Методические разработки
- Познавательно-исследовательский детский проект: «Каким бывает снег»в старшей группе комбинированной направленности.
- " Развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 24.59 КБ |
prezentatsiya_k_proektu.pdf | 1.18 МБ |
" Развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста" | 35.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4»
Познавательно-исследовательский детский проект: «Каким бывает снег»
в старшей группе комбинированной направленности.
Подготовила: воспитатель
Сухарева Жанна Александровна.
Г. Зима 2021г.
Добрый день, коллеги. Сегодня вашему вниманию я представлю выступление из опыта работы по организации детского познавательно-исследовательского проекта: «Каким бывает снег».
Тема и цель проекта заключается в создании, необходимых условий в дошкольном учреждении по формированию у дошкольников целостного представления о явлениях такого времени года, как зима, путем познавательно-исследовательской деятельности.
Актуальность проекта обусловлена особенностью реализации регионального компонента основной образовательной программы детского сада, а именно тем, что все мы с вами проживаем в Сибири, где ежегодно наблюдается холодная и снежная зима. Зима- это великолепное время года. Дети любят зиму за ее снежные покрывала, возможность кататься с горок, лепить из снега. Интересны и им наблюдения за тем, как красиво падает мягкий, пушистый снег, восторг вызывают и различные формы снежинок – звездочек, которые никогда не повторяются.
Очень часто я слышу от детей такие вопросы: Что же такое снег? Как он образуется? Действительно ли снег чист, как нам кажется на первый взгляд?
Вот для того, чтобы получить ответы на такие частые, интересующие ребят вопросы, мною, как педагогом, было предложено детям ответить на эти вопросы с помощью исследования снега, так возникла идея детского проекта «Каким бывает снег?».
Тип проекта - познавательно-исследовательский, краткосрочный, 2х недельный.
В ходе проекта были реализованы основные образовательные области – это познавательное и речевое развитие.
Участники проекта – дети старшего возраста.
Основной вид детской деятельности – познавательно-исследовательская.
Объект исследования: снег.
Раскрою этапы детского проекта:
1-й этап - Постановка проблемы:
Однажды, во время прогулки, дети спросили у меня «Что такое снег?» Я рассказала им, что снег-это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из мельчайших кристаллов льда, снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и, наконец, становится красивой звездочкой. А падая на землю, мы его видим в форме различных снежинок. Далее, наблюдая за снегом, ребята все время отвечали на мой вопрос: А какой снег? что он белый, холодный, чистый, тогда я обращалась к ним с другим вопросом: а если мы возьмем в руки снег у дороги, каким он будет? Ребята отвечали, что грязный, черный. Вот такое разногласие возникло у нас, поэтому мы решили с ними выяснить, каким же бывает снег. Ребята сказали, что им было бы интересно узнать ответ на этот вопрос. Благодаря проблемной ситуации, через которую начинается проект, дети усваивают материал не потому, что об этом говорит педагог, а потому что он удовлетворяет свою возникшую потребность в получении знаний
На этапе «Выдвижение гипотезы», я задавала детям вопросы, на которые они предлагали различные варианты ответов, мною, как педагогом, подводилось обобщение ответов.
На следующем этапе – планирования деятельности, после того, как мы поставили цель, я спрашивала у детей: «Как мы будем достигать цель? Что нам надо сделать? Какие конкретные шаги стоит осуществить?». План работы над проектом составляется вместе с детьми. Дети сами предлагали конкретные шаги.
На этапе реализации проекта, мы поставили цель узнать, какие же у снега есть свойства, и понять, каким он бывает.
Здесь мы пользовались моделью «Трех вопросов»: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Где и как мы можем узнать? Все предложения детей мною записывались.
В нашем проекте: «Каким бывает снег» было запланировано 3 опыта:
Опыт № 1 «Почему снежки не все разбиваются?».
Опыт № 2 «Чистота снега»
Опыт № 3. «Можно ли окрасить снег?».
Все опыты включены в следующий этап - «Реализация проекта».
На фото-слайдах вы увидите, как это было.
Опыт №1. Почему одни снежки, падая, легко разбиваются, а другие нет?
На прогулке с ребятами мы взяли лист бумаги формата А 4, сделали получилась мишень. Слепили два снежка небольшим диаметром, первый снежок мы сдавили не очень сильно и, с расстояния, бросили в лист бумаги. Снежок ударился и рассыпался. Второй сдавили с силой и с такого же, расстояния бросили в лист бумаги. Снежок легко пробил листок и остался целым.
Вывод: мы выяснили, что когда снег слипается, в промежутках между снежинками находится воздух. Если снежок сдавить очень сильно, снежинки плотнее прижмутся друг к другу и воздуха между ними останется мало. Чем больше воздуха между снежинками, тем меньше они скреплены друг с другом. Поэтому такой снежок легко разбивается. И наоборот. Из этого эксперимента, мы вывели для себя правило: «игра в снежки, может быть опасна» для здоровья.
Следующий опыт «Чистота снега»
Мы с ребятами взяли пробы в двух разных местах: у проезжей части, и на групповом участке, ближе к деревьям. Определили с ними, что на первый взгляд снег ничем не отличается, белый и чистый. В группе мы насыпали снег в тарелки и подождали, когда он растает. После этого через фильтр перелили воду в стакан. На фильтрах видно, что снег с обочины дороги - самый грязный. Возможно, такое количество грязи попадает туда с проезжей части от проезжающих мимо машин. Самый чистый - снег на участке, но и здесь на фильтре видны частицы грязи.
Пришли с ребятами к выводу: что в снеге содержится грязь. Поэтому снег и снеговую воду нельзя употреблять в пищу, поскольку они очень грязные.
Опыт № 3 назывался «Может ли снег поменять цвет?».
Мы с детьми вспомнили, что на улице снег не всегда белый по цвету, поэтому решили провести следующий эксперимент: а сможет ли снег поменять цвет с помощью обычных пищевых красителей, или красок. Для этого мы взяли гуашь с помощью палочки и опустили её в снег
и наблюдали, как именно он будет окрашиваться, с какой скоростью краска будет проникать в снежную толщу.
Сделали вывод: снег можно окрасить в разные цвета.
После проведенных опытов мы логично подошли к этапу «Анализа результатов и их презентации». Мы рассказали о том, что делали ребятам другой старшей группы нашего детского сада, при этом в помощь ребятам была использована презентация, смотря в которую дети могли вспомнить, с чего начался их проект и чем закончился. Здесь, мною, как педагогом, осуществлялась ненавязчивая поддержка, чтобы ребята могли самостоятельно презентовать свою познавательно-исследовательскую деятельность.
Также результатом работы по данному проекту можно считать участие в декабре 2020 года в муниципальном этапе регионального конкурса
«Лучшая методическая разработка занятия, реализуемого в рамках основной образовательной программы дошкольного образования» на тему: «Снег и его свойства»
В ближайшем будущем планирую продолжать работу над следующим детским проектом, где мы с ребятами постараемся найти ответы на другие интересующие их вопросы:
- можно ли иней и изморозь считать снегом?
- почему снег называют пухляк?
Коллеги, опыт разработки детских проектов у меня ещё небольшой, но хочется отметить, что помог мне осуществить данную работу с детьми опыт работы воспитателя детского сада № 56 Кустовой Натальи Юрьевны, представленный ею в рамках Городского методического объединения.
Таким образом, коллеги, можно сделать вывод, что организация и реализация детского проекта это четкая последовательность определенных этапов, таких как – постановка проблемы, определение цели и замысла, планирование, реализация задуманного и презентация.
Коллеги, надеюсь, что представленный вашему вниманию материал, повысит интерес к детской исследовательской деятельности, поможет вам в организации образовательного процесса с учетом интересов детей.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые коллеги!
Представляю вам обобщение педагогического опыта своей работы по применению технологии развития критического мышления в образовательном процессе.
Надеюсь, что представленный опыт работы будет вам полезен в дальнейшей работе с детьми.
Актуальность данной технологии состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления.
Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятные идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы. С помощью критического мышления развивается творческая активность, вырабатывается эмоциональная устойчивая самостоятельность мышления, а также происходит осмысление способов и механизмов деятельности.
Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.
Задачи которые поставила перед собой:
Создать предметно-пространственную среду в группе соответствующей развитию критического мышления у детей.
Апробировать методы и приёмы критического мышления в образовательном процессе.
Создать серию конспектов НОД по технологии критического мышления, для детей старшего дошкольного возраста.
Диссеминировать опыт работы.
Что же такое технология развития критического мышления? Это особая методика обучения, которая помогает отвечать на вопросы:
• Как научить мыслить?
• С помощью, каких приемов сформировать критическое мышление ребенка?
• Какие выбирать пути?
• Можно ли найти не одно, а несколько решений?
В своей работе я использую следующие методы и приемы технологии развития критического мышления.
«Мнемотаблицы». Мнемотехника
«Кластеры» («Гроздья»)
«Синквейн» («Пять строк»)
«Скрайбинг»
«Логические цепочки»
«Кубик»
«Верные и неверные утверждения»
«Загадки»
В своей работе с детьми я использую приём «Загадки» - так как разгадывание загадок развивает у детей способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
В начале предстоящей недели, для определения лексической темы загадываю детям загадку, дети отгадывают, и самостоятельно находят соответствующую картинку – отгадку, размещают её в пустое окно информационного поля и т.д заполняют все пустые окна. Затем анализируем все отгадки в картинках и определяем лексическую тему недели.
Приём загадки так же использую в центрах детской активности: «Безопасность»; в центре «Детское творчество»; Художественная литература «В гостях у сказки»; в центре речевого развития «Будем говорить правильно»
Один из методов критического мышления, который направлен на развитие умения устанавливать общий признак или продолжить ряд по смысловой единице это «Логические цепочки»,
В пример приведу одну из игр «Рассказы о животных».
С начала мы знакомим детей с животным заяц, где обитает, чем питается, затем дети самостоятельно составляют предложение по картам, в соответствии с последовательностью действий. Такая игра по принципу «Логические цепочки», поможет, познакомить детей с дикими животными, сформировать представления о среде обитания, обогатить активный словарь, развить правильную связную и грамматическую речь детей.
Очень занимательный приём критического мышления – это приём «Кубик». На кубике 6 граней с вопросами: Назови, Почему, Объясни, Поделись, Придумай, Объясни.
1) Кубик Блума уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера
Например – назови, какие фрукты ты знаешь?
почему необходимо есть фрукты?
«Объясни» - где растут фрукты, и где их собирают?
Видел ли ты фруктовые деревья, и как необходимо ухаживать за ними?
«Придумай» - какое блюдо можно приготовить из фруктов?
«Предложи» - новый вид фрукта (его вкус, цвет, форму, название)
ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуаций.
Этот приём используем на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают его использование.
Такие кубики у нас подобраны во всех центрах детской активности по всем лексическим темам.
Использую их как в непосредственно – образовательной деятельности, так и для организации дидактической игры.
2) Кубик «Конструктор фраз», полезен для развития умения связывать и сочетать слова друг с другом, формирует первоначальное умение составлять предложение. Такие кубики помогают детям познакомиться со словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «предложение». Работа с кубиком состоит следующим образом: на одном кубики изображена картинка символа предмета, на другом - действия предмета. Дети подбирают кубики по смыслу и озвучивают фразу. Например: «Дедушка кушает яблоко», «Кукла примеряет платье», и т.д. Можно усложнить предложение из четырёх слов. В ходе увлекательного игрового процесса дети учатся составлять предложения различного типа.
Такие кубики я использую в речевом центре детской активности «Будем говорить правильно».
3) Кубик «Кости» используется в центре «Настольно – дидактических игр» в непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП в игре «Ромашка», где на гранях кубика изображены точки, количество их составляет от 1 до 10.
Применение этого приёма просты, дети бросают кубик, считают количество точек выпавшие на кубике и соотносят с цифрой. Затем выкладывают количество лепестков на ромашке.
Следующий приём Мнемотехника (мнемотаблицы) - Это система методов и приемов, «внутреннего письма».
Мнемотаблицы широко использую при пересказе сказок, разучиванию стихотворений, составления рассказов. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагаю готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
У нас имеются опоры - схемы мнемотаблиц по всем лексическим темам.
Очень интересен нашим воспитанникам метод: «Кластеры» («Гроздья»)
Метод кластера может применяться в образовательной деятельности, при изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной.
Правила составления «кластера» очень простые.
Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.
Так как не все дети умеют читать, то я в своей работе использую для легкости запоминания картинки, фотографии, рисунки, схемы.
Кластеры составляем как в процессе образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей. Дети с помощью картинок самостоятельно составляют их.
Я изготовила для детей дидактические игры, по принципу кластера:
«Утро, день, вечер»; «Дни недели»; «Дикие и домашние птицы»; «Тепло – холодно»; «Части тела»; «Моё лицо», «Семейное древо».
Приём кластера развивает у детей системное мышление, учит детей вырабатывать и высказывать своё мнение, стимулирует познавательную деятельность детей.
Одним из эффективных и интересных методов, которых помогают активизировать познавательную деятельность, и способствует, развитию речи является использование инновационной технологии «Синквейн» Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.
Одним из эффективных и интересных методов, которых помогают активизировать познавательную деятельность, и способствует, развитию речи является использование инновационной технологии «Синквейн» Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.
Одним из эффективных и интересных методов, которых помогают активизировать познавательную деятельность, и способствует, развитию речи является использование инновационной технологии «Синквейн» Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.
Одним из эффективных и интересных методов, которых помогают активизировать познавательную деятельность, и способствует, развитию речи является использование инновационной технологии «Синквейн» Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.
Одним из эффективных и интересных методов технологии критического мышления, является «Приём Синквейн» или («Пять строк»), в процессе составления синквейна происходит активизация словаря детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную заданную тему.
Мной разработана модель «синквейна» в виде «ёлочки», в которой используем графические символы и картинки понятные детям.
Ребенок выбирает из вспомогательных контейнеров (картинки-предметы) по теме, (картинки–признаки), (картинки-действия), картинки, с помощью которой составляем предложение из (3-4-5 слов).
Последнее заключительное слово можно выбрать из картинок – признаков, предметов, а можно сказать устно.
В течение года я создала копилки по устным составлениям синквейнов, которую использую в образовательной деятельности с детьми.
Представляю вашему вниманию следующий метод критического мышления «скрайбинг» - это изображение рисунков, превращение идей в визуальные образы.
Выделяют три самых распространенных вида скрайбинга – рисованный, аппликационный и магнитный скрайбинг.
Я использую в образовательной деятельности с детьми магнитный и аппликационный скрайбинг.
Аппликационный скрайбинг - это техника, при которой на произвольный фон накладываются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.
На занятии, знакомя детей с новым материалом, я сопровождаю свой рассказ картинками схемами, так легче детям запомнить, понять и потом воспроизвести в памяти представленный материал.
Магнитный скрайбинг похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на магнитную доску.
Я очень часто использую магнитный скрайбинг на занятиях для чтения произведений с сопровождением картинок последовательности действий, или после прочитанного рассказа прошу детей при помощи картинок восстановить сюжет рассказа.
Так как у нас в центре речевое развитие «Будем говорить правильно» имеется картотека наборов сюжетных картинок по рассказам, с помощью которых ребенок может легко пересказать, или составить свой рассказ, я предлагаю детям делать это самостоятельно. Такая проводимая работа с детьми благотворно влияет на развитие связной речи детей, мышления, логики. Всё это используются как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
Следующий приём развития критического мышления - это «Верные и неверные утверждения».
При использовании этого приёма я задаю тему (или название предмета) и к ней ряд утверждений предлагаю детям определить верные и неверные утверждения, при помощи сигнальных карточек дети определяют верность (поднимаем зелёную сигнальную карточку) и неверность (поднимаем красную сигнальную карточку) моих утверждений.
В центре детской активности «Познавательное развитие» у нас имеется картотека с различными подобранными темами, используем данный приём при изучении всех лексических тем.
Из всего выше сказанного делаем вывод: все приемы данной технологии универсальны. Их можно применять на всех стадиях (вызов, осмысление, рефлексия) можно интегрировать с любой образовательной деятельностью.
В результате проделанной мной работы по использованию технологии развития критического мышления как средства достижения современных целей образования, у детей сформированы такие личностные универсальные учебные действия, как:
- умение вырабатывать своё собственное мнение;
- способность анализировать тексты, проблемы;
- способность прийти к определённым умозаключениям;
логично выстроить цепь доказательств, делать выводы.
В перспективе планирую продолжить работу по изучению технологии развития критического мышления, а так же применению новых методов и приёмов с детьми.