Семинар- практикум "Организация работы в ДОУ по формированию звуковой аналитико- синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте

Нина Владимировна Москвина

" Звуковая аналитико- синтетическая  активность детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «ИСКОРКА»

Отдела образования администрации муниципального района

«Город Людиново и Людиновский район» Калужской области

Семинар-практикум

Тема:

«Организация работы в ДОУ по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте»

Сценарий НОД

с детьми подготовительной к школе группы

Тема:

«По страницам любимых сказок»

Подготовила:

Москвина Н. В.,

воспитатель группы

№2 «Солнышко»

ЛЮДИНОВО – 2018

Цель: Создание условий для обобщения и закрепления полученных знаний о звуках, буквах, словах, предложениях.

Задачи:

Обучающие: Закреплять понятия «звук», «буква»;

Упражнять выделять заданный звук в слове;

Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки;

Закреплять умение составлять предложение, схему предложения.

Развивающие: Развивать фонематический и речевой слух, артикуляционную и общую моторику;

Развивать зрительное восприятие, внимание, память;

Активизировать речемыслительную деятельность.

Воспитательная: Формировать навыки сотрудничества, активность, инициативность.

Оборудование: Ноутбук, мультимедийная установка, картинки с изображением предметов, цветные кружочки для составления звуковой схемы, картинки для составления предложений, полоски для составления схемы предложения, книги.

Ход деятельности.

Организационный момент.

Здравствуй, друг!

Как ты тут?

Где ты был?

Я скучал!

Ты пришёл?

Хорошо!

Дети, вы любите сказки? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам. А поможет нам в этом волшебная страна сказок. Герои сказок уже ждут вас. Мы должны взять с собой смекалку и хорошее настроение. Нас ждут преграды, трудности на пути, но я думаю, что мы со всеми преградами справимся, т.к. мы много знаем, умеем.

А чтобы вам легче было справиться с заданиями, поиграем  свами в игру «Звуки, буквы и слова».

- Послушайте: А, У, И, О, П, Т, М. Что я произнесла?

- А звуки мы соединяем и получаем…

- Мы видим буквы или звуки?

- Из чего состоит сказанное слово?

- Назовите мягкий согласный звук в слове КИТ.

- Какой согласный звук два раза встречается в слове ТЕТРАДЬ?

- Мы слышим звуки или буквы?

- Из чего состоит написанное слово?

- Какие гласные звуки есть в слове АРБУЗ?

- Какие звуки вы знаете?

Молодцы! Теперь можно отправиться в путешествие и я не сомневаюсь, что вы с легкостью справитесь со всеми заданиями. А чтобы нам попасть в страну сказок, нужно закрыть глаза и сказать следующие волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс…» Слышите, звучит музыка? Открывайте глаза, перед нами волшебная страна сказок.

Основная часть.

Отгадайте, в какую сказку мы попали?

«Она красива и мила.

И имя ее от слова «зола»

Золушка сидит одна,

У нее печальный вид.

Мачеха на бал ушла

Ей задание дала:

Перепутаны картинки.

Ребята, поможем Золушке?

Картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука – Дане, с мягкого согласного звука – Дине.

С заданием справились и Золушка нам дарит первую букву, а сама отправляется на бал.

А мы с вами достаем следующее письмо.

«Носи круглый, пятачком.

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?»

Физкультминутка «Жили у бабуси…»

Поросята очень любят играть в одну игру и мы поиграем. Я покажу вам картинки и назову изображенные на них предметы. Вы должны услышать где находится звук [л] и просигналить карточкой.

Слова: лук, стул, лошадь, молоток, стол, колобок, лопата, сокол, лось, соловей, луна, полка, велосипед, лампа.

И с этим справились. За правильно выполненное задание три поросенка дарят нам еще одну букву.

Ну а мы с вами достаем следующее письмо.

«Только за козой закрылась дверь,

Тут как тут уже голодный зверь.

Знает сказку каждый из ребят

Это…»

Мама-Коза приготовила нам следующее задание. Нужно собрать слова по первым звукам. Внимание на экран.

Посмотрите какую прекрасную весеннюю картинку нарисовал художник, а козлята увидели и написали рассказ. Послушайте:

  1. Наступить, весна, ранняя.
  2. Снег, таял, начать.
  3. Кораблики, Лёша, и, пускают, Ваня.
  4. Радуются, весна, дети.

Очень интересный рассказ, а вы поняли, о чем он? Почему не поняли? А что надо сделать, чтобы мы поняли, о чем рассказ? Давайте попробуем и составим первое предложение со словами наступить, весна, ранняя. Молодцы, составили очень красивый рассказ.

Не хочет Мама-Коза с козлятами отпускать нас из своей сказки и приготовила нам еще одно задание. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на картинку и найдите слово, которое Мама-Коза  спрятала в схеме. Сделайте, пожалуйста, звуковой анализ слова.

С заданиями справились. За это Мама-Коза с козлятами дарят нам с вами 2 буквы.

А мы достаем следующее письмо.

«Он не низок, ни высок

И не заперт на замок.

Весь из бревен и досок

Стоит в поле теремок.»

Герои сказки предлагают нам поиграть с ними в игру «Теремок».

Стоит в поле «Теремок».

Он не низок, не высок.

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Слева – зайка, справа – мишка

Отодвиньте-ка задвижку!

Слева – ёжик, справа – волк,

Нажимаем на замок.

Зайка, мишка, ёжик, волк

Не смогли открыть замок.

Замок откроется, когда мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Надо определить, какой звук в ряду лишний.

- А, О, И, В;

- В, Н, О, П;

- Ц, Ш, Ж, И;

- К, У, О, А;

- И, О, У, Ы.

Задание выполнено. Звери замок открыли и дарят нам еще одну букву.

На этом наше путешествие по стране сказок заканчивается и нам пора возвращаться обратно в детский сад. Закрываем глаза и говорим волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс…» Вот мы и в детском саду.

- В каких сказках мы побывали?

- Что вам больше всего понравилось в сегодняшнем путешествии?

Давайте внимательно посмотрим на буквы, которые подарили нам герои сказок. Как вы думаете, какое слово спряталось здесь? А почему именно ШКОЛА?

Ребята! Сегодня на занятии вы меня очень порадовали. И у меня очень хорошее настроение, которым я хочу поделиться с вами. Давайте встанем в круг, я буду говорить фразу, а вы произносите «Мы тоже!», поднимая руки вверх.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 13 «ИСКОРКА»

Отдела образования администрации муниципального района

«Город Людиново и Людиновский район» Калужской области

Семинар-практикум

Тема:

«Организация работы в ДОУ по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте»

Мини-викторина

«Знатоки грамоты»

Подготовила:

Москвина Н. В.,

воспитатель группы

2 «Солнышко»

ЛЮДИНОВО – 2018

1 вопрос. Чем отличается звук от буквы?

 Ответ: Звуки мы слышим и произносим.

             Буквы мы видим и пишем.

2 вопрос. Чем отличается цифра от числа?

Ответ: Цифра — это знак (символ) для обозначения чисел.
           Число — это понятие, отражающее количество.

3 вопрос. Какая единица языка самая маленькая?

Ответ: Звук (фонема)

4 вопрос. Какая единица языка самая большая?

Ответ: Текст

5 вопрос. Назовите все единицы языка в порядке возрастания.

Ответ: Звук, слог, слово, предложение, текст.

6 задание. Изобразите руками буквы: С, Х, У, О, Т.

7 вопрос. Назовите всегда мягкие согласные звуки.

Ответ: Й, Ч, Щ

8 вопрос. Назовите количество букв в слове ДЕНЬГИ.

Ответ: В слове 6 букв.

9 вопрос. Добавь слово: У лошади хвост лошадиный, а у зебры ...

Ответ. У зебры хвост ЗЕБРИНЫЙ.

10 вопрос. Добавь слово: У кошки котёнок, а у жирафа...

Ответ: У жирафа ЖИРАФЁНОК.

11 вопрос. Назовите родственные слова к слову «ЗВУК».

12 вопрос. Назовите последний звук в словах:

                    печь, земля, столб, лень, громко.

Ответ: печь [Ч`], земля [A], столб[П], лень[Н`], громко[A].

13 вопрос. Выберите слова, подходящие для звукового анализа

 в доу: мак, мыло, лужи, облака, сумка, лиса, лопата, плита, малина, сад.

Ответ: мак, лужи, сумка, лиса,  плита, малина.

14 вопрос. Восстановите текст.

        Беж итчере злеснуюпо ляну ежик. Осень юу ежей малодо бычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружки свилисьсколь зкиез мейки. Труд нонаход итьжуч ков. Во сен ниедни готов ятхлопот ливыее жи жили щеназиму.

Ответ:

 Бежит через лесную поляну ежик. Осен ю у ежей мало добычи. Скрылись юркие ящерки. В кружки свились скользкие змейки. Трудно находить жучков. В осенние дни готовят хлопотливые ежи жилище на зиму.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация работы в ДОУ по формированию звуковой аналитико - синтетической активности детей старшего дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте» ПОДГОТОВИЛА: МОСКВИНА Н.В

Слайд 2

«От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка- грамматики и связанной с ней орфографии». Д. Б. Эльконин

Слайд 3

• Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит. • Звуковой синтез - соединение звуков в слова.

Слайд 4

Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов: • формирование звуковой стороны речи ; • формирование фонематических процессов; • готовность к звуко - буквенному анализу и синтезу.

Слайд 5

Название презентации Ф.И.О

Слайд 6

Название презентации Ф.И.О

Слайд 7

Название презентации Ф.И.О

Слайд 8

Название презентации Ф.И.О

Слайд 9

Название презентации Ф.И.О

Слайд 10

Название презентации Ф.И.О

Слайд 11

Название презентации Ф.И.О

Слайд 12

Название презентации Ф.И.О

Слайд 13

Название презентации Ф.И.О

Слайд 14

Название презентации Ф.И.О

Слайд 15

Название презентации Ф.И.О

Слайд 16

Название презентации Ф.И.О

Слайд 17

Название презентации Ф.И.О

Слайд 18

Название презентации Ф.И.О

Слайд 19

Название презентации Ф.И.О

Слайд 20

Название презентации Ф.И.О

Слайд 21

Заголовок слайда Текст слайда

Слайд 22

Заголовок слайда Текст слайда


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте : I . Знакомство со словом. учим понимать термин «слово» ; знакомим с длинными и короткими словами, учим сравнивать слова по протяженности ; расширяем представление о разнообразии слов по звучанию и значению : многозначные , родственные , слова - названия предметов , действий , признаков ; знакомим с «короткими» словами - предлогами ;

Слайд 2

II. Знакомство со слогом : формируем умение делить двух- и трехсложные простые слова на слоги ; учим определять по количеству слогов длинные и короткие слова ; учим подбирать слова с заданным слогом ; знакомим с ударным слогом.

Слайд 3

III. Знакомство со звуковым строением слова и обучение звуковому анализу слова : учим понимать термин «звук», формируем понятия «гласный звук» , «согласный звук» , «ударный гласный звук» ; учим различать согласные звуки : мягкие и твёрдые , звонкие и глухие ; учим находить из заданного речевого материала и самостоятельно подбирать слова с заданным звуком ; учим выполнять звуковой анализ слов , используя различные средства.

Слайд 4

I V . Формирование понятия «Предложение» : учим понимать термин «предложение» : выделять предложения из речи , определять на слух количество предложений в тексте ; формируем умение составлять предложения из двух, трех, четырех слов и анализировать состав предложения ; учим различать разные типы предложений : повествовательное , вопросительное , восклицательное.

Слайд 5

Методы и приемы: игровые ; словесные ; практические ; наглядные.

Слайд 6

игры, направленные на умения различать слова по звучанию и значению ; игры, направленные на ознакомление со звуковым строением слова ; игры, направленные на ознакомление со слоговым строением слова ; игры, направленные на ознакомление с предложением и выделением его как смысловой единицы речи ; игры, направленные на знакомство с буквами. Игры по обучению грамоте :

Слайд 7

Фото игр

Слайд 8

Фото игр

Слайд 9

Фото игр

Слайд 10

Взаимодействие с семьей

Слайд 11

Взаимодействие с семьей

Слайд 12

Спасибо за внимание!

Слайд 13

Мини – викторина «Знатоки грамоты»

Слайд 14

Чем отличается звук от буквы ?

Слайд 16

Чем отличается цифра от числа ? Цифра — это знак (символ) для обозначения чисел. Число — это понятие, отражающее количество.

Слайд 17

Какая единица языка самая маленькая ? Звук (фонема)

Слайд 18

Какая единица языка самая большая ? Текст

Слайд 19

Назовите все единицы языка в порядке возрастания. Звук, слог, слово, предложение, текст

Слайд 20

Изобразите руками буквы : С, Х, У, О, Т

Слайд 21

Назовите всегда мягкие согласные звуки. Й, Ч, Щ

Слайд 22

Назовите количество букв в слове ДЕНЬГИ . В слове 6 букв.

Слайд 23

Добавь слово : У лошади хвост лошадиный, а у зебры ... ЗЕБРИНЫЙ

Слайд 24

Добавь слово : У кошки котёнок, а у жирафа... ЖИРАФЁНОК

Слайд 25

Назо вите родственные слова к слову «ЗВУК».

Слайд 26

Назовите последний звук в словах : печь, земля, столб, лень, громко.

Слайд 27

Назовите последний звук в словах : печь [ ч `] , земля [ а ] , столб [ п ] , лень [ н `] , громко [ а ] .

Слайд 28

Сколько слов в предложении. Наступила осень и перелётные птицы улетели на юг. В предложении 8 слов.

Слайд 29

Выберите слова, подходящие для звукового анализа в ДОУ : мак, мыло, лужи, облака, сумка, лиса, лопата, плита, малина, сад.

Слайд 30

Выберите слова, подходящие для звукового анализа в доу : мак , мыло, лужи , облака, сумка , лиса , лопата, плита , малина , сад.

Слайд 31

Восстановите текст. Беж итчере злеснуюпо ляну ёжик . Осень юу ежей малодо бычи . Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружки свилисьсколь зкиез мейки . Труд нонаход итьжуч ков. Во сен ниедни готов ятхлопот ливыее жи жили щеназиму .

Слайд 32

МОЛОДЦЫ!!!