Страница на мини - сайте
Учебно - методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naliz_dramy_predpochtitelno_nachinat_s_analiza_nebolshogo_ee_fragmenta.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ драмы предпочтительно начинать с анализа небольшого ее фрагмента, эпизода (явления, сцены и т.д.). Анализ эпизода драматического произведения проводится практически по той же схеме, что и анализ эпизода эпического произведения, с той только разницей, что следует дополнить рассуждения пунктом анализа динамической и диалогической композиций эпизода.
Итак,
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- Границы эпизода уже определены самой структурой драмы (явление отделено от других компонентов драмы); дать название эпизоду.
- Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это - экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)
- Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
- кто они?
- каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
- Раскрыть особенности начала и финала эпизода.
- Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
- автора; персонажей.
- Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащие в основе эпизода.
- Охарактеризовать героев - участников эпизода:
- их отношение к событию;
- к вопросу (проблеме);
- друг к другу;
- кратко проанализировать речь участников диалога;
- сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);
- выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
- определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
- Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).
- Охарактеризовать диалогическую композицию эпизода: по какому принципу освещения темы строится диалог?
- Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме.
- Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.
- Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.
Теперь перейдем к комплексному анализу драматического произведения. Успех этой работы возможен, только если вы разбираетесь в теории драматического рода литературы (см. тему №15).
Итак,
- Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.
- Связь пьесы с каким-либо литературным направлением или культурной эпохой (античностью, Возрождением, классицизмом, Просвещением, сентиментализмом, романтизмом, критическим реализмом, символизмом и т.д.). Как проявились в произведении черты этого направления?1
- Вид и жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений, плаща и шпаги; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр. Значение этих терминов уточните по справочной литературе.
- Специфика организации действия драмы: разделенность на действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, "сны" вместо актов или действий в драме М.Булгакова "Бег").
- Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, "говорящие" имена). Главные, второстепенные и внесценические персонажи.
- Особенности драматургического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.
- Особенности драматургического действия: внешнее - внутреннее; "на сцене" - "за сценой", динамическое (активно развивается) - статическое и т.д.
- Особенности композиции пьесы. Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д. Как связаны между собой все "острые точки" (особо эмоциональные сцены) произведения? Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими "острыми очками" действия.
- Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах. (Краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по вашему выбору).
- Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.
- Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.
- Специфика авторских ремарок, поясняющих:
- действия персонажей (игру актеров);
- обстановку на сцене, костюмы и декорации;
- настроение и идею сцены или явления.
- Специфика авторской позиции, выраженной посредством ремарок.
- Смысл названия пьесы.
1. Этот пункт раскрывается, если такие черты ярко выражены в произведении (например, в классицистских комедиях Д.Фонвизина или в комедии А.Грибоедова "Горе от ума", совместившей черты сразу трех направлений: классицизма, романтизма и реализма).
Рекомендации к теме
При проведении анализа драматического произведения Вам пригодятся те навыки, которые Вы получили при выполнении заданий по анализу эпизода произведения.
Будьте внимательны, строго придерживайтесь плана анализа.
Темы 15 и 16 тесно связаны между собой, поэтому удачное выполнение работы возможно только при детальном изучении теоретических материалов по этим темам.
Вам следует прочитать те художественные произведения, которые могут быть рассмотрены в рамках этой темы, а именно:
- А.С.Грибоедов. Комедия "Горе от ума"
- Н.Гоголь. Комедия "Ревизор"
- А.Н.Островский. Комедия "Свои люди - сочтемся!"; драмы "Гроза", "Бесприданница"
- А.П.Чехов. Пьеса "Вишневый сад"
- М.Горький. Пьеса "На дне"