Социально-педагогическое партнерство

Здесь представлены работы моих коллег

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_aleksandrova.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «ИЗУЧАЕМ ЭКОЛОГИЮ ГОРОДА» В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ  

Александрова В.П., к.б.н., учитель биологии и экологии,

г. Москва

   

Экологические проблемы сегодня очень волнуют не только взрослое население,  но и школьников города Москвы. Совместно с учеными, педагогами, родителями они разрабатывают и внедряют в жизнь экологические и социальные  проекты, многие из которых подготовлены на очень высоком научно-методическом уровне. Но, вместе с тем, надо отметить, что разработка ученических проектов  является очень сложной и трудоемкой работой, как с педагогической, так и  с практической стороны. Для того,  чтобы облегчить работу с учащимися, помочь в выборе наиболее эффективных и научно обоснованных методик, спланировать свою исследовательскую деятельность, грамотно обозначить ее цели и задачи группа авторов (Александрова В.П., Гусейнов А.Н., Нифантьева Е.А., Болгова И.В., Шапошникова И.А.) подготовила учебное пособие для учителей экологии, биологии и географии «Изучаем экологию города на примере Московского Столичного Региона». Авторы надеются, что использование учебного  пособия придаст новый импульс экологическому проектированию учащихся, облегчит работу педагогам, сделает научно-исследовательскую деятельность учащихся более практико-ориентированной и безопасной, а единообразие применяемых методик позволит экспертам легче оценить качество работ  учащихся.

Данное учебное пособие разработано в рамках ГЭП сети экологических школ, работающих по теме «Экологическое образование в столичном мегаполисе. Экологическая безопасность человека в городской среде» под руководством член-корр. РАО Захлебного А. Н., профессора РАО, д.б.н. Дзятковской Е. Н. и рекомендовано для профильных экологических классов старшей и средней школы. Лабораторно-полевой экологический практикум можно использовать как дополнительный материал для учителя и ученика при изучении биологии в старших классах, как учебное пособие к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие», а так же для проведения занятий в кружках, разработки ученических проектов.

Практикум базируется на многолетнем опыте проектной и научно-исследовательской деятельности авторов и содержит общепринятые методики, методики, адоптированные авторами, а также оригинальные авторские разработки по геоэкологии, биоиндикации, социальной экологии, а также психоэмоциональному восприятию окружающей среды.

В начале учебного пособия содержатся инструкции по технике безопасности в природной среде и лабораторных условиях, а так же методические рекомендации по написанию и оформлению проекта.

По своему содержанию практикум отличается высокой степенью интеграции биологии и экологии с другими науками. Так, в доступной для учеников форме изложены вопросы  геоэкологии, методики химического анализа, изучается антропогенное воздействие на природные и городские экосистемы. Практикум построен в режиме лабораторно-полевых занятий и содержит не только комплекс вопросов и заданий для учащихся, но и необходимый информационный материал в рефлексивных  формах «что надо вспомнить?» и  «что надо запомнить?». Такая форма построения данного учебного пособия дает возможность учителю применять в своей работе деятельностные формы обучения, при этом организуя не только практикоориентированную деятельность, но что особенно важно мыследеятельность.

Большое количество работ и высокая степень интеграции материала  дает возможность учителю вырабатывать индивидуальную творческую траекторию своей деятельности в зависимости от социоприродного окружения образовательного учреждения, уровня обученности или специализации класса, а также формировать межпредметные,  надпредметные и личностные компетенции. Значительную методическую помощь может оказать данное учебное пособие учителю в организации проектной деятельности школьников.

Практикум включает три главы,  которые разделены на разделы. Общий объем практикума составляет 412 страниц и содержит 93 работы.

Содержание практикума:

ВВЕДЕНИЕ

Экология Московского столичного региона

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  МОСКОВСКОГО СТОЛИЧНОГО РЕГИОНА

II. ИЗУЧЕНИЕ   ПОЧВ   ГОРОДА.  

III. ИЗУЧЕНИЕ  ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ВОЗДУХА

IV. РОЛЬ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ В ГОРОДСКИХ ЭКОСИСТЕМАХ.

V. ЧЕЛОВЕК В ГОРОДЕ. ИЗУЧЕНИЕ РЕКРЕАЦИОННОЙ НАГРУЗКИ.      

Изучение водных экосистем города

1. ОБЩАЯ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ характеристика района исследования и Устройство учебного полигона      

II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОРФОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ  

     БАССЕЙНА РЕЧКИ ИЛИ ПРУДА

III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГИДРОФИЗИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ВОДЫ

V. ИССЛЕДОВАНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ВОДНЫХ И

      ОКОЛОВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ

VI.ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИВОТНЫХ ВОДНЫХ И ОКОЛОВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ

VII. ОФОРМЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПАСПОРТА ВОДНОГО ОБЪЕКТА.

Изучение социо - культурной среды города

1. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ .

II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОПЫТА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ.

III. КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.

Приложение

ЛИТЕРАТУРА

Достаточно инновационным и очень востребованным сегодня разделом  практикума является раздел «Эмоционально-психологическое восприятие окружающей природы». Предыдущие работы вооружают учащихся современными, иногда очень сложными методиками исследований, учат  видеть проблему,  выстраивать  план своей деятельности, формулировать рабочую гипотезу, самостоятельно работать с информацией. Но при всех позитивных результатах такой работы надо признать, что мало проектов находит практическое применение, а самое главное нет серьезных изменений в сознании учащихся. Приобретенные навыки научных исследований мало влияют на развитие экологического сознания и мышления. Поэтому в разделе «Эмоционально-психологическое восприятие окружающей природы» авторы предлагают ученику «увидеть и услышать природу», при этом основы аудио и видео экологии интегрируются с материалом литературы, МХК, рисования, психологии. В этой главе так же проводится сравнение городской и природной среды, дается понятие агрессивной среды, изучается влияние природных факторов на психологическое здоровье человека, раскрываются понятия бытийного и дифицитарного отношения к природе. Например, можно любоваться букетом полевых цветов в вазе, а можно научиться любоваться цветущим лугом, не вторгаясь в живую  природу. Все это дает возможность использовать данное учебное пособие не только для изучения окружающей среды с позиций практико-ориентированного образования, но и организовать, как уже было сказано, деятельностное обучение.

В разделе «Использование этнокультурного опыта в экологическом образовании» рассказывается об истории взаимоотношения человека с окружающей средой. Культура любого народа являет собой пример материальной и духовной адаптации этноса к окружающему миру, включая традиции и обычаи народной экологии и народной педагогики. Поэтому в данном разделе делается акцент на общность культур разных народов, умения находить общий язык и уживаться  вместе. Так, в работе «Изучение эколого-коммуникативных традиций разных народов, проживающих в Москве» поднимается вопрос изучения исторически сложившихся традиций совместного проживания разных народов на одной территории. Ведь Москва всегда была многонациональным городом. Более того, политика Росси 18-19-х веков была направлена на привлечение иностранцев. Селившиеся в Москве иноземцы, как их тогда называли, внесли большой вклад в строительство города и развитие торговли, ремесел, просвещения. Многие улицы и районы города названы в их честь (район Лефортово, названный  именем адмирала Франца Лефорта, улица Грузинская,  Армянский  переулок и т. д.). На протяжении всей истории Москвы народы, ее населявшие, умели жить дружно, не доводя возникавшие у них разногласия до межнациональных конфликтов. Русская культура, традиции, верования имеют много общего с культурами тех народов, которые проживали в Москве, что доказывает совместное проживание и общение народов. Такая траектория изучения этнокультурных традиций разных народов может помочь в формирования сегодняшних межнациональных отношений в городе.

В 2008 году лабораторно-полевой экологический практикум стал призером  Московского городского заочного конкурса методической литературы по эколого-биологическому образованию детей в номинации «Учебная», в 2009 году получил Грант издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ»  и 2 место в конкурсе, как дополнительное пособие учителям биологии, работающим по программе И. Н. Пономаревой, удостоен Гранта Москвы в сфере образования - 2009.