- игра «Найди отличия»;
- игра «Опиши соседа»;
- игра «Сделай как я» и т.п.
МЫШЛЕНИЕ
Для развития мышления можно использовать такие игры как:
- игра «Поиск противоположного»;
- игра «Поиск аналогов»;
- игра «Назови одним словом»;
- игра « 4-ый лишний» и т.п.
ПАМЯТЬ
Для развития памяти можно использовать такие игры как:
- игра «Что исчезло?»;
- игра «10 слов»;
- игра «Фотоаппарат».
Сейчас коротко о социально-личностной готовности.
Социально-личностная готовность ребенка заключается в формировании у него готовности к новым формам общения, новому отношению к окружающим и самому себе, к принятию новой социальной позиции школьника.
Формируйте у ребенка мотивацию к учению, рассказывайте о школе (и положительные и отрицательные моменты), рассказывайте о требованиях школы, развивайте коммуникативные навыки, учите ребенка правильно реагировать на неудачи, на замечания учителей и т.д.
Подводя итог своего выступления, хочу сказать, играйте со своими детьми, проявляйте свою фантазию в занятиях с детьми, наслаждайтесь совместно проведенным временем, проводите досуг всей семьей. Дети растут быстро, поэтому цените каждый миг, проведенный вместе! Любви вам и терпения!
До новых встреч!
Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:
- Пальчиковая гимнастика;
- Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками;
- Занятия с пластилином;
- Занятия с конструктором: закручивание гаек, шурупов;
- Игры с мозаикой: составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов;
- Вырезание ножницами;
- Рисование различными инструментами и материалами: ручкой, карандашом, мелом, акварелью;
- Работа с бумагой: складывание оригами, плетение, аппликация;
- Графические упражнения: штриховка-обводка, штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров непрерывными движениями руки, дорисовывание предметов;
- Раскраски.
Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:
- Пальчиковая гимнастика;
- Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками;
- Занятия с пластилином;
- Занятия с конструктором: закручивание гаек, шурупов;
- Игры с мозаикой: составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов;
- Вырезание ножницами;
- Рисование различными инструментами и материалами: ручкой, карандашом, мелом, акварелью;
- Работа с бумагой: складывание оригами, плетение, аппликация;
- Графические упражнения: штриховка-обводка, штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров непрерывными движениями руки, дорисовывание предметов;
- Раскраски.