Для учащихся

Нанарова Оксана Александровна

Уважаемые ребята! Предложенный ресурс может быть полезен Вам при повторении изученного материала, подготовке к контрольным и зачетным работам, самообразовании.

Надеюсь,что каждый из Вас найдет для себя что-то интересное. Буду благодарна за Ваши отзывы, предложения и комментарии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компьютер и здоровье

        Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или современный друг и помощник?

        Все зависит от того, как подойти к организации работы на компьютере. При неправильной организации рабочего места и времени работы могут стать реальностью все те страшилки, которыми он окружен. Стоит ли отказываться от компьютера? Бояться ли его? Не лучше ли постоянно выполнять простые правила? При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе рода занятий компьютер превращается из монстра из страшилок в очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь.

        Наступивший век - эпоха информационных технологий. Отлучить детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Умение быстро принимать решения и не теряться, когда происходит сбой и на экране появляется не то, что ребенок ожидал, поможет при решении более сложных задач. А детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно - достаточно следить, чтобы чадо выполняло те правила, которых придерживаетесь вы сами, сидя за компьютером.

Основные вредные факторы при работе за компьютером:

  • Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени;
    Сидя за компьютером, ребенок (или взрослый) вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы...
  • Воздействие электромагнитного излучения;
     
    Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское  излучение...
  • Утомление глаз, нагрузка на зрение;
    Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка (или другого пользователя) возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения...
  • Перегрузка суставов кистей;
    Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими...
  • Стресс при потере информации;
    Если компьютер "зависает", в результате действия вирусов, поломки носителей, сбоях программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна...
  • Психические расстройства.
    При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то что ему не хватает в книгах, просмотрахTV, компьютере...

Приведенные ниже материалы помогут вам организовать работу на компьютере так, чтобы он стал хорошим другом и помощником, а не источником заболеваний, связанных с не правильным его использованием.        

        Профессор Г. Г. Демирчоглян предлагает свою методику восстановления при работе с компьютером: 
Пальминг ( экранирование).

        Перевод взгляда. Периодически ( через каждые 30 – 40 минут ) переводите взгляд с изображения на стекле окна ( можно нарисовать фломастером на стекле любую букву) вдаль. Длительность 20 – 30 секунд по 8 – 10 раз. 
Массаж областей вокруг глаз легким касанием кожи. 
Вращение глаз по часовой стрелке и против по 15 – 20 секунд. 
Снятие статического напряжения глазных мышц с помощью видеотренажера. Это особый класс новых технических устройств для тренировки основных зрительных функций человека. Значение этих приспособлений велико: они позволяют противостоять гиподинамии, стимулируют кровообращение в области глаза и мозга. Эти тренажеры осуществляя своеобразный «оптический массаж» мышц, предотвращают прогрессирование как близорукости, так и дальнозоркости. Подобные упражнения полезны также и для здоровых глаз. 

В заключение еще пара полезных советов: 

        Душ для глаз по методу известного врача и целителя Себастьяна Кнайпа улучшает кровообращение. С его помощью можно добиться общей стимуляции функции глаз, а также укрепления их защитных сил и способности противостоять вредным воздействиям. Утром: 10 – 15 раз промойте глаза проточной водой, держа их закрытыми. Начинайте процедуру с чуть теплой воды, заканчивайте холодной. Вечером: 10 – 15 раз промойте глаза проточной водой, держа их закрытыми. Начинайте процедуру с холодной воды, заканчивайте чуть теплой. После водной процедуры осторожно промокните область глаз полотенцем. 

        Подушечки для глаз оказывают хорошее расслабляющее и успокаивающее действие. Их изготавливают ( но можно и купить ) как правило, из шелка или бархата и набивают природным наполнителем – просяной шелухой. Особенность их состоит в том, что они как бы стягивают на себя статичную, не пульсирующую энергию и тем самым способствуют снятию напряжения в области глаз. Удобно положите подушечку на лоб и закрытые глаза. Темнота и мягкое давление подушечки снимут напряжение глаз и нервное утомление.

из статьи с сайта: http://medmedia.ru

        Вытяните и разведите пальцы так, чтобы почувствовать напряжение. Держите руки в таком положении 5 секунд. Расслабьте, а затем, не торопясь, согните пальцы на 5 секунд. Повторите упражнение 5-10 раз.

Чтобы расслабить плечи и верхнюю часть спины, сплетите пальцы рук над головой и сдвиньте лопатки друг к другу до тех пор, пока не ощутите напряжение в верхней части спины. Оставайтесь в таком положении 5-10 секунд, затем расслабьтесь. Повторите упражнение 5-10 раз.

        Это прекрасное растягивающее упражнение для тех случаев, когда вы ощущаете, что с трудом наклоняетесь вперед. Сплетите за спиной пальцы рук с обращенными внутрь ладонями. Медленно поднимите и выпрямите руки. Оставайтесь в таком положении 5-10 секунд. Повторите упражнение 5-10 раз.

        В положении стоя медленно попеременно поднимайте и опускайте руки, одновременно поворачивая голову то вправо, то влево до тех пор, пока не почувствуете легкого напряжения. Повторите 5-10 раз.

        Данное упражнение помогает нейтрализовать последствия длительного пребывания в наклоненном вперед положении, когда вы внимательно смотрите на экран. Медленно опустите подбородок так, чтобы под ним образовалась складка; оставайтесь в этом положении 2 секунды, затем расслабьтесь. Повторите 10 раз.



Предварительный просмотр:

  1. Как составить план по тексту

        План отрывка произведения,  статьи  или книги представляет собой своеобразный перечень основных мыслей,  расположенных в последовательности.  Составление плана – один из видов работы над текстом.

        Чтобы составить план, прочитай текст,  раздели  его на части. Каждая часть охватывает определенный вопрос и имеет логическую завершенность. Поэтому, выделяя основную мысль, ты  сформулируешь пункт плана.

Составление плана

 Составление плана помогает  усвоению и пониманию прочитанного,   способствует  развитию устной и письменной речи.

При составлении плана важны два момента: 1) чтение (прослушивание) текста и выделение в нем отдельных частей; 2) выяснение основной темы каждой части и формулировка заголовков плана (как озаглавить). Помни, выделяя ту или иную часть текста, и обозначая ее заголовком, необходимо понимать ее значение для раскрытия основного смысла произведения.

        Различают 2 вида планов: простые и сложные.

        Простой, когда в нем фиксируются только тема (темы) и подтемы, сложный (подробный), фиксирующий не только темы и подтемы, но и развивающие их микротемы, т.е. темы 3-го и ниже порядка;

        По языковому оформлению – вопросный, в виде логических вопросов; назывной, в форме назывных предложений; тезисный, в виде тезисов; цитатный – когда в качестве пунктов плана используются предложения из текста.

         Выделенные пункты и подпункты можно пронумеровать.

План

Простой

Сложный

Состоит из основных

пунктов

Включает в себя

подпункты, которые

конкретизируют  содержание

Схема:

I. …

II. …

III. …

Схема

I.

    1)

    2)

II.       т.д.

        

        При работе с текстом помни об  основных принципах составления плана

Принципы составления плана

готового текста

1) установление членения текста на словесные блоки;

2) определение главной мысли каждого выделенного смыслового блока;

3) формирование пункта плана, отличающего то существенное, что связывает его с другими частями текста в логическое целое.

создаваемого  текста

1) прогнозирование структуры создаваемого текста через его трехчастность (введение, основная часть, заключение);

2) определение главной мысли каждой части;

3) установление круга важных вопросов в составе каждой части;

4) формирование пунктов и подпунктов плана, составляющих в целом логическое единство.

Подведем итог

 План - самая краткая запись:

  • отражает последовательность изменения мысли и обобщает;
  • раскрывает содержание текста;
  • восстанавливает в памяти содержание источника;
  • используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.



Предварительный просмотр:

ЧТО ЗНАЧИТ «ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ»

     РАЗБЕРЁМСЯ?

                

                

1.        специфика лирической поэзии

  • Все события в стихотворении связаны с переживанием, чувствами           сюжетом  лирического стихотворения является не действие, а развитие чувства
  • Яркая черта  поэзии – лирический сюжет
  • Особенность поэзии – это художественный образ (персонаж)

                       *     Образ – это чувство, переживаемое

                                          лирическим героем

  • Идея лирического произведения – тоже чувство, переживаемое лирическим героем                    

Цель анализа лирического произведения – это постижение авторской идеи, которая  отражена в каждом слове, в каждой детали, в каждом образе

                    ОБЪЕДИНЕНЫ          

              ЧУВСТВОМ

        П. С помощью чего его (чувство) можно передать ?

В этом могут помочь  художественные средства

* Тропы – слова в переносном значении (обратись к таблицам)

                                * Форма стихотворная ( строфа -сочетание стихотворных строк, объединенных                                                                 рифмой, смыслом;

                                                 рифма повтор звуков в 2-х или более строках:   рифмы                                                                                                точные: розы-морозы

                                                                              неточные: распят-паспорт;

                                размер – чередование ударных и безударных слогов в                                                    строке придает ритмическое звучание:                                                         двухсложные и трехсложные (обратись к таблице)

  • синтаксис

                                слово (в лирическом произведении слово несет двойную и тройную                                 нагрузку)

  •      композиция (помогает понять идею стихотворения)
  •         Тема (о чем говорится в стихотворении) может быть заявлена в 1-ой строке или в 1-ой строфе (столбике). Все следующие строфы помогают раскрыть тему, которая может поворачиваться разными сторонами.
  • Пример 1 (вариант композиции стихотворения А. Фета «Чудная картина»)

Чудная картина,

Как ты мне родна.  - это тема (картина зимней природы)

        Далее 6 строк раскрывают эту тему: Белая равнина, //Полная луна,

                                                             Свет небес высоких, //И блестящий снег,

                                                             И саней далеких// Одинокий бег.

  • Пример 2 (вариант композиции  стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится...»)

Зима недаром злится,// Прошла ее пора.//

                   Весна в окно стучится// И гонит со двора.    -  в первой строфе даны 2         противоположные темы, и тогда вся композиция строится на принципе         контраста: последующие строфы раскрывают борьбу двух противоположных         тем, чувств, настроений. В конце такого стихотворения важна победа одной         темы над другой, одного чувства над другим.

                                          Лирический герой

                        Автор лирической поэзии пишет от лица лирического героя,                         поэтому  передоверяет свое настроение, свои чувства. Лирический герой – это образ поэта. Чтобы понимать поэзию, надо помнить об одном: вся  лирическая поэзия о человеке. Поэзии только о человеке или только о животных не существует.  Например, пейзажная лирика тоже раскрывает чувства и переживания человека.

         



Предварительный просмотр:

                                                П А М Я Т К А

                           последовательности выполнения  работы   с

                                                             а) орфограммами

  1. Определи, к какой части речи относится слово
  2. Определи, в какой   части  слова возникает  затруднение при  выборе буквы (букв)
  3. Вспомни правило (обратись к теории)

                                                например:

                                 оч (а, и, е) ровательная  ночь

  1. (какой?)  оч (а, и, е) ровательный - прилагательное
  2. оч (а, и, е) ровательный – корень
  3. «Безударная гласная в корне слова» - ча´ры => очаровательная ночь

                                   сыпл (е, и) тся  (гром)

  1. (что делать?) сыпать – глагол, 1 спряжения
  2. сыпл (е, и) тся  - в окончании
  3. в окончаниях глаголов  1 спряжения  пишем -Е- =>

сыпл     ся

                                        серебря (н, нн) ый

  1. (какой?) серебря (н, нн) ый – прилагательное
  2. серебря (н, нн) ый – в суффиксе
  3. в прилагательных с суффиксами -ин-, -ан-, ян-  пишем  -Н- => серебряный

                                        б)  знаками препинания

  1. Найди грамматическую основу (основы) (подлежащее и сказуемое) в предложении,  подчеркни их.
  2. Раздели предложение на части (сколько основ, столько  частей)
  3. Расставь между частями знаки препинания (основные)
  4. Проверь, имеется ли осложнение в какой-либо из частей

                  * осложнить предложения могут:

                    а)  однородные члены предложения

б) вводные слова, словосочетания и предложения

в) причастные и деепричастные обороты

г) обращение,  приложение и пр.

     5. Расставь недостающие знаки препинания

           

                                Речеведческий    разбор    текста

                                          План (примерный)

1. Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.

2. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.

3. Выделите микротемы, составьте план.

4.  Укажите средства связи между частями текста.

5. Определите тип речи, стиль и жанр.

6. Укажите используемые стилистические средства.

        7.  Назовите особенности построения текста.