Для родителей

Морокова Ольга Валерьевна

Полезная информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_detey_6-7_let._gotovnost_k_shkole.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление психолога для родителей будущих первоклассников

на тему: «Особенности детей 6-7 лет. Готовность к школе».

Добрый вечер, уважаемые родители!

Вас наверняка уже начали волновать вопросы о том, как подготовить ребенка к школьному обучению, что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Итак, существует несколько видов готовности ребенка к школе:

  1. Психофизиологическая готовность;
  2. Психолого-педагогическая готовность;
  3. Социально-личностная готовность.

Поговорим подробней о психофизиологической готовности.

Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.

Физиологическая готовность определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья.

Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному (т.е. паспортному) возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

        Физиологические системы организма должны приобрести свойства, обеспечивающие дееспособность ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки. Должны созреть нервные центры, управляющие разнообразными видами деятельности. В частности, способность к достаточно тонкой координации движений – это свойство нервной системы, которое реализуется только на определенном уровне ее зрелости. Именно с этими способностями связано обучение письму.

        И, наконец, должны произойти качественные изменения в обменных процессах, благодаря которым ребенок приближается ко взрослому по внутреннему ощущению времени.

         При низком уровне развития крупных движений (то есть движений рук, ног, всего тела) у школьников часто возникают трудности в занятиях физкультурой, а так же в общении со своими сверстниками (ребенок оказывается не в состоянии играть с другими детьми в подвижные игры). Поэтому развитие крупных движений – один из важных показателей степени подготовленности к школе.

        Несомненно, важна и мелкая моторика.

Высокий уровень развития мелкой моторики – это одна из самых важных предпосылок успешного обучения. Но у многих детей 6-7 лет это умение сформировано недостаточно.

Если вы считаете, что рука вашего ребенка недостаточно готова к овладению письмом в школе, то используйте оставшееся время для укрепления руки и развития моторики. В этом вам поможет комплекс упражнений (памятки раздать)

Теперь поговорим о психолого-педагогической готовности.

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ

Еще одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению является развитие у него произвольности, что  обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.

Произвольное поведение – это умение слушать и умение слушаться.

Как показывает практика, лишь немногие дети к моменту поступления в школу обладают достаточно высоким уровнем произвольной саморегуляции.

Произвольность проверяется тестом «Графический диктант». Ребенку предлагается нарисовать 3 узора по клеточкам, следуя словесной инструкции.

Формируйте у ребенка произвольное поведение – умение подчинять свое поведение воле.

В этом могут помочь, например, следующие игры:

- конструирование;

- игра «Да и Нет не говорить».

Так же следует обратить особое внимание на развитие внимания, мышления и памяти.

ВНИМАНИЕ

Нередко кажется, что все школьные беды ребенка – от его невнимательности. Внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс не может протекать без внимания, то есть чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения в школе.

Развивать внимание у ребенка помогут такие игры, как например:

- игра «Что изменилось?»;

- игра «Найди отличия»;

- игра «Опиши соседа»;

- игра «Сделай как я» и т.п.

МЫШЛЕНИЕ

Для развития мышления можно использовать такие игры как:

- игра «Поиск противоположного»;

- игра «Поиск аналогов»;

- игра «Назови одним словом»;

- игра « 4-ый лишний» и т.п.

ПАМЯТЬ

Для развития памяти можно использовать такие игры как:

- игра «Что исчезло?»;

- игра «10 слов»;

- игра «Фотоаппарат».

Сейчас коротко о социально-личностной готовности.

Социально-личностная готовность ребенка заключается в формировании у него готовности к новым формам общения, новому отношению к окружающим и самому себе, к принятию новой социальной позиции школьника.

Формируйте у ребенка мотивацию к учению, рассказывайте о школе (и положительные и отрицательные моменты), рассказывайте о требованиях школы, развивайте коммуникативные навыки, учите ребенка правильно реагировать на неудачи, на замечания учителей и т.д.

Подводя итог своего выступления, хочу сказать, играйте со своими детьми, проявляйте свою фантазию в занятиях с детьми, наслаждайтесь совместно проведенным временем, проводите досуг всей семьей. Дети растут быстро, поэтому цените каждый миг, проведенный вместе! Любви вам и терпения!

До новых встреч!


Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:

  1. Пальчиковая гимнастика;
  2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками;
  3. Занятия с пластилином;
  4. Занятия с конструктором: закручивание гаек, шурупов;
  5. Игры с мозаикой: составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов;
  6. Вырезание ножницами;
  7. Рисование различными инструментами и материалами: ручкой, карандашом, мелом, акварелью;
  8.  Работа с бумагой: складывание оригами, плетение, аппликация;
  9. Графические упражнения: штриховка-обводка, штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров непрерывными движениями руки, дорисовывание предметов;
  10. Раскраски.

Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:

  1. Пальчиковая гимнастика;
  2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками;
  3. Занятия с пластилином;
  4. Занятия с конструктором: закручивание гаек, шурупов;
  5. Игры с мозаикой: составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов;
  6. Вырезание ножницами;
  7. Рисование различными инструментами и материалами: ручкой, карандашом, мелом, акварелью;
  8.  Работа с бумагой: складывание оригами, плетение, аппликация;
  9. Графические упражнения: штриховка-обводка, штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров непрерывными движениями руки, дорисовывание предметов;
  10. Раскраски.