Олимпиады
Олимпиадные задания для учащихся по основным предметам: литературному чтению, математике, русскому языку, окружающему миру.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания
Задание 1
Разгадай анаграммы (надо переставить буквы так, чтобы получилось слово). Какое слово будет лишним? Напиши, почему оно лишнее?
ААЛТЕРК ________
КОЖАЛ __________
ДМОНЧЕА _______
ШКААЧ __________
Задание 2
Найдите число пчел, напавших на Гулливера, если оно двузначное и к тому же в три раза больше произведения своих цифр.
Задание 3
Отгадай загадку.
Шапочка алая,
жилеточка нетканая,
кафтанчик рябенький.
Задание 4
Отгадай загадку.
Сидит на окошке кошка:
и хвост как у кошки,
и нос как у кошки,
и уши как у кошки,
а не кошка.
Задание 5
(Старинная задача) Девушки пошли в лес. Они водили хороводы и прыгали через костер. Водили хоровод 10 девушек. Прыгали через костер 7 девушек. Сколько девушек пошли в лес, если и то, и другое делали 3 девушки?
Задание 6
Три матроса с корабля Гулливера по фамилии Блэк, Уайт и Грей были одеты в серый, белый и черный бушлаты. Одетый в серый бушлат сказал Уайту: «Смотри, у нас троих цвет бушлата отличаются от цвета фамилии». Какой бушлат был у каждого матроса?
Задание 7
Два лилипута за 2 минуты привязывают 2 веревки. Сколько потребуется лилипутов, чтобы они за 100 минут привязали 100 веревок?
Задание 8
Какого моря не существует? Выпишите ответ.
Красное море, Белое море, Черное море, Синее море, Желтое море.
Задание 9
Какое тело может быть в твердом, жидком или газообразном состоянии?
Задание 10
Почему весной охота строго запрещена?
Задание 11
Что для птиц зимой страшнее всего
Задание 12
Подумай, какие части растения употребляют в пищу:
У свеклы — , у салата — , у сливы — , у розы — .
Задание 13
В горячую воду положили три ложки: железную, пластмассовую и деревянную. Через 3 минуты их захотели достать. Какая из ложек будет самая горячая?
Задание 14
Запиши число один четырьмя тройками и знаками действий.
Задание 15
В пятиэтажном доме Вера живёт выше Пети, но ниже Славы, а Коля живёт ниже Пети. На каком этаже живёт Вера, если Коля живёт на втором этаже?
Ответы к олимпиадным заданиям
Ответ на задание 1:
Тарелка, ложка, чемодан, чашка. Чемодан — лишнее слово, так как все остальные слова — названия посуды.
Ответ на задание 2:
24 пчелы (2*4=8, 24 больше 8 в три раза)
Ответ на задание 3:
Курица
Ответ на задание 4:
Кот
Ответ на задание 5:
14 девушек
Ответ на задание 6:
Уайт одет в черный бушлат, Блэк в серый, Грей в белый
Ответ на задание 7:
100 лилипутов
Ответ на задание 8:
Синее море
Ответ на задание 9:
Вода
Ответ на задание 10:
Потому что звери выкармливают детенышей
Ответ на задание 11:
Голод
Ответ на задание 12:
У свеклы — корень, у сливы — плод, у салата — листья, у розы — цветок
Ответ на задание 13:
Железная
Ответ на задание 14:
33:33=1 (3+3) : (3+3)=1 (3 : 3) : (3:3)=1
Ответ на задание 15:
5 этаж — Слава, 4 этаж — Вера, 3 этаж — Петя, 2 этаж — Коля.
Школьная олимпиада по литературному чтению в 3 классе МОУ Челсменской ООШ
2017-2018 учебный год.
Ф.И.____________________________________________ класс________
(полностью)
Задания | Виды | Бал-лы |
Задание 1. | Кто из названных авторов писал о природе? Правильный ответ обведи кружком. а) М.Пришвин б) С.Голицын в) Э.Успенский г) Б.Емельянов | 1 |
Задание 2. | Объясни значение фразеологизма одним словом. Кот наплакал - ________________________________________________. От горшка два вершка - ________________________________________. Бить баклуши - _______________________________________________. Намылить шею - ______________________________________________. На краю света - ______________________________________________ . | 5 |
Задание 3. | Определи жанр данного произведения. а) «Золотой луг» _____________________________ б) «Вредный кот» ____________________________ в) «Золушка» | 3 |
Задание 4. | Назови авторов, которые писали о природе и о животных _____________________________________________________________________ | За каж-дый 1 балл |
Задание 5. | Из каких сказок эти отрывки? Назови автора и запиши название. а) « Она очень понравилась сначала, а тут вдруг и он нашёл, что она безобразна, и не захотел больше держать её у себя – пусть идёт, куда знает». Ответ: ______________________________________________________________ б) «Так прошёл первый день, затем пошло ещё хуже. Все гнали бедняжку… А мать прибавляла: - Глаза бы мои тебя не видали!» Ответ: | 2 |
Задание 6. | Отгадай загадки по произведениям Э.Успенского В Простоквашино их дом, | 1 |
Задание 7. | Ответь на вопросы по сказкам А.С.Пушкина. 1. Что кричал петушок, сидя на спице? ____________________________________________________________________ 2. К кому обращался за помощью королевич Елисей? _______________________ 3. На какую работу нанял поп Балду? ____________________________________ 4. Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка? ____________________________________________________________________ 5. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? ________________________________________________________ 6. Сколько лет прожил старик со старухой “у самого синего моря”? ____________________________________________________________________ 7. Кого назвал Балда меньшим братом? | За каждый 1 балл |
Задание 8. | Вспомните, кто говорил в какой сказке, кто автор следующие слова: 1.Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой. ____________________________________________________________________ 2. Крекс Фекс Пекс! | За Каж-дый 1 балл |
Задание 9. | Выбери ответ. 1.Как Элли попала в волшебную страну? Б. Она провалилась. Г. Ее унесло ураганом 2.Назовите автора рассказов о Дениске Кораблеве. Б. А. Барто Г. С. Михалков 3.Из какого цветка появилась Дюймовочка? Б. Из розы Г. Из календулы | 3 |
Задание 10. | К какому типу текста относится произведение М.Пришвина «Золотой луг»? а) повествование б) описание в) рассуждение | 1 |
Задание 11. | Запиши автора. а) «Отважный охотник» ______________________________________________ б) «Капля» __________________________________________________________ в) «Англичанин Павля» | 3 |
Задание 12. | Составь из слов пословицу: манит, книга, а, себе, к, пряник, не. | 2 |
Задание 13. | Из букв АСЛШЫЕМНИК составь название произведения, в котором говорится, что надо «включать слух и зрение в природе». Ответ: | 1 |
Задание 14. | Кто лишний из героев произведения К.Паустовский «Жильцы старого дома»:Фунтик, кот Степан, петух Горлач, черная курица, зеленая лягушка, шкатулка, ходики, музыкальный ящик, термометр. | 1 |
Задание 15. | Прочитай текст. 2. Где произошла встреча с медвежонком? 3. Рассказчик убежал потому, что 4. Укажи в каком порядке происходили события. Расставь цифры. | 5 |
Ответы к школьной олимпиаде по литературному чтению в 3 классе МОУ Чёлсменской ООШ – 2017-2018 учебный год.
Ф.И.____________________________________________ класс________
(полностью)
Задания | Виды | Бал-лы | ||||
Задание 1. | Кто из названных авторов писал о природе? Правильный ответ обведи кружком. а) М.Пришвин б) С.Голицын в) Э.Успенский г) Б.Емельянов | 1 | ||||
Задание 2. | Объясни значение фразеологизма одним словом. Кот наплакал - мало. От горшка два вершка - маленький. Бить баклуши - бездельничать. Намылить шею - наказать. На краю света - далеко. | 5 | ||||
Задание 3. | Определи жанр данного произведения. а) «Золотой луг» _____________________________ рассказ б) «Вредный кот» ____________________________ стихотворение в) «Золушка» сказка | 3 | ||||
Задание 4. | Назови авторов, которые писали о природе и о животных М.Пришвин, К.Паустовский, В.Бианки, Э.Шим, Н.Сладков, Б.Житков, Е.Чарушин | За каж-дый 1 балл | ||||
Задание 5. | Из каких сказок эти отрывки? Назови автора и запиши название. а) « Она очень понравилась сначала, а тут вдруг и он нашёл, что она безобразна, и не захотел больше держать её у себя – пусть идёт, куда знает». Ответ: Андерсен «Дюймовочка» б) «Так прошёл первый день, затем пошло ещё хуже. Все гнали бедняжку… А мать прибавляла: - Глаза бы мои тебя не видали!» Ответ: Андерсен « Гадкий утенок» | 2 | ||||
Задание 6. | Отгадай загадки по произведениям Э.Успенского В Простоквашино их дом, | 1 | ||||
Задание 7. | Ответь на вопросы по сказкам А.С.Пушкина. 1. Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку, царствуй, лежа на боку.) 2. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру.) 3. На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.) 4. Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка? (“.. Волю первую твою я исполню, как мою”.) 5. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколка) 6. Сколько лет прожил старик со старухой “у самого синего моря”? (Тридцать лет и три года.) 7. Кого назвал Балда меньшим братом? (Зайца.) | 11 | ||||
Задание 8. | Вспомните, кто говорил в какой сказке следующие слова: 1. Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой. (Иванушка-дурачок, рус. нар. ск. “Сивка- бурка”) 2. Крекс Фекс Пекс! (Буратино. А. Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”) | 6 | ||||
Задание 9. | Выбери ответ. 1.Как Элли попала в волшебную страну? Б. Она провалилась. Г. Ее унесло ураганом 2.Назовите автора рассказов о Дениске Кораблеве. Б. А. Барто Г. С. Михалков 3.Из какого цветка появилась Дюймовочка? Б. Из розы Г. Из календулы | 3 | ||||
Задание 10. | К какому типу текста относится произведение М.Пришвина «Золотой луг»? а) повествование б) описание в) рассуждение | 1 | ||||
Задание 11. | Запиши автора. а) «Отважный охотник» _______________________Ю.Ким б) «Капля» _______________________ К.Бальмонт в) «Англичанин Павля» _____________________ В.Драгунский | 3 | ||||
Задание 12. | Составь из слов пословицу: манит, книга, а, себе, к, пряник, не. Книга не пряник, а к себе манит. | 2 | ||||
Задание 13. | Из букв АСЛШЫЕМНИК составь название произведения, в котором говорится, что надо «включайть слух и зрение в природе». Ответ: Неслышимка. | 1 | ||||
Задание 14. | Кто лишний из героев произведения К.Паустовский «Жильцы старого дома»:Фунтик, кот Степан, петух Горлач, черная курица, зеленая лягушка, шкатулка, ходики, музыкальный ящик, термометр. | 1 | ||||
Задание 15. | Прочитай текст. 2. Где произошла встреча с медвежонком? 3. Рассказчик убежал потому, что 4. Укажи в каком порядке происходили события. Расставь цифры. |
Предварительный просмотр:
Олимпиада школьников по математике
в 2018/2019 учебном году 4 класс
МОУ Чёлсменская ООШ
Фамилия _______________________________ Имя_____________________
Задание 1.
Используя все известные тебе арифметические действия и скобки, составь равенства.
5 5 5 5 = 4
5 5 5 5 = 5
5 5 5 5 = 50
Задание 2. Реши задачу
Малыш может съесть 600 г варенья за 6 мин, а Карлсон – в два раза быстрее. За какое время они съедят 600 г варенья вместе? Напиши ответ.
_________________________________________________________________________________________
Задание 3. Реши задачу
Во время прогулки по лесу Серёжа через каждые 40 м находил гриб. Какой путь он прошёл от первого гриба до последнего, если всего он нашёл 20 грибов?
Задание 4.
Подумай, на какое число надо умножить 15873, чтобы получить 222222?
(Пример в помощь: 15873×7)
Ответ:
Задание 5. Реши задачу
Задача. Три брата поймали 29 карасей. Когда один брат отложил для ухи 6 рыб, другой 2 карася, а третий брат 3 рыбки. То у каждого осталось равное количество рыб. Сколько карасей поймал каждый из них?
Решение:
Ответ:
Задание 6. Реши задачу
Задача. Ребята повели лошадей на водопой. Сколько было ребят и сколько лошадей. Если при подсчете оказалось 25 голов и 80 ног?
Ответ:
Задание 7.
Интересный вопрос.
Сколько существует двузначных чисел, в записи которых все цифры нечетные?
Ответ: чисел
Учитель: _________________________________
Предварительный просмотр:
Олимпиада школьников по окружающему миру
в 2018/2019 учебном году 4 класс
МОУ Чёлсменская ООШ
Фамилия _______________________________ Имя_____________________
- Узнай полезное ископаемое по описанию. Укажи название и использование полезных ископаемых:
а) Чёрный, твёрдый, горит, тяжелее воды – это ______________; используется - _____
__________________________________________________________________________
б) Серый (может быть другого цвета), твёрдый, колется с трудом, тяжелее воды –это ____________; используется - ________________________________________________
__________________________________________________________________________
в) Чёрный, жидкий, легче воды, горит – это _____________; используется - _________
__________________________________________________________________________
г) Белый, рыхлый, легко колется, крошится – это ______________; используется -__________________________________________________________________________
- Восстанови пищевые цепочки. Напиши, для какой природной зоны они характерны.
а) _____________________ личинка жука усача дятел ____________________
б) лист дерева _______________________ синица _______________________
в) травинка мышка _____________________ ___________________________
- Запиши, как ты понимаешь значение данного слова:
Заповедник – это _________________________________________________________
________________________________________________________________________
- В каждом ряду найди и подчеркни «лишнее» слово. Объясни, почему оно является «лишним»:
а) брусника, волчье лыко, клюква, земляника; ___________________________________________________________________________
б) лемминг, бурундук, северный олень, песец; ___________________________________________________________________________
в) традесканция, ландыш, колеус, бегония; ___________________________________________________________________________
г) дуб, клён, лиственница, берёза. ___________________________________________________________________________
- Отгадай лекарственные растения:
а) Ты растение не тронь –
Жжётся больно, как огонь. Отгадка: __________________________
б) Тонкий стебель у дорожки
На конце его серёжки;
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки. Отгадка: __________________________
в) Белые горошки на зелёной ножке. Отгадка: __________________________
г) Стоят кругом сестрички:
Жёлтые глазки, белые реснички. Отгадка: _________________________
- Отгадай ребусы. Кто «лишний»? Почему?
с3ж _________________
лас ⋅ _________________
_____________________
___________________
__________________________________________________________________________
- Какие из перечисленных прогнозов – экологические? Подчеркни предложение.
- Если ветер подует с севера – похолодает.
- Если вечером долго смотреть телевизор – можно утром проспать и опоздать в школу.
- Если вырубить дуплистые деревья – птицам негде будет селиться, и они покинут лес, значит, размножатся вредители деревьев.
- Если не выучишь урок – получишь «двойку», и мама будет ругать.
- Узнай животное по описанию:
а) Эта птица размером со скворца. Оперение тёмно-бурое, густое, несмачивающееся. Обитает по берегам быстрых рек и ручьёв. Питается водными насекомыми и рачками, которых она собирает на мелководье, между камней и под водой. Главной особенностью являются способность хорошо плавать и нырять. Приподнимая крылья и ловко маневрируя в потоке воды, птица как бы «бежит» по дну. Под водой она может оставаться до 50 секунд, пробегая за это время до 20 м. Гнездо устраивает всегда близ воды, между береговыми камнями или в норах, построенных из мха и стебельков трав. Это _______________________________________
б) Эта змея отличается от других змей «жёлтыми ушами» — ярко-выраженными отметинами на голове, чаще жёлтыми, но иногда белыми и оранжевыми. Питается в основном живыми лягушками, грызунами и реже рыбой. Её врагами являютсяаисты, хищные птицы и некоторые млекопитающие. Змея неагрессивна. При виде человека спасается бегством. Кусается редко. Для человека укус практически е представляет никакой опасности. Это _____________________________________________________
- Вычеркни лишнее название в каждой строчке:
а) лягушка, ёж, гадюка, хамелеон, уж;
б) лист, почва, стебель, плод, корень;
в) гнездо, нора, курятник, берлога, муравейник;
г) снегирь, соловей, лебедь, дрозд, ласточка;
д) гранит, каменный уголь, полиэтилен, торф, природный газ;
е) Венера, Марс, Луна, Земля;
ж) Россия, Франция, Кемерово, Китай.
- Определи признаки живого организма:
а) движется, питается, размножается, растёт, дышит;
б) питается, размножается, растёт, умирает, дышит;
в) размножается, дышит, растёт, питается, летает;
г) дышит, видит, растёт, умирает, размножается.
- Частью какого океана является Балтийское море?
а) Тихого; б) Северного Ледовитого;
в) Атлантического; г) Индийского.
- Смена дня и ночи происходит из-за того, что:
а) Солнце вращается вокруг Земли;
б) Земля вращается вокруг Солнца;
в) Земля вращается вокруг своей оси;
г) ось вращения Земли немного наклонена.
- Какая часть света состоит из двух материков?
а) Америка; б) Евразия; в) Африка; г) Антарктида.
- У каких растений никогда не бывает плодов?
а) у берёзы; б) у осины;
в) у дуба; г) у папоротника.
- Какое животное является млекопитающим?
а) крокодил; б) ящерица;
в) бегемот; г) черепаха.
- В развитии какого представителя животного мира нет стадии куколки?
а) майского жука; б) пчелы;
в) комнатной мухи; г) кузнечика.
- Какой камень после обработки называют бриллиантом?
а) рубин; б) алмаз;
в) гранат; г) изумруд.
- Определи животное по описанию. Это животное имеет голову коровы, хвост лошади, скелет бизона, шерсть козла, рога быка и хрюкает, как свинья.
а) бизон; б) як;
в) лось; г) ишак.
Учитель: _________________________________
Предварительный просмотр:
Олимпиада школьников по русскому языку
в 2018/2019 учебном году 4 класс
МОУ Чёлсменская ООШ
Фамилия _______________________________ Имя_____________________
1. Расставьте ударения в словах.
Свекла, щавель, договор, квартал, баловать, включишь, звонишь, облегчить, досуг, углубить.
2. Прочитай слова и запиши их:
[ПАТСКАСКА] [С'ЭДОЙ] [ЙУПКА]
______________ _____________ ______________
3. Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее животное»? Почему?
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Выписать в один столбик родственные слова, в другой — формы одного и того же слова. Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесничество, слесарь.
Родственные слова | Формы одного и того же слова |
5. Приведите пять фразеологических оборотов со словом «рука». Объясните ихзначения._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные, согласуя их с существительными. Заполни таблицу.
Существительное | Прилагательное | Род |
Лебедь | ||
Зайка | ||
Мышь | ||
Картофель | ||
Бандероль | ||
Мозоль | ||
Тюль | ||
Фасоль | ||
Шампунь | ||
Овощ | ||
Рояль |
- Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа:
Апельсины-________________,сапоги-______________помидоры-_______________________, ботинки-_________.
8. Подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях:
А. Дерево червь изнутри точит.
Б. Конёк режет лёд.
В. Весло задевает водоросли.
Г. Мастер чинит телефон.
Д. Встретить ночь готовится природа.
9.Как называют жителей разных стран? Заполни пропуски по образцу:
Япония – японец, Франция - _________________________, Россия - ____________, Украина - ______________, Узбекистан - _______________________,Чехия - _____________ __, Дания - _______________.
10. Вопросительное предложение Строительство жилого дома завершено? можно превратить в повествовательное, заменив вопросительный знак точкой. А какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные таким путем? Привести два примера.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Можно ли безударную гласную в слове «береза» проверить словом «белый»? Объясните.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Закончи пословицы:
У кого что болит, тот ________________________________________________.
Где много слов, там _________________________________________________.
За всё берётся, да _______________________________________________ .
Тяжело в учении - _________________________________________________.
Составь пословицы с данными словами:
Дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
_________________________________________________________________
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
_________________________________________________________________
Польская: как заяц в ананасе.
_________________________________________________________________
Учитель: _________________________________
КЛЮЧИ
1. Расставьте ударения в словах.
Ответ: кварта́́л, све́кла, щаве́ль, догово́р, балова́ть, включи́шь, звони́шь, облегчи́ть, досу́г, углуби́ть.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово. Итого — 2 балла.
- ИСПРАВЬ, ПОДСКАЗКА, СЕДОЙ, ЮБКА – (2 балла)
3. Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее животное»? Почему?
Ответ: 20. Последние две буквы в словах обозначают по два звука: [э] и [j].
Оценка: за ответ — 1 балл; за объяснение — 2 балла. Итого — 3 балла.
4. Выписать в один столбик родственные слова, в другой — формы одного и того же слова.
Родственные слова | Формы одного и того же слова |
Лес | Лесник |
Лесник | Лесником |
Лесной | Лесники |
Перелесок | |
Лесничий | |
Лесничество |
Оценка: по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово. Итого — 4,5 б.
5. Приведите пять фразеологических оборотов со словом «рука». Объясните их значения.
Рукой подать — рядом, близко.
Работать не покладая рук — работать усердно.
Легкая рука — о том, кто приносит удачу.
Правая рука — надежный помощник.
Чужими руками жар загребать — присваивать чужой труд.
NB: возможны другие варианты.
Оценка: по 0,5 балла за каждый указанный фразеологизм, по 0,5 балла за объяснение его значения. Итого — 5 баллов.
6. Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные, согласуя их с существительными. Заполни таблицу.
Ответ:
Существительное | Прилагательное | Род |
Лебедь | Белый | Мужской род |
Зайка | Трусливый | Мужской род |
Мышь | Полевая | Женский род |
Картофель | Свежий | Мужской род |
Бандероль | Тяжелая | Женский род |
Мозоль | Больная | Женский род |
Тюль | Красивый | Женский род |
Фасоль | Спелая | Женский род |
Шампунь | Новый | Мужской род |
Овощ | Вкусный | Мужской род |
Рояль | Черный | Мужской род |
NB: возможны другие варианты прилагательных.
Оценка: по 0,2 балла за верное определение рода, по 0,2 за верно подобранное согласованное прилагательное. Итого — 4,4 балла.
- (1 балл за каждое слово) Килограммы- килограммов , апельсины-апельсинов, сапоги-сапог, помидоры-помидоров, ботинки-ботинок.
8. Подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях:
А. Дерево червь изнутри точит.
Б. Конёк режет лёд.
В. Весло задевает водоросли.
Г. Мастер чинит телефон.
Д. Встретить ночь готовится природа.
Оценка: по 0,3 балла за каждый верно определенный главный член предложения.
Итого — 3 балла.
9.ФРАНЦУЗ,РОССИЯНИН, УКРАИНЕЦ, УЗБЕК, ЧЕХ, ДАТЧАНИН- по1 баллу
10. Вопросительное предложение Строительство жилого дома завершено? можно превратить в повествовательное, заменив вопросительный знак точкой. А какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные таким путем? Привести два примера.
Ответ:
Если в предложении есть слова «когда», «разве», «почему», «неужели» (возможны другие варианты), то предложение нельзя сделать повествовательным: Разве строительство жилого дома завершено? Когда строительство жилого дома завершено?
Оценка: по 1 баллу за каждый приведенный пример.
Итого — 2 балла.
11. Можно ли безударную гласную в слове «береза» проверить словом «белый»? Объясните.
Ответ: можно, основываясь на этимологическом анализе. Слово «береза» образовано от очень древнего корня бе- со значением «блеск, белизна». Тот же корень в слове «белый».
Оценка: 0,1 балла за ответ «можно», 2 балла за объяснение.
Итого — 2,1 балла.
12. У кого что болит, тот о том и говорит.
Где много слов, там мало дела.
За всё берётся, да не все удаётся.
Тяжело в учении – легко в бою.
0,5 балла за каждую пословицу. +1балл за каждую верно составленную самостоятельно пословицу
13. Тише едешь, дальше будешь.
Язык до Киева доведёт.
Как сыр в масле. (3 балла)
Общая сумма баллов —47 баллов
Предварительный просмотр:
Олимпиада школьников по литературному чтению
в 2018/2019 учебном году 4 класс
МОУ Чёлсменская ООШ
Фамилия _______________________________ Имя_____________________
I часть.
- Расшифруй название сказки.
ЛОБОКОК – ___________________ ТОК И СИЛА – _________________________
КВОЛ И ЗАОК – ________________________ КОРОМОЗ – ___________________
КАШУЗОЛ – _______________________________
2. «Злее не придумаешь». Отгадай всем известных сказочных злодеев:
1. Некто по отчеству Горыныч. _________________________
2. Зубастый, клыкастый лесной зверь. ____________________
3. Бессмертный, а боится обыкновенного яйца.______________________
4. Общее название злой тёти в сказках.____________________
5. «В Африке разбойник, в Африке злодей,
в Африке ужасный …!» ___________________________
6. Первый сказочный лесничий._____________________
3. Вставь слова, которые пропущены в названиях сказок.
а) Сказка о потерянном __________________.
б) Пузырь, _________________ и лапоть.
в) ________________ королева.
г) Стойкий ___________________ солдатик.
д) Сказка о _______________ царевне и о __________ богатырях.
4.Представь, что в стране Лукоморье ты встретил Доску объявлений. Подпиши, кто из сказочных персонажей мог их написать:
1. Купил семена, приезжайте тянуть._______________________________________
2. Ушёл от зайца, волка и медведя._________________________________________
3. Ключ достал. Ждите у очага.____________________________________________
4. Обязуюсь впредь мыть посуду.__________________________________________
5. Ищу семерых деток. Помогите.___________________________________________
5.Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.
1) Метла, тыква, бал, часы, туфелька. ____________________________
2) Зеркало, терем, яблоко, свадьба. ____________________________
3) Полено, очаг, ключ, борода, театр. ____________________________
4) Розы, сани, лёд, коньки, слеза. ____________________________
5) Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. ________________________
6) Корабль, цветок, перстень, ставни, заря. ________________________
6. На ком или на чём совершили путешествия:
1) Незнайка и его друзья в Зеленый город? __________________________________
2) Винни-Пух за медом? __________________________________________________
3) Дюймовочка из норы крота в теплые края? ________________________________
4) Малыш на крышу ? ____________________________________________________
5) Лягушка-квакушка на юг? ______________________________________________
7. Впиши в клеточки тех, с кем сравнивают человека. Прочитай слово, которое получилось из букв в тёмных квадратиках. Запиши это слово в ответе.
8.В каждой строчке найди название басни И. А. Крылова и подчеркни его.
МОНГЛТИСТРЕКОЗАИМУРАВЕЙЛОГШДДЖЩРТИО
ДТУПАЕГЬОТБЬТМВОРОНАИЛИСИЦАРИТНОГЛШР
СВКУМАРТЫШКАИОЧКИАПРРРНЕКСЖЛОГИЬРАСЬ
ЖДРИБЬЕТСМЧСЛОНИМОСЬКАЕНАПРОУССАКВПО
ЮДЩЛЬОЛДЛЕБЕДЬЩУКАИРАКСВУКЕЕННГШЗДБЮ
\
II часть
1. Соедини стрелками название произведения и его жанр:
Н. Носов «Заплатка» | сказка |
С. Маршак «Двенадцать месяцев» | былина |
С. Михалков «Мой щенок» | рассказ |
И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» | стихотворение |
«Добрыня и Змей» | басня |
2. Тайны фразеологии. Соедини фразеологизм с его синонимом (близким по смыслу словом).
Водить за нос мешать
Делать из мухи слона медленно
Вставлять палки в колёса обманывать
В час по чайной ложке преувеличивать
3.По имени героя часто можно определить, какой народ сложил эту сказку. Например, сказка про Ивана – русская. А есть народная сказка, где главного героя зовут Джузеппе. Какая это сказка?
( ответ подчеркни)
Шведская, французская, чешская, итальянская, испанская.
4.Установи соответствия и соедини стрелкой фамилию и жанр, в котором работал этот автор.
Иван Андреевич Крылов Исторические рассказы
Павел Петрович Бажов Басни
Самуил Яковлевич Маршак Рассказы о животных
Евгений Иванович Чарушин Стихи для детей
Николай Николаевич Носов Детские забавные рассказы
Сергей Петрович Алексеев Сказы
5. Жена у него умерла рано. Осталась дочка Алёнушка. Он любил её всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил сочинять для неё сказки. Кто же сочинял «Алёнушкины сказки»? Подчеркни фамилию.
С. Я Маршак, Д.Н. Мамин- Сибиряк, П. П. Ершов, Л.Н. Толстой.
6. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:
Поди туда, не знаю куда, ___________________________________
Скоро сказка сказывается, ___________________________________
Это всё присказка, __________________________________________
III часть.
1.Определи стили речи.
Текст№1. Роса – это водяные капли. Они осаждаются из влажного воздуха на охлаждённые поверхности растений, почвы, предметов. Роса выпадает обычно в вечерние, ночные и утренние часы. Капля росы называется росинкой. ________________________________________
Текст№2. Ранним утром на листке ландыша появилась росинка, прозрачная и прохладная. Играют в росинке солнечные лучи. Скачет мимо кузнечик. Увидел он алмазную капельку.- Ах, как пить хочется! Наклонился кузнечик над росинкой, загляделся на неё. Жалко стало красу разрушать. Сидит, не может от росинки глаз отвести. __________________________________________________
2. У А.С. Пушкина есть такие строки:
«Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса».
Какие краски осени назвал поэт? Правильный ответ подчеркни:
1) тёмно-красный и блестяще-жёлтый;
2) ярко-красный и светло-жёлтый;
3) тёмно-красный и блестяще-рыжий;
4) тёмно-коричневый и блестяще-жёлтый.
3. Прочитай произведение.
Заяц и черепаха
Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.
Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: « Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя догоню».
Но пока он так потешался, черепаха - хоть и тихо шла- оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.
Бегать- то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать.
1) Подчеркни слова, которые передают основную мысль текста.
2) Выбери пословицу, которая по содержанию соответствует произведению, подчеркни.
- Один в поле не воин.
- Всякая дорога вдвоем веселей.
- Играть играй, да дело знай.
Часть I- всего 39 баллов | Часть II-всего 40 баллов | Часть III-всего 21 балл | ||
Кол-во баллов | ||||
Итого: ( 100 баллов) |
Учитель: _________________________________
Ответы на олимпиадные задания по литературному чтению:
Максимальное количество баллов-100
Победителем олимпиады является обучающийся, набравший наибольшее количество баллов и выполнивший не менее 50 % заданий.
I часть- по 1 баллу за каждый ответ
1. 5 баллов. ЛОБОКОК – «Колобок». ТОК И СИЛА – «Кот и Лиса». КВОЛ И ЗАОК – «Волк и Коза». КОРОМОЗ – «Морозко». КАШУЗОЛ – «Золушка».
2. 6 баллов. «Злее не придумаешь». Отгадай всем известных сказочных злодеев.
1. Некто по отчеству Горыныч. (ЗМЕЙ)
2. Зубастый, клыкастый лесной зверь.(ВОЛК)
3. Бессмертный, а боится обыкновенного яйца.(КОЩЕЙ)
4. Общее название злой тёти в сказках.(ВЕДЬМА)
5. «В Африке разбойник, в Африке злодей,
в Африке ужасный …!» (БАРМАЛЕЙ)
6. Первый сказочный лесничий.(ЛЕШИЙ)
3. 5 баллов. Вставь слова, которые пропущены в названиях сказок.
а) Сказка о потерянном ВРЕМЕНИ.
б) Пузырь, СОЛОМИНКА и лапоть.
в) СНЕЖНАЯ королева.
г) Стойкий ОЛОВЯННЫЙ солдатик.
д) Сказка о МЁРТВОЙ царевне и о СЕМИ богатырях.
4. 5 баллов. Представь, что в стране Лукоморье ты встретил Доску объявлений. Подпиши, кто из сказочных персонажей мог их написать:
1. Купил семена, приезжайте тянуть._________________________________________ ( Дед, « Репка»)
2. Ушёл от зайца, волка и медведя._____________________________________________( Колобок)
3. Ключ достал. Ждите у очага.________________________________________________( Буратино)
4. Обязуюсь впредь мыть посуду.________________________________________________( Федора)
5. Ищу семерых деток. Помогите.____________________________________________( Коза)
5. 6 баллов. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.
1) Метла, тыква, бал, часы, туфелька. («Золушка» Шарль Перро)
2) Зеркало, терем, яблоко, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)
3) Полено, очаг, ключ, борода, театр. («Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой)
4) Розы, сани, лёд, коньки, слеза. («Снежная королева» Г.Х. Андерсен)
5) Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. («Конёк-горбунок» П.П. Ершов)
6) Корабль, цветок, перстень, ставни, заря. («Аленький цветочек» С.Т. Аксаков)
6. 5 баллов. На ком или на чём совершили путешествия:
1) Незнайка и его друзья в Зеленый город? на воздушном шаре
2) Винни-Пух за медом? на воздушном шаре
3) Дюймовочка из норы крота в теплые края? на ласточке
4) Малыш на крышу ? на Карлсоне
5) Лягушка-квакушка на юг? на утках
7. 7 баллов. Впиши в клеточки тех, с кем сравнивают человека. Прочитай слово, которое получилось из букв в тёмных квадратиках. Запиши это слово в ответе.
- рыба, 2) индюк, 3) соловей, 4) муха, 5) слон, 6) сорока, 7) лиса.
8. 5 баллов. В каждой строчке найди название басни И.А.Крылова и подчеркни его.
МОНГЛТИСТРЕКОЗАИМУРАВЕЙЛОГШДДЖЩРТИО
ДТУПАЕГЬОТБЬТМВОРОНАИЛИСИЦАРИТНОГЛШР
СВКУМАРТЫШКАИОЧКИАПРРРНЕКСЖЛОГИЬРАСЬ
ЖДРИБЬЕТСМЧСЛОНИМОСЬКАЕНАПРОУССАКВПО
ЮДЩЛЬОЛДЛЕБЕДЬЩУКАИРАКСВУКЕЕННГШЗДБЮ
II часть. За каждый ответ 2 балла.
1.10 баллов. Соедини стрелками название произведения и его жанр:
Н. Носов «Заплатка» | рассказ |
С. Маршак «Двенадцать месяцев» | сказка |
С. Михалков «Мой щенок» | стихотворение |
И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» | басня |
«Добрыня и Змей» | былина |
- 8 баллов. Тайны фразеологии. Соедини фразеологизм с его синонимом (близким по смыслу словом).
Водить за нос обманывать
Делать из мухи слона преувеличивать
Вставлять палки в колёса мешать
В час по чайной ложке медленно
- 2 балла. По имени героя часто можно определить, какой народ сложил эту сказку. Например, сказка про Ивана – русская. А есть народная сказка, где главного героя зовут Джузеппе. Какая это сказка?
( ответ подчеркни)
Шведская, французская, чешская, итальянская, испанская.
- 12 баллов. Установи соответствия и соедини стрелкой фамилию и жанр, в котором работал этот автор.
Иван Андреевич Крылов – Басни
Сергей Петрович Алексеев – Исторические рассказы
Павел Петрович Бажов – Сказы
Самуил Яковлевич Маршак – Стихи для детей
Евгений Иванович Чарушин – Рассказы о животных
Николай Николаевич Носов – Детские забавные рассказы
5. 2 балла. Жена у него умерла рано. Осталась дочка Алёнушка. Он любил её всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил сочинять для неё сказки. Кто же сочинял «Алёнушкины сказки»? Подчеркни фамилию.
С. Я Маршак, Д.Н. Мамин- Сибиряк, П. П. Ершов, Л.Н. Толстой.
6.6 баллов. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:
Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Это всё присказка, а сказка впереди.
III часть. За каждое задание – 7 баллов.
- 7 баллов. Определи стили речи.
Текст№1. Роса – это водяные капли. Они осаждаются из влажного воздуха на охлаждённые поверхности растений, почвы, предметов. Роса выпадает обычно в вечерние, ночные и утренние часы. Капля росы называется росинкой. Ответ: научный
Текст№2. Ранним утром на листке ландыша появилась росинка, прозрачная и прохладная. Играют в росинке солнечные лучи. Скачет мимо кузнечик. Увидел он алмазную капельку.- Ах, как пить хочется! Наклонился кузнечик над росинкой, загляделся на неё. Жалко стало красу разрушать. Сидит, не может от росинки глаз отвести. Ответ: художественный
2. 7 баллов. У А.С. Пушкина есть такие строки:
«Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса».
Какие краски осени назвал поэт?
1) тёмно-красный и блестяще-жёлтый;
2) ярко-красный и светло-жёлтый;
3) тёмно-красный и блестяще-рыжий;
4) тёмно-коричневый и блестяще-жёлтый.
3. 7 баллов. Прочитай произведение.
Заяц и черепаха
Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.
Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: « Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя догоню».
Но пока он так потешался, черепаха - хоть и тихо шла- оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.
Бегать- то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать.
1) Подчеркни слова, которые передают основную мысль текста.
2) Выбери пословицу, которая по содержанию соответствует произведению.
- Один в поле не воин.
- Всякая дорога вдвоем веселей.
- Играть играй, да дело знай.