Наблюдения гр. раннего возраста 2 - 3 года
Весна.
Наблюдение за снегом
Цель: продолжать знакомить детей с природным явлением — снегом.
Ход наблюдения
Выйти с детьми на прогулку и внимательно посмотреть вокруг себя. Что вы заметили? Все заметено белым снегом. Снег на солнце искрится, даже глазам больно. Предложить детям походить по снегу и послушать, как он скрипит. Может он «возмущается», что мы ходим по нему и топчем его? А может он «рассказывает» нам о чем-то? Выслушать рассказы детей.
Падал снег, сыпал снег, а потом устал...
Чем же, снег, снег-снежок, на земле ты стал?
Для озимых стал я периной теплою,
Для сосенок — кружевною периною,
Для зайчишек стал — подушкой пуховою,
Для детишек — их любимою игрой.Наблюдение за небом
Цели:
~ продолжить знакомство с различными природными явлениями;
— научить отличать состояния неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).
Ход наблюдения
Предложить детям посмотреть на небо. Отметить, какое оно (чистое, голубое), значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами, какое оно? (Хмурое, серое, нерадостное.) Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.) Дуют ветры, ветры буйные, Ходят тучи, тучи ясные.
Наблюдение за проезжающим транспортом
Цели:
закреплять названия частей машины (кузов, кабина, колеса, руль);
отмечать большое разнообразие машин, их назначение;
— воспитывать уважение к труду.
Ход наблюдения
При выходе на прогулку обратить внимание на продуктовую машину, стоящую возле кухни, отметить ее основные части и назначение — привозит продукты в детский сад. Далее понаблюдать за проезжающим автотранспортом. Машины какие? Легковые и грузовые. Грузовые автомобили, их назначение. Какие грузы перевозят грузовые машины? Какие машины вы знаете? Их назначение. А автобусы для чего нам нужны? (Перевозить пассажиров по городу.) А еще существуют специальные машины. Предложить детям их назвать. («Скорая», пожарная, милицейская, машина для поливки улиц.) Рассказать о их назначении. Спросить, у кого папа работает водителем.
На улице нашей машины, машины —
Машины-малютки, машины большие.
Спешат грузовые, фырчат грузовые, Торопятся, мчатся, как будто живые. У каждой машины дела и заботы Машины выходят с утра на работу.
Наблюдение «Следы на снегу»
Цель: продолжать обучение в определении следов на снегу: детские, взрослые, следы птиц и животных.
Ход наблюдения
Кругом лежит белый, пушистый снег, идя по которому ты оставляешь следы. По следам можно узнать, кто ходил, ездил, были здесь птички или зверьки. Рассмотреть вместе с детьми на участке следы, определить, чьи они. Предложить детям оставить свои следы на снегу, сравнить следы взрослого и ребенка.
Наблюдение за снегирем
Цели:
закреплять знания детей о птичьих повадках, их внешнем виде;
вызывать желание заботиться о птицах.
Ход наблюдения
Выйти с детьми на прогулку, подойти к рябине, показать снегиря.
От простуд он не страдает, не страшится зимних вьюг
И к зиме не улетает на далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды и пригорок и пустырь,
Рад красавец красногрудый — житель
Севера — снегирь.
Отметить, какой красивый снегирь. (Черная головка, красная грудка.) Положить в кормушку ягоды рябины. Понаблюдать, как расправляется с ягодами: выклевывает семена, а мякоть бросает на землю. Птицам зимой холодно и голодно, поэтому надо заботиться о них, оберегать.
Наблюдение за сосульками
Цели:
познакомить с различными явлениями природы;
показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
Ход наблюдения
Что растет вниз головой? (Сосулька.) Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне. Почему? С южной стороны снег подтаивает и стекает капельками, сосульки не успевают Упасть и замерзают. Вырастает сосулька в морозную погоду, а в теплую уменьшается. Сосульки начинают «плакать». Найдите место, куда капают капельки. Чем оно отличается от соседних участков? Откуда произошло слово «капель»?
Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Предложить посмотреть вокруг через сосульку.
Сели дети на карниз и растут все время вниз? (Сосульки.) Почему сосульки «растут» кончиком вниз? Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.
Шаловливые сосульки сели на карниз,
Шаловливые сосульки посмотрели вниз.
Надоело им свисать, стали капельки бросать.
Целый день идет трезвон: «Кап-кап-кап! Дон-дон-дон!»
Наблюдение за рябиной
Цель: расширять знания о живой природе.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Что это за дерево? (Рябина.)
Дерево стоит какое? (Красивое, листья опали, остались висеть
гроздья красных ягод.)Какую пользу приносит рябина? (Ее плодами зимой подкармливают птиц.)
Эти камушки, рубиновые
И ягодки рябиновые
На холмах и на равнинах
Одевают кисти на рябинах.
Приметы ранней весны
Цели:
закреплять знания о времени года;
изучать приметы ранней весны.
Ход наблюдения
В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые облака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным — из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.
Скоро-скоро быть теплу —
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.
Надоела нам зима, уходи зима сама!
В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,
И расцвел подснежник в срок — самый первый наш цветок.
Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей!
Наблюдение за березой и елью
Цели:
расширять представления детей о деревьях;
воспитывать желание защищать и оберегать природу.
Ход наблюдения
Тонкая березка, ростом невеличка,
Словно у подростка, у нее косички!
Деревце на славу за год подросло!
До чего ж кудряво, до чего бело!
Живет в лесу красавица, зеленая, колючая.
Под Новый год нарядная к нам в комнату войдет.
Меня всегда в лесу найдешь,
Пойдешь гулять и встретишь:
Стою колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
Наблюдение за работой дворника
Цели:
продолжать воспитывать уважение к труду взрослых;
учить приходить на помощь окружающим.
Ход наблюдения
Обратить внимание детей на убранную территорию. Рассказать им об особенностях работы дворника, ее необходимости людям. Вызвать у детей желание соблюдать чистоту.
Наблюдение за природой
Цель: при знакомстве с деревьями учить постепенно запоминать их, находить отличительные признаки, называть отдельные части.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (Березы.)
Почему вы думаете, что это именно березы?
Какого цвета ствол у березы?
Как свисают у березы веточки?
Какую пользу приносит береза?
Наблюдение за снегирями и свиристелями
Цели:
углублять и пополнять знания о жизни птиц в зимний период;
вызывать желание заботиться о них.
Ход наблюдения
На деревьях появились красногрудые снегири и свиристели. Они летают стаями. Таежные жители, они неторопливо лущат семена ясеня, плоды рябины. Рассмотреть и найти различие в птицах. (Самцы у снегирей яркие, самочки серые, невзрачные.)
Чернокрылый, ясногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут.
Наблюдение за деревьями в морозный день
Цели:
расширять знания о растительном мире;
воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения
Подойти к вербе, елке. Объяснить детям, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать: не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками, не играть близко у ствола. Предложить детям посмотреть, есть ли зеленая травка под снегом? Раскопать снег. Напомнить, что если на ветках деревьев много снега, его нужно стряхнуть, иначе ветки могут обломиться.
Под снегом спят кусты и сад,
И пруд, и огород.
Наблюдение за набуханием почек на деревьях
Цели:
— закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений
в природе;— вызывать радостные чувства.
Ход наблюдения
Посмотреть, как набухают почки на деревьях. Понюхать их, осторожно потрогать руками.
Набухают почки,
Пробиваются листочки,
Начинают муравьи
Поправлять дворцы свои. Г. Ладонщиков
Наблюдение за птицами весной
Цели:
познакомить с жизнью птиц весной;
воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.
Ход наблюдения
С приближением весны к кормушке больше не прилетают синички, остались только воробьи и голуби. Наблюдать за появлением грача. Грач большой, черный, у него светлый клюв. Он кричит «гра-гра», отсюда его название. Сравнить с вороной.
Капли падают с крыши, Всюду пахнет весной. Небо кажется выше, Звонче воздух лесной. В поле снег синеватый Подмывает вода. Грач — разведчик крылатый — Теребит провода.
Наблюдение за проталинами и зеленой травой
Цель: закреплять умение понимать зависимость явлений в природе.
Ход наблюдения
Наблюдать за появлением проталин и зеленой травой (где проходит теплотрасса).
Рассмотреть росточки, они нежные, светло-зеленые. Рассмотреть пушистые серебристые почки ивы, срезать несколько веток и поставить в уголок природы. Отгадать загадку «Белые овечки скачут по свечке». (Ветка вербы с цветочными почками.)
Уж верба пушистая
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая
Повеяла крылом. А. Фет
Наблюдение за растениями и кустарниками
Цели:
— закреплять представление о том, что любое дерево и кустарник — живое существо;
— воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюденияПроверить, как перезимовали деревья. Воспитатель задает детям вопросы.
Каково состояние кроны деревьев на участке?
Какие еще произошли изменения?
Как страдают деревья от загрязнения воздуха? (Отмирают ветви
по краям кроны.)Наблюдение за тополем весной
Цель: расширять знания о том, что деревья и кустарники живые, весной от тепла пробуждаются почки, распускаются листочки.
Ход наблюдения
Рассмотреть толстые ветки тополя, его крупные почки и цилиндрические сережки. Напомнить детям, что в группе у них уже есть листья, которые хорошо пахнут. Спросить: «Почему в комнате на ветках появились листья, а на улице только почки?»
Эти маленькие почки
Распечатает весна.
А пока в них спят листочки
И растут во время сна.
Наблюдение за елочкой
Цели:
закреплять умение находить и описывать данное дерево;
учить выделять дерево из группы других на основе внешних
признаков.
Ход наблюдения
Рассмотреть красавицу-елочку на прогулке. Спеть ей добрую песенку, прочитать стихи, поводить хороводы.
Ели на опушке — до небес макушки —
Слушают, молчат, смотрят на внучат.
А внучата-елочки, тонкие иголочки,
У лесных ворот водят хоровод.
И. Токмакова
Наблюдение за насекомыми
Цель: формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.
С хоботом, а не слон. Не птица, а летает. Никто не приучает, А на нос садится. (Муха.)
Как выглядит муха?
Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые
подушечки на ногах; поскольку муха легкая, а сила сцепления подуше
чек с любой поверхностью очень велика, то муха в состоянии удер
жаться практически везде.)Почему мух называют вредными насекомыми?
Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)
Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)
Где мухи откладывают свои яйца? ( В навозе, мусоре.)
Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)
Для чего мухам служит хоботок? (Для захватывания пищи.)
Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз — простые и сложные: они
могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.)Наблюдение за транспортом
Цель: расширять знания о транспорте.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие виды машин вы знаете? (Легковые, грузовые, автокраны,
лесовоз, автобус.)Чем легковые машины отличаются от грузовых? (На легковых машинах и автобусах перевозят людей, а на грузовых разные грузы.) В чем сходство легковых и грузовых машин? (Уних есть фары, руль, мотор, сиденье, колеса передние и задние.)
Едем, едем мы домой
На машине легковой.
Наблюдение за птицами
Цель: расширять знания о птицах, прилетающих на участок детского сада.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Чем воробей отличается от голубя? (Воробей меньше, окрас серый; голубь больше, окрас белый и сизокрылый.)
Чем отличается крик воробья от крика голубя? (Воробей чирикает «чик-чирик», а голубь воркует «гуль-гуль-гуль».)
Какую пользу приносят воробьи? (Они поедают вредных насекомых, комаров и мошек.)
Отметить, что голуби ходят по земле, летают, сидят на крыше(иногда на деревьях). Воробьи прыгают — как на пружинках, летают, сидят на деревьях. Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой и часто переступая ногами, как голуби.
Наблюдение за собакой
Цель: расширять знания о животном мире.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост — колечком. (Собака.)
Кто это? (Собака.)
Какая по величине? (Большая, маленькая.)
Какая шерсть у собаки? (Гладкая, серая, короткая.)
Кто заботится о собаке? (Хозяин.)
Прочитать детям рассказ К. Ушинского «Играющие собаки» и обсудить его.
Трудовая деятельность
Наведение порядка на территории. Цели:
учить сгребать опавшие листья и на носилках относить их в
яму для компоста;объяснять, что листья за зиму перегниют в яме и получится
удобрение.Наблюдение за состоянием природы
Цели:
~ формировать представление о состоянии природы весной (тепло, много зеленой травки, цветов; летают бабочки, жуки; дети легко одеты и играют с песком и водой);
обогащать и активизировать словарь;
вызвать радостные переживания от общения с природой.
Ход наблюдения
Очень добрым, очень светлым. Золотистым, ясным днем
Мы поедем в гости к лету,
В гости к солнышку пойдем. Земляникой и цветами
Встретят нас и лес и луг,
Наши песни вместе с нами
Будут птицы петь вокруг.
Рано утром яркий лучик
Зазвенит в густой листве,
Речка плавать нас научит,
Ветер — бегать по реке. К. Ибраев
Наблюдение за солнцем
Цели:
— формировать представление о том, что когда светит солнце — на улице тепло;
— поддерживать радостное настроение.
Ход наблюдения
В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.
Смотрит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку.
Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду, ит солнышко и тепло. Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на прогулку маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они Поиграли с ним. Навести луч на стену. Солнечные зайчики играют
на стене. Поманить их пальчиком, пусть бегут к тебе. Вот он, светленький кружок, вот, вот, левее, левее. Убежал на потолок. По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его.
Весна в жизни лесных зверей
Цель: расширять представления о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж), насекомые, которые зимой спали; все устраивают свой гнезда, норы, выводят потомство.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Как медведица проводит зиму?
Кто рождается в берлоге?
Чем питаются медведи весной?
Как медведи забавляются?
Без забот и без тревог
Спал медведь в своей берлоге. Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый, Слышит: каплет — вот беда!
В темноте пошарил лапой И вскочил — кругом вода. Заспешил медведь наружу: Заливает — не до сна! Вылез он и видит лужи, Тает снег... Пришла весна.
Г. Ладонщиков
Наблюдение за деревьями и кустарниками
Цель: формировать бережное отношение к растениям.
Ход наблюдения
Осмотреть деревья и кустарники на участке (до начала сокодвижения), в присутствии детей удалить поврежденные и сухие ветки. Объяснить, зачем это делается.
Плакала Снегурочка, зиму провожая.
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники — снегурочкины слезы.
Г. Ладонщиков
Наблюдение за коровой
Цель: сформировать конкретное представление о корове как домашнем животном.
Ход наблюдения
Воспитатель читает детям потешку.
Рано-рано поутру пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровка вслед ему: «Му-му-му, му-му-му».
Воспитатель задает детям вопросы.
Кто это? (Корова.)
Где она живет? (В коровнике.)
Что она дает людям? (Молоко.)
Как человек ухаживает за коровой? (Пастухи пасут коров на пастбище; доярки ухаживают за коровами, кормят их сеном, доят утром и вечером, а молоко отправляют в магазин и детские садыветеринарный врач лечит коров.)